Арбитражный суд Брянской области
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
23 сентября 2021 года Дело № А09-3382/2021
город Брянск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.09.2021.
В полном объеме решение изготовлено 23.09.2021.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Репешко Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью УК «ДомУютСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), п.Путевка Брянского района Брянской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис Мичуринский» (ИНН <***>, ОГРН <***>), п.Мичуринский Брянского района Брянской области, об обязании передать техническую документацию на многоквартирные дома,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 30.12.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УК «ДомУютСервис», п.Путевка Брянского района Брянской области (далее – ООО УК «ДомУютСервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис Мичуринский», п.Мичуринский Брянского района Брянской области (далее – ООО «Жилсервис Мичуринский», ответчик) об обязании ответчика передать истцу техническую документацию и иные связанные с управлением многоквартирными домами №8 и №10 по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района документы: 1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; 2) проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, водоотведения, генплан территориального разграничения; 3) копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; 4) реестр собственников с указанием площади помещений МКД; 5) заключения диагностирования внутреннего газового оборудования (ВДГО); 6) заключения энергетического обследования; 7) сведения о зарегистрированных в помещениях МКД; в случае отсутствия документации на многоквартирные дома №8, №10 по ул.Молодежная, п.Мичуринский обязать ООО «Жилсервис Мичуринский» в течение трех месяцев за свой счет восстановить и передать ее ООО УК «ДомУютСервис».
Определением суда от 19.05.2021 исковое заявление было оставлено без движения, истцу предложено в срок до 10.06.2021 устранить допущенные нарушения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 31.05.2021 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
В судебное заседание 16.09.2021 ответчик не явился, уведомлен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, отводов и ходатайств в суд не направил.
Истец заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в течение дня в связи с необходимостью подготовки ходатайства об уточнении исковых требований, просил рассмотреть дело после перерыва по существу в его отсутствие.
Ходатайство истца об объявлении перерыва в судебном заседании судом удовлетворено, в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 16.09.2021, после перерыва судебное заседание продолжено в 15 час. 00 мин. в отсутствие представителей сторон; от ответчика отводов, возражений, каких-либо ходатайств в суд не поступило.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил суд обязать в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу ответчика передать истцу техническую документацию и иные связанные с управлением многоквартирными домами №8 и №10 по ул. Молодежная в п. Мичуринский Брянского района документы: 1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; 2) проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, водоотведения, план участка с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; 3) копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; 4) заключения диагностирования внутреннего газового оборудования (ВДГО); 5) сведения о зарегистрированных в помещениях МКД, поквартирные карточки.
В случае отсутствия документации на многоквартирные дома №8, №10 по ул. Молодежная, п. Мичуринский истец просил обязать ООО «Жилсервис Мичуринский» в течение трех месяцев за свой счет восстановить и передать ее ООО УК «ДомУютСервис».
В порядке ст. 49 АПК РФ ходатайство истца об уточнении исковых требований судом удовлетворено.
Дело рассмотрено в их отсутствие сторон в порядке, предусмотренном ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно протоколу от 21.09.2020 №1 и протоколу от 22.09.2020 №1 собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: 241524, <...> дом №8 и дом №10 приняли решения о выборе новой управляющей компании - ООО УК «ДомУютСервис» (л.д. 30-39, 40-49).
28.10.2020 Государственной жилищной инспекцией Брянской области по результатам рассмотрения заявлений ООО УК «ДомУютСервис» принято решение №8621/01 о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области №5631 от 29.09.2020, №5482 от 23.09.2020 путем исключения адресов многоквартирных домов (далее - МКД) № 8 по ул.Молодежная п.Мичуринский Брянский район Брянская область, №10 по ул.Молодежная п. Мичуринский Брянский район Брянская область из перечня МКД к лицензии от 30.04.2015 №102, выданной ООО «Жилсервис Мичуринский»; - включения МКД № 8 по ул.Молодежная п.Мичуринский Брянский район Брянская область, №10 по ул.Молодежная п.Мичуринский Брянский район Брянская область в перечень МКД к лицензии от 30.04.2015 №101, выданной ООО УК «ДомУютСервис» (л.д. 29).
