АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10-22/2011
23 марта 2011 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 17 марта 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2011 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е.М.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой Ш.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации г. Улан-Удэ
(наименование истца)
к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по РБ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
(наименование ответчика)
третье лицо ФИО1
о взыскании 1 485 763 руб. 50 коп.
при участии
от истца: ФИО2, доверенность № 2 от 14.01.2011,
от ответчика: ФИО3 Тумэн Батоевич, доверенность № 64 от 13.08.2010 сроком по 31.12.2012
от третьего лица: не явился, заказное письмо с уведомлением № 67000836866028 возвращено органом связи с отметкой «истек срок хранения»,
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РБ о взыскании 1 485 763 руб. 50 коп. – убытков.
В обоснование искового заявления указано, что Решением Октябрьского районного суда от 02.07.2010 удовлетворены исковые требования военнослужащей ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <...>.
Администрация г. Улан-Удэ, предоставляя по решению суда жилое помещение из муниципального жилищного фонда ФИО1, исполнила государственную функцию, возложенную на нее без выделения на эти цели финансовых средств. Убытки составили 1 485 763,5 руб.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений военнослужащим по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении расходов органа местного самоуправлении и гарантирует право собственности муниципального образования.
Предоставив жилое помещение ФИО1, Администрация г. Улан-Удэ в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан. Соответственно, Администрация г. Улан-Удэ не мажет исполнить собственные обязательства по обеспечению жильем малоимущих граждан, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Для осуществления собственных полномочий по обеспечению жильем малоимущих граждан, Администрация г. Улан-Удэ будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
В качестве правового обоснования указаны ссылки на ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 2280/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Ответчик, возражая против заявленных требований, представил отзыв. Указал, что истцом не указано, какие именно нормы права и каким федеральным органом исполнительной власти нарушены, в чем выразилось наличие причинной связи между противоправными действиями федеральных органов исполнительной власти и наступившими у истца убытками, какие именно федеральные органы исполнительной власти и каким образом совершили противоправные деяния. Просил в иске отказать поскольку истцом не доказана совокупность всех условий деликтной ответственности.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, изложив их так как они указаны в исковом заявлении.
Представитель ответчика дал пояснения согласно отзыву.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседание, не явилось, своего представителя не направило.
Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие надлежаще извещенного третьего лица.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда от 02.07.2010, вступившим в законную силу 04 августа 2010 г., удовлетворены исковые требования вдовы военнослужащего ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <...>.
02 сентября 2010 г. Администрация Октябрьского района (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) подписали договор социального найма жилого помещения № 361, по которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Улан-Удэ состоящее из 2 комнат в изолированной квартире общей площадью 48,80 кв. м., в том числе жилой 26,70 кв. м. по адресу: <...>.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ » филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 04.03.2010 общая полезная площадь квартиры составила 48,3 кв.м.
Размер заявленных требований подтвержден письмом Федеральной службы государственной статистики в лице территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия от 12.10.2010 № 06-06.01-72, согласно которому средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир в г. Улан-Удэ на конец 3 квартала 2010 г. на вторичном рынке жилья составляет 30 761,15 коп.
Выпиской из реестра муниципальной собственности от 19.04.2010 № 00120472 составленной Администрацией г. Улан-Удэ, подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, числится в реестре муниципальной собственности г. Улан-Удэ и состоит на учете муниципальной казны.
Следовательно, в результате исполнения Администрацией г. Улан-Удэ решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.07.2010 указанная квартира выбыла из владения истца, в связи с чем, бюджету города Улан-Удэ причинены расходы в размере 1 485 763 руб. 50 коп.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности бюджетов.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 59 (части 2) Конституции РФ гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. (пункты 1,2 ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации..
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.
В силу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем вдовы военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем вдовы военнослужащего Вооруженных Сил не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения вдове военнослужащего, относящегося к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилое помещение ФИО1, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению вдове военнослужащего Вооруженных Сил ФИО1, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, администрация не могла отказать ФИО1 в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судом установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинная связь между этими обстоятельствами, то требование истца – Администрации города Улан - Удэ является обоснованным , подлежащим удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 2280/10.
Руководствуясь статьями 101-112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации г. Улан-Удэ убытки в размере 1 485 763 руб. 50 коп.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Е.М. Аюшеева