ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-10286/20 от 27.10.2021 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело №А09-10286/2020

15 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Лемешко Г.Е.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шершневой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Фокинского района», г.Брянск

к 1) Государственному казенному учреждению Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр», г.Брянск

2) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области), г.Брянск

третье лицо: Чувилин Евгений Анатольевич, г.Брянск

о взыскании 40 913 руб. 99 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: 20.10.2021: не явились, извещены; 27.10.2021: Демичев А.П. (доверенность от 11.01.2021);

от ответчиков: 1) от ГКУ Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр»: Лизунков С.М. (доверенность №14 от 28.09.2021);

2) от ГУ МЧС России по Брянской области: Евреинова В.В. (доверенность №130 от 23.08.2021);

от третьего лица: не явились, извещены

установил:

Дело рассмотрено 27.10.2021 после перерыва, объявленного в судебном заседании 20.10.2021 в порядке, установленном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис Фокинского района», г.Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр», г.Брянск, о взыскании 40 725 руб. 43 коп. долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги и содержания общего имущества дома за период с января 2017 года по май 2018 года.

В процессе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика 40 913 руб. 99 коп. долга. Ходатайство удовлетворено судом, в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Определением суда от 24.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области), г.Брянск.

Определением суда от 10.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области), с исключением из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора.

Определением суда от 22.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чувилин Евгений Анатольевич, г.Брянск.

Представитель истца в судебном заседании после перерыва поддержал исковые требования, представил возражения по отзывам ответчиков.

Представитель ответчика ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» поддержал ранее заявленные возражения по иску.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Брянской области представил дополнение к возражениям на исковое заявление.

Третье лицо не явилось, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со ст.123, ст.163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, извещено надлежащим образом.

Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие третьего лица, в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилсервис Фокинского района» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1 (договор управления №0052/16 от 10.11.2014, в котором в период с января 2017 года по май 2018 года оказывало услуги по содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в указанном многоквартирном доме.

Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 04.06.2018, 06.03.2019 в отношении жилого помещения (квартиры) №86, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, до 24.12.2004 правообладателями являлись Фролова О.А. и Фролов В.В. на праве совместной собственности, с 24.12.2004 (на основании договора дарения от 17.12.2004) правообладателем являлось Государственное казенное учреждение Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр» на праве оперативного управления, с 04.06.2018 (на основании решения Арбитражного суда Брянской области) правообладателем являлось Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области) на праве оперативного управления.

Обязательства по оплате расходов по содержанию общего имущества и коммунальных услуг собственником (пользователем, нанимателем) вышеуказанного жилого помещения в многоквартирном доме не исполнены надлежащим образом, в связи с чем перед ООО «Жилсервис Фокинского района» образовалась задолженность по оплате коммунальных платежей и содержанию общего имущества дома за период с января 2017 года по май 2018 года в размере 40 913 руб. 99 коп.

Истец направил в адрес ответчика ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» претензию от 13.03.2019 (вручена последнему 20.03.2019) с требованием оплатить образовавшуюся задолженность по оплате коммунальных платежей и содержанию общего имущества дома. Указанная претензия была оставлена ответчиком ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что в спорный период расположенное в многоквартирном доме вышеуказанное жилое помещение, принадлежало на праве оперативного управления ответчику ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр», а также на неисполнение обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию общего имущества дома, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований).

Возражая против заявленных исковых требований, ответчик ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с уставом имущество ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» относится к областной собственности и закрепляется на праве оперативного управления, при этом, сведения о том, что с 24.12.2004 на основании договора дарения от 17.12.2004 правообладателем являлось ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» на праве оперативного управления в единый государственный реестр недвижимости были зарегистрированы Управлением Росреестра по Брянской области ошибочно, поскольку не было учтено, что данное жилое помещение передавалось в федеральную собственность. Кроме того, указанным жилым помещением ответчик ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» никогда не владело, не пользовалось, поскольку фактически данным жилым помещением распоряжался ответчик Главное управление МЧС России по Брянской области, используя его как служебное жилье. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2018 по делу №А09-11591/2017.

