ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-4968/13 от 09.10.2013 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

  241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru e-mail: info@bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Решение

город Брянск Дело №А09-4968/2013

11 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2013.

Решение в полном объеме изготовлено 11.10.2013.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Садовой К.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, п. Ивот Дятьковского района Брянской области,

к 1) Комитету по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района, г. Дятьково Брянской области,

2) Администрации Дятьковского района, г. Дятьково Брянской области,

3) Управлению Федерального казначейства по Брянской области, г. Брянск,

третье лицо: Муниципальное образование «Дятьковский район», г. Дятьково Брянской области,

о взыскании 60 869 руб. 84 коп.,

при участии представителей сторон:

от истца: не явились (уведомлены),

от ответчиков: 1) ФИО2 по доверенности № 310 от 18.07.2013, 2) ФИО2 по доверенности № 199 от 18.01.2013,

3) не явились (уведомлены),

от третьего лица: ФИО2 по доверенности № 3795 от 08.10.2013,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района, Администрации Дятьковского района, Управлению Федерального казначейства по Брянской области, в котором просит возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 60 869 руб. 84 коп. за аренду земельного участка с кадастровым № 32:06:11 04 02:0013, площадью 39,9 кв. м, расположенного по адресу: <...> и аренду земельного участка с кадастровым № 32:06:11 03 05:0025, площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

Так же истец просит взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района и Администрации Дятьковского района судебные расходы в размере: 2 600 руб., в том числе: 2 000 руб. – государственная пошлина, 600 руб. – иные расходы.

Определением суда от 17.06.2013 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.

Определением суда от 09.07.2013 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству.

Определением от 01.10.2013 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное образование «Дятьковский район».

В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований, предъявленных к Администрации Дятьковского района Брянской области и к УФК по Брянской области .

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Суд, учитывая, что частичный отказ истца от иска не нарушает права других лиц и не противоречит закону, в соответствии с п. 5 ст. 49 АПК РФ принимает отказ от заявленных ИП ФИО1 исковых требований о взыскании задолженности с Администрации Дятьковского района Брянской области и с УФК по Брянской области.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Таким образом, производство по делу в отношении требований, предъявленных к Администрации Дятьковского района Брянской области и к Управлению федерального казначейства по Брянской области подлежит прекращению.

В судебное заседание истец и Управление Федерального казначейства по Брянской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайтах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://www.arbitr.ru/) и Арбитражного суда Брянской области (http://www.bryansk.arbitr.ru/) не явились, представителей не направили.

В адрес суда поступило ходатайство Управления Федерального казначейства по Брянской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся представителей в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителем ответчиков заявлены возражения по исковому заявлению.

Выслушав объяснения представителя ответчиков и третьего лица, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 18.07.1998 на основании Постановления администрации поселка Ивот Дятьковского района Брянской области № 21 от 10.04.1998 между администрацией города Дятьково (арендодатель) и Ободниково й

Татьяной Васильевной (арендатор) был подписан договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) № 747.

По условиям данного договора поселений с кадастровым номером 32:06:047, расположенный по адресу: <...> общей площадью 20 кв. м. для установки торгового павильона типа «Мини-Маркет» сроком на 5 лет (л.д. 22-24 том 1).

Договор аренды № 747 зарегистрирован в бюро технической инвентаризации за номером № 107 от 01.08.1998.

Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов № 3-214 от 28.11.2006 «О передаче администрации Дятьковского района полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» аренда земельных участков на территории Дятьковского района была передана в ведение Комитета по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района.

В связи с этим, на основании постановления администрации Дятьковского района Брянской области № 870 от 15.10.2007 «О перезаключении договора аренды на новый срок на 5 лет с ФИО1» между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) 08.11.2017 был подписан новый договор аренды земельного участка № 79, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 32:06:11 04 02:0013, находящийся по адресу: <...>, под объектом торговли (торговый павильон), в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 39,9 кв.м. (далее - договор № 79 от 08.11.2007) (л.д. 26-27 том 1).

Кадастровым паспортом земельного участка от 18.10.2007, который является приложением к договору аренды земельного участка № 79, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:11 04 02:0013 в размере 2 512,902 руб. (л.д. 30-31 том 1).

В силу п. 2.1 договора № 79 от 08.11.2007 срок аренды участка устанавливается с 08.11.2007 по 07.11.2012.

