АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
“23” августа 2012 года Дело № А10-2318/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Стопичевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №02-2012/52 от 04 мая 2012 года,
при участии:
заявителя: не явился, извещен;
ответчика: ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2012, ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2012;
третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» (далее ООО «Экспо-Лес», Общество) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №02-2012/52 от 04 мая 2012 года.
25 июля 2012 года определением Арбитражного суда Республики Бурятия к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бурятская таможня.
ООО «Экспо-Лес», Бурятская таможня своих представителей в судебное заседание не направили. О времени, месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается возвратом заказного письма с отметкой органа связи «истек срок хранения» от 05 июня 2012 года, распиской о времени, месте проведения судебного заседания от 09 августа 2012 года, а также размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет информацией.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заявителя, третьего лица.
Как следует из заявления ООО «Экспо-Лес» постановлением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несвоевременное представление подтверждающих документов и справки о подтверждающих документов в банк паспорта сделки и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Названное постановление является незаконным, подлежит отмене. ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия необоснованно отказало в объединении административных дел, возбужденных в отношении ООО «Экспо-Лес» в одно производство. При вынесении оспариваемого постановления допущены нарушения требований норм действующего законодательства.
Представители ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. ООО «Тандэм»в нарушение пункта 2.16 Положения Банка России от 01 июня 2004 года №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» справка о подтверждающих документах и декларация на товары представлены в банк паспорта сделки с нарушением установленного срока. Вина Общества в совершенном административном правонарушении доказана материалами дела. Данное правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на охраняемые общественные отношения по обеспечению единой государственной валютной политики. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, также не имеется. Протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен начальником отделения валютного контроля Бурятской таможни, который на основании пункта 3.2 приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 №198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» уполномочен составлять такие протоколы. Перечень лиц ФТС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ установлен вышеупомянутым приказом, а не приказом ФТС от 16.07.2010 №1355дсп «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности, регламентирующим порядок проведения проверок, использования полученной информации при выявлении фактов нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В удовлетворении требований заявителя просили отказать.
Представители Бурятской таможни представили письменный отзыв, из которого следует, что должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ. Проверка соблюдения валютного законодательства Обществом проводилась на основании поручения вышестоящего таможенного органа. Согласно поручению предписано провести проверку и завершить ее в сроки, обеспечивающие своевременное направление протокола и материалов дела на рассмотрение в орган валютного контроля. Проверка была проведена в установленные сроки, протокол и материалы дела были своевременно переданы на рассмотрение в орган валютного контроля. Просили оставить заявление Общества без удовлетворения.
Относительно срока на обжалование постановления ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия по делу об административном правонарушении суд учитывает следующее.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Как видно из материалов дела, и следует из объяснений представителей административного органа оспариваемое постановление от 04 мая 2012 года получено заявителем 22 мая 2012 года, десятидневный срок подачи заявления об оспаривании постановления истекает 05 июня 2012 года. Заявление ООО «Тандэм» согласно накладной №83 2566 3883 направлено в Арбитражный суд Республики Бурятия 31 мая 2012 года, то есть в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявление подано Обществом в суд в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 июля 2012 года (л.д.83-84).
12 октября 2010 года между ООО «Экспо-Лес» (продавец) и Маньчжурской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью «Хэ Юнь» (покупатель) был заключен контракт №МНY-T-398, по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает товар согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 2.1 контракта определено, что цена на товар устанавливается в долларах США согласно приложению к контракту на условиях DAFЗабайкальск и включает в себя стоимость погрузки, упаковки, транспортировки и таможенные расходы при экспорте.
Согласно пункту 2.2 контракта общая сумма контракта составляет два миллиона пятьдесят тысяч (2050000) долларов США.
С силу пунктов 4.1, 4.2 контракта поставка осуществляется автомобильным, железнодорожным транспортом. Датой поставки считается дата штемпеля пограничного пункта (Забайкальск), проставленный на транспортной накладной.
На основании пункта 5.1 контракта покупатель производит оплату банковским переводом в долларах США в размере 100% стоимости поставляемой партии товара после поставки каждой партии товара, в течении 360 дней на валютный счет продавца. Возможна предоплата.
15 октября 2010 года в филиале №8601 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации оформлен паспорт сделки 10100003/1481/0230/1/0. Дата завершения исполнения обязательств по контракту 12 октября 2013 года (л.д.63).
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки 10100003/1481/0230/1/0 денежные средства от экспорта товара на валютный счет продавца поступили в размере 249949 дол. США.
В связи с внесением изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации ООО «Экспо-Лес» в таможенный орган были поданы заявления о корректировки стоимости товара и оформлены корректировки на декларации, в частности:
- 12 октября 2011 года Обществом подано заявление №12263 на корректировку сведений в ДТ №10602040/310311/0002309. По результатам рассмотрения указанного заявления вынесено решение о внесении изменений в сведения №10602000/311011/0000570/52/22;
- 12 октября 2011 года Обществом подано заявление №12264 на корректировку сведений в ДТ №10602040/040711/0005577. По результатам рассмотрения названного заявления вынесено решение о внесении изменений в сведения №10602000/131011/0000571/52/22.
