ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-7698/18 от 19.12.2018 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск           Дело № А09-7698/2018

20 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Мишакина В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой М.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2

к 1) Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации; 2) Брянской городской администрации;

третье лицо: Управление по строительству и развитию территории города Брянска

о признании незаконным отказа  №29/03-8140 от 10.07.2018 в предоставлении  в аренду земельного участка

при участии:

от заявителя: ФИО3 - представитель (доверенность от 19.07.2018);

от ответчиков: 1) ФИО4 – главный специалист (доверенность от 09.01.2018 №28/04); 2) не явились, извещены;

от третьего лица: ФИО5 - представитель (доверенность от 09.01.2018 № 28/3)

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, (далее – ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации №29/03-8140 от 10.07.2018 в предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Бежицкий район, ул.Майской Стачки; обязании Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации  в срок не более чем тридцать дней со дня принятия решения по настоящему делу осуществить подписание договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Бежицкий район, ул.Майской Стачки, сроком на 49 лет согласно приложенному проекту договора аренды в новой редакции с ФИО2, и направить подписанный договор в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 (с учетом уточнения требований, принятых в порядке ст.49 АПК РФ).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до  вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу №А09-11836/2018. Данное ходатайство судом отклоняется в связи с отсутствием основания, установленного п.1 ч.1 ст.143 АПК РФ.

Представитель третьего лица поддержали позицию ответчиков.

Администрация в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, извещена надлежащим образом.

Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие представителя администрации в порядке, установленном ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО2 является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, категория земель: земли населенных пунктов, ранее имеющий вид разрешенного использования: торговые (в том числе, торгово-развлекательные и торгово-выстовочные) центры и комплексы, общей площадью до 15 000 кв.м., разрешенное использование – для эксплуатации танцевальной площадки, находящегося по адресу: Брянская область, г.Брянск, Бежицкий район, ул.Майской Стачки,  на основании договора аренды № 79 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 23.03.2007, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 20.04.2007, номер регистрации: 32-32-01 /021 /2007-235, договора от 03.06.2008 об уступке прав по договору аренды № 79 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 23.03.2007, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 11.08.2008, номер регистрации: 32-32-01/036/2008-740, договора об уступке прав по договору аренды от 20.11.2017, запись регистрации №32:28:0014803:2-32/001/2017-2 от 23.11.2017.

На вышеуказанном земельном участке находятся принадлежащие ФИО2 на праве собственности объекты недвижимости:

- танцплощадка с кадастровым номером: 32:28:0032503:46, площадью 1241 кв.м., расположенная по адресу: <...> ПКиО на основании Договора дарения от 20.11.2017, запись регистрации №32:28:0032503:46-32/001/2017-2 от 23.11.2017;

- летнее кафе с кадастровым номером: 32:28:0032503:48, площадью 397,4 кв.м., расположенное по адресу: <...> запись регистрации №32:28:0032503:48-32/001/2018-1 от 18.04.2018.

Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, №79 от 23.03.2007 срок договора аренды земельного участка, находящегося под танцплощадкой и летним кафе установлен с 23.03.2007 до 22.03.2017.

В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка,. ФИО2 обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2 на новый срок на 49 лет.

Письмом Управления имущественных отношений Брянской области №29/03-8140 от 10.07.2018 заявителю отказано в продлении договора аренды земельного участка  в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду.

Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В силу п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как было указано выше, ФИО2, являясь собственником зданий, расположенных по адресу: <...>обратился в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: <...> на новый срок на 49 лет.

Пунктом 5 статьи 36.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен в ст.39.16  Земельного Кодекса РФ  и является исчерпывающим.

Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, Управление сослалось на то, что согласно  Заключению  управления  по строительству и развитию территории города Брянска от 28.06.2018  № 28/5243 в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №796,  на указанном земельном участке установлена зона озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) (Р-1), в которой размещение танцевальной площадки не предусмотрено. Кроме того, Управление указало на то, что по информации прокуратуры Брянской области от 23.05.2018 №7-15-2018   проводится   проверка   законности   регистрации   Управлением Росреестра по Брянской области права собственности ФИО2 на объект недвижимости - летнее кафе с кадастровым номером: 32:28:0032503:48, расположенное по адресу: <...>.

Вместе с тем, указанные в письме Управления основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду не содержатся Перечне, установленных ст.39.16 Земельного Кодекса РФ.

Кроме того, ссылка Управления в своем отказе на Правила землепользования и застройки города Брянска, утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №796, незаконна, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка№79 от 23.03.2007 с видом разрешенного использования: для эксплуатации танцплощадки, Правила землепользования и застройки города Брянска от 26.07.2017 не были приняты, следовательно, не действовали. Вид разрешенного использования: для эксплуатации танцплощадки в договоре аренды был определен самим Управлением имущественных и земельных отношений, как уполномоченным органом.

Согласно п.6 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденной Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 г., земельные участки, виды развешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия исходя из положений части 8 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ и части 4 статьи 85 Земельного Кодекса РФ.

Учитывая вышеуказанную позицию Верховного суда РФ, а также принимая во внимание существование объектов танцплощадки, в состав которой входит летнее кафе, задолго до принятия Правил застройки и землепользования территории города Брянска в 2017 г., испрашиваемый земельный участок может эксплуатироваться с имеющемся видом разрешенного использования, что соответствует земельному и градостроительному законодательству РФ.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, у Управления не имелось.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясьстатьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации №29/03-8140 от 10.07.2018 в предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Бежицкий район, ул.Майской Стачки.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации  в срок не более чем тридцать дней со дня принятия решения по настоящему делу осуществить подписание договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Бежицкий район, ул.Майской Стачки, сроком на 49 лет согласно приложенному проекту договора аренды в новой редакции с ФИО2, и направить подписанный договор в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                                                     В.А. Мишакин