В разделе 3 «Размер и условия внесения арендной платы» договора № 79 от 08.11.2007 стороны согласовали, что размер арендной платы за участок составляет 7 538 руб. 70 коп. в год. Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, в соответствии с нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления. При изменении арендной платы Арендодатель направляет Арендатору уведомление с приложением расчета арендной платы по форме, установленной согласно приложению к договору и (или) объявления на широкий круг арендаторов через газету «Пламя труда», которые являются обязательными для Арендатора и не подлежат обязательному согласованию.

Согласно п. 3.2 договора арендная плата за пользование земельным участком вносится арендатором в срок не позднее 15 числа месяца каждого квартала в сумме 1 884 руб. 68 коп. путем перечисления на счет.

Указанное также установлено расчетом арендной платы, который согласно п. 2.4 составлен Положению «О размерах арендной платы с внесенными изменениями и дополнениями принятыми Решениями Совета народных депутатов № 38 от 29.03.2006, № 49 от 12.05.2006, № 65 от 11.08.2006» (л.д. 29 том 1)

Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка (п. 3.3 договора).

Указанный земельный участок был принят арендатором по акту приема-передачи от 08.11.2007. (л.д. 28 том 1).

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:11 04 02:0013 в размере 60 552 руб. 64 коп.

20.03.2013 на основании постановления администрации Дятьковского района от 19.03.2013 № 293 «О внесении изменений в договор аренды земельного участка № 79 от 08.11.2007», между КУМИ администрации Дятьковского района (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) было подписано соглашение № 23 о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 79 от 08.11.2007, касающееся в том числе и расчета арендной платы за пользование земельным участком. Так согласно нового расчета, являющегося приложением к соглашению от 20.03.2013 № 23 размер арендной платы за участок составил 1 211 руб. 05 коп. в год, не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала в сумме 1-й квартал – 302 руб. 76 коп., 2-й квартал – 302 руб. 76 коп., 3-й квартал – 302 руб. 76 коп., 4-й квартал – 302 руб. 77 коп., а также продлен срок договора до 07.11.2017 (л.д. 33-35 том 1).

Указанные договоры и соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке.

Арендные платежи вносились истцом ежеквартально в соответствии с условиями договора № 79 от 08.11.2007, в том числе в редакции соглашения № 23 от 20.03.2013.

Аренда земельного участка оплачена по квитанциям и чекам-ордерам за 2008 год в сумме 7 536 руб., за 2009 год – 7 760 руб., за 2010 год – 7 760 руб., за 2011 год – 6 160 руб., за 2012год – 6 297 руб. 36 коп., за 1 квартал 2013 года – 1 884 руб. 68 коп. (л.д. 43-58 том 1).

На основании постановления администрации Дятьковского района Брянской области № 1073 от 21.12.2007 «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет ФИО1» между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) 26.12.2017 был подписан договор аренды земельного участка № 88, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером № 32:06:11 03 05:0025, расположенный по адресу: <...>, для строительства магазина, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 90 кв.м. (далее - договор № 88 от 26.12.2007) (л.д. 64-67 том 1).

Кадастровым паспортом земельного участка от 05.12.2007, который является приложением к договору аренды земельного участка № 88, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:11 03 05:0025 в размере 6 198 руб. 30 коп. (л.д. 30-31 том 1).

В силу п. 2.1 договора № 88 от 26.12.2007 срок аренды участка устанавливается с 26.12.2007 по 25.12.2012.

Согласно пункта 3.1, 3.2 договора, а также расчету арендной платы (приложение к договору) размер арендной платы за участок составляет 18 594 руб. 90 коп. в год и вносится арендатором в срок не позднее 15 числа месяца каждого квартала в сумме 4 648 руб. 72 коп. путем перечисления на счет.

Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка (п. 3.3 договора).

Аренда земельного участка оплачена арендатором по квитанциям за 2008 год и 1 квартал 2009 года в общей сумме 24 198 руб. 84 коп. (л.д. 68-70 том 1).

Договор расторгнут соглашением от 20.04.2009 № 30 с 20.04.2009 (покупка 01.04.2009).

