АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
«03» июня 2014 года Дело №А10-1631/2014
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 июня 2014 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Цыремпиловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дружба» (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 21.04.2014,
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Министерство) обратилось с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дружба» (далее – общество, ООО «Дружба») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Ответчик для участия в судебном заседании не явился. Заказные письма с копиями определений суда о принятия заявления к производства, направленные по месту нахождения ответчика, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (670000 ул. Ленина, д. 30 «а», кв. 3, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) и его фактическому месту нахождения (ул. Балатахинова, д. 13, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) вернулись с отметками органа почтовой связи «отсутствие адресата по указанному адресу».
Руководствуясь частью 3 статьи 156, пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет хранение и розничную продажу водки «Пять озер» без сопроводительных документов на товар, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Добавил, что на оставшуюся алкогольную продукцию, указанную в акте по результатам контрольных мероприятий от 26.02.2014, сопроводительные документы представлены.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Дружба» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.08.2006 за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании приказа от 09.01.2014 № 2 в период с 07.02.2014 по 06.03.2014 по согласованию с Прокуратурой Республики Бурятия от 06.02.2014 главным специалистом-экспертом ФИО2, главным специалистом ФИО3, аналитиком ФИО4 проведена внеплановая выездная проверка общества.
Проверка проведена с целью проверки фактов, изложенных в обращении закрытого акционерного общества «Русский алкоголь» от 29.01.2014 о нелегальной продаже обществом алкогольной продукции.
В ходе проведения проверки по месту нахождения обособленного подразделения общества, указанному в лицензии по адресу: <...> «а», кафе «Китай город» выявлены нарушения обязательных требований статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», выразившиеся в непредставлении обществом сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на водку «Журавли» (0,5 л., дата розлива 19.11.2013), ликер эмульсионный «ФИО5 Капучино» (0,5 л., дата розлива 06.06.2013), Российский коньяк 4-х лет «Кавказ» (0,1 л., дата розлива 24.04.2012), водку «Парламент» (0,7 л., дата розлива 28.10.2013), водку особую «Зеленая марка. Ржаная» (0,5 л., дата розлива 23.10.2012), водку «Парламент» (0,5 л., дата розлива 21.09.2013), водку «Талка» (0,7 л., дата розлива 06.11.2013), водку «Пять озер» (0,5 л., дата розлива 25.04.2013), водку «Маруся» (0,5 л., дата розлива 10.10.2010), водку особую «Зеленая марка. Кедровая» (0,7 л., дата розлива 09.12.2011), водку «Белуга» (0,5 л., дата розлива 09.07.2013).
О чем составлены акт по результатам мероприятий лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции от 26.02.2014 № 29, протокол об административном правонарушении от 27.02.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).
Частью 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Пунктом 2 названной статьи определено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона № 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанного следует, что осуществление хранения и розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без товарно-транспортной накладной, справки прилагаемой к товарной транспортной накладной, уведомления, заверенной копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа или заверенной копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки, нарушает требования части 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Проверкой выявлено, что общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих ее легальность.
Вместе с тем, доказательства, представленные Министерством, не содержат подробного описания обстоятельств совершенного правонарушения.
Так, согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Из указанного следует, что в протоколе об административном правонарушении должны быть установлены место, время совершения и событие административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 27.02.2014 указано лишь на отсутствие у общества сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота алкогольной продукции.
Факт хранения в торговой точке водки «Пять озер», как и факт ее выставления для розничной продажи в протоколе не отражен. То есть в протоколе отсутствуют сведения, которые могли бы явно свидетельствовали о том, что общество осуществляет именно хранение и розничную продажу водки «Пять озер» в отсутствие сопроводительных документов.
Объяснения у директора общества, представителя общества по доверенности, свидетелей в ходе проведения проверки не отбирались.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.02.2014 к нему прилагается акт от 26.02.2014 № 29 по результатам мероприятий лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, акт от 26.02.2014 № 33 отбора образцов алкогольной продукции, акт от 20.02.2014 инвентаризации о снятии остатков алкогольной продукции.
Акт по результатам мероприятий лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции от 26.02.2014 № 29 содержит лишь указание на отсутствие сопроводительных документов на ряд алкогольной продукции, в том числе на водку «Пять озер». В нем также как и в протоколе об административном правонарушении от 27.02.2014 отсутствуют сведения об осуществлении обществом хранения и розничной продажи водки «Пять озер».
Данное обстоятельство не удостоверяется и актами отбора образцов алкогольной продукции от 26.02.2014 № 33 и инвентаризации о снятии остатков алкогольной продукции от 26.02.2014.
Так, акт отбора образцов алкогольной продукции от 26.02.2014 № 33 содержит сведения об отборе проб водки «Пять озер» емкостью 0,5 л. в количестве 2 бутылок, дата розлива 25.04.2013, информацию о предприятии-изготовителе, номере федеральных специальных марок на отобранной продукции.
Акт инвентаризации о снятии остатков алкогольной продукции от 26.02.2014 содержит информацию снятии остатков водки «Пять озер» в кафе «Китай город» по адресу: <...> «а» в количестве 7 бутылок, емкостью 0,5 л., дата розлива 25.04.2013.
Справка об исследовании от 15.04.2014 № 28, представленная Министерством, содержит информацию о том, что федеральная специальная марка для маркировки алкогольной продукции, наклеенная на бутылки водки «Пять озер», изъятой у общества изготовлена не производством Гознак, а изготовлена полиграфическим способом, с использованием форм высокой печати. Сведения, подтверждающие осуществление ООО «Дружба» хранения и розничной продажи водки «Пять озер», справка, как и иные представленные Министерством документы, не содержит.
Следовательно, Министерством не доказан факт оборота в виде хранения и розничной продажи обществом алкогольной продукции, поскольку сведения о том, что общество занималось именно реализацией алкогольной продукции и ее хранением без сопроводительных документов отсутствуют.
Министерством в нарушение обязанности, установленной частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены обстоятельства, безусловно свидетельствующие о невыполнении ООО «Дружба» требований Закона № 171-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку административным органом не доказана объективная сторона правонарушения, вменяемого обществу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения ООО «Дружба» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дружба» (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Апелляционная жалоба и кассационная жалоба подаются в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья В.И. Ботоева