ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1420/19 от 25.06.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

01 июля 2019 года                                                                                  Дело № А10-1420/2019

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2019 года.

Полный текст решения  изготовлен 01 июля  2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Новиковой С.В.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Башлеевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Грин Вуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о возврате субсидии в размере 1 058 400 рублей 00 копеек, полученной на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга,

при участии в заседании:

от истца: представителя ФИО1 (доверенность от 11.01.2019),

от ответчика: представитель не явился, считается извещенным надлежащим образом,

установил:

Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Грин Вуд» (далее – ответчик, общество) о возврате субсидии в размере 1 058 400 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных требований истец сослался на неисполнение ответчиком обязательств по договору № 37 от 23.12.2015 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, связанных с уплатой  первого взноса по договорам лизинга.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что ответчиком не были выполнены предусмотренные условия предоставления субсидии, в том числе, не обеспечено выполнение плановых показателей реализации проекта, не представлена отчетность в установленный срок. 

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, считается извещенным надлежащим образом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.06.2019 ООО «Грин Вуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) является действующим юридическим лицом, учредителями (участниками) которого являются  физические лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4

Арбитражным судом направлялась почтовая корреспонденция по юридическому адресу ответчика, указанному в выписке из ЕГРЮЛ: Республика Бурятия, <...>.

 Заказные судебные  письма с уведомлениями № 67000833869626, № 67000834890384, № 67000834874605 возвращены в суд органом почтовой связи без вручения по истечении срока хранения. Судом получен ответ на запрос в ФГУП «Почта России» с пояснениями об обстоятельствах извещения адресата.

Также судом по юридическому адресу ответчика направлялась телеграмма № 0600 от 07.05.2019, которая вручена по указанному адресу 07.05.2019 (л.д. 83).

Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что  для извещения ответчика о судебном процессе приняты все возможные разумные меры.

Ответчиком отзыв на исковое заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен, определения суда не исполнены.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия (часть 3
статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь частью 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

 Выслушав представителя истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Предметом иска является требование министерства о взыскании с общества денежных средств, полученных ответчиком по договору от 23.12.2015 № 37 в виде субсидии в размере  1 058 400 рублей 00 копеек.

Основанием иска является ненадлежащее исполнение ответчиком взятых на себя обязательств по представлению отчетов по реализации предпринимательского проекта, по  выполнению плановых показателей его реализации.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 № 151 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» (далее – Программа № 151).

23 декабря 2015 года  между министерством и обществом «Грин Вуд» (получатель) заключен договор № 37 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, связанных с уплатой  первого взноса по договорам лизинга.

В соответствии с пунктом 1.1 договора министерство предоставляет получателю субсидию на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга № 1/2015 от 05.10.2015, заключенному  с ООО «РегионФинЛизинг» для реализации предпринимательского проекта: «Организация деятельности цеха по производству евродров в Кижингинском районе» в размере 1 058 400 рублей (приобретенное оборудование: Линия по производству топливных брикетов – агрегат сушки барабанного типа, гидравлический трехпозиционный прессователь опилок, отсевочник барабанного типа).

Порядок получения субсидии определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 (пункт 1.2 договора). Основанием для предоставления субсидии является решение Уполномоченного лица Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (пункт 1.3 договора).

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора министерство совместно с органами финансового контроля осуществляет контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом.

В силу пунктов 2.2.1, 2.2.3 и 2.2.9 договора получатель субсидии обязан выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении №1, ежегодно в срок до 30 мая предоставлять в министерство отчет о достижении плановых значений показателей.

Пунктом 2.2.4 договора предусмотрена обязанность получателя субсидии в течение десяти календарных дней с момента получения запроса от министерства о выполнении условий реализации проекта предоставить письменный ответ на этот запрос.

В случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по настоящему договору о предоставлении субсидии и (или) нарушений условий предоставления субсидии, министерство вправе требовать возврат суммы субсидии в порядке, установленном договором и нормами действующего законодательства (пункт 2.1.5).

Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.6). 

В приложении № 1 к договору стороны согласовали такие плановые показатели реализации проекта на период с первого полугодия 2015 года  по 2017 годы, как:

- выручка от реализации товаров, услуг;

- средняя заработная плата по организации;

- среднесписочная численность работников;

- налоговые и неналоговые платежи.

