ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2317/12 от 18.10.2012 АС Республики Бурятия


  АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

18 октября 2012 года Дело № А10-2317/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2012 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Будаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-2012/51 от 4 мая 2012 года,

при участии:

заявителя: не явился, извещен,

ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности от 10.01.2012 № 02-10-09-01/01,

третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» (далее - Общество, ООО «Экспо-Лес») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (Управление, ТУ Росфиннадзора в РБ) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-2012/51 от 4 мая 2012 года.

Определением суда от 18 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бурятская таможня.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 августа 2012 года производство по делу №А10-2317/2012 приостановлено до рассмотрения дела Арбитражного суда Республики Бурятия № А10-4231/2011 Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОМ» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления от 18.08.2011 № 02-2011/191 о привлечении к административной ответственности.

Определением суда от 18 октября 2012 года производство по делу возобновлено.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен. Определение, направленное в адрес заявителя, возвращено органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения». Орган почтовой связи 6 и 9 октября 2012 года предлагал адресату явиться за получением заказной корреспонденции. Телеграмма, направленная в адрес заявителя, не доставлена, как указал оператор связи «квартира закрыта, адресат по извещению не является».

27 июня 2012 года генеральным директором ООО «Экспо-Лес» подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя.

Третьим лицом – Бурятской таможней получено определение 8 октября 2012 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.

Суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных заявителя, третьего лица.

Общество в заявлении указало, что 4 мая 2012 года Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-2012/51. Указанным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя, в том числе нарушение ст.130 АПК РФ, отказ в объединении дел об административном правонарушении в одно производство.

Оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства.

Управление с доводами заявителя не согласилось, представлен отзыв и дополнение к нему.

В обоснование возражений представители Управления указали, что 12.10.2010 ООО «Экспо-Лес» (продавец) и Маньчжурская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью «Хэ Юнь» заключили внешнеторговый контракт на поставку круглой древесины и пиломатериалов в количестве 30 000 куб.м на общую сумму 2 050 000 долларов США.

По контракту продавец экспортировал лесоматериалы в количестве 5459,35 куб.м на общую сумму 382 154,5 долларов США.

В соответствии с распределением валютной выручки, указанным в приложении к акту проверки, денежные средства от экспорта товара по контракту по ДТ, по которым срок поступления валютной выручки на момент проверки истек, поступили в полном объеме и в установленные сроки.

В связи с внесением изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, Обществом в Бурятскую таможню были поданы заявления о корректировке стоимости товара и оформлены корректировки на ДТ, в том числе заявление от 21.10.2011 № 12618. Вынесено решение о внесении изменений в сведения № 10602000/271011/0000588/52/22.

В нарушение п.2.16 Положения Центробанка России от 01.06.2004 № 258-П справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк представлена 30.01.2012, а не 17.11.2011.

Общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных порядка и (или) сроком представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Должностным лицом Бурятской таможни проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 по факту совершения административного правонарушения по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Проверка проведена в соответствии с требованиями, установленными пп.4 п.1 Приказа ФТС от 16.07.2010 № 1355дсп, в пределах предоставленных полномочий.

ТУ Росфиннадзора в РБ вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «Экспо-Лес» по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ. Административным органом соблюден установленный порядок привлечения Общества к ответственности.

22 мая 2012 г. в Управление поступило ходатайство от генерального директора Общества об объединении административных дел №№ 02-2012/50, 02-2012/51, 02=2012/52, № 02-2012/80.

Сославшись на ч.1 ст.4.4, ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, представители Управления указали, что административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Просили в удовлетворении требований отказать.

Представители третьего лица Бурятской таможни в ходе рассмотрения дела поддержали позицию ответчика, представили отзыв. Указали, что должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ. Проверка соблюдения Обществом валютного законодательства проводилась на основании поручения вышестоящего таможенного органа. Согласно поручению предписано провести проверку и завершить ее в сроки, обеспечивающие своевременное направление протокола и материалов дела на рассмотрение в орган валютного контроля. Проверка была проведена в установленные сроки, протокол и материалы дела были своевременно переданы на рассмотрение в орган валютного контроля. Просили оставить заявление Общества без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, арбитражный суд находит заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Общество с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» зарегистрировано в качестве юридического лица 4 октября 2010 года за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается Свидетельством серии 03 № 01483709 о государственной регистрации юридического лица, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия.

Как следует из материалов дела, 12 октября 2010 года между ООО «Экспо-Лес» (Продавец) и Маньчжурской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью «Хэ Юнь» (Покупатель) заключен контракт № MHY-T-398, согласно пункту 1.1 которого Продавец продает, а Покупатель покупает товар согласно Приложению. Приложение является неотъемлемой частью контракта (л.д.70-71).

Пунктом 2.1. контракта установлено, что цена на товар устанавливается в долларах США согласно Приложению к настоящему контракту на условиях DAF Забайкальск и включает в себя стоимость погрузки, упаковки, транспортировки и таможенные расходы при экспорте.

Согласно п.2.2 контракта общее количество и цена товара, поставляемого Покупателю, оговаривается в Приложении. Общая сумма контракта составляет 2 050 000 долларов США.

