Арбитражный суд Брянской области
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru e-mail: info@bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 06.03.2012 г.
город Брянск Дело №А09-396/2012
06 марта 2012 года
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Дюбо Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапожковой Е.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Коммерсант», г. Брянск
к ГКУ «Центр занятости населения города Брянска», г. Брянск
о взыскании 382350 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 (генеральная доверенность от 01.07.2011 г.)
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2012 г.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Коммерсант», г. Брянск (далее – ООО «Коммерсант»), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Брянска», г. Брянск (далее «ГКУ «ЦЗН города Брянска»), о взыскании 382350 руб. убытков в виде упущенной выгоды из-за отказа в заключении государственного контракта.
Ответчик иск оспорил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил.
Как следует из материалов дела, 03.10.2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) ГКУ «ЦЗН города Брянска» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок (номер извещения 0327200017311000003) на право заключения контракта на оказание услуг по созданию и внедрению системы защиты персональных данных информационной системы ГКУ «ЦЗН города Брянска» с начальной (максимальной) ценной контракта 498766 руб. 67 коп.
10.10.2011 г. ООО «Коммерсант» подало котировочную заявку, в которой выразило согласие на исполнение условий контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, с предложением цены контракта – 382350 руб.
Согласно протоколу № 0327200017311000003-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 14.10.2011 г. до окончания срока подачи заявок в адрес ГКУ «ЦЗН города Брянска» поступило 2 котировочные заявки: от ЗАО «Калуга Астрал» и ООО «Коммерсан», которые были допущены к участию в запросе котировок.
По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочной комиссией принято решение о признании ООО «Коммерсант» победителем.
Ссылаясь, что ответчик необоснованно отказал в заключении государственного контракта истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 11 Гражданского кодекса РФ предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15).
Из смысла названных норм права следует, что для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, истец в соответствии со ст. 65 АПК РФ, должен доказать противоправность поведения причинителя вреда, наличие и размер понесенных убытков, причинно-следственную связь между противоправностью действий (бездействия) ответчика и наступившими негативными последствиями.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказов путем запроса котировок регламентировано главой 4 Закона № 94-ФЗ.
В силу частей 1, 2 ст. 42 Закона № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
Статьей 45 Закона № 94-ФЗ установлен порядок проведения запроса котировок.
Так, согласно п. 1 ст. 45 Закона № 94-ФЗ Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
При этом п. 2 ст. 45 Закона № 94-ФЗ определено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 названного Закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
Из п. 4 ст. 43 Закона № 94-ФЗ следует, что запрос котировок должен содержать следующие сведения: наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с требованиями частей 2, 3 ст. 47 Закона № 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Как отмечено ранее, 03.10.2011 г. ГКУ «ЦЗН города Брянска» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок (номер извещения 0327200017311000003) на право заключения контракта на оказание услуг по созданию и внедрению системы защиты персональных данных информационной системы ГКУ «ЦЗН города Брянска».
Кроме того, совместно с запросом котировок на сайте были размещены проект соответствующего государственного контракта на оказание услуг по созданию и внедрению защиты персональных данных информационной системы заказчика (ГКУ «ЦЗН города Брянска») и техническое задание, являющееся приложением № 1 к государственному контракту.
Пункт 5 технического задания содержит общие требования к исполнителю услуг, а именно: услуги должны выполняться организацией-лицензиатом ФСТЭК России и ФСБ России с привлечением специалистов подразделений по защите информации заказчика.
Организация-лицензиат должна иметь следующие лицензии:
- лицензия ФСБ России на осуществление распространения шифровальных (криптографических) средств;
- лицензия ФСБ России на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств;
- лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Запрос котировок соответствует требованиям, предъявляемым Законом № 94-ФЗ.
Поскольку в своей котировочной заявке от 10.10.2011 г. ООО «Коммерсант» согласился с предъявляемыми требованиями и предложил наименьшую цену контракта, в соответствии с Законом № 94-ФЗ обосновано был признан победителем котировочной комиссией.
В соответствии с ч. 7.1 Закона № 94-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
В силу ч. 8 ст. 47 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
ГКУ «ЦЗН города Брянска» направило в адрес ООО «Коммерсант» проект государственного контракта, а также письмо с требованием предоставить необходимые документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям документации запроса котировок.