В связи с чем, определением суда от 10.02.2021 Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области) по ходатайству истца было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Гражданские права и обязанности в силу ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

В силу ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2018 по делу №А09-11591/2017 признано отсутствующим право оперативного управления ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» на двухкомнатную квартиру площадью 44,8 кв.м, расположенную по адресу: г.Брянск, Фокинский район, пр-т Московский, д.81, корп.1, кв.86; признано право собственности Российской Федерации на двухкомнатную квартиру площадью 44,8 кв.м, расположенную по адресу: г.Брянск, Фокинский район, пр-т Московский, д.81, корп.1, кв.86; признано право оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области на двухкомнатную квартиру площадью 44,8 кв.м, расположенную по адресу: г.Брянск, Фокинский район, пр-т Московский, д.81, корп.1, кв.86.

Данным решением суда установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что между Фроловой О.А., Фроловым В.В. (дарители) и Главным управлениям по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Брянской области (одаряемый) заключен договор дарения от 17.12.2004, по условиям которого дарители безвозмездно передали в федеральную собственность с правом оперативного управления одаряемому принадлежащую им на праве общей долевой (по ? доли) собственности двухкомнатную квартиру, общей площадью 44,8 кв.м, расположенную по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, кв.86, а одаряемый дар принял.

На основании данного договора дарения была произведена 24.12.2004 государственная регистрация права оперативного управления Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Брянской области на данный объект недвижимости, свидетельство о государственной регистрации права серии 32АВ №005041 от 24.12.2004.

Свидетельство государственной регистрации права собственности Российской Федерации в установленный срок не оформлено, не зарегистрировано.

Постановлением администрации Брянской области №242 от 06.05.2005 «О создании комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области» в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС России и исполнительными органами государственной власти Брянской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, с 05.05.2005 в структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области создан комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Брянской области переименовано в Брянское областное государственное учреждение «Брянский пожарно-спасательный центр».

На основании распоряжения администрации Брянской области №512-р от 19.08.2005 «О создании комиссии по разделению государственного имущества между главным управлением МЧС России по Брянской области и комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области», в целях урегулирования имущественных отношений между Комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области и Главным управлением МЧС России по Брянской области, объект недвижимости жилое помещение (квартира) площадью 44.8 кв.м, расположенное по адресу: г.Брянск, Фокинский район, пр-т Московский, д.81, корп.1, кв.86, которая передавалась в федеральную собственность, числится за Главным управлением МЧС России по Брянской области.

В соответствии с постановлением администрации Брянской области №1003 от 05.10.2010 «О создании казенных учреждений путем изменения типа действующих бюджетных учреждений» был изменен тип существовавшего Брянского областного государственного учреждения «Брянский пожарно-спасательный центр» с 14.01.2011 на Государственное казенное учреждение Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр».

В соответствии с уставом имущество ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» относится к областной собственности и закрепляется на праве оперативного управления.

Доказательств, подтверждающих, что спорный объект в установленном порядке был изъят из федеральной собственности и передан в муниципальную собственность, не представлено.

На основании изложенного данным решением суда установлено, что поскольку спорная квартира передавалась в федеральную собственность, фактически использовалась федеральным органом Главным управлением МЧС России по Брянской области для проживания военнослужащих, как служебное жилье, находится на балансе Главного управления МЧС России по Брянской области, которое несет затраты по его содержанию и эксплуатации, имущество используется по целевому назначению в социально значимых целях, право собственности Российской Федерации на указанное помещение возникло в силу закона, следовательно, собственником спорного имущества является Российская Федерация, а также установлено, что фактически спорный объект не выбывал из оперативного управления Главного управления МЧС России по Брянской области. В связи с чем, суд установил, что в данном случае Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области было ошибочно зарегистрировано право оперативного управления за Брянским областным государственным учреждением «Брянский пожарно-спасательный центр Брянской области» на объект недвижимости жилое помещение, а именно, квартиру площадью 44,8 кв.м, расположенную по адресу: г.Брянск, Фокинский район, пр-т Московский, д.81, корп. 1, кв. 86, поскольку не было учтено, что спорный объект недвижимости передавался в федеральную собственность.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что зарегистрированное право или сделка могут быть оспорены в суде, то есть оспариванию подлежит не сама по себе запись о регистрации, а само субъективное право, возникшее из договора.

