ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2741/2011 от 17.11.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

22 ноября 2011 года Дело №А10-2741/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2011года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2011 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе председательствующего Пунцуковой А.Т., судей Устиновой Н.В., Рабдаевой Л.Ю., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Будаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующим с момента принятия Приказа от 16 июня 2011 г. № 1/21 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, как несоответствующего Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 4000 руб.

при участии:

заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 24.03.2011 № 027, ФИО2 – представителя по доверенности от 23.08.2011 № 049, ФИО3 - представителя по доверенности от 15.03.2011 № 022,

ответчика: ФИО4 - представителя по доверенности от 26.04.2011, ФИО5 - представителя по доверенности от 27.09.2011,

прокуратуры Республики Бурятия: ФИО6 – служебное удостоверение,

установил:

Открытое акционерное общество «Улан-Удэ Энерго» (далее – ОАО «Улан-Удэ Энерго», Общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ, Служба) о признании недействующим с момента принятия Приказа от 16 июня 2011 г. № 1/21 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, как несоответствующего Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 4000 руб.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. В обоснование заявленных требований указали, что РСТ РБ приказом от 16.06.2011 № 1/21 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия с периодом действия с 1 мая по 31 декабря 2011 года.

Протоколом коллегии РСТ РБ от 22.06.2011 № 1/14-9 была проведена корректировка необходимой валовой выручки Общества на 2011 год до 290 063,5 тыс.руб., предписано оптимизировать затраты на 2011 год на сумму 37 345 тыс.руб.

В соответствии с установленным порядком применения тарифов регулирующий орган до принятия решения об установлении единого (котлового) тарифа должен рассчитать экономически обоснованные НВВ сетевых организаций, затем принять решение об установлении единого (котлового) тарифа.

Однако РСТ РБ 16 июня 2011 г. приняла решение об установлении единого (котлового) тарифа, а затем, 22 июня 2011 г. произвела расчет новой НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго». То есть фактически РСТ РБ произвела корректировку НВВ Общества под уже принятый тариф, чем нарушила п.64 Основ ценообразования, пп.47, 49 Методических указаний, ст.23 Федерального закона «Об электроэнергетике».

До 1 мая 2011 г. объем собственного НВВ Общества, без учета расходов на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь, был принят РСТ РБ в размере 327409 тыс. рублей. При утверждении НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго» на 2011 год эксперты РСТ РБ учитывали в составе НВВ выпадающие доходы, возникающие при выполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Общества в регулируемом периоде в размере 37 345,5 тыс. руб. В этой части ранее утвержденная НВВ Общества и принятые единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии являлись экономически обоснованными.

В нарушение п.32 Основ ценообразования при корректировке НВВ Общества под вновь уставленные единые (котловые) тарифы, РСТ РБ необоснованно исключила из состава затрат вышеуказанные выпадающие доходы в размере 37 345,5 тыс. рублей.

НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго», установленная с 1 мая 2011 года, не соответствует ни официально опубликованным прогнозам темпа инфляции в 2010 и 2011 годах, ни уровню 15 процентного роста тарифа, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 1172.

Ранее Приказами РСТ РБ от 30.12.2010 № 1/77, от 30.12.2010 № 1/80, от 09.02.2011 № 1/2, от 27.04.2011 № 1/19 для ОАО «Улан-Удэ Энерго» были установлены экономически обоснованные тарифы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь. Указанными тарифами были установлены в том числе:

тариф на покупную электроэнергию в размере 0,65354 руб./кВтч;

НВВ потерь в размере 205 002,4 тыс. руб.

При утверждении НВВ потерь ОАО «Улан-Удэ Энерго» на 2010 год в размере 114 737,6 тыс. руб. расчет затрат был произведен только по регулируемой цене. По факту же 2010г. среднегодовая стоимость покупной электроэнергии составила 0,83675 руб./кВтч. Общество понесло затраты на покупку электроэнергии в размере 337 532,9 тыс. руб. и понесло убытки, при этом образовались выпадающие доходы в сумме 164 571 тыс. руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 № 1107 Республика Бурятия отнесена ко второй ценовой зоне (зона Сибири) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Согласно расчетным данным планируемые затраты Общества на покупную электроэнергию на 2011 год при сохранении существующего уровня цен (по данным официального сайта ОАО «Бурятэнергосбыт» средняя цена по факту января - июня 2011г. составила 0,56333 руб./кВтч.) составят 176 705,5 тыс. руб.

