ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-1776/16 от 30.05.2016 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск  Дело № А09-1776/2016

  июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2016 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Кулинич Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волвенковой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента сельского хозяйства Брянской области 

к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Возрождение"

о взыскании 750008 руб. 20 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 - представитель (доверенность №3-1 от 11.01.2016);

от ответчика: не явились (уведомлены),

установил:

Департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Возрождение" о взыскании 750008 руб. 20 коп., полученных в качестве гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств или возражений не заявил.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в отсутствие ответчика.

Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующее:

Администрацией Брянской области от 15.05.2012 года издано постановление (далее - Постановление) № 432 «Об утверждении порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области» (2012 - 2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области».

15 апреля 2014 года ответчиком в конкурсную комиссию Департамента сельского хозяйства Брянской области подана заявка на участие в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2015 годы).

Согласно Протоколу № 1 от 27.05.2014 заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2015 годы), ответчик признан участником вышеуказанной программы. Указанным протоколом КФХ "Возрождение" определено выделение гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 2819500 руб.

11 июня 2014 года между Департаментом сельского хозяйства Брянской области (Департамент) и КФХ "Возрождение" в лице главы КФХ ФИО2 заключено соглашение №9 о порядке взаимодействия сторон при предоставлении бюджетных ассигнований в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы для поддержки и реализации проектов по созданию, развитию, комплектации семейных животноводческих ферм с целью увеличения объемов производства молока, мяса поголовья КРС, овец, коз, птицы, создания дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.

По условиям указанного соглашения, КФХ "Возрождение" в лице главы КФХ ФИО2 обязался: -использовать Грант в соответствии с планом расходов бизнесплана в течении 18 месяцев со дня поступления денежных средств на счет главы КФХ - участника программы на следующие цели: приобретение с/х животных; приобретение с/х техники, оборудования, инвентаря; строительство и реконструкция производственных помещений, зданий, сооружений. (п. 2.2.1. Соглашения); - оплачивать за счет собственных и заемных средств не менее 40% стоимости проводимых работ по строительству или реконструкции животноводческой фермы и каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов (пункт 2.2.1 настоящего соглашения), в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 %. (п. 2.2.2. соглашения); - создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств Гранта на счет Главы КФХ. (п. 2.2.3. Соглашения); - предоставить по требованию Департамента дополнительные документы, заверенные в установленном порядке, подтверждающие целевое использование государственной поддержки. (п. 2.2.9 Соглашения).

В целях реализации Постановления Администрации Брянской области от 15.05.2012 года № 432, Департаментом сельского хозяйства Брянской области изданы приказ от 17.06.2014 года № 188 «О распределении средств, полученных их федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 году и приказ от 17.06.2014 года № 187 «О распределении средств, полученных из областного бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 году.

В соответствии с данными приказами ответчику предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2 819 500 рублей, что подтверждается платежными поручениями №73226 от 19.06.2014 и №645699 от 20.06.2014.

Пунктом 5 Постановления № 432 определена обязанность глава хозяйства оплачивать не менее 40% от стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане за счет собственных средств.

Аналогичное обязательство принимает на себя участник программы в соответствии с п.2.2.2 Соглашения.

В соответствии с пунктом 5 Постановления №432, глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.

Аналогичное обязательство принимает на себя участник программы в соответствии с пунктом 2.2.1. Соглашения.

В установленные соглашением №9 от 11.06.2014 сроки, ответчик не представил истцу документы, подтверждающие целевое использование и расходование гранта на сумму 750008 руб. 20 коп.

В связи с непредставлением документов, подтверждающих целевое использование сумм, и оставлением ответчиком без ответа претензии Департамента от 29.11.2015, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.

Заслушав доводы представителя истца, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 1.1. Указа Губернатора Брянской области от 29.01.2013 года №67 «О переименовании комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области», Департамент сельского хозяйства Брянской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий области;

-осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;

-утверждает и доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;

-составляет отчеты об использовании средств областного и федераль­ного бюджетов;

-осуществляет в установленном порядке контроль за целевым исполь­зованием бюджетных средств (п.п.2.1.11-2.1.14 Положения).

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ.

На основании ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается, в частности, из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п.4 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование субсидий и субвенций в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, влечет их возврат в соответствующий бюджет.

В п.п. 2.2.8-2.2.9 соглашения №9 от 11.06.2014 стороны установили обязательство Участника Программы: предоставлять ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент отчетность в порядке, по форме и в сроки, установленные приказом Минсельхоза РФ от 22 марта 2012 года №198, приказом Минфина от 02 июля 2010 года №66н и другими нормативными правовыми актами Правительства РФ; предоставлять по требованию Департамента дополнительные документы, заверенные в установленном порядке, подтверждающие целевое использование государственной поддержки.

В случае использования Гранта не по целевому назначению, выделенные денежные средства подлежат возврату Участником Программы в добровольном или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (п.3.2 соглашения).

Как следует из материалов дела, ответчик не представил в Департамент отчеты и документы, подтверждающие использование Гранта по целевому назначению. Претензия Департамента о предоставлении отчетности была оставлена Главой КФХ "Возрождение" без удовлетворения.

Статьей 65 АПК Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик ответчиком в ходе судебного разбирательства были представлены документы подтверждающие несение затрат на ГСМ и удобрения, данные документы в ходе проверки не представлялись Департаменту. Суд не может принять представленную отчетность по затратам на ГСМ и удобрения как целевые затраты, поскольку п. 6 Постановления Администрации Брянской области №432 от 16.05.2012 не предусматривает приобретение горюче-смазочных материалов и удобрений за счет денежных средств гранта.

В силу п.3.1. ст.70 АПК Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК Российской Федерации, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в связи с недоказанностью факта целевого расходования полученных ответчиком в виде гранта денежных средств.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина по иску о взыскании 750008 руб. 20 коп. составляет 18000 руб. 16 коп.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных органов и (или) общественных интересов.

На основании указанной нормы налогового законодательства при подаче настоящего иска государственная пошлина истцом не уплачивалась.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Вместе с тем, учитывая тяжелое материальное положение ответчика, а также сезонный характер деятельности, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины подлежащей взысканию с ответчика до 2000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Департамента сельского хозяйства Брянской области удовлетворить.

Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Возрождение" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Департамента сельского хозяйства Брянской области 750008 руб. 20 коп.

Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Возрождение" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                              Кулинич Е.И.