АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
17 июня 2015 года Дело № А10-2203/2015
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571, адрес: 670000, ул.Борсовеа, д.33, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия) к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» (ОГРН 0326007949 , ИНН 0326472111, адрес: 670034, ул.Гагарина, д.10, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия) о взыскании 157 553 руб. 78 коп. – сумма неправомерно выплаченных пособий, в том числе 12 379 руб. 85 коп. – неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 руб. 93 коп. – неправомерно произведенные расходы по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком,
установил:
Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о взыскании 157 553 руб. 78 коп. – суммы неправомерно выплаченных пособий, в том числе 12 379 руб. 85 коп. – неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 руб. 93 коп. – неправомерно произведенные расходы по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проверки целевого расходования средств, полученных в рамках договора от 09.01.2013 №Д-13/02-64 о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и с связи с материнством, а так же уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, установлено нецелевое использование денежных средств в сумме 36 252 руб 91 коп – неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка, 627 925 руб 85 коп- неправомерно произведенные расходы по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком. По состоянию на 01.04.2015г данная задолженность РГУ ЦСПН частично погашена, остаток задолженности составляет 157 553 руб 78 коп .
Со ссылкой на статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец указал, что указанная сумма является нецелевым использованием средств федерального бюджета, которую истец просит взыскать с ответчика.
Определением от 24.04.2015 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В определении содержится код для доступа к материалам дела в электронном виде на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» на Интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
19.05.2015 от ответчика в установленный судом срок поступил отзыв на исковое заявление и приложенные к нему документы.
09.06.2015 от ответчика в установленный судом срок поступил отзыв на исковое заявление и приложенная к нему судебная практика.
10.06.2015 от истца в установленный судом срок поступили возражения на отзыв от 10.06.2015 №03-02/04-15137, письмо от 23.09.2013 №03-03/06-27151, проект мирового соглашения, справка о проведенной проверке РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 30.12.2013 №4, сводная информация по финансированию и расходованию средств в РГУ «ЦСПН» с X-XII 2013 г. по единовременному пособию при рождении ребенка, по уходу за ребенком, таблица «неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка», таблица «неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям по уходу за ребенком с X-XII 2013 г.», таблица «Остаток средств неправомерно произведенных расходов по ежемесячному пособию по уходу за ребенком на 01.01.2014».
Все документы своевременно размещены судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет в режиме ограниченного доступа.
Определение о принятии искового заявления к производству, направленное по юридическому адресу истца и адресу, имеющемуся в материалах дела, вручено адресату, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных судебных писем №67000885932583.
Определение о принятии искового заявления к производству, направленное по юридическому адресу ответчика, вручено адресату, что подтверждается уведомлением о вручении заказных судебных писем №67000885932576.
Суд считает стороны извещенными надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на исковое заявление иск не признал, считает, что с его стороны не было нецелевого использования бюджетных средств, так как взыскиваемая в рамках настоящего дела переплата возникла по вине физических лиц, которым были назначены и выплачены пособия, что было установлено судами. Ответчик указал, что им были предприняты все меры по возврату излишне выплаченных сумм: заключены соглашения с гражданами о возврате сумм пособий наличными средствами, об удержании сумм с текущих выплат пособий. В отношении граждан, которые отказываются в добровольном порядке возмещать полученные суммы поданы исковые заявления в судебные органы, имеются решения. Так же ответчик указал, что переплаты восстанавливаются на лицевой счет ФСС РФ по РБ по мере возмещения данных средств на лицевой счет РГУ гражданами, службой судебных приставов.
Истец в возражениях на отзыв пояснил, что взыскание излишне выплаченных сумм пособий с граждан в судебном порядке не освобождает ответчика от обязанности возвратить эти суммы фонду. Истец считает, что нарушения в части неправомерно произведенных расходов РГУ ЦСПН на выплату отдельных видов государственных пособий подтвержден справкой о проведенной проверке от 30.12.2013 №4.
В силу части 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 09.03.2013 между Государственным учреждением – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (фонд) и Республиканским государственным учреждением «Центр социальной поддержки населения» (уполномоченный орган) заключен договор о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (л.д.6-8).
В разделе II договора указано, что предметом договора является финансовое обеспечение фондом расходов на выплату уполномоченным органом отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, согласно Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. №1162 (правила).
Права и обязанности сторон отражены в разделе III договора. Так фонд осуществляет ежемесячно перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 правил, на лицевой счет уполномоченного органа на основании заявок представленных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 правил, проверяет отчет уполномоченного органа о расходовании выделенных средств, осуществляет контроль за целевым расходованием средств уполномоченным органом. Уполномоченный орган ведет реестр лиц, которым выплачиваются пособия, представляет в фонд ежемесячно заявки на перечисление средств на выплату пособия в соответствии с пунктом 7 правил, обеспечивает ежемесячно перечисление указанных средств в организации почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия, представляет фонду ежемесячно отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособия, ведет обособленный учет средств, выделенных на выплату пособий, осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий, обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
В соответствии с пунктом 6 договора срок его действия указан с 01.01.2013 по 31.12.2013, а в части расчетов – до дня исполнения сторонами своих обязательств.
В рамках реализации права на осуществление контроля фондом проведена проверка целевого расходования средств уполномоченным органом, по результатам которой составлена справка о проведенной проверке №4 от 30.12.2013 (л.д.9-13). В справке отражено, что по результатам проверки предлагается возвратить в региональное отделение фонда 664 178 руб. 76 коп., в том числе:
- остаток неправомерно произведенных расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка прошлых отчетных лет в сумме 36 252 руб. 91 коп.;
- остаток неправомерно произведенных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу ребенком в сумме 627 925 руб 85 коп.
Истцом в связи с частичным погашением задолженности заявлено ко взысканию 157 553 руб. 78 коп., из которых 12 379 руб. 85 коп. – неправомерно произведенные расходы по единовременным пособиям при рождении ребенка, 145 173 руб. 93 коп. – неправомерно произведенные расходы по выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1012н (далее –Приказ №1012н).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 и части 1 пункта 11 части 2 статьи 8 названного Федерального закона видом социальных страховых рисков является, в том числе, материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон № 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона № 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
На основании части 7 статьи 13 Закона № 81-ФЗ лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Закона № 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания назначения и выплаты пособий в 2013 году были установлены Законом № 81-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" и приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
В соответствии с пунктом 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
На основании пункта 85 Порядка суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Согласно статье 18 Закона № 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
В силу статьи 19 Закона № 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлены решения мировых судей, о взыскании с граждан излишне выплаченных пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком ( л.д.56-57, 59-61. 67-70, 74-79, 81-82, 86-88, 90-91, 100, 103).
Решениями судов установлено, что гражданами при обращении за назначением пособий были представлены все соответствующие документы, переплаты возникли по вине граждан в связи с сокрытием ими обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пособия.
Указанные решения вступили в законную силу, по ним идет взыскание, что подтверждается представленными в материалы дела исполнительными листами, постановлениями о возбуждении исполнительных производств, сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина ответчика в произведенных выплатах не установлена.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Поскольку в данном случае пособия назначались и выплачивались в соответствии с их назначением и целями деятельности Центра, переплаты возникли по вине получателей данных средств , основания для удовлетворения требования о взыскании спорных денежных средств вследствие их нецелевого использования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в суд вышестоящей инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.Ф.Салимзянова