АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: asrb@burnet.ruweb-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
7 июля 2009 года Дело № А10-1350/2009
Резолютивная часть судебного акта объявлена 6 июля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 7 июля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Устиновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Бурятия к Государственному учреждению культуры «Буряткино», Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в сумме 683 773 руб. 69 коп.,
при участии:
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 19.01.2009 № 142, ФИО2 – представителя по доверенности от 14.04.2009,
ответчиков:
ГУК «Буряткино» - ФИО3 - и.о.директора ГУК «Буряткино»
Министерства культуры РБ – ФИО4 Саяны Шойжалсановны – представителя по доверенности от 20.04.2009 № 013-000999,
Министерства имущественных и земельных отношений РБ – не явился извещен,
Министерства финансов РБ – ФИО5 – представителя по доверенности от 03.02.2009 № 01-01/23-10,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением к Государственному учреждению культуры «Буряткино» (далее Учреждение), Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 683 773 руб. 69 коп., в том числе налогов на сумму 252 880,63 руб., пени – 424 635,06 руб., штрафа - 6258 руб.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен под расписку от 27 мая 2009 года. Руководствуясь частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, указали, что Государственное учреждение культуры «Буряткино» поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции, собственником имущества является Республика Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений, функции учредителя Учреждения осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.
По итогам налоговых периодов Учреждением были представлены налоговые декларации по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004, 2005 годы.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей в добровольном порядке, налоговым органом направлены требования об уплате налогов и сборов с уведомлением об имеющейся задолженности по налоговым платежам и предложением о добровольной уплате образовавшейся недоимки.
В установленные сроки недоимка Учреждением добровольно не погашена, в связи с чем, инспекцией направлены постановления на взыскание задолженности по налогам и сборам в Федеральную службу судебных приставов.
Учреждением действия налогового органа по предъявлению и взысканию налоговых платежей до настоящего времени не оспаривались, имеющаяся недоимка по налогам и сборам не погашена.
24 июля 2008 г. ГУК «Буряткино» было подано заявление о добровольной ликвидации Учреждения.
ГУК «Буряткино» средств для погашения задолженности не имеет, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 25.12.2006 судебного пристава-исполнителя, в связи с чем на основании п.1 ст.399, п.2 ст.120, п.6 ст.63 Гражданского кодекса РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и Министерства культуры Республики Бурятия задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Представители налогового органа просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд, указав, что уважительными причинами для пропуска срока является обращение в службу судебных приставов-исполнителей с постановлениями о наложении ареста на имущество должника.
Просили суд взыскать задолженность в сумме 683 773,69 руб., в том числе налоги 252 880,63 руб., пеню – 424 635,06 руб., штраф – 6258 руб.
Исполняющий обязанности директора ГУК «Буряткино» ФИО3 с доводами заявителя не согласен. Пояснил, что с 2005 года на лицевом счете ГУК «Буряткино» движения денежных средств не было, Учреждение с 2005 года фактически деятельностью никакой не занимается, имущества нет.
В письме налоговой инспекции в адрес Министерства культуры РБ от 16.03.2009 № 09-12/1/02066 указана сумма общей задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящаяся за ГУК «Буряткино», в сумме 289 148,52 руб., а не 683 773,69 руб., которую предъявляет налоговая инспекция.
Никаких требований, уведомлений, решений и актов от налоговой инспекции по почте не получал, здание по адресу: г.Улан-Удэ, ул.3-я Транспортная, охраняется круглосуточно, почта доставляется.
Просил в удовлетворении требований налоговой инспекции отказать.
Представитель Министерства культуры Республики Бурятия с доводами налогового органа не согласилась, в обоснование возражений указала, что в соответствии со ст.48, п.2 ст.120, п.3 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется. В законодательстве о налогах и сборах отсутствуют положения, позволяющие произвести взыскание задолженности налогоплательщика по налогам с его учредителя.