В соответствии с п.4.2 контракта датой поставки считается дата штемпеля пограничного пункта (Забайкальск), проставленный на транспортной накладной.

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что Покупатель производит оплату банковским переводом в долларах США в размере 100% стоимости поставляемой партии товара после поставки каждой партии товара, в течение 360 дней на валютный счет Продавца. Возможна предоплата.

Исходя из приложения № 1 к контракту № MHY-T-398 от 12 октября 2010 г. наименование поставляемого товара

- круглая древесина (длина, ширина, толщина, сорт, порода по усмотрению Продавца) 10 000 куб.м, цена за единицу – 65 долларов США, сумма 650 000 долларов США,

- пиломатериал ГОСТ 8486-86 (длина, ширина, толщина, сорт, порода по усмотрению Продавца), пакетирование не предусмотрено, 20 000 куб.м., цена за единицу 70 долларов США, стоимость 1 400 000 долларов США, итого 2 050 000 долларов США.

Согласно Приложению к контракту срок действия контракта: с 12.10.2010 по 12.10.2013, срок поставки: с 12.10.2010 по 12.10.2012.

15 октября 2010 года ООО «Экспо-Лес» в Филиале № 8601 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Бурятском отделении оформлен паспорт сделки № 10100003/1481/0230/1/0 по контракту № MHY-T-398 от 12 октября 2010 г. Дата завершения исполнения обязательств по контракту – 12.10.2013.

В рамках исполнения обязательств по контракту Поставщик экспортировал лесоматериалы в количестве 5459,35 куб.м на общую сумму 382 154,50 долларов США.

Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 10100003/1481/0230/1/0 денежные средства от экспорта товара на валютный счет Продавца поступили в размере 249 949 долларов США на 15 ноября 2011 года (л.д.65 т.1)

19 мая 2011 года осуществлен выпуск вывозимого Обществом с таможенной территории Российской Федерации пиломатериала хвойных пород из сосны обыкновенной, распиленного вдоль (ГОСТ 8486-86) по декларации на товар № 10602040/190511/0003931 на сумму 9228,10 долларов США (отметка таможенного орган "выпуск разрешен" – 19.05.2011).

18 октября 2011 года (вх.№12618 от 21.10.2011) Обществом в Бурятскую таможню подано заявление на корректировку сведений в ДТ № 10602040/190511/0003931. Как следует из данного заявления Общество просило разрешение на корректировку ДТ № 10602040/190511/0003931, в том числе в графах 22, 42, 46 о стоимости товара – «вместо 9228,10 долл.США должно быть 6923,70 долл.США» (л.д.62 т.1).

На основании данного заявления 02.11.2011 Бурятской таможней вынесено решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии; номер решения на корректировку 10602000/271011/0000588/52/22. В декларации на товары скорректированы среди прочих значения в графах – 22 «Валюта и общая сумма по счету», 42 «Цена товара», 46 «Статистическая стоимость». Старое значение графы – 9228,10, скорректированное значение графы ДТ – 6923,7.

Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк истек 17 ноября 2011 года. Справка о подтверждающих документах в Филиал № 8601 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Бурятское отделение Обществом представлена 30.01.2012.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении.

Факт нарушения Обществом требований валютного законодательства зафиксирован должностным лицом Бурятской таможни в протоколе об административном правонарушении от 23 марта 2012 года № 10602000-231/2012. В протоколе указано, что ООО "Экспо-Лес» 18 ноября 2011 года в г.Улан-Удэ совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении ООО «Экспо-Лес» сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк по ДТ № 10602040/190511/0003931.

В соответствии со статьей 23.60 КоАП РФ материалы проверки и протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 № 10602000-231/2012 таможенным органом направлены в ТУ Росфиннадзора в РБ для разрешения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 28 ноября 2011 года), являлось, в том числе, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ" (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ), действующим с 28.11.2011 изменена редакция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, из нее выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с одинаковой диспозицией "нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций", но с градацией наказания в зависимости от длительности просрочки, в том числе нарушение сроков более чем на 30 дней (часть 6.3).

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

4 мая 2012 года руководителем Управления по результатам рассмотрения административного дела в отсутствие представителя ООО «Экспо-Лес» вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-2012/51, которым ООО "Экспо-Лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде назначения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании).

На основании части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании определено, что Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

На основании пункта 2 части 3 статьи 23 данного Закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.16 Положения Банка России от 01.06.2004 №258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее – Положение №258-П) в случае изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент включает в новую справку о подтверждающих документах сведения об изменении указанной стоимости на основании документов, подтверждающих данные изменения (далее - документы, подтверждающие изменение стоимости) в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

При внесении указанных в настоящем пункте сведений в новую справку о подтверждающих документах резидент одновременно с новой справкой о подтверждающих документах представляет в банк ПС документы, подтверждающие изменение стоимости, в порядке, установленном настоящим Положением, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемый после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.

Банк России Указанием от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установил, что справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению № 258-П, является формой учета по валютным операциям.

Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.