В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В силу п.1 ст.17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего в указанный период, одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2018 по делу №А09-11591/2017, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области были внесены изменения в единый государственный реестр недвижимости от 04.06.2018.

Таким образом, согласно обстоятельствам, установленным решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2018 по делу №А09-11591/2017, в спорный период ответчику Главному управлению МЧС России по Брянской области на праве оперативного управления принадлежало жилое помещение (квартира) №86, расположенная в многоквартирном доме по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, которая является собственностью Российской Федерации.

В силу п.4 ст.214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2018 по делу №А09-11591/2017 также установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что между Главным управлением МЧС России по Брянской области (наймодателем) и Чувилиным Евгением Анатольевичем (нанимателем) был заключен договор найма специализированного жилого помещения №24 от 10.03.2011.

Согласно ч.1 ст.100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме (ч.3, ч.7 ст.100 Жилищного кодекса РФ).

Согласно п.1 указанного договора наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование специализированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 44,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Брянск, пр-т Московский, д.81, корп.1, кв.86. Специализированное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Главном управлении МЧС России по Брянской области (п.2 договора).

В соответствии с пп.6 п.7 указанного договора наниматель обязан с момента заключения договора своевременно вносить плату за коммунальные услуги (обязательные платежи).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

В силу ч.5 ст.100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, регламентирующие права и обязанности сторон по договору социального найма жилого помещения.

В силу п.1 ст.671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п.1 ст.672 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.673 Гражданского кодекса РФ наниматель жилого помещения в многоквартирном доме наряду с пользованием жилым помещением имеет право пользоваться имуществом, указанным в статье 290 настоящего Кодекса.

В силу ст.678 Гражданского кодекса РФ, п.5 ч.3 ст.67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч.3 ст.153 Жилищного кодекса РФ).

Предметом договора социального найма может быть только жилое помещение государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда, соответственно наймодателями выступают государство (РФ, субъект РФ) или муниципальное образование в лице своих органов или управомоченное ими лицо. Нанимателями могут быть только граждане РФ.

Вышеуказанные нормы права устанавливают обязанность нанимателя по договору найма или договору социального найма с момента заключения такого договора вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги самостоятельно, при этом до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно ч.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В силу ч.4 ст.155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Согласно п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из изложенных норм, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы государственной власти несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.

Иное свидетельствовало бы о фактическом освобождении нанимателей, проживающих в спорных жилых помещениях в спорные периоды, от несения расходов за занимаемые ими помещения, что не предусмотрено жилищным законодательством (определение Верховного Суда РФ от 09.06.2015 № 302-ЭС15-1968).

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.2013 по делу №15066/12, Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015, по смыслу чч.4, 6 и 6.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что поскольку договор найма специализированного жилого помещения №24 от 10.03.2011, заключенный между Главным управлением МЧС России по Брянской области (наймодателем) и Чувилиным Евгением Анатольевичем (нанимателем) прекратил свое действие в 2014 году, следовательно, в спорный период оплату за жилое помещение должны производить органы государственной власти или управомоченные ими лица, по мнению истца, ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» обязано оплатить задолженность за спорный период.

Данный довод суд считает неправомерным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащим представленным в материалы дела доказательствам.

Согласно ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч.1 ст.103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.08.2016 №56-КГ16-8.