Основной и субсидиарный должники отвечают перед кредитором за неисполнение одного обязательства, поэтому начало течения срока исковой давности, установленного по правилам ст.200 Гражданского кодекса РФ, должно применяться как для основного должника, так и для лиц, несущих субсидиарную ответственность.
В настоящее время срок исковой давности для взыскания указанной задолженности в судебном порядке истек.
В случае взыскания денежной суммы необходимо взыскивать за счет казны Республики Бурятия в соответствии с п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 21.
Министерство культуры РБ неоднократно обращалось с письмами, в том числе в налоговую инспекцию, о представлении сведений о сумме задолженности и подписании ликвидационного баланса, на сегодняшний день сумма долга не установлена и не подтверждена.
Просила суд в удовлетворении требований налоговой инспекции отказать.
Представитель Министерства финансов с доводами заявителя не согласилась, в обоснование возражений указала, что в соответствии со статьями 45, 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом пропущен установленный срок для обращения в суд о взыскании задолженности ГУК «Буряткино».
Сумма иска заявителем не доказана.
Просила суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Заслушав объяснения представителей заявителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Государственное учреждение культуры «Буряткино» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.03.2009.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.07.2008 № 352 (опубликовано в газете «Бурятия» № 130, 19.07.2008, Официальный вестник № 72) принято решение о ликвидации Государственного учреждения культуры «Буряткино», создана ликвидационная комиссия, мероприятия по ликвидации Учреждения до настоящего времени не завершены.
МРИ ФНС России № 2 по Республике Бурятия направлено письмо в Министерство культуры Республики Бурятия от 16.03.2009 № 09-12/1/02066 об имеющейся по состоянию на 13.03.2009 задолженности в сумме 289 148,52 руб., в том числе по основному долгу 150 601,52 руб. (налогам 90 635,28 руб., пени 54 358,24 руб., штрафов – 5608 руб.), а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 138 547,0 руб.
Поскольку до настоящего времени указанная задолженность ГУК «Буряткино» не погашена, налоговая инспекция обратилась с заявлением в суд о ее взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Министерства культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Применительно к налоговым взысканиям какого-либо порядка, устанавливающего возможность взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет учредителя организации-должника, действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, в данном случае подлежат применению общие нормы о сроках и порядке взыскания задолженности по налогам и пеням, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, у которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога ему направляется требование об уплате налога.
Пунктом 3 статьи 46 Налоговой кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая изложенное, суд считает, что налоговым органом по требованиям, выставленным в период с 7 апреля 2005 г. по 6 октября 2008 г., пропущен срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности. Налоговый орган обратился с заявлением о взыскании задолженности ГУК «Буряткино» 7 апреля 2009 года.
В соответствии с представленными суду требованиями об уплате налогов, пеней и штрафов, направленных в адрес ГУК «Буряткино», и не исполненных налогоплательщиком:
№ 218906 об уплате по состоянию на 07.04.2005 пеней в сумме 1025,61 руб., срок для добровольного исполнения 18.04.2005, срок обращения в суд истек 18.10.2005,
№ 221888 об уплате по состоянию на 12.04.2005 единого социального налога в сумме 57135,64 руб., срок для добровольного исполнения 20.04.2005, срок обращения в суд истек 20.10.2005,
№ 229626 об уплате по состоянию на 12.05.2005 единого социального налога в сумме 11 047,0 руб., пеней в сумме 4099,55 руб., срок для добровольного исполнения 20.04.2005, срок обращения в суд истек 20.10.2005,