На основании данного решения ООО УК «ДомУютСервис» обязано приступить к управлению данными домами с 01.11.2020.
03.11.2020 исх. №169 и 25.11.2020 исх. №179 (повторно) ООО УК «ДомУютСервис» направило в адрес ООО «Жилсервис Мичуринский» письма, в которых указало, что 28.10.2020 ГЖИ Брянской области внесено изменение в реестр лицензий Брянской области путем включения адреса домов №8 и №10 по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района Брянской области, в перечень МКД к лицензии №101 от 30.04.2015, выданной ООО УК «ДомУютСервис». Кроме того, в указанном письме ООО УК «ДомУютСервис» предложило передать показания коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения деятельности по управлению указанными выше домами по холодной воде, по отоплению (при наличии), по электроэнергии по акту приема - передачи в присутствии представителей компании и ООО УК «ДомУютСервис», а также техническую документацию на многоквартирный дом №8 по ул.Молодежная п.Мичуринский Брянского района, №10 по ул.Молодежная п.Мичуринский Брянского района и иные документы, связанные с управлением этими домами, а также, ключи от чердачных, подвальных помещений в управляющую организацию ООО УК «ДомУютСервис» (л.д. 19- 22, 23-25).
В ответе от 14.12.2020 исх. №184 на письмо от 25.11.2020 исх. №179 ответчик сообщил, что техническая документация и иная документация у компании отсутствует (л.д. 26).
Как следует из искового заявления, по состоянию на 23.03.2021 техническая и иная документация на МКД №8, №10 по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района Брянской области ответчиком в управляющую компанию ООО УК «ДомУютСервис» в соответствии с законодательством Российской Федерации не передана.
Ссылаясь на то, что отсутствие технической документации, а также иной документации у ООО «УК ДомУютСервис» на данные многоквартирные дома является препятствием в осуществлении законного права на управление многоквартирными домами, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Письменного мотивированного отзыва с возражениями относительно удовлетворения исковых требований от ответчика не поступило, в предварительном судебном заседании 22.06.2021 представитель ответчика просил иск отклонить ввиду отсутствия у ООО «Жилсервис Мичуринский» спорной документации.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Исходя из части 1 и пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К его компетенции относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений действующего жилищного законодательства следует, что управляющей организацией признается организация, на которую возложены обязанности по управлению многоквартирным домом на основании заключенного в установленном порядке договора управления многоквартирным домом. Порядок и условия заключения договора управления многоквартирным домом урегулированы положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, что установлено частью 9 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 22.11.2011 №7677/11, статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону. В правовой конструкции договора управления многоквартирными домами не усматривается наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 ЖКРФ).
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24, 26 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила №491).
Как следует из материалов дела, собственники помещений в спорных домах на общем собрании избрали в качестве управляющей организации ООО УК «ДомУютСервис». Решением государственной жилищной инспекции Брянской области от 28.10.2020 №8621/01 внесены изменения в реестр лицензий Брянской области, спорные дома исключены из перечня МКД к лицензии от 30.04.2015 №102, выданной ООО «Жилсервис Мичуринский» и включен в перечень МКД к лицензии от 30.04.2015 №101, выданной ООО УК «ДомУютСервис».
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения очного и заочного голосования, установлен статьями 45-48 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Из данной нормы Кодекса следует, что кворум определяется исходя из участия в голосовании собственников как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
В подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирных домом №8 и №10 по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района Брянской области в форме очно-заочного голосования приняли решение о выборе новой управляющей компании – ООО УК «ДомУютСервис, представлены протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.09.2020 №1 и от 22.09.2020 №1, данные которых свидетельствуют об участии в собрании собственников помещений, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, а, соответственно, о правомочности общего собрания собственников помещений, оформленного указанным протоколом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ходе проведенного голосования собственники помещений указанных многоквартирных домов реализовали свое право, предоставленное им пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией, и на выбор иной управляющей организации.
В силу пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Постановление № 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора, уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Как указывалось выше, в материалы дела представлены письма (уведомления) от 03.11.2020 исх. №169 и от 25.11.2020 исх. №179 с сообщением о принятом собственниками решении о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «ДомУютСервис» и о передаче технической документации на МКД №8 и №10, расположенные по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района Брянской области.
