ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
21 июня 2018 года Дело № А10-2111/2018
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мантурова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СОТО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 руководителя общества (личность судом установлена),
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СОТО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «СОТО») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.05.2018 возбуждено производство по делу.
В обоснование требований заявителем указано на выявление в ходе проверки общества факта отсутствия у водителей, допущенных к сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности, документов, подтверждающих прохождение предусмотренного профессионального обучения в нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.04.2018 и иных материалов прокурорской проверки заявитель просит привлечь общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 31.05.2018.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, считается извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку определение суда о принятии заявления им получено 08.05.2018, что подтверждается раписками в полуении документов (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного прокурора.
Заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
ООО «СОТО» осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии № 003 00001 (П) от 17.03.2016 (л.д. 26-27) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности.
В рамках прокурорской проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в деятельности ООО «СОТО», проведенной 12.04.2018 выявлено отсутствие у семи водителей документов, подтверждающих прохождение профессионального обучения (удостоверения), необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности.
Выявленные нарушения зафиксированы в справке о результатах проверки (л.д.13-14).
Уведомлением от 13.04.2018 № 03-04-2018 общество извещено о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
16.04.2018 в отношении общества в присутствии его представителя вынесено постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 9-12), на основании которого прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
ООО "СОТО" с 2010 года осуществляет деятельность по транспортировке отходов потребления IV класса опасности, в части их сбора от сторонних организаций, предприятий и любых других субъектов (включая жилой сектор) г. Улан-Удэ, у которых образуются такие отходы, в целях их дальнейшего транспортирования и передачи организациям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление деятельности по размещению, обезвреживанию, обработке и (или) утилизации таких отходов.
Проверкой установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ООО "СОТО" отсутствуют документы, подтверждающие наличие подготовки водителей транспортного средства, перевозящего отходы IV класса опасности.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Таким образом, профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, ранее выданными свидетельствами (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.
Однако работники ООО «СОТО» (водители) осуществляющие работы по сбору отходов IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, ООО «СОТО» при осуществлении лицензируемого вида деятельности, грубо нарушает лицензионные требования, установленные подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Наличие в действиях ООО «СОТО» события вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд приходит к выводу о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, приняв во внимание, что доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения лицензионных требований, в материалах дела нее имеется.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
В прошлом судебном заседании представитель заявителя просил назначить наказание в виде предупреждения, применив положение статьи 4.1.1 КоАП РФ.
По правилам части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Установив, что правонарушение совершено впервые, причинение вреда окружающей среде отсутствует, учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд усматривает основания для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «СОТО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья В.С. Мантуров.