№ 232128 об уплате по состоянию на 08.06.2005 пеней в сумме 2 080,74 руб., срок для добровольного исполнения 19.06.2005, срок обращения в суд истек 19.12.2005,
№ 240347 об уплате по состоянию на 11.07.2005 пеней в сумме 1 810,80 руб., срок для добровольного исполнения 22.07.2005, срок обращения в суд истек 22.01.2006,
№ 252946 об уплате по состоянию на 08.08.2005 единого социального налога в сумме 8 578,0 руб., пеней в сумме 1 871,03 руб., срок для добровольного исполнения 19.08.2005, срок обращения в суд истек 19.02.2006,
№ 258632 об уплате по состоянию на 08.09.2005 пеней в сумме 2 312,05 руб., срок для добровольного исполнения 19.09.2005, срок обращения в суд истек 19.03.2006,
№ 289849 об уплате по состоянию на 12.10.2005 пеней в сумме 1 010,62 руб., срок для добровольного исполнения 20.10.2005, срок обращения в суд истек 20.04.2006,
№ 291499 об уплате по состоянию на 17.10.2005 налогов в сумме 81 727,80 руб., пеней в сумме 263 325,75 руб., срок для добровольного исполнения 28.10.2005, срок обращения в суд истек 28.04.2006,
№ 295003 об уплате по состоянию на 08.11.2005 пеней в сумме 3 204,88 руб., срок для добровольного исполнения 19.11.2005, срок обращения в суд истек 19.05.2006,
№ 299138 об уплате по состоянию на 15.11.2005 налогов в сумме 10 596,00 руб., cрок для добровольного исполнения 26.11.2005, срок обращения в суд истек 26.05.2006,
№ 328803 об уплате по состоянию на 19.12.2005 пеней в сумме 2 402,82 руб., срок для добровольного исполнения 30.12.2005, срок обращения в суд истек 30.06.2006,
№ 333089 об уплате по состоянию на 09.02.2006 пеней в сумме 2259,79 руб., срок для добровольного исполнения 20.02.2006, срок обращения в суд истек 20.08.2006,
№ 335623 об уплате по состоянию на 09.03.2006 пеней в сумме 989,37 руб., срок для добровольного исполнения 20.03.2006, срок обращения в суд истек 20.09.2006,
№ 344328 об уплате по состоянию на 11.05.2006 пеней в сумме 2 155,43 руб., срок для добровольного исполнения 22.05.2006, срок обращения в суд истек 22.11.2006,
№ 351032 об уплате по состоянию на 15.06.2006 пеней в сумме 1 095,37 руб., срок для добровольного исполнения 25.06.2006, срок обращения в суд истек 25.12.2006,
№ 372188 об уплате по состоянию на 20.07.2006 пеней в сумме 1 060,05 руб., срок для добровольного исполнения 28.07.2006, срок обращения в суд истек 28.01.2007,
№ 457964 об уплате по состоянию на 12.01.2007 пеней в сумме 3 108,17 руб., срок для добровольного исполнения 23.01.2007, срок обращения в суд истек 23.07.2007,
№ 2734 об уплате по состоянию на 22.10.2007 пеней в сумме 735,25 руб., срок для добровольного исполнения 12.11.2007, срок обращения в суд истек 12.05.2008,
№ 2735 об уплате по состоянию на 22.10.2007 пеней в сумме 9 403,88 руб., срок для добровольного исполнения 12.11.2007, срок обращения в суд истек 12.05.2008,
№ 2736 об уплате по состоянию на 22.10.2007 пеней в сумме 1200,96 руб., срок для добровольного исполнения 12.11.2007, срок обращения в суд истек 12.05.2008,
№ 9088 об уплате по состоянию на 14.12.2007 пеней в сумме 116,51 руб., срок для добровольного исполнения 09.01.2008, срок обращения в суд истек 09.07.2008,
№ 9089 об уплате по состоянию на 14.12.2007 пеней в сумме 1489,39 руб., срок для добровольного исполнения 09.01.2008, срок обращения в суд истек 09.07.2008,
№ 9090 об уплате по состоянию на 14.12.2007 пеней в сумме 190,30 руб., срок для добровольного исполнения 09.01.2008, срок обращения в суд истек 09.07.2008,
№ 15414 об уплате по состоянию на 06.10.2008 пеней в сумме 545,18 руб., срок для добровольного исполнения установлен 26.10.2008,
№ 15415 об уплате по состоянию на 06.10.2008 пеней в сумме 6 969,86 руб., срок для добровольного исполнения установлен 26.10.2008,
№ 15416 об уплате по состоянию на 06.10.2008 пеней в сумме 890,31 руб., срок для добровольного исполнения - 26.10.2008,
№ 175147 об уплате по состоянию на 06.11.2008 единого социального налога в сумме 2 305,0 руб., пеней в сумме 2080,27 руб., срок для добровольного исполнения - 27.11.2008,