В соответствии с пунктом 19 Постановления №416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Постановления №416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, к технической документации долговременного хранения относятся:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги; - паспорта лифтового хозяйства; - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, определяется пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 №491.
В состав иных документов включаются:
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Из вышеприведенных норм следует, что организация, ранее управлявшая жилым домом, обязана передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы управляющей компании, с которой в установленном порядке заключен договор на управление домом. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Довод ответчика, заявленный устно в предварительном судебном заседании 22.06.2021, об отсутствии у него обязанности по передаче и восстановлению технической документации на спорный многоквартирный жилой дом ввиду изначального отсутствия у него данной документации не принимается арбитражным судом во внимание как противоречащий нормам материального права.
Согласно положениям действующего законодательства организация, ранее управляющая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами №416 порядке, техническую и иную документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собранием собственников помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, суды приходит к выводу об обязанности ответчика передать техническую документацию на дома, а при ее отсутствии восстановить ее за свой счет и передать истцу как вновь избранной управляющей организации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 07.07.2020 по делу №302-ЭС20-8915 по делу №А19-9365/2018.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, в случае предъявления управляющей компанией требования о передаче технической документации должник обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору.
Принимая во внимание, что общим собранием собственников помещений МКД №8 и №10 по ул.Молодежная в п.Мичуринский Брянского района Брянской области принято решение о выборе новой управляющей организации – ООО УК «ДомУютСервис», следует признать обоснованными требования истца об обязании ответчика передать техническую и иные связанные с управлением домом документы, необходимые для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов №8 и №10, расположенных по адресу: 241524, <...> а именно:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения;
- копии кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- заключения диагностирования внутреннего газового оборудования (ВДГО);
- карточки поквартирного учета.
Суд исключил из перечня документации, указанных истцом об обязании ответчика передать техническую и иные связанные с управлением домом документы, а именно: «сведения о зарегистрированных в помещениях МКД №8 и №10», указав при этом только «поквартирные карточки», так как данные документы являются идентичными, поскольку поквартиная карточка является документом строгой отчетности, которая заполняется на каждое жилое помещение на территории РФ для учета всех лиц (в том числе несовершеннолетних), законно проживающих в нем в настоящее время, а также живших ранее (как постоянно, так и временно) и уже выписавшихся с этой жилплощади, в связи с чем, поквартирная карточка несет в себе «сведения о зарегистрированных лицах в жилом помещении МКД».
Кроме того, суд посчитал необходимым объединить перечень документации «план участка с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем» и «копии кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра».
Суд считает необходимым учесть, что вышеуказанная документация должна была составляться ответчиком в ходе управления многоквартирным домом, а отсутствие ее у ответчика не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности восстановления и передачи такой документации истцу, так как негативные последствия внутренних организационных проблем ответчика не могут быть переложены на истца.
В соответствии с пунктом 21 Правил №416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах №491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил № 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил № 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
С учетом изложенного, суд признает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 12 000 руб. При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина по иску в размере 12 000 руб. по платежным поручениям от 09.04.2021 №101 и от 25.05.2021 №137.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис Мичуринский», п.Мичуринский Брянского района Брянской области, в 7-дневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения передать обществу с ограниченной ответственностью УК «ДомУютСервис», п.Путевка Брянского района Брянской области, техническую документацию на многоквартирные жилые дома №8 и №10 по ул.Молодежная в п.Мучиринский Брянского района Брянской области и иные связанные с управлением указанных многоквартирных жилых домов документы, а именно:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения;
- копии кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- заключения диагностирования внутреннего газового оборудования (ВДГО);
- карточки поквартирного учета.
В случае отсутствия указанных документов обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис Мичуринский», п.Мичуринский Брянского района Брянской области, в 3-месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения восстановить документы за свой счет и передать их обществу с ограниченной ответственностью УК «ДомУютСервис», п.Путевка Брянского района Брянской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Мичуринский», п.Мичуринский Брянского района Брянской области, в пользу общества с ограниченной ответственностью УК «ДомУютСервис», п.Путевка Брянского района Брянской области, 12 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Тула.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья Н.А. Репешко