ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1448/2021 от 17.05.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

26 мая 2021 года Дело № А10-1448/2021

Резолютивная часть решения опубликована 17 мая 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Серебренниковой Т.Г., рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

публичному акционерному обществу «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее – Управление Роскомнадзора по РБ) обратилось в суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 31.03.2021 заявление принято к производству к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

О принятии заявления в порядке упрощенного производства заявитель, ответчик извещены надлежащим образом.

Копия определения о принятии заявления к производству направлена заявителю и получена адресатом, что подтверждается почтовыми уведомлениями
(№67000857893751).

Копия определения о принятии заявления к производству направлена ответчику и получена адресатом, что подтверждается почтовым уведомлением
№ 67000857893768, 67000857893775).

Материалы дела размещены в электронном виде на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в установленные сроки.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

19.05.2021 через канцелярию суда ответчиком представлено ходатайство об изготовлении мотивированного решения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, ПАО «Ростелеком» совершило нарушения в части неоказания универсальных услуг связи в у. Куорка Кижингинского района Республики Бурятия, в части отсутствия специального информационного указателя на месте расположения точки доступа в у. Орот Кижингинского района Республики Бурятия, в части необеспечения пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с в точке доступа к сети Интернет, установленный в у. Орот, у. Улзыта Кижингинского района Республики Бурятия. Просил привлечь общество к административной ответственности. Согласно представленным возражениям на отзыв, указал, что устранение нарушений до момента составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Согласно отзыву на заявление, ответчик не согласен с заявленными требованиями, пояснил, что согласно представленному в материалы дела Протоколу мониторинга таксофона в у. Куорка № 03-0007-00002-01 от 08.02.2021, таксофон в у. Куорка находился в исправном состоянии, что подтверждается отчетом системы СДУКТ. Специальная информация для пользователей в у. Орот восстановлена 09.02.2021, то есть в контрольные сроки. Информация для пользователей постоянно срывается местными жителями, поэтому факт отсутствия информации для пользователей устанавливается во время плановых и неплановых выездов рабочей группы. Причинами необеспечения пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных со скоростью не менее 10 Мбит\с в точке доступа к сети Интернет могли стать программные или аппаратные проблемы с клиентским устройством, и неустойчивая радиосвязь с точкой доступа (например, большое расстояние или радиопомехи). Узнать об отсутствии клиентского сервиса можно либо при наличии заявок от пользователей, либо при тестировании услуг подрядной организацией.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ПАО «Ростелеком» выданы лицензия №166729 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов со сроком действия до 27.01.2021, № 166733 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи, сроком действия до 16.02.2021, № 183871 от 27.01.2021 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов со сроком действия до 27.01.2026, № 184336 от 16.02.2021 на оказание телематических услуг со сроком действия до 16.02.2026.

ПАО «Ростелеком» на основании договора с Федеральным агентством связи от 13.05.2014 № УУС 01/2014 (далее – Договор) оказывает на территории Кижинского района Республики Бурятия следующие универсальные услуги связи:

- услуги телефонной связи с использованием средств коллективного доступа по лицензии № 183871 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов;

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа – точки доступа.

Согласно пункту 11 лицензионных требований лицензии № 166729, 183871, пункту 10 лицензионных требований лицензии № 166733, 184336 лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи на территории каждого из населенных пунктов, указанных в Таблицах 1.1.1-1.83.3 Приложения №2 к Договору.

В соответствии с пунктом 1 Дополнительного соглашения №6 к Договору, дополнительное соглашение заключается в соответствии с подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 Договора в целях переноса мест установки таксофонов и точек доступа, а также уточнения уникальных идентификаторов ФИАС населенных пунктов в которых установлены таксофоны и (или) точки доступа.

Согласно пункту 2.1.4 Договора оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках планового систематического наблюдения Управлением по Республике Бурятия филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Дальневосточном федеральном округе в феврале 2021 года был осуществлён мониторинг 13 таксофонов и 3 точек доступа к сети Интернет, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, на соответствие обязательным требованиям при оказании универсальных услуг связи, в ходе которого выявлены нарушения:

- неоказание универсальных услуг телефонной связи в у. Куорка Кижингинского района Республики Бурятия (таксофон находился в неисправном состоянии);

- отсутствие специального информационного указателя на месте расположения точки доступа в у. Орот Кижингинского района Республики Бурятия;

- необеспечение пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с в точке доступа к сети Интернет, установленный в у. Орот, у. Улзыта Кижингинского района Республики Бурятия.