№ 5372 об уплате по состоянию на 30.12.2008 штрафа в сумме 100 руб., срок для добровольного исполнения - 26.01.2009,
№ 5373 об уплате по состоянию на 30.12.2008 штрафа в сумме 100 руб., срок для добровольного исполнения - 26.01.2009,
№ 5374 об уплате по состоянию на 30.12.2008 штрафа в сумме 100 руб., срок для добровольного исполнения - 26.01.2009,
№ 5555 об уплате по состоянию на 30.01.2009 штрафа в сумме 100 руб., срок для добровольного исполнения - 19.02.2009,
№ 5556 об уплате по состоянию на 30.01.2009 штрафа в сумме 5058 руб., срок для добровольного исполнения - 19.02.2009,
№ 5740 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5741 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5742 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5743 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5744 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5745 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5746 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5747 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009,
№ 5748 об уплате по состоянию на 12.03.2009 штрафа в сумме 50 руб., срок для добровольного исполнения - 30.03.2009.
Всего на сумму 494 731,38 руб., в том числе налоги в сумме 171 389,44 руб., пени в сумме 317 433,94 руб., штрафы в сумме 5 908 руб.
По требованиям №№ 15414, 15415, 15416 об уплате по состоянию на 06.10.2008 пеней на общую сумму 8 405,35 руб. установлен срок для добровольного исполнения 26.10.2008.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации - пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Следовательно, исходя из положений статей 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, законодательство напрямую связывает срок уплаты пеней с установленным сроком уплаты налога, поэтому требование об уплате пеней должно быть направлено налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога.
В случае если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного).
Принимая во внимание изложенное, довод налогового органа о том, что срок уплаты пеней не установлен нормами Налогового кодекса Российской Федерации, судом отклоняется.
Поскольку из требований №№ 15414, 15415, 15416 следует, что спорная сумма по пеням в размере 8 405,35 руб. начислена учреждению на недоимку по единому социальному налогу, образовавшуюся в 2005 году, следовательно, налоговая инспекция утратила возможность на принудительное взыскание указанной суммы пеней и данные требования являются необоснованными.
Представители налоговой инспекции в ходе судебного заседания заявили ходатайство о восстановлении пропущенного для обращения в суд срока, указали в качестве уважительной причины пропуска срока обращение в службу судебных приставов-исполнителей с постановлениями о наложении ареста на имущество должника.
Однако суд считает, что отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока, на основании следующего:
Налоговым органом представлены суду копии постановлений о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента – организации) от 14.05.2005 № 836 (неисполненные требования № 218906 от 07.04.2005, № 221888 от 12.04.2005, № 229626 от 12.05.2005), от 27.10.2005 № 1272 (неисполненные требования № 232128 от 08.06.2005, № 240347 от 11.07.2005, № 252946 от 08.08.2005, № 289849 от 12.10.2005), которые были направлены судебному приставу-исполнителю.
Судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника не исполнены, составлены постановления об окончании исполнительного производства. Последнее постановление вынесено судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела г.Улан-Удэ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия 25 декабря 2006 года. Налоговым органом данный факт не оспаривается.
Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится в судебном порядке, поскольку согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 45 НК РФ к данным организациям не подлежит применению установленная статьями 46 и 47 НК РФ внесудебная процедура взыскания.