Денежные средства в размере 1 058 400 рублей перечислены на расчетный счет общества  по платежному поручению № 429568 от 28.12.2015 (л.д. 18). Таким образом, истцом обязательства по договору № 37 от 23.12.2015 выполнены.

Как следует из материалов дела, ответчик предоставил министерству отчет по реализации предпринимательского проекта за 2016 год.  В то же время данный отчет не содержит данных о фактических показателях реализации проекта (по всем фактическим показателям стоят прочерки).

Отчет  за 2017 год ответчиком  не представлен.

06.07.2018 министерством составлен и направлен ответчику акт о нарушении условий предоставления субсидии (л.д. 37-39).

26.11.2018 министерством в адрес ООО «Грин Вуд» направлено требование (претензия) о возврате в бюджет Республики Бурятия предоставленной субсидии.

Поскольку субсидия обществом не была возвращена, министерство обратилось  в суд настоящими исковыми требованиями.

В соответствии со статьями 309, 310, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.

Из системного толкования указанных норм усматривается, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств с нарушением условий, установленных при предоставлении субсидии.

В  целях реализации мероприятий Программы № 151, постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 утвержден Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга (приложение № 3) (далее - Порядок № 249).

В силу пункта 4.2 Порядка № 249 (действующего в период представления субсидии) министерство: вправе запрашивать у получателей государственной поддержки в виде субсидий информацию о ходе реализации предпринимательского проекта; осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий;  в случае установления фактов невыполнения субъектом малого и среднего предпринимательства обязательств по договору о предоставлении субсидии не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю поддержки уведомление о прекращении государственной поддержки и расторжении договора о предоставлении субсидии; в случае нарушения условий предоставления субсидий, установленных пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка, а также выявления нецелевого использования бюджетных средств обеспечивает их возврат в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 249 обязательства субъектов малого и среднего предпринимательства по представлению отчетности достижения плановых значений показателей, порядок возврата суммы субсидии, положения об обязательной проверке Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий указываются в договорах о предоставлении субсидий.

В пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном его Президиумом 04.07.2018, содержится правовая позиция  о том, что правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.

Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора № 37 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из норм п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. № 16 "О свободе договора", общество, подписав договор о предоставлении субсидии, выразило согласие с их условиями, а также, выразило согласие с наличием у министерства права требования возврата субсидий в случае нарушения ответчиком согласованных условий.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.9 договора № 37 общество приняло на себя обязательства выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей его реализации, направить на цели проекта расходы, на возмещение которых предоставлена субсидия, ежегодно в срок до 30 мая представлять в министерство отчет о достижении плановых значений показателей.

Из материалов дела следует, что условия, установленные договором при предоставлении субсидии, получателем нарушены: обязательная отчетность не предоставлялась, предпринимательский проект с определенным договором сроком реализации 2015 - 2017 годы до настоящего времени не реализован (рабочие места не созданы, отсутствует произведенная продукция и, соответственно, выручка от ее реализации), доказательства направления расходов (на возмещение которых предоставлена субсидия) на цели предпринимательского проекта  отсутствуют.  

Пунктом 3.4 договора стороны  предусмотрели освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Однако, доказательств обращения общества к министерству с заявлением о корректировке значений вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств в материалы дела ответчиком не представлено.

Установив нарушение ответчиком условий предоставления субсидий, предусмотренных законом и заключенным между истцом и ответчиком договором № 37,  суд приходит к выводу о том, что требования министерства о взыскании денежных средств, предоставленных обществу в качестве субсидии, подлежат удовлетворению в заявленном размере.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с указанной нормой права расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика.   

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Грин Вуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета Республики Бурятия денежные средства в размере 1 058 400 рублей 00 копеек, полученные в качестве субсидии по договору № 37 от 23.12.2015.

Реквизиты для: возврата субсидии:

Наименование получателя - УФК по Республике Бурятия (Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия),

ИНН <***>, ОГРН <***>,

КПП 032601001,

расчетный счет <***> Отделение НБ – Республика Бурятия
г.Улан-Удэ,

лицевой счет <***>,

БИК 048142001,

ОКТМО 81701000,

КБК 81011302992020220130,

код цели 260,

наименование платежа – возврат субсидии по договору № 37 от 23.12.2015.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Грин Вуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 23 584 рубля государственной пошлины.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                               С.В. Новикова