ООО «Коммерсант» передало подписанные два экземпляра государственного контракта для подписания ГКУ «ЦЗН города Брянска» и копии требуемых лицензий, а именно:
- заверенная копия лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданная ООО «Коммерсант» от 12.06.2010 г.;
- копия лицензии ФСБ России на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, выданная ЗАО «Скат» от 08.02.2010 г., заверенная печатью и подписью директора ООО «Коммерсант»;
- копия лицензии ФСБ России на осуществление распространения шифровальных (криптографических) средств, выданная ЗАО «Скат» от 08.02.2010 г., заверенная печатью и подписью директора ООО «Коммерсант»;
- копия соглашения № 4/11 о сотрудничестве между ООО «Коммерсант» и ЗАО «Скат» в области защиты информации от 01.07.2011 г., заверенная печатью и подписью директора ООО «Коммерсант», предметом которого является совместное выполнение комплекса работ в интересах друг друга и третьих сторон в области обеспечения защиты информации.
Таким образом, как следует из ответа ГКУ «ЦЗН города Брянска» № 1630 от 12.12.2011 г. на претензию ООО «Коммерсант» № 1104 от 29.11.2011 г., было выявлено, что только одна из представленных лицензий выдана ООО «Коммерсант», другие лицензии выданы ЗАО «Скат», что не соответствует требованиям, установленным в техническом задании.
На основании этого, ГКУ «ЦЗН города Брянска» составлен и размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе от заключения с ООО «Коммерсант» контракта.
Государственный контракт был заключен с ЗАО «Калуга Астрал», как с участником предложившим лучшее предложение о цене контракта после победителя.
Действия ГКУ «ЦЗН города Брянска» суд находит правомерными, соответствующими требованиям Закона № 94-ФЗ по следующим основаниям.
Согласно письму Управления ФСБ России по Брянской области от 21.10.2011 г. № 85/16/1651 о возможности выполнения работ по созданию и внедрению системы защиты персональных данных информационной системы ГКУ «ЦЗН города Брянска», в п. 2.1 и п. 2.2 соглашения о сотрудничестве № 4/11 между ООО «Коммерсант» и ЗАО «Скат» сказано, что его выполнение, т.е. определение видов работ и услуг, их объем и сроки выполнения и т.д. определяются отдельными дополнительными соглашениями. Оказанные по дополнительному соглашению работы и услуги оформляются актом приема-сдачи работ. Из чего следует, что без дополнительных соглашений соглашение № 4/11 выполняться не может. Исходя из изложенного и положений ст. 720 ГК РФ для выполнения требований п. 2.2 соглашения № 4/11 по оформлению акта приема-сдачи работ, ООО «Коммерсант» должно иметь такие же лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, какие имеет ЗАО «Скат», иначе приемку-сдачу работ произвести невозможно, а значит заключение дополнительных соглашений между указанными обществами незаконно.
Таким образом, ООО «Коммерсант» не может привлечь в качестве субподрядчика ЗАО «Скат» для выполнения работ по созданию и внедрению системы защиты персональных данных информационной системы ГКУ «ЦЗН города Брянска».
Кроме того, истец не обосновал утверждение о том, что подлежавший заключению контракт по своей правовой природе являлся договором подряда, а не услуг, как на то указано в представленной документации.
В силу ст. 789 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Представленным проектом контракта не предусмотрена возможность привлечения третьих лиц для выполнения услуг.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец не доказал уклонение ответчика от заключения государственного контракта либо, что его поведение носит противоправный характер.
Следовательно, требование истца о взыскании с ответчика убытков в виде упущенной выгоды не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 333.21 НК РФ при цене иска 382350 руб. государственная пошлина составит 7696 руб. 60 коп.
При подаче искового заявления в арбитражный суд истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
В силу ст. 110 ГК РФ государственная пошлина относится на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Иск ООО «Коммерсант», г. Брянск, оставить без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью «Коммерсант», <...> руб. 60 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Тула, в месячный срок.
Судья Ю.И. Дюбо