Таким образом, ПАО «Ростелеком» нарушены:

- пункт 2.1.1 Договора в части неоказания универсальных услуг связи в у. Куорка Кижингинского района Республики Бурятия;

- пункт 5 Приложения №3 Требований об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 №371 в части отсутствия специального информационного указателя на месте расположения точки доступа в у. Орот Кижингинского района Республики Бурятия;

- пункт 3 (2) Правил оказания универсальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 №241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» в части необеспечения пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с в точке доступа к сети Интернет, установленный в у. Орот, у . Улзыта Кижингинского района Республики Бурятия.

Таким образом, ПАО «Ростелеком» нарушил пункт 11 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора № 166729, 183871, пункт 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора № 166733, 184336.

По результатам проверки в отношении ПАО «Ростелеком» составлены Акт мониторинга №03-0002-01 от 17.02.2021, протокол мониторинга № 03-0007-00002-01 от 08.02.2021, Акт мониторинга № 03-0001-01 от 15.02.2021, протокол мониторинга от 08.02.2021 № 03-0002-00003-01, протокол мониторинга о 09.02.2021 № 03-003-00003-01.

Уведомлением от 03.03.2021 № 1210-03/03 Управление известило общество о времени месте составления протокола об административном правонарушении.

23.03.2021 специалистом-экспертом ФИО1, в присутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № АП-03/03/156 по признакам совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций (подпункт 5.1.4.2 пункта 5).

Пунктами 1 и 4 названного положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16, составлять протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочены, в том числе специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.

Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ, Закон о связи).

Согласно пункту 1 статьи 57 Закона №126-ФЗ в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи, оказываемых с использованием средств коллективного доступа или точек доступа.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 437-р на оператора связи ПАО «Ростелеком» возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ и подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно пунктам 2, 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

ПАО "Ростелеком" осуществляет данную деятельность на основании лицензий №166729 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, № 166733 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи, № 183871 от 27.01.2021 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, № 184336 от 16.02.2021 на оказание телематических услуг.

Пунктом 5 лицензионных требований лицензий № 166733, 166729, 183871, 184336 выданных ПАО «Ростелеком», предусмотрена обязанность общества оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона о связи к универсальным услугам относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее – Положение).

Пунктом 9 раздела V Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов названного Положения определено, что лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

Пунктом 5 раздела VI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов названного Положения определено, что лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 лицензионных требований лицензии № 166733, № 184336, пунктом 11 лицензионных требований лицензии № 166729, № 183871 выданных ПАО «Ростелеком», предусмотрена обязанность общества выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

Включение данных лицензионных условий в лицензию произведено в соответствии с нормами вышеуказанного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» утверждены Правила оказания универсальных услуг связи (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 3(2) Правил, деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с и бесплатного доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых утверждается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В целях реализации требований, в том числе, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241, Приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 N 371 утверждены Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 5 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств (Приложение N 1), телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 3 Требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа (Приложение N 3), сеть связи включает в себя средства связи и сооружения связи, образующие точку доступа, оборудование, используемое для учета объема оказываемых услуг связи, систему управления, мониторинга и контроля за техническим состоянием точки доступа, линии связи, соединяющие средства связи с узлами связи сети (сетей) передачи данных. Сеть связи обеспечивает возможность передачи данных для целей оказания универсальных услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого подключенного пользовательского оборудования со скоростью не менее 10 Мбит/с.

В соответствии с пунктом 5 Требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа (Приложение N 3), точка доступа устанавливается на территории населенного пункта. Место расположения точки доступа в пределах населенного пункта определяется оператором универсального обслуживания самостоятельно.

Место расположения точки доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения:

- наименования вида оказываемых универсальных услуг связи;

- информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;

- правила оказания универсальных услуг связи с использованием точек доступа;

- контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;

- сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.

Как установлено подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 241, оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации и на которого Правительством Российской Федерации возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (далее - оператор универсального обслуживания), на основании договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемого с Федеральным агентством связи по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2014 № 437-р обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возложена на ПАО «Ростелеком».