Таким образом, приведенными нормами права установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, сроки их представления.

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении им вышеперечисленных норм права в части срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.

Согласно статьям 26.1 и 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 2.16 Положения № 258-П ООО «Экспо-Лес» не соблюден установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк по ДТ № 10602040/190511/0003931, дата оформления документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 2 ноября 2011 г., срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 17 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена – 30 января 2012 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем по существу не оспаривается.

Вместе с тем, арбитражный суд считает постановление ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия от 04 мая 2012 года № 02-2012/51 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

На основании пункта 3 статьи 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются, в том числе, и таможенные органы.

Протокол об административном правонарушении от 23 марта 2012 года № 10602000-231/2012 составлен начальником отделения валютного контроля Бурятской таможни ФИО2

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Согласно подпункту 2а пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (действующим в рассматриваемый период) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, и/или нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

Таким образом, согласно данному нормативному правовому акту таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Понятие и виды валютных операций приведены в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. К валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей в качестве средства платежа.

Как следует из материалов дела, декларация на товар 10602040/190511/0003931 оформлена 19 мая 2011 года.

Согласно пункту 5.1 контракта покупатель производит оплату банковским переводом в долларах США в размере 100% стоимости поставляемой партии товара после поставки каждой партии товара, в течение 360 дней на валютный счет продавца. Возможна предоплата.

Таким образом, по условиям названного внешнеторгового контракта валютные операции (платежи за вывезенный товар) осуществляются после отгрузки партии товара (в течение 360 календарных дней).

Из материалов дела не следует, что валютные операции, связанные с вывозом товара по декларации на товар 10602040/190511/0003931 (осуществление иностранным контрагентом предоплаты за вывезенный товар), были совершены до дня подачи упомянутых деклараций на товары.

Каких-либо опровергающих доказательств административным органом суду не представлено.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, данный вопрос (о порядке оплаты вывезенного товара) Управлением не выяснялся.

Из имеющейся в материалах дела ведомости банковского контроля невозможно установить факт завершения валютных операций, связанных с вывозом товара по декларации на товары 10602040/190511/0003931, до дня подачи указанных деклараций на товары.

Следовательно, основания для постановки вывода о том, что произведенная Обществом в период с 20 декабря 2010 года по 15 ноября 2011 года оплата в сумме 249 949 долларов США осуществлена до подачи вышеперечисленных деклараций отсутствуют.

Таким образом, учитывая условия об оплате товара предусмотренные пунктом 5.1 контракта (оплата производится после поставки каждой партии товара в течение 360 дней), также имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что Бурятская таможня не имела права в рассматриваемом случае возбуждать в отношении ООО «Экспо-Лес» дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по указанным выше декларациям на товары и осуществляемых начиная с даты выпуска товара.

Судом рассмотрены доводы административного органа, что в данном случае таможенным органом проведена проверка соблюдения валютного законодательства участником внешнеэкономической деятельности ООО «Экспо-Лес» на основании поручения вышестоящего таможенного органа в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

В материалы дела представлено письмо Сибирского таможенного управления от 22.02.2012 № 15-05-26/2642, согласно которому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 вышеназванного Приказа ФТС России Бурятской таможне поручается проведение проверки соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в отношении, в том числе ООО «Экспо-Лес», которым вывезено по контракту товаров за границу Российской Федерации на сумму 384 318, долларов США, перечислено денежных средств на территорию Российской Федерации в размере 249 949,00 долларов США. Указанные признаки свидетельствуют о возможном нарушении ООО «Экспо-Лес» статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из подпункта 4 «б» пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 № 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" следует, что начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов приказано обеспечить организацию проведения подразделениями валютного контроля проверок соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД в соответствии с компетенцией по проведению проверок на основании поручений ФТС России, направляемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего приказа.

Из содержания приведенного положения названного Приказа видно, что организация проведения проверок соблюдения валютного законодательства таможенным органом должна осуществляться в соответствии с компетенцией по проведению проверок.

Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2а пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 № 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" проверка документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации осуществляется таможенным органом в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

В силу изложенного, суд считает, что довод административного органа о наличии полномочий таможни на возбуждение в отношении ООО «Экспо-Лес» дела об административном правонарушении при проведении проверки по поручению вышестоящего таможенного органа в отношении валютных операций независимо от даты их завершения является необоснованным.

Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года № 12133/03, установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Следовательно, вне зависимости от того, имеется ли в действиях ООО «Экспо-Лес» событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, оспариваемое постановление ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия является незаконным.

Таким образом, материалами дела не подтверждены полномочия должностного лица Бурятской таможни на составление протокола об административном правонарушении от 23 марта 2012 года в отношении Общества.

При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд приходит к выводу, что постановление Управления о назначении административного наказания ООО «Экспо-Лес» по делу об административном правонарушении № 02-2012/51 от 04 мая 2012 года в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей вынесено незаконно и подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование заявителя удовлетворить.

Признать постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 4 мая 2012 года о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении № 02-2012/51 незаконным и отменить его полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Принятые по настоящему делу решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья подпись А.Т.Пунцукова