ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-261/07 от 08.09.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая 52

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-261/07

«08» сентября 2008 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пазиной А.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУ «Управление Сибирского военного округа»

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

при участии третьего лица с самостоятельными требованиями: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия;

третьих лиц без самостоятельных требований: Улан-Удэской КЭЧ района СибВО, Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ

от освобождении части земельного участка

при участии: от истца: ФИО2 -доверенность от 19.07.2008г;

от ответчика: не явился, извещен, почтовое уведомление от 18.08.2008г;

от третьих лиц: от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ :ФИО3 – доверенность от 18.08.2008г; от Улан-Удэнской КЭЧ района : ФИО2 – доверенность от 20.12.2007г; от Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ: не явился, извещен, почтовое уведомление от 18.08.2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2008г ;

Полный текст решения изготовлен 08.09.2008г

установил: Федеральное государственное учреждение "Управление Сибирского военного округа" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об освобождении земельного участка площадью 12 кв.м, с кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка по адресу: <...> участок, ст. Дивизионная, как незаконно занятого, без заключения договора аренды с собственником и без согласия командующего войсками военного округа.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Улан-Удэнская квартирно-эксплуатационная часть района Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ, в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями - Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (ТУ Росимущества по Республике Бурятия), правопреемником которого в результате преобразования в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05. 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице территориального органа.

Правовым основанием иска указаны статьи 27, 29, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации.

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик , извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 18.08.2008г, на рассмотрение не явился, отзыв на иск не представил.

Представитель Улан-Удэнской КЭЧ района доводы истца поддержал, иск считает обоснованным.

Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, вступившего в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, заявило требование о возврате ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия , как представителю собственника имущества, из чужого незаконного владения ответчика часть земельного участка площадью 12 кв.м., находящегося в составе земельного участка с кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка на третьем участке станции Дивизионная г.Улан-Удэ, западнее жилого дома 838,а также о приведении земельного участка в пригодное для использование состояние путем сноса строения.

Представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия в судебном заседании требования поддержал.

Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ, привлеченный в качестве третьего лица без самостоятельных требований, на рассмотрение дела не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в надлежащем порядке.

Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ. В судебно заседании объявлялся перерыв до 01.09.2008г до 16 час 30 мин. Ответчик и месте и времени рассмотрения дела после перерыва извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 28.08.2008г

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ответчиком занят земельный участок на 3 участке ст. Дивизионная г.Улан-Удэ , западнее жилого дома N 838. Им установлен киоск для торговли бытовой химией, площадь занимаемых земель 12 кв.м.

Спорный земельный участок находится в составе участка площадью 11 277 000 кв.м, кадастровый номер которого 03:24:0:0008. Земельный участок является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 02.05.2005г, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 03 № 202411.

Согласно государственному акту на право пользования землей А-I № 971196 от 11.05.1988г земельный участок был закреплен за в/ч 14344 в бессрочное пользование для строительства жилой и парковой зоны. Пользователем земельного участка кадастровый номер 03:24:0:0008 согласно выписке из реестра федерального имущества от 31.01.2004г является Улан-Удэнская КЭЧ района. Представители истца, Улан-Удэнской КЭЧ и ТУ Росимущества пояснили, что измерения в реестр федеральной собственности не внесены , пользователем земельного участка согласно реестра федерального имущества остается Улан-Удэнская КЭЧ района.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г № 752-р 3 участок ст.Дивизионная г.Улан-Удэ включен в перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ вооруженные силы владеют земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании статей 9, 93 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 753-р "О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации" земельный участок относится к землям обороны и является федеральной собственностью, управление и распоряжение которой осуществляется Российской Федерацией в лице уполномоченного органа.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Согласно п. 5 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Из этого следует, что в силу прямого указания Закона уполномоченным лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельного участка, переданного Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование является непосредственно Министерство обороны в лице его должностных лиц и уполномоченных органов.

Улан-Удэнская КЭЧ района в Единый государственный реестр юридических лиц не включена, и в силу 1 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , ст.ст.48, 51 ГК РФ, ст.ст.27,44 АПК РФ не может выступать истцом по делу.

Лицом , имеющим право представлять интересы Российской Федерации по иску в защиту прав на земельный участок , закрепленный за вооруженными силами, является ФГУ «Управление Сибирского военного округа» . Так согласно п.11 Положения о ФГУ «Управление Сибирского военного округа», утвержденного приказом командующего войсками Сибирского военного округа № 310 от 12.11.2003г, ФГУ «Управление Сибирского военного округа» (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 16.12.2003г) по согласованию с собственником имущества приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности и является истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу ст.305 ГК РФ , права, предусмотренные ст.ст.301-305 ГК РФ принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником , но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно п.105 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977г № 75 «О введении в действие положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота» передача временно неиспользуемых земельных участок возможно только для использования в сельскохозяйственных целях. Пунктом 106 Приказа предусматривается , что передача земель во временное пользования производится командующим войсками военных округов – по землям для объектов окружного подчинения. При этом согласно п.108 Приказа земельные участки , предоставленные в пользование Министерству обороны СССР, запрещается использовать под строительство индивидуального жилья , гаражей и других хозяйственных построек.