Из Устава ГУК «Буряткино» (далее Устав), утвержденного приказом Министерства культуры РБ от 19.03.2004 № 249, следует, что ГУК «Буряткино» является бюджетным учреждением, имущество Учреждения является собственностью Республики Бурятия и принадлежит ему на праве оперативного управления (пункты 1.4, 4.1).
На основании пунктов 1, 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В силу части 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Поскольку Учреждение иного имущества, кроме как закрепленного на праве оперативного управления, не имеет, учитывая изложенное и положения пункта 1 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ задолженность по налоговым платежам, образовавшуюся у ГУК «Буряткино», необходимо взыскивать в судебном порядке.
Таким образом, налоговой инспекцией пропущен срок для взыскания в судебном порядке задолженности ГУК «Буряткино» в общей сумме 484 438,11 руб., в том числе по налогам в размере 169 084,44 руб., пеням в сумме 315 353,67 руб.
Суд считает необоснованными требования №№ 5372, 5373, 5374, 5555, 5556 об уплате штрафов в общей сумме 5 956 руб. на основании следующего:
Налоговой инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных Учреждением 23.10.2008 налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, по единому социальному налогу за 2007 год, в соответствии с которыми сумма налогов, исчисленных к уплате в бюджет, равна нулю.
По результатам проверок налоговой инспекцией составлены акты, приняты решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в размере 100 рублей и в адрес ГУК «Буряткино» направлены требования об уплате штрафов:
акт от 28.10.2008 № 5332 камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 г., решение от 01.12.2008 № 3776, требование от 30.12.2008 № 5372,
акт от 28.10.2008 № 5353 камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 г., решение от 01.12.2008 № 3781, требование от 30.12.2008 № 5373,
акт от 28.10.2008 № 5334 камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 г., решение от 01.12.2008 № 3782, требование от 30.12.2008 № 5374,
акт от 17.11.2008 № 6081 камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕСН за 2007 г., решение от 24.12.2008 № 3964, требование от 30.01.2009 № 5555,
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод о том, что налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу представлены Учреждением с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 174, пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьи 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации, ГУК «Буряткино» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый период устанавливается как квартал.
Учреждение должно было представить налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г. - 21.04.2008, за 2 квартал 2008 г. – 21.07.2008, за 3 квартал 2008 г. - 20.10.2008, фактически декларации представлены в налоговую инспекцию 23.10.2008.
В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации, ГУК «Буряткино» является плательщиком единого социального налога.
Пунктом 7 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
ГУК «Буряткино» должно было представить налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год не позднее 30 марта 2008 года, фактически представило декларацию 23 октября 2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы, и не менее 100 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из анализа названных положений статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет.
Как следует из материалов дела, сумма налога на добавленную стоимость, единому социальному налогу, подлежащая уплате Учреждением в бюджет на основании представленных налоговых деклараций, равна нулю, поскольку в указанном налоговом периоде налогоплательщиком экономическая деятельность фактически не велась.
Таким образом, поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль, то сумма штрафа за непредставление декларации за указанный период также составляет ноль.
Кроме того, налоговой инспекцией не представлено доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о рассмотрении данных актов камеральных проверок и вынесения указанных решений, а также акта от 18.11.2008 № 6179 и решения от 24.12.2008 № 3965 о привлечении ГУК «Буряткино» к налоговой ответственности.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 2005 год.
Налоговая декларация по ЕСН за 2005 год представлена ГУК «Буряткино» с нарушением установленного п.7 ст.243 НК РФ срока – 23 октября 2008 г. Согласно налоговой декларации за 2005 г. сумма к уплате налога составляет 16 861 руб.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 18.11.2008 № 6179 и вынесено решение от 24.12.2008 № 3965 о привлечении ГУК «Буряткино» к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 058 руб. (16 861 руб. х 30%).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно пункту 7 указанной статьи по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как следует из материалов дела, материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены заместителями начальника налогового органа 1 декабря 2008 г. и 24 декабря 2008 г. в отсутствие представителя Учреждения. В решениях о доказательствах надлежащего извещения Учреждения не указано.