Вместе с тем, Постановлением Брянской областной Думы от 30.03.2006 № 4-606 было утверждено Положение о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области. Так, в соответствии с пунктом 3.1 Положения, арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в пользование на условиях аренды, в следующих размерах - 2,0 % в отношении иных земель (данный абзац введен Постановлением Брянской областной Думы от 24.10.2007 № 4-1503, которое вступило в силу 01.01.2008).

Постановлением администрации Брянской области № 973 от 07.12.2007 утвержден «Порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена». В постановлении № 973 сказано, что настоящий Порядок разработан в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками на территории Брянской области, установления единого порядка определения арендной платы за землю, а также в целях установления порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, передаваемые в аренду физическим и юридическим лицам из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 2 главы 2 постановления № 973 определено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков.

Дятьковский районный Совет народных депутатов 29.01.2008 продублировал постановление Брянской областной Думы от 24.10.2007 № 4-1503 и постановление администрации Брянской области № 973 от 07.12.2007 и своим решением № 3-330 от 29.01.2008 утвердил «Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Дятьковского района».

Пунктом 4.6 вышеназванного Порядка арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Дятьковского района, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в пользование на условиях аренды, в следующих размерах, в том числе - 2,0 % кадастровой стоимости - в отношении иных категорий земель и арендаторов.

Несмотря на издание нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязывающих установить размер арендной платы в 2% от кадастровой стоимости земельного участка, Комитет по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района перерасчет арендной платы с 01.01.2008 не произвел.

В результате того, что своевременно перерасчет ответчиком произведен не был переплата истца по арендным платежам за землю по договору № 79 от 08.11.2007 составила с 1 квартала 2008 года по 4 квартал 2012 года 35 244 руб. 06 коп. и за 1 квартал 2013 года 1 581руб. 98 коп. Итого 36 825 руб. 97 коп., по договору № 88 от 26.12.2007 переплата, согласно расчету истца составила 24 043 руб. 87 коп.

18.04.2013 ФИО1 направила в адрес главы администрации Дятьковского района заявления о возврате излишне уплаченных арендных платежей за землю в размере 36 825 руб. 97 коп. за аренду земельного участка с кадастровым № 32:06:11 04 02:0013, площадью 39,9 кв. м, расположенного по адресу: <...> и в размере 24 347 руб. 83 коп. за аренду земельного участка с кадастровым № 32:06:11 03 05:0025, площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

Письмами от 16.05.2013 № 1816, № 1814 Администрация Дятьковского района сообщила ФИО1, что произвести перерасчет не представляется возможным, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (л.д. 59-63 том 1).

Возражая против исковых требований, ответчик в письменном отзыве на иск указал, что в договорах от 08.11.2007 и 26.12.2007 стороны согласовали лишь условие о том, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменить размер арендной платы в соответствии с нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, то есть речь идет лишь об изменении размера арендной платы, а не порядка её расчета. Ни одного нормативного правового акта об изменении размера арендной платы ни органами государственной власти, ни органами местного самоуправления, не принималось.

После вступления в действие решения Дятьковского районного Совета народных депутатов № 3-330 от 29.01.2008, которым утвержден «Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Дятьковского района», и которое было опубликовано в общественно-политической газете Дятьковского района «Пламя труда» 22.02.2008 № 17, ИП ФИО1 не обращалась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района за перерасчетом арендной платы и продолжала производить оплату в прежнем размере.

Кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о возврате переплаты за арендные платежи по договору аренды № 79 от 08.11.2007 за период с 1 квартала 2008 года по 2 квартал 2010 года и по договору № 88 от 26.12.2007 с 1 квартала 2008 года по 20.04.2009 года.

В силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Исковой давностью согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

По общему правилу, установленному п. 2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исковая давность распространяется на все притязания, за исключением тех, которые изъяты из-под её действия в силу прямого указания закона либо в связи с особыми свойствами иска. Поскольку в перечень требований, защита которых не ограничена сроками исковой давности согласно ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о возврате неосновательного обогащения не входит, на данное требование распространяется исковая давность.

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Как следует из материалов дела, договор аренды № 79 от 08.11.2007 заключался на срок с 08.11.2007 по 07.11.2012. Соглашением от 20.03.2013 № 23 срок договора был продлен до 07.11.2017.

Согласно условий договоров № 79 от 08.11.2007, № 88 от 26.12.2007 и расчетов арендной платы, арендная плата вносится арендатором в срок не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала путем перечисления на счет.

