ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-4920/2021 от 22.11.2021 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск                                                                                  Дело № А09-4920/2021

  ноября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 22.11.2021

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Черняков А.А.,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фензелевой О. И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО «Клинцовский автокрановый завод» о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) от 17.06.2021 №08-23/118-2021 о привлечении к административной ответственности,

третьи лица: Прокуратура г. Клинцы Брянской области, Прокуратура Брянской области

при участии:

от заявителя: ФИО1 – юрисконсульт (доверенность б/н от 01.07.2021); 

от административного органа: не явились;

от третьих лиц: ФИО2 – заместитель прокурора (доверенность №69-2-2021 от 15.10.2021);

установил:

Акционерное общество «Клинцовский автокрановый завод» (далее – АО «КАЗ», заявитель) обратился в арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) (далее – административный орган) от 17.06.2021 №08-23/118-2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Определениями суда от16.08.2021 и от 06.09.2021 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц привлечены соответственно Прокуратура г.Клинцы Брянской области и Брянская областная прокуратура.

Административный орган в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, направил в суд ходатайство о проведении 22.11.2021 судебного заседания без участия их представителя, заявленным требованием не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Дело рассмотрено в порядке статей 123, 210 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и третьих лиц, суд установил следующее.

Административным органом установлено, что АО «КАЗ» не представило в срок не позднее 28.04.2021 в Министерство промышленности и торговли Российский Федерации первичные статистические данные, а именно: форму приложение № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» за 1 квартал 2021 года, чем нарушило приказ Росстата от 07.11.2018 № 659 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса».

26.05.2021 по результатам проверки, проведенной заместителем прокурора г.Клинцы Брянской области в отношении АО «КАЗ» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и в соответствии со статьей 23.53 КоАП РФ административный материал дела направлен по подведомственности в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области на рассмотрение.

Постановлением Брянскстата от 17.06.2021 АО «КАЗ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ссылаясь на отсутствие в действиях АО «КАЗ» состава административного правонарушения по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5. КоАП РФ).

Статьей 13.19. КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ).

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Закона № 282-ФЗ).

Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона № 282-ФЗ).

По правилам статьи 6 Закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.

Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.

Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 (далее - Положение №420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

Полномочия, осуществляемые Росстатом, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения № 420).

Так, приказом Росстата от 07.11.2018 № 659 утвержден Статистический инструментарий для организации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в том числе, форма федерального статистического наблюдения приложение № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса».

Согласно приказу № 659, сведения по форме приложение №1 к форме № 1-ПО предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности, находящиеся в сводном реестре оборонно-промышленного комплекса (ОПК), либо относящиеся к организациям ОПК на основании перечня промышленных и научных организаций, определяемого Минпромторгом России, и осуществляющие производство и реализацию военной (оборонной) и (или) гражданской продукции (работ, услуг).

Форма приложение №1 к форме №1-ПО предоставляется ежеквартально на 20 рабочий день после отчетного периода.

Юридическое лицо представляет указанную форму в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по установленному им адресу (п.2. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения приложения № 1 к форме № 1-ПО).

Форма может представляться в электронном виде на электронные адреса уполномоченной для сбора статистической отчетности организации, которую определяет Минпромторг России. Формат информационных наборов, инструкции по их подготовке в соответствующей программной среде, порядок передачи определяет данная уполномоченная организация.

АО «КАЗ» находится в сводном реестре оборонно-промышленного комплекса (ОПК), утвержденный приказом Минпромторга России от 26.06.2020 № 2036, следовательно, общество обязано было предоставить отчет согласно приложению № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» за 1 квартал 2021 года, утвержденную Приказом № 659 в срок 28.04.2021.

Факт уведомления Общества о включении в действующую редакцию сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021 год письмом от 03.07.2020 №46273/06 представитель заявителя не отрицал.

Вместе с тем, в перечне форм, размещенных в информационно-поисковой системе http://websbor.gks.ru(адрес https://websbor.gsk.ru/online/infoс указанием реквизитов лица (ИНН)) в отношении АО «КАЗ» приложение № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса», вопреки вышеуказанным нормативным положениям, отсутствует.

Также, административным органом не представлено в материалы дела доказательств надлежащего извещения общества о необходимости представления отчета согласно приложению № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» за 1 квартал 2021 года, в сроки, позволяющие обществу представить указанную форму не позднее 28.04.2021.

Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что общество было лишено реальной возможности узнать о существовании у него обязанности по представлению в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации первичных статистических данных, а именно: отчета согласно приложению № 1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» за 1 квартал 2021 года и исполнить эту обязанность в установленный законом срок до 28 апреля 2021 г.

Согласно письму Минпромторга России от 28.06.2021 №53453/06 АО «КАЗ» включено в действующую редакцию сводного реестра организаций оборонно – промышленного комплекса в соответствии с Приказом Минпромторга России от 27.05.2021 №1918. Уведомление о необходимости предоставлять отчетность по форме Приложения №1 к форме №1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» Минпромторгом России в адрес общества не направлялось (л.д. 109 т. 1).

При этом из представленного в материалы дела письма заявителя от 05.07.2021 №2021/1321-адм судом установлен факт направления отчета, согласно приложению №1 к форме № 1-ПО «Сведения о производстве и реализации продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» за 1 квартал 2021 года после того, как Общество было извещено о необходимости ее предоставления. Давая оценку срокам исполнения обязанности, суд обращает внимание, что сведения о подлежащих представлению респондентом статистических данных по приложению №1 к форме № 1-ПО (https://websbor.gsk.ru/online/info) по состоянию на дату вынесения решения суда по-прежнему отсутствуют, что по прежнему свидетельствует о ненадлежащем доведении до респондента информации в соответствии с изложенными выше нормативными требованиями.

Изложенные обстоятельства приводят суд к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя субъективной стороны вмененного административного правонарушения, что, в свою очередь, является обстоятельством, исключающим возможность вывода о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, эта же позиция изложена в пункте 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях».

При таких обстоятельствах у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ, а требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) от 17.06.2021 №08-23/118-2021 о привлечении АО «Клинцовский автокрановый завод» к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                                               Черняков А.А.