Земельный участок площадью 12 кв.м. для торговли в киоске товарами бытовой химии по адресу г.Улан-Удэ, ст.Дивизионная, 3 участок был предоставлен ответчику в соответствии с постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 16.06.2003г № 298, затем от 31.05.2004г № 269. На основании указанных постановлений земельный участок площадью 12 кв.м. для размещения киоска был передан Комитетом по управлению имуществом г.Улан-Удэ индивидуальному предпринимателю ФИО1 согласно договору аренды земельного участка № 374 от 30.06.2003г на срок до 16.06.2003г по 16.05.2004г, затем по договору № 505 от 01.06.2004г на срок с 31.05.2004г по 30.04.2005г.

Поскольку земельный участок , которым распорядилось муниципальное образование, входит в состав земель, переданных Министерству обороны РФ в постоянное (бессрочное) пользование, передача земельного участка в аренду является неправомерной, договоры аренды № 374 от 30.06.2003г и № 505 от 01.06.2004г являются ничтожными сделками в силу ст.168 ГК РФ.

Согласно акту обследования земельного участка от 05.12.2006г киоск «Бытовая химия» индивидуального предпринимателя ФИО1 располагается на территории закрытого военного городка 3 участок ст.Дивизионная вблизи жилого дома № 838 и занимает земельный участок площадью 12 кв.м.

Доказательств освобождения данного земельного участка на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.

Ответчиком не представлено доказательств пользования земельным участком на правовых основаниях.

В материалах дела отсутствуют данные о предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю ФИО1 Министерством обороны РФ в лице его должностных лиц и уполномоченных органов.

Также ответчиком не представлено доказательств предоставления земельного участка в порядке , предусмотренном Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности , в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2006г № 176.

Письмо начальника Квартирно-эксплуатационного управления Сибирского военного округа от 05.12.2007г № 63/Л/Зем/403 основанием возникновения прав на земельный участок не является.

Письмо Улан-Удэнской КЭЧ района от 18.01.2008г № 51 в адрес руководителя Росимущества по Республике Бурятия с перечнем земельных участков, предлагаемых передаче в аренду, не соответствует п.3 Правил, поскольку исходит от органа не являющегося федеральным органом исполнительной власти, кроме того направлено в адрес территориального органа Росимущества , а не в адрес Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, как предусмотрено в п..3 Правил.

Данных о формировании в установленном п.2 Правил порядке перечня временно не используемых земельных участков , а также предоставления земельного участка в порядке , предусмотренном Правилами , не представлено.

Таким образом, на момент рассмотрения спора у ответчика отсутствуют правовые основания для пользования принадлежащим истцу земельным участком.

Согласно акту обследования земельного участка от 05.12.2006г киоск «Бытовая химия» индивидуального предпринимателя ФИО4 расположен в закрытом военном городке – 3 участок ст.Дивизионная, вблизи жилого дома № 838, западнее него. Киоск представляет собой постройку на фундаменте из бетона, стены из деревянного бруса, покрытого металлоконструкцией, перекрытия - швеллерные балки, деревянный брус.

Индивидуализация земельного участка возможно только в связи с расположением на земельном участке торгового павильона ответчика «Бытовая химия» площадью 12 кв.м.

Согласно пунктам 2 и 3 ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.

Управление СибВО, являясь законным владельцем спорного земельного участка, в силу статей 301, 305 ГК РФ вправе требовать освобождения самовольно занятого земельного участка. Исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Требования третьего лица с самостоятельными требованиями ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия ( ТУ Росимущества по РБ) удовлетворению не подлежат, поскольку полномочия собственника в отношении земельного участка осуществляет Министерство обороны РФ. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ правом в отношении истребуемого земельного участка не обладает.

Расходы по уплате государственной пошлины, суд в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на ответчика

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 освободить часть земельного участка кадастровый номер 03:24:0:0008, занятого павильоном «Бытовая химия» площадью 12 кв.м., расположенным западне жилого дома № 838 на территории закрытого военного городка на 3 участке ст.Дивизионная г.Улан-Удэ.

В удовлетворении требований ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по республике Бурятия отказать

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 2 000 руб 00 коп государственную пошлину.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Л.Ф.Салимзянова