Как следует из материалов дела, 13.05.2014 между ПАО «Ростелеком» (оператор) и Федеральным агентством связи (Россвязь - Агентство) заключен Договор № УУС-01/2014 об условиях оказания универсальных услуг связи (далее - договор).

Пунктом 2.1.1. Договора предусмотрено, что оператор универсального обслуживания обязан оказывать УУС на территории каждого из населенных пунктов, указанных в Таблицах 1.1.1-1.83.3 Приложения №2 к Договору.

Пунктом 2.1.4. Договора предусмотрено, что оператор связи универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами российской Федерации.

В ходе проверки административным органом установлено:

- неоказание универсальных услуг телефонной связи в у. Куорка Кижингинского района Республики Бурятия (таксофон находился в неисправном состоянии);

- отсутствие специального информационного указателя на месте расположения точки доступа в у. Орот Кижингинского района Республики Бурятия;

- необеспечение пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с в точке доступа к сети Интернет, установленный в у. Орот, у. Улзыта Кижингинского района Республики Бурятия.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа об осуществлении обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) обоснован.

Факт оказания обществом услуг связи с нарушением лицензионных требований подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23.03.2021 № АП-03/03/156, Актом мониторинга №03-0002-01 от 17.02.2021, протоколом мониторинга № 03-0007-00002-01 от 08.02.2021, Актом мониторинга № 03-0001-01 от 15.02.2021, протоколом мониторинга от 08.02.2021 № 03-0002-00003-01, протоколом мониторинга о 09.02.2021 № 03-003-00003-01 и другими представленными в материалы дела документами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. О вине общества в совершенном правонарушении свидетельствует то, что оно имело возможность выполнить установленные требования и обеспечить их соблюдение, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.

Суд считает, что заявителем представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимые доказательства.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.

Доводы общества о том, что из отчета системы СДУКТ таксофон в у. Куорка 08.02.2021 был доступен и работоспособен отклоняется, поскольку сведения подтверждают только наличие (отсутствие) сигнала связи с самим таксофоном, но не являются доказательством его работоспособности.

Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении, обществу в качестве нарушения также вменяется отсутствие специальных информационных указателей на месте расположения точек доступа в у. Орот Кижингинского района Республики Бурятия. При этом, пояснения общества о том, что информация для пользователей услугами связи уничтожается самими пользователями, не могут быть приняты судом в качестве достаточного доказательства, опровергающего факт административного правонарушения.

Довод общества о том, что причинами необеспечения пользователю универсальными услугами связи возможности передачи данных со скоростью не менее 10 Мбит/с в точке доступа к сети Интернет могли стать программные или аппаратные проблемы с клиентским устройством, неустойчивая радиосвязь с точкой доступа, также не могут быть приняты судом в качестве достаточного доказательства, опровергающего факт административного правонарушения.

Довод общества об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ввиду устранения нарушений (09.02.2021) до момента составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Соблюдение процессуальных требований при привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности судом проверено, нарушений не выявлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения суда по делу не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.

Как было указано выше, часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административным органом указано, что общество решениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.04.2020 № А10-1227/2020, от 23.07.2020 № А10-2724/2020, от 20.10.2020 № А10-4341/2020, от 22.01.2021 № А10-6096/2020 привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как установлено, общество ранее уже неоднократно привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4.6. Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Следовательно, на дату совершения повторного деяния, ПАО «Ростелеком» привлечено к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Таким образом, суд считает возможным назначить обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В пункте 15.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в случае если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП Российской Федерации названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Руководствуясь статьями 228, 229, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь публичное акционерное общество "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения – 191002, <...>, дата регистрации - 09.09.2002) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия)

Лицевой счет <***>

ИНН <***>

КПП 032601001

Наименование банка получателя Отделение –НБ Республика Бурятия г.Улан-Удэ

БИК 018142016

Единый казначейский счет 40102810545370000068

Казначейский счет 03100643000000010200

ОКТМО 81701000

КБК 09611601141019002140

УИН 09600000000032574943

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.

Заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru). В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение по настоящему делу, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение по настоящему делу, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Судья Т.Г. Серебренникова