- 12 октября 2011 года Обществом подано заявление №12265 на корректировку сведений в ДТ №10602040/060711/0005669. По результатам рассмотрения названного заявления вынесено решение о внесении изменений в сведения №10602000/131011/0000572/52/22.
В ходе проведения таможенным органом проверки с целью контроля за соблюдением ООО «Экспо-Лес» валютного законодательства и актов органов валютного регулирования по внешнеторговому контракту №МНY-T-398 от 12 октября 2010 года установлено, что Обществом не соблюден установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк по ДТ:
- 10602040/060711/0005669 на сумму 2169,30 дол. США, дата оформления документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена – 30 января 2012 года;
- 10602040/040711/0005577 на сумму 2167,90 дол. США, дата оформления документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена 30 января 2012 года;
- 10602040/310311/0002309 на сумму 4614,40 дол. США, дата оформление документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена – 30 января 2012 года.
19 марта 2012 года ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия в адрес Общества направлено уведомление о времени, месте составления протокола об административном правонарушении на 10 часов 00 минут 23 марта 2012 года. Копия уведомления получена директором Общества ФИО3 21 марта 2012 года, о чем имеется подпись на соответствующем уведомлении (л.д.40).
23 марта 2012 года по выявленным фактам нарушения требований пункта 2.16 Положения «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П, начальником отделения валютного контроля ФИО4 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (л.д. 12-14). Протокол составлен в отсутствие представителя ООО «Экспо-Лес».
03 апреля 2012 года определением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия назначено время, место рассмотрения дела об административном правонарушении на 05 апреля 2012 года на 11 часов 00 минут (л.д.35).
05 апреля 2012 года определением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что законный представитель Общества извещен о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела было отложено на 26 апреля 2012 года на 10 часов на 10 минут. Этим же определением срок рассмотрения дела продлен на 1 месяц (л.д.31).
26 апреля 2012 года определением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия в связи с отсутствием сведений о надлежащим извещении законного представителя ООО «Экспо-Лес» рассмотрение дела отложено на 10 часов 00 минут 04 мая 2012 года (л.д. 33).
Телеграмма о времени и месте дела об административном правонарушении от 29 апреля 2012 года возвращена с отметкой адресат по извещению не является (л.д.29).
04 мая 2012 года постановлением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия №02-2012/52 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении ООО «Экспо-Лес» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.80-81).
Постановление вынесено в отсутствии представителя Общества, извещенного о времени, месте рассмотрения дела.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 вышеназванного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
Частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании определено, что Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 вышеупомянутого Закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.16 Положения Банка России от 01.06.2004 №258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее – Положение №258-П) в случае изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент включает в новую справку о подтверждающих документах сведения об изменении указанной стоимости на основании документов, подтверждающих данные изменения (далее - документы, подтверждающие изменение стоимости) в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
При внесении указанных в настоящем пункте сведений в новую справку о подтверждающих документах резидент одновременно с новой справкой о подтверждающих документах представляет в банк ПС документы, подтверждающие изменение стоимости, в порядке, установленном настоящим Положением, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемый после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.
Банк России Указанием от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установил, что справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, является формой учета по валютным операциям.
Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Таким образом, приведенными нормами права установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, сроки их представления.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении им вышеперечисленных норм права в части срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Согласно статьям 26.1 и 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в нарушение пункта 2.16 Положение №258-П ООО «Экспо-Лес» не соблюден установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк по следующим ДТ;
- 10602040/060711/0005669 на сумму 2169,30 дол. США, дата оформления документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена – 30 января 2012 года;
- 10602040/040711/0005577 на сумму 2167,90 дол. США, дата оформления документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена 30 января 2012 года;
- 10602040/310311/0002309 на сумму 4614,40 дол. США, дата оформление документа, подтверждающего изменение стоимости товара – 24 октября 2011 года, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк – 08 ноября 2011 года, справка о подтверждающих документах представлена – 30 января 2012 года.
Указанные обстоятельства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем по существу не оспаривается.
Вместе с тем, арбитражный суд считает постановление ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия от 04 мая 2012 года №02-2012/52 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
На основании пункта 3 статьи 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются, в том числе, и таможенные органы.
Как уже отмечалось выше, протокол об административном правонарушении от 23 марта 2012 года №10602000-229/2012 составлен начальником отделения валютного контроля Бурятской таможни ФИО4
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Согласно подпункту 2а пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (действующим в рассматриваемый период) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, и/или нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
Таким образом, согласно данному нормативному правовому акту таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Понятие и виды валютных операций приведены в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. К валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей в качестве средства платежа.