Таким образом, срок исполнения платежей по договору № 79 от 08.11.2007 оканчивается соответственно: за 1 кв. 2008 - 15.03.2008; за 2 кв. 2008 - 15.06.2008; за 3 кв. 2008 - 15.09.2008; за 4 кв. 2008 - 15.12.2008; за 1 кв. 2009 - 15.03.2009; за 2 кв. 2009 - 15.06.2009; за 3 кв. 2009 - 15.09.2009; за 4 кв. 2009 - 15.12.2009; за 1 кв. 2010 - 15.03.2010; за 2 кв. 2010 - 15.06.2010; за 3 кв. 2010 - 15.09.2010; за 4 кв. 2010 - 15.12.2010; за 1 кв. 2011 - 15.03.2011; за 2 кв. 2011 - 15.06.2011; за 3 кв. 2011 - 15.09.2011; за 4 кв. 2011 - 15.12.2011; за 1 кв. 2012 - 15.03.2012; за 2 кв. 2012 - до 14.06.2012, за 3 кв. 2012 – до 15.09.2012, за 4 кв. 2012 – до 15.12.2012.

По договору № 88 от 26.12.2007 - за 1 кв. 2008 - 15.03.2008; за 2 кв. 2008 - 15.06.2008; за 3 кв. 2008 - 15.09.2008; за 4 кв. 2008 - 15.12.2008; за 1 кв. 2009 - 15.03.2009.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Дятьковского района был принят Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов 29.01.2008 за №3-330.

Пунктом 2 вышеназванного Решения было определено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.

Данное решение было опубликовано в общественно-политической газете Дятьковского района «Пламя труда» 22.02.2008 № 17 (л.д. 103 том 1).

Следовательно истец узнал или должен был узнать о том, что ответчик изменил размер арендной платы, не позднее 22.02.2008 (с даты официальной публикации в газете «Пламя труда»), с которой и следует исчислять срок исковой давности по данному делу.

Таким образом, к моменту обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (14.06.2013), трехгодичный срок исковой давности по исковым требованиям о возврате излишне уплаченных арендных платежей по договору № 79 от 08.11.2007 истек за период с 1 квартала 2008 по 1 квартал 2010, а по договору № 88 от 26.12.2007 – за период с 1 квартала 2008 по 1 квартал 2009.

Как указано выше, пропуск срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового требования в силу ст. 199 ГК РФ.

В связи с тем, что Администрацией Дятьковского района было заявлено о применении срока исковой давности, в удовлетворении исковых требований ИП ФИО1 о возврате излишне уплаченных арендных платежей по договору № 79 от 08.11.2007 за период с 1 квартала 2008 по 1 квартал 2010 (включительно), а по договору № 88 от 26.12.2007 – за период с 1 квартала 2008 по 1 квартал 2009 (полностью) надлежит отказать.

Довод Администрации Дятьковского района о пропуске истцом срока исковой давности по договору № 79 от 08.11.2007 за 2 квартал 2010 отклоняется, поскольку как указано выше срок уплаты за 2 кв. 2010 - 15.06.2010, а с исковым заявлением о взыскании излишне уплаченной суммы истец обратился 14.06.2013, т.е. с соблюдением установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С 1 января 2002 года вступил в действие Земельный кодекс Российской Федерации, пунктом 7 статьи 1 которого установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу статьи 424 того же Кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Поскольку порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, то стоимость аренды таких земель относится к категории регулируемых цен. В связи с этим стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи ГК РФ.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 (в редакции постановления от 25.01.2013 № 13), арендная плата за аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации относится к регулируемым ценам; федеральным законом, предусматривающим необходимость регулирования арендной платы, является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 29.10.2001.

Согласно данным разъяснениям к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Пунктом 20 указанного выше Постановления установлено, что если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.

Если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Пунктом 3.4 договора № 79 от 08.11.2007 предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен в одностороннем порядке в соответствии с нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления. При изменении арендной платы арендодатель направляет арендатору уведомление с приложением расчета арендной платы по форме, установленной согласно приложению к договору и (или) дает объявление на широкий круг Арендаторов через газету «Пламя труда».

Согласно п. 4.2.5 договора арендодатель обязан своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом арендатора.

