ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-231/2021 от 11.03.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

18 марта 2021 года                                                                                     Дело № А10-231/2021

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению финансового управляющего ФИО1 – ФИО2 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении ФИО1, выраженный в письме от 29.12.2020 № 80200-1601, об обязании предоставить сведения о том является ли ФИО1 владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен, почтовое отправление № 7000855904107 вручено адресату 05.02.2021,

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 22.12.2020 № 22, паспорт, диплом,  ФИО4 по доверенности от 22.12.2020 № 5, диплом, паспорт,

от ФИО1: не явился, извещен, почтовое отправление № 67000855904091 возвращено с отметкой «истек срок хранения»,

установил:

финансовый управляющий ФИО1 – ФИО2 (далее – заявитель, финансовый управляющий ФИО2) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Управление, Управление Росгвардии по Республике Бурятия) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении ФИО1, выраженный в письме от 29.12.2020 № 80200-1601, об обязании предоставить сведения о том является ли ФИО1 владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени.

В обоснование заявленных требований финансовый управляющий ФИО5 указал, что 21.12.2020 он обратился с запросом в Управление Росгвардии по Республике Бурятия о предоставлении сведений о том, является ли ФИО1 владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени. Ответом от 29.12.2020 Управление отказало в предоставлении запрашиваемой информации. Полагая, что указанный отказ является незаконным, ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Доводы финансового управляющего изложены в заявлении (л.д. 6-7).

Управление Росгвардии по Республике Бурятия с требованиями не согласилось, представлен письменный отзыв (л.д. 26-28). Законом о банкротстве установлен специальный порядок получения финансовым управляющим сведений об имуществе гражданина. Перечень органов и должностных лиц, которым Управление предоставляет информацию, содержащуюся в банках данных о лицах, владеющих оружием, перечислен в статье 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Перечень является исчерпывающим, финансовые управляющие в него не включены.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя, третьего лица.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела,  суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.12.2020 по делу № А10-5423/2020 ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества должника сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвержден ФИО2

Финансовый управляющий ФИО2 21.12.2020 обратился с запросом в Управление Росгвардии по Республике Бурятия о предоставлении сведений о том, является ли ФИО1 владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени (л.д. 9).

Письмом от 29.12.2020 № 80200-1601 Управление Росгвардии по Республике Бурятия отказало в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Финансовый управляющий, полагая такой отказ незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Вместе с тем отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой X Закона о банкротстве, в пункте 9 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ которой предусмотрен специальный порядок получения сведений о должнике.

Согласно пункту 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Пунктом 10 указанной статьи установлено, что сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

В соответствии со статьей 2 Закона № 152-ФЗ целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая распространение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ).

Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных (статья 3 Закона № 152-ФЗ).

Согласно статье 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 19 Закона № 152-ФЗ на оператора возложена обязанность при обработке персональных данных принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Оружие - это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение особых требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оружие является ограниченно обороноспособной вещью, которая может принадлежать лишь определенным участникам оборота и совершение сделок с которым допускается по специальному разрешению.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон № 226-ФЗ) полномочия по формированию и ведению банков данных, о лицах владеющих оружием, а также защите информации, содержащейся в банках данных, возложены на войска национальной гвардии Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Закона № 226-ФЗ формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 данного Закона войска национальной гвардии обеспечивают защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Таким образом, законодателем введены нормы, согласно которым войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, а также порядок ведения, обработки, сохранения и использования данных.

Согласно части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Данный перечень является исчерпывающим, финансовые (арбитражные) управляющие к должностным лицам, указанным в части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ не отнесены.

Поскольку сведения об имеющемся оружии у гражданина - физического лица являются персональными данными, то они в силу части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ не подлежат предоставлению по запросу финансового управляющего.

В тоже время Законом о банкротстве предусмотрен порядок получения необходимой информации путем направления в арбитражный суд ходатайств об истребовании сведений, на основании которых суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки, что способствует безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Согласно пункту 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Таким образом, указанные нормы устанавливают специальный порядок получения финансовым управляющим сведений относительно гражданина-банкрота - через арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника.

В силу указанного представляется ошибочным мнение финансового управляющего о специальном характере Закона о банкротстве над нормами Закона № 226-ФЗ в вопросе получения сведений из органов войск национальной гвардии.

На основании изложенного Управление Росгвардии по Республике Бурятия в силу норм действующего законодательства не имело правовых оснований для предоставления сведений о том, является ли ФИО1 владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени, по запросу финансового управляющего Короля А.А. Последний может обратиться в арбитражный суд в деле о банкротстве должника с ходатайством о выдаче запроса о получении сведений из Управления Росгвардии по Республике Бурятия (определения суда об истребовании сведений в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку предоставление уполномоченными государственными органами сведений на основании запроса финансового управляющего законом не предусмотрено, Управление обоснованно отказало заявителю в предоставлении сведений о должнике.

В соответствии частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных обстоятельств по делу суд полагает требование финансового управляющего ФИО1 – Короля А.А. о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении ФИО1, выраженный в письме от 29.12.2020 № 80200-1601, не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                           А.А. Бурдуковская