Доказательств того, что ГУК «Буряткино» надлежащим образом извещено о рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки 1 и 24 декабря 2008 г. налоговой инспекцией не представлено.
Представленные налоговым органом реестры заказной корреспонденции о направлении уведомлений о вызове налогоплательщика по юридическому адресу ГУК «Буряткино» не являются доказательством надлежащего извещения, поскольку не подтверждают фактическое получение уведомлений Учреждением. Более того, уведомления от 28.10.2008 № 6357 о вызове налогоплательщика на рассмотрение акта № 5352, № 6358 о вызове на рассмотрение акта № 5354 направлены согласно реестру 28 ноября 2008 года, тогда как рассмотрение дел и вынесение решений состоялось 1 декабря 2008 г., т.е. через два дня.
В связи с изложенным налоговой инспекцией допущены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, при отсутствии доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения материалов камеральных проверок должностные лица налоговой инспекции неправомерно приняли решения о привлечении ГУК «Буряткино» к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах, вынесенные решения налогового органа от 1 декабря 2008 года №№ 3776, 3781, 3782, от 24 декабря 2008 г. № 5555, № 5556 о привлечении ГУК «Буряткино» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в размере 100 рублей (всего 400 руб.) и на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5058 руб. являются необоснованными.
Налоговая инспекция просит суд взыскать задолженность в размере 683 773,69 руб., в том числе налог в сумме 252 880,63 руб., пени в сумме 424 635,06 руб., штраф в сумме 6258 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Однако заявителем требования на сумму 189 042,31 руб., в том числе по налогам в сумме 81 491,19 руб., пеням в размере 107 201,12 руб., штрафам в сумме 350 руб. суду не представлены, указанная задолженность не подтверждена.
Таким образом, требования налогового органа в части взыскания налоговых платежей в общей сумме 678 938,42 руб. (налоги – 250 575,63 руб., пени – 422 554,79 руб., штраф – 5808 руб.) являются необоснованными и судом не принимаются.
Общий размер подлежащей взысканию задолженности составляет 4 835 руб. 27 коп.
Согласно требованию от 06.11.2008 № 17547 об уплате налога, сбора, пени, штрафа ГУК «Буряткино» предложено в срок до 27.11.2008 уплатить задолженность по единому социальному налогу в сумме 2305 руб. (зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в сумме 658,0 руб., зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 1235 руб., зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 412,0 руб.) и начисленным на указанную сумму долга пеням в размере 2080,27 руб.
Кроме того, налоговой инспекцией составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, вынесены решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в размере 50 рублей и в адрес ГУК «Буряткино» направлены требования об уплате штрафов:
акт от 15.01.2009 № 7532, решение от 12.02.2009 № 176, требование от 12.03.2009 № 5740,
акт от 15.01.2009 № 7534, решение от 12.02.2009 № 177, требование от 12.03.2009 № 5741,
акт от 15.01.2009 № 7535, решение от 12.02.2009 № 178, требование от 12.03.2009 № 5742,
акт от 15.01.2009 № 7533, решение от 12.02.2009 № 180, требование от 12.03.2009 № 5743,
акт от 15.01.2009 № 7536, решение от 12.02.2009 № 181, требование от 12.03.2009 № 5744,
акт от 15.01.2009 № 7538, решение от 12.02.2009 № 182, требование от 12.03.2009 № 5745,
акт от 15.01.2009 № 7537, решение от 12.02.2009 № 183, требование от 12.03.2009 № 5746,
акт от 15.01.2009 № 7539, решение от 12.02.2009 № 184, требование от 12.03.2009 № 5747,
акт от 15.01.2009 № 7531, решение от 12.02.2009 № 185, требование от 12.03.2009 № 5748.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод о том, что ГУК «Буряткино» не представило в налоговый орган по месту учета налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в установленный п.2 ст.386 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации ГУК «Буряткино» является налогоплательщиком налога на имущество.
