241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-8718/2021
30 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи: Поддубной И.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абрамовой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Брянские бани», г. Брянск,
к обществу с ограниченной ответственностью «Динамика», г.Брянск,
о взыскании 88 174 руб.,
при участии представителей:
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 10.12.2021, диплом, паспорт,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Брянские бани» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Динамика» о взыскании 88 174 руб. (с учетом уточнения) в счет частичного погашения задолженности по договору аренды №4Б-2015 от 13.08.2015.
Определением суда от 30.09.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 29.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, извещен надлежащим образом.
Ответчик в письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие представителя истца в порядке, установленном ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Брянской городской администрации №2087-зп от 16.07.2015 между муниципальным унитарным предприятием «Брянские бани» Володарского района города Брянска (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Динамика» (Арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска №4Б-2015 от 13.08.2015.
В соответствии с п.1.1 договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение общей площадью 90,6 кв.м., кадастровый номер: 32:28:0015201:1493, закрепленного за арендодателем на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: <...>. Цель использования: предоставление услуг общественного питания (закусочная).
Помещение было передано арендатору по акту приема-передачи от 13.08.2015.
Срок действия договора стороны установили с 13.08.2015 по 13.08.2020 (п.2.1 договора).
В п.3.1 договора стороны согласовали арендную плату за переданное по настоящему договору нежилое помещение в сумме 18 029 руб. в месяц с учетом НДС на основании отчета №064-06-2015 от 15.06.2015, которую Арендатор обязался перечислять авансом до 10 числа текущего месяца на расчетный счет Арендодателя (п.3.2 договора).
Ответчик (Арендатор) обязательства по своевременному и полному внесению арендных платежей за пользование арендуемым нежилым помещением по договору аренды №4Б-2015 от 13.08.2015 в период времени с января 2020 года по июнь 2020 года надлежащим образом не исполнил, оплата произведена частично в размере 20 000 руб., что привело к образованию задолженности перед истцом в размере 88 174 руб. (с учетом уточнения требований).
Направленное истцом претензионное письмо за исх. №492/1 от 23.10.2020 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате ответчиком оставлено без удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке обязательства по погашению задолженности за пользование нежилым помещением ответчиком не исполнены, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Отношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (параграфом 1 главы 34 «Общие положения об аренде»).
В соответствии со ст.606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст.607 Гражданского кодекса РФ).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (ст.607 Гражданского кодекса РФ).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст.608 Гражданского кодекса РФ). Договор аренды недвижимости должен быть заключен в письменной форме (п.1 ст. 609 Гражданского кодекса РФ).
Факт передачи истцом нежилого помещения общей площадью 90,6 кв.м., кадастровый номер: 32:28:0015201:1493, закрепленного за арендодателем на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: <...>, в аренду и факт пользования ответчиком арендованным нежилым помещением подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспорен.
В силу ст.614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с условиями договора аренды №4Б-2015 от 13.08.2015 арендатор обязался своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование нежилым помещением авансом до 10 числа текущего месяца (п.п.3.1, 3.2 договора).
Согласно ч.3 ст.614 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором.
Наличие задолженности за указанный истцом период ответчик не оспорил, однако, возражая против исковых требований, сослался на те обстоятельства, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции и введенным в связи с этим на территории Брянской области в период действия режима повышенной готовности запрета, не имел возможности эксплуатировать арендуемый объект. С учётом высказанных возражений просил суд уменьшить размер арендной платы в период действия ограничений. Кроме того, указал, что истцом неправомерно включен в размере арендной платы НДС с 01.01.2020 по 30.06.2020.
Истец, возражая на доводы ответчика, указал, что в силу положений ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и подлежит изменению только по соглашению сторон.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как отмечалось ранее, п.3.1 договора стороны согласовали арендную плату за переданное по настоящему договору нежилое помещение в сумме 18 029 руб. в месяц, с учетом НДС, на основании отчета №064-06-2015 от 15.06.2015, которую Арендатор обязался перечислять авансом до 10 числа текущего месяца на расчетный счет Арендодателя (п.3.2 договора).
НДС в данном случае составляет 3004,50 рублей в месяц, начисляемый на сумму арендной платы.
Согласно п.1 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
С 01 января 2020 года МУП «Брянские бани» перешло с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения (УСН).