Учитывая вышеизложенное суд полагает, что КУМИ администрации Дятьковского района на основании решения Дятьковского районного совета народных депутатов от 29.01.2008 № 3-330, обязано было начиная с 30.01.2008 пересчитать и установить размер арендной платы в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка. Исходя из чего суд считает обоснованными требования истца о взыскании излишне уплаченной им арендной платы по договору в пределах срока исковой давности, начиная со 2-го квартала 2010 по 1-й квартал 2013 включительно.

Так, за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2010 истцом была уплачена арендная плата 5 820 руб. (из расчета по 1 940 руб. в квартал) вместо 37 руб. 71 коп. (2% от кадастровой стоимости земельного участка 2 512,902 руб. составляет 50 руб. 26 коп. в год, 12 руб. 57 коп. за квартал), следовательно переплата составила 5 782 руб. 29 коп. В 2011 и 2012 истцом в качестве арендной платы было перечислено 12 439 руб. 36 коп. (6 160 руб. и 6 279 руб. 36 коп. соответственно) вместо 100 руб. 52 коп., переплата составила 12 338 руб. 84 коп. За 1-й квартал 2013 года истцом уплачена арендная плата в размере 1 884 руб. 68 коп. вместо 302 руб. 77 коп. (2% от кадастровой стоимости земельного участка 60 552,64 руб. составляет 1 211 руб. 05 коп. в год, 302 руб. 77 коп. за квартал), переплата составила 1 581 руб. 91 коп.

Таким образом, за период с апреля 2010 по март 2013 переплата истца составила 19 703 руб. 04 коп. (5 782 руб. 29 коп. + 12 338 руб. 84 коп. + 1 581 руб. 91 коп.) Требования истца о взыскании данной суммы суд считает обоснованными.

Истец согласно исковым требованиям просит суд возвратить излишне уплаченные денежные средства с учетом индексации взысканной денежной суммы на день исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 183 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Таким образом индексация присужденных судом денежных сумм, предусмотренная названной нормой, применяется арбитражным судом по заявлению взыскателя только в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Материалами дела установлено, что в договоре № 79 от 08.11.2007 сторонами не предусмотрена возможность индексации денежных средств. Федеральный закон, который бы предусматривал индексацию присужденной арбитражным судом денежной суммы по настоящему делу, также отсутствует.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления об индексации присужденной к взысканию суммы. Кроме того, истцом не произведен расчет суммы предполагаемой им в возмещению в качестве индексации.

Истцом также заявлено о взыскании с ответчика 600 руб. расходов, понесенных им за выписку из ЕГРЮЛ на Комитет по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района, Администрацию Дятьковского района и Управление Федерального казначейства Брянской области.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных затрат. При этом лицо, требующее возмещения расходов доказывает их размер и факты выплаты.

Истцом представлены копии заявлений о предоставлении указанных выписок из ЕГРЮЛ.

Довод ответчика о том, что расходы по уплате государственной пошлины не подлежат отнесению на Комитет по управлению муниципальным имуществом, как на структурное подразделение администрации Дятьковского района в силу ст. 333.37 Налогового кодекса являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Статьей 101 АПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

На основании п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в связи с получением им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, относятся к судебным издержкам (статья 106 АПК РФ) и подлежат распределению в составе судебных расходов (статьи 101 и 110 АПК РФ).

В этой связи заявление истца об отнесении на ответчика судебных расходов по оплате выписок из ЕГРЮЛ в размере 600 руб. подлежит удовлетворению.

Госпошлина от цены иска 60 869 руб. 84 коп. составляет 2 434 руб. 79 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Так как исковые требования удовлетворены частично, то госпошлина распределяется между сторонами следующим образом: на ответчика - 788 руб. 13 коп., на истца - 1 646 руб. 66 коп.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 788 руб. 13 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с казны Дятьковского района за счет Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дятьковского района в пользу ИП ФИО1 (242650, <...>, ОГРН <***>) излишне уплаченную арендную плату в размере 19 703 руб. 04 коп., а также 788 руб. 13 коп. в счет возмещения расходов истца по уплате государственной пошлины и 600 руб. судебных расходов.

В остальной части в удовлетворении требований отказать

В части требований к Администрации Дятьковского района, Управлению Федерального казначейства по Брянской области производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца с даты его принятия.

Судья К.Б. Садова