Согласно пункту 2 статьи 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Отчетным периодом в соответствии с пунктом 2 статьи 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Поскольку указанные расчеты за 2006, 2007, 2008 гг. представлены 23 октября 2008 года, т.е. с нарушением срока, определенного Налоговым кодексом РФ, налоговой инспекцией ГУК «Буряткино» обосновано привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 12 февраля 2009 года вынесены должностным лицом налогового органа в присутствии и.о.директора ГУК «Буряткино» ФИО3, что подтверждается его подписью в решениях.
МРИ ФНС России № 2 по Республике Бурятия предъявлены требования о взыскании задолженности к Государственному учреждению культуры «Буряткино» (далее Учреждение), Министерству финансов Республики Бурятия, и учредителям Учреждения: Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
В соответствии с пп.1, 2 ст.49 Налогового кодекса Российской Федерации – Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО6 Железнодорожного районного отдела г.Улан-Удэ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия от 25.12.2006 окончено исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа – постановления налоговой инспекции от 14.05.2006 № 839, по взысканию налогов и сборов с ГУ культуры Буряткино в размере 71 313 руб. Данное исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у ГУК «Буряткино» движимого, недвижимого имущества, земельных участков, тяжелой самоходной техники и денежных средств для погашения задолженности.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава государственного учреждения культуры «Буряткино», утвержденного приказом Министерства культуры РБ от 19.03.2004 № 249, функции учредителя Учреждения осуществляет Министерство культуры Республики Бурятия.
Согласно пунктам 1.4, 1.5 Устава собственником имущества Учреждения является Республика Бурятия. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Государственный комитет имущественных отношений Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия не является учредителем ГУК «Буряткино», то требования налоговой инспекции к нему о взыскании задолженности Учреждения по налогам, пеням и штрафам неправомерны.
В соответствии со статьями 120, 399 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность, представляющую собой ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Вместе с тем, в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ», разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Собственником имущества ГУК «Буряткино» является Республика Бурятия.
Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Таким образом, от имени собственника бюджетного учреждения по гражданскому законодательству выступает лицо, определяющее для него задания. Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств определяет главный распорядитель бюджетных средств. Следовательно, главный распорядитель должен выступать от имени собственника бюджетного учреждения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. При этом, главным распорядителем средств бюджета субъектов Российской Федерации является государственный орган власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджета.
Приложением № 1 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2009 год» от 10.11.2007 года № 624-IV утвержден перечень главных администраторов средств республиканского бюджета, в число которых включено Министерство культуры Республики Бурятия.
Принимая во внимание, что собственником имущества ГУК «Буряткино» является Республика Бурятия, обязанность по финансированию подведомственных ему организаций возложена на Министерство культуры Республики Бурятия (пункт 3.1.4.6 Положения о Министерстве культуры РБ), учитывая, что Министерство культуры РБ является главным администратором доходов бюджета Республики Бурятия и учредителем должника, арбитражный суд считает обоснованным требование налоговой инспекции о привлечении Министерства культуры Республики Бурятия к субсидиарной ответственности.
Таким образом, взыскание должно быть произведено за счет казны Республики Бурятия.
В качестве представителя казны Республики Бурятия по настоящему делу привлечено Министерство финансов Республики Бурятия.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 220.04.2008 № 188 - Министерство выполняет функции главного администратора доходов, главного администратора источников финансирования дефицита республиканского бюджета и главного распорядителя средств республиканского бюджета (пункт 3.18).
Расходы по уплате государственной пошлины, суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Взыскать за счет средств казны Республики Бурятия в доход бюджета всего 4 835 руб. 27 коп., в том числе единый социальный налог в сумме 2305 руб. (зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 658 руб., зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 1235 руб., зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 412 руб.), начисленные пени по единому социальному налогу в размере 2080 руб. 27 коп., штраф по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 450 рублей.
В доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Выдать исполнительные листы.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья подпись А.Т.Пунцукова