Объект аренды – нежилое помещение площадью 90,6 кв.м. закреплен за МУП «Брянские бани» на праве хозяйственного ведения.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 марта 2015 года № 03-07-11/28498, указано, что при оказании муниципальными унитарными предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, услуг по предоставлении в аренду государственного (муниципального имущества), закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, налог на добавленную стоимость не исчисляется. При этом арендатор может требовать уменьшения размера арендной платы на сумму, соответствующую включенной в цену договора сумме НДС, поскольку получение этой части цены лицом, не являющимся плательщиком НДС, приведет к неосновательному обогащению последнего.
Таким образом, сумму задолженности по договору ООО «Динамика» перед МУП «Брянские бани» правомерно уменьшить на сумму НДС, начисленную за 6 месяцев 2020 года, что составляет 3004,5 * 6 = 18 027,00 рублей.
Довод истца о том, что спорная сумма является согласованной ценой аренды и подлежит уплате в составе арендной платы, отклоняется.
В данном случае буквальное толкование условий договора свидетельствует о том, что в указанную в нем цену включен НДС, который подлежит перечислению в доход бюджета, а не в качестве платы за пользование имуществом.
Поскольку истец применяет упрощенную систему налогообложения, спорная сумма получена им без оснований.
Условия договора аренды о порядке исчисления арендной платы, ее изменении, подчинено принципу свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), который предполагает согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обстоятельств.
Поскольку стороны, в том числе и конклюдентными действиями, не заключили соглашения о том, что в цену арендной платы не входит НДС, оснований для вывода о согласовании ими арендной платы без указанного налога, не имеется.
Применение арендодателем упрощенной системы до заключения договора аренды не свидетельствует об ошибке в договоре, поскольку арендодатель вправе перейти на общую систему налогообложения. Следовательно, в таком случае доход, полученный от арендной платы, исключал бы спорную сумму.
ООО «Динамика» является субъектом малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которого согласно выписке из ЕГРЮЛ является, в том числе деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (код 56.10.1).
Как было указано выше, по условиям заключенного сторонами по делу договора аренды истец предоставил ответчику нежилое помещение в целях оказания услуг общественного питания (закусочная).
Постановлением Правительства Брянской области от 17.03.2020 №106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», на период действия режима повышенной готовности на территории Брянской области приостановлена деятельность предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания).
Как следует из письменных пояснений ответчика, ООО «Динамика» приостановило свою деятельность с 28 марта 2020 года и по окончании отмены соответствующих ограничений деятельность в арендуемом помещении больше не осуществляло.
Таким образом, с даты вступления в силу Постановления от 17.03.2020 №106-п арендатор был лишён возможности оказывать соответствующие услуги, что не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Федеральный закон №98-ФЗ).
Частью 1 статьи 19 Закона №98-ФЗ установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 года органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона №98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона №98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона №68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления отсрочки уплаты арендной платы и уменьшения ее размера.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 №439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» (вступило в силу с даты его официального опубликования 06.04.2020) требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 г.;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
Таким образом, право на отсрочку уплаты арендной платы и на уменьшение ее размера на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), №2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом №98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайно ситуации.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы).
Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
ООО «Динамика» в письме от 17.06.2020 №17 просило МУП «Брянские бани» заключить дополнительное соглашение к договору об освобождении от уплаты арендных платежей на период с 28 марта 2020 года до момента разрешения деятельности предприятий общественного питания на территории Брянской области.
Указанное письмо было оставлено без удовлетворения.
Из содержания положений п.2 Постановления Брянской городской администрации №1092-п от 24.04.2020 следует, что муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям города Брянска по договорам аренды муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, было предписано:
а) обеспечить заключение в течение 3 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендатором, по согласованию сторон.
б) обеспечить уведомление в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности заключения дополнительного соглашения в соответствии с требованиями подпункта «а» настоящего пункта.
Положения, предусматривающие права арендаторов на уменьшение арендных платежей, в названном постановлении отсутствуют.
Вместе с тем, право арендатора на уменьшение платы и на предоставление отсрочки по уплате арендных платежей сроком до 01 октября 2020 года, начиная с даты введения режима повышенной готовности на территории субъекта РФ, установлено Постановлением Правительства Российской Федерации №439 от 03.04.2020 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».
Пункт 3 ст.19 Закона №98-ФЗ также предусматривает право арендатора требовать снижения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования объекта аренды в связи с принятием мер по борьбе с пандемией. При этом, как разъяснено Верховным Судом в указанном выше Обзоре, плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила невозможность использования имущества, независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы, и арендатор вправе ссылаться на своё право на уменьшение арендной платы в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы в полном объёме.