Как следует из материалов дела, декларации на товар 10602040/060711/0005669, 10602040/040711/0005577, 10602040/310311/0002309 были оформлены в июле, марте 2011 года.
Согласно пункту 5.1 контракта покупатель производит оплату банковским переводом в долларах США в размере 100% стоимости поставляемой партии товара после поставки каждой партии товара, в течение 360 дней на валютный счет продавца. Возможна предоплата.
Таким образом, по условиям названного внешнеторгового контракта валютные операции (платежи за вывезенный товар) осуществляются после отгрузки партии товара (в течение 360 календарных дней).
Из материалов дела не следует, что валютные операции, связанные с вывозом товара по декларациям на товар 10602040/060711/0005669, 10602040/040711/0005577, 10602040/310311/0002309 (осуществление иностранным контрагентом предоплаты за вывезенный товар), были совершены до дня подачи упомянутых деклараций на товары.
Каких-либо опровергающих доказательств административным органом суду не представлено.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, данный вопрос (о порядке оплаты вывезенного товара) Управлением не выяснялся.
Из имеющейся в материалах дела ведомости банковского контроля невозможно установить факт завершения валютных операций, связанных с вывозом товара по декларациям на товары 10602040/120711/0005669, 10602040/040711/0005577, 10602040/310311/0002309, до дня подачи указанных деклараций на товары.
Следовательно, основания для постановки вывода о том, что произведенная Обществом в период с 20 декабря 2010 года по 15 ноября 2011 года оплата в сумме 249 949 долларов США осуществлена до подачи вышеперечисленных деклараций отсутствуют.
Таким образом, учитывая условия об оплате товара предусмотренные пунктом 5.1 контракта (оплата производится после поставки каждой партии товара в течение 360 дней), также имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что Бурятская таможня не имела права в рассматриваемом случае возбуждать в отношении ООО «Экспо-Лес» дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по указанным выше декларациям на товары и осуществляемых начиная с даты выпуска товара.
Судом рассмотрены доводы административного органа, что в данном случае таможенным органом проведена проверка соблюдения валютного законодательства участником внешнеэкономической деятельности ООО «Экспо-Лес» на основании поручения вышестоящего таможенного органа в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
В материалах дела представлено письмо Сибирского таможенного управления от 22.02.2012 №15-05-26/2642, согласно которому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 вышеназванного Приказа ФТС России Бурятской таможне поручается проведение проверки соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в отношении, в том числе ООО «Экспо-Лес», которым вывезено по контракту товаров за границу Российской Федерации на сумму 384 318, долларов США, перечислено денежных средств на территорию Российской Федерации в размере 249 949,00 долларов США. Указанные признаки свидетельствуют о возможном нарушении ООО «Экспо-Лес» статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (л.д.70).
Из подпункта 4 «б» пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" следует, что начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов приказано обеспечить организацию проведения подразделениями валютного контроля проверок соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД в соответствии с компетенцией по проведению проверок на основании поручений ФТС России, направляемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего приказа.
Из содержания приведенного положения названного Приказа видно, что организация проведения проверок соблюдения валютного законодательства таможенным органом должна осуществляться в соответствии с компетенцией по проведению проверок.
Вместе с тем, как выше приведено, исходя из положений подпункта 2а пункта 1 Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" проверка документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации осуществляется таможенным органом в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
В силу изложенного, суд считает, что довод административного органа о наличии полномочий таможни на возбуждение в отношении ООО «Экспо-Лес» дела об административном правонарушении при проведении проверки по поручению вышестоящего таможенного органа в отношении валютных операций независимо от даты их завершения является необоснованным.
Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года N 12133/03, установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Следовательно, вне зависимости от того, имеется ли в действиях ООО «Экспо-Лес» событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, оспариваемое постановление ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия является незаконным.
Относительно довода представителей ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия о том, что Приказ ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" не был в установленном порядке опубликован, в связи с чем, не подлежит применению суд считает необходимым высказать следующее.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
На основании пункта 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 к служебным сведениям, относятся сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
Пунктом 1.2, Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1233 установлено, что к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Обозначенный выше приказ от 16.07.2010 N 1355дсп содержит служебные сведения (несекретную информацию) которые касаются исключительно деятельности таможенных органов, в связи с чем, подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Как установлено судом, материалами дела не подтверждены полномочия должностного лица Бурятской таможни на составление протокола об административном правонарушении от 23 марта 2012 года в отношении Общества.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд приходит к выводу, что постановление Управления о назначении административного наказания ООО «Экспо-Лес» по делу об административном правонарушении №02-2012/52 от 04 мая 2012 года в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей вынесено незаконно и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении №02-2012/52 от 04 мая 2012 года.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
2. Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Судья Г.Д.-С. Мархаева