В отзыве на исковое заявление, ответчик Главное управление МЧС России по Брянской области пояснил, что Чувилин Е.А. являлся сотрудником Главного управления МЧС России по Брянской области, проходил службу по контракту в период с 14.01.2004 по 09.12.2014, затем был уволен с занимаемой должности по собственному желанию. Однако, служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, кв.86, не возвратил, в связи с чем Главное управление МЧС России по Брянской области обратилось в Фокинский районный суд г.Брянска с исковым заявлением о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, кв.86, и выселении из указанного жилого помещения (дело №2-1330/2018).

Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 19.11.2018 по делу №2-1330/2018, вступившим в законную силу, исковые требования Главного управления МЧС России по Брянской области удовлетворены, Чувилин Евгений Анатольевич признан утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1, кв.86, выселен из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В данном решении также указано, что решение суда является основанием для снятия Чувилина Евгения Анатольевича с регистрационного учета по указанному адресу.

Указанным решением было установлено, что указанная квартира была передана Чувилину Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения №24 от 10.03.2011. Чувилин Е.А. В с 09.12.2014 в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Брянской области не состоит, уведомлен о необходимости освобождения служебного помещения в течение десяти дней с момента увольнения, однако, спорное жилое помещение не освободил, ключи не передал. Уведомление Главного управления МЧС России по Брянской области с требованием об освобождении данного жилого помещения, оставлено Чувилиным Е.А. без ответа. Суд установил, что на дату вынесения решения Чувилин Е.А. жилое помещение не освободил, не снял с регистрационного учета, при этом в данном помещении находятся вещи, принадлежащие Чувилину Е.А.

В соответствии с ч.3 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно выпискам из поквартирной карточки по жилому помещению (квартира №86 по адресу: г.Брянск, пр-т Московского, д.81, корп.1) 12.12.2019, от 16.08.2021, составленным управляющей организацией ООО «Жилсервис Фокинского района» наниматель Чувилин Е.А. поставлен на регистрационный учет в указанном помещении 21.03.2011, снят с регистрационного учета 25.12.2018.

Таким образом, в спорный период с января 2017 года по май 2018 года указанное жилое помещение находилось в пользовании нанимателя Чувилина Е.А., что также подтверждается сведениями ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету данного жилого помещения.

Доказательств, подтверждающих расторжение договора найма, либо возврата спорного помещения Главному управлению МЧС России по Брянской области, а также доказательств свидетельствующих об обращении истца за взысканием спорной задолженности к нанимателю в суд общей юрисдикции и отказа в таком взыскании, материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд считает, что по общему правилу при передаче квартиры, находящейся в государственной собственности, гражданину по договору найма, обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за жилое помещение и коммунальные услуги в силу закона лежит на нанимателе. Действующее гражданское и жилищное законодательство не предусматривает обязанности собственника жилого помещения возмещать управляющей компании задолженность нанимателей этих помещений по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что поскольку в спорный период жилое помещение было передано и фактически использовалось физическим лицом (нанимателем), доказательств, подтверждающих расторжение договора найма, либо возврата спорного помещения в спорный период либо ранее, в нарушение положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в материалы дела не представлено, следовательно, данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии оснований для предъявления истцом требования о взыскании 40 913 руб. 99 коп. долга к ответчикам.

В соответствии с ч.5 ст.46 Арбитражного процессуального кодекса РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.

В силу ч.1 ст.4, ч.2 ст.44, ч.5 ст.46 и ч.1 ст.47 Арбитражного процессуального кодекса РФ именно истцу принадлежит право определения предмета и основания иска, а также процессуального статуса участвующих в деле лиц.

Согласно ч.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Истцом ходатайств о замене ненадлежащих ответчиков, либо о привлечении к участию в деле соответчика не заявлено, несмотря на предложение суда в судебном заседании представитель истца пояснил, что данные ходатайства не будут заявлены.

С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования к ответчикам ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр», Главному управлению МЧС России по Брянской области подлежат оставлению без удовлетворения.

Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на истца, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясьст.ст.167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Фокинского района», г.Брянск, к Государственному казенному учреждению Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр», г.Брянск, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (Главное управление МЧС России по Брянской области), г.Брянск, оставить без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья Г.Е. Лемешко