Режим повышенной готовности в связи с новой коронавирусной инфекцией, в силу чего ответчик был лишён возможности осуществлять деятельность в арендуемом помещении, в Брянской области введен с 27.03.2020 Постановлением Правительства Брянской области №106-п.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая отсутствие признаков злоупотребления правом, наличие конструктивных предложений со стороны арендатора по установлению размера и сроков внесения платы, фактическое внесение платежей в соответствии с предложением и оплату текущих платежей, суд приходит к выводу о том, что арендная плата за период с 01.04.2020 (введение режима повышенной готовности) по 30.06.2020 (окончание спорного периода) подлежит уменьшению на 50%. При этом судом учтено, что стороны не пришли к соглашению о проценте снижения арендной платы, ответчик просил уменьшить размер арендной платы на 50%, а истец не представил обоснованных возражений против уменьшения на указанный процент.
Таким образом, в спорный период арендная плата подлежала уплате ответчиком в сумме за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 за апрель 7512 руб. 25 коп., за май 7512 руб. 25 коп., за июнь – 7512 руб. 25 коп., с учетом уменьшения размера арендной платы на 50% и за минусом 3004 руб. 50 коп. НДС.
С учетом изложенного, задолженность на стороне ответчика на дату вынесения решения составляет 67 610 руб. 25 коп. (45 073 руб. 50 коп. за период с 01.01.2020 по 30.03.2020; 15 024 руб. 50 коп. (без НДС) х 3 + 22 536 руб. 75 коп. за период с 01.04.2020 по 30.06.2020; 7512 руб. 25 коп. (без НДС; 50%) х 3).
Наличие у ответчика задолженности по арендной плате перед истцом в размере 67 610 руб. 25 коп. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорена. Доказательств, подтверждающих погашение ответчиком сложившейся задолженности в полном объеме либо частично, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, исковые требования в части взыскания с ответчика долга подлежат удовлетворению в размере 67 610 руб. 25 коп. В остальной части требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Как было указано выше, ответчик просил предоставить ему отсрочку внесения платы за спорный период до конца 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации №439 установлено, что отсрочка арендной платы предоставляется на срок до 1 октября 2020 года, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях: задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Принимая во внимание те обстоятельства, что задолженность арендатора сформировалась в период действия режима повышенной готовности в Брянской области, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон и макроэкономических последствий в случае сохранения неизменности ситуации должника, сложившейся в результате мер, принимаемых в условиях пандемии, с одной стороны, и сохранение периода исполнения решения в пределах того же финансового года, с другой стороны, суд считает, что предоставление отсрочки в оплате указанной суммы долга в соответствии с пунктом 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №439, является правомерным.
Вместе с тем, так как нормы Постановления №439 о длительности периода отсрочки носят диспозитивный характер, суд с учётом фактических обстоятельств дела полагает возможным предоставить арендатору отсрочку на срок в 5 месяцев до 01.10.2022 с уплатой ежемесячно 13 522 руб. 05 коп., поскольку указанная сумма не превышает половину ставки арендной платы, а предоставление отсрочки на более длительный период, о чём заявлено ответчиком, влечёт нарушение прав и законных интересов арендодателя.
Согласно ст.101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу о взыскании 88 174 руб. составляет 3527 руб.
При подаче искового заявления в суд истец уплатил в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по чеку-ордеру от 09.09.2021. При увеличении цены иска государственная пошлина истцом не доплачивалась.
Согласно ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворённым требованиям.
Государственная пошлина в размере 823 руб. от суммы требований, в удовлетворении которых отказано, относится на истца.
Государственная пошлина в размере 2704 руб. пропорционально сумме требований 67 610 руб. 25 коп., признанных судом правомерными, относится на ответчика и подлежит взысканию в сумме 2000 руб. в пользу истца и 704 руб. – в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170,176,180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
исковые требования муниципального унитарного предприятия «Брянские бани» к обществу с ограниченной ответственностью «Динамика» о взыскании задолженности в размере 88 174 руб. удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Динамика», г.Брянск, в пользу муниципального унитарного предприятия «Брянские бани», <...> 610 руб. 25 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска №4Б-2015 от 13.08.2015 за период с января 2020 года по июнь 2020 года, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Динамика», г.Брянск, отсрочку оплаты задолженности в сумме 67 610 руб. 25 коп. на срок до 01.10.2022 с оплатой ежемесячно 13 522 руб. 05 коп. до 31.05.2022, 30.06.2022, 31.07.2022, 31.08.2022, 30.09.2022.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Динамика», г.Брянск, в доход федерального бюджета 704 руб. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Брянские бани», г. Брянск, в доход федерального бюджета 823 руб. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении исковых требований муниципальному унитарному предприятию «Брянские бани» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г.Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья И.С. Поддубная