В установленных РСТ РБ тарифах с 1 мая 2011 г. компенсация затрат на покупную электроэнергию учтена только в размере 126 708 тыс.руб. или 0,40394 кВт/ч. То есть при вновь установленных тарифах Общество по результатам 2011 года получит убыток в размере 49 997,5 тыс.руб.

В нарушение ст.23 Федерального закона «Об электроэнергетике», п.18 Правил регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов 16.06.2011 и корректировке НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго» (22.06.2011, не было обеспечено надлежащее уведомление Общества о дате и месте заседания коллегии, Обществу не была предоставлена возможность подать возражения и предложения по рассматриваемым материалам.

Просили заявленные требования удовлетворить.

Представители РСТ РБ заявленные требования не признали, в обоснование возражений указали, что в декабре 2011 года РСТ РБ были определены экономически обоснованные НВВ сетевых организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, и установлены экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011г. № 1172 было предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии исходя из увеличения среднего по субъекту одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не более 15% к 2010 году.

В 2011 году по Республике Бурятия рост среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям к уровню 2010 года составил 127,76%. РСТ РБ принято решение при исполнении указанного постановления Правительства РФ руководствоваться максимально допустимым увеличением, т.е. 15%.

Приказом ФСТ России от 15.06.2011 № 142-э/5 согласовано решение РСТ РБ об установлении единых (котловых) тарифов с учётом предложений по пересмотру НВВ всех сетевых организаций, утвержденных с 01.01.2011.

В связи с отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих снижение экономически обоснованных тарифов, в целях сохранения базы 2011 года, РСТ РБ приняла решение по всем электросетевым организациям скорректировать «Выпадающие доходы», с переносом срока включения затрат по данной статье в последующие периоды регулирования.

В 2010 году в тарифах на услуги по передаче электроэнергии, ставка по оплате
 потерь, была рассчитана только по регулируемой цене, соответственно, на 2011 год ее
 рост в тарифах на услуги по передаче электроэнергии с учетом надбавки
 Гарантирующего поставщика и инфраструктуры оптового рынка
 электроэнергии не должен превышать 15% к 2010 году.

РСТ РБ, руководствуясь утвержденным ФСТ РФ Прогнозным балансом электроэнергии (мощности) на 2011 год и постановлением Правительства РФ № 1107 от 24.12.2010, скорректировала избыток дохода, полученного электросетевыми организациями, в том числе и ОАО «Улан-УдэЭнерго» в части затрат на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь.

Несмотря на состоявшуюся фактическую цену покупки электроэнергии с оптового рынка электроэнергии, корректировка затрат на покупку потерь произведена с учетом прогнозной индикативной цены на период с 01.01.2011 и ее снижения на 5% с 01.05.2011, в результате чего, тариф на покупку электроэнергии, с учетом надбавки гарантирующего поставщика и инфраструктуры оптового рынка электроэнергии, в целом по году для всех сетевых организаций составил 405,503 руб/МВтч.

Нарушений процедуры при издании оспариваемого приказа РСТ РБ не допущено, так как если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, то дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.

Представитель Прокуратуры Республики Бурятия поддержала доводы РСТ РБ. Считает, что Службой принят оспариваемый Приказ с соблюдением установленных требований к процедуре принятия указанного нормативного правового акта. Оспариваемый приказ соответствует Федеральному закону «Об электроэнергетике» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172. Постановление Правительством РФ принято в пределах предоставленных ему полномочий. Заявителем не доказано, что по результатам 2011 года в связи с принятием оспариваемого приказа Общество получит убыток.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Открытое акционерное общество «Улан-Удэ Энерго» зарегистрировано в качестве юридического лица 20 ноября 2008 года, что подтверждается Сведениями, внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц на 20.07.2011.

ОАО «Улан-Удэ Энерго» признано субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, и Приказом ФСТ России от 24.09.2009 № 358-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 03.1.30.

16 июня 2011 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан Приказ № 1/21 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия». Из пункта 2 данного Приказа следует, что тарифы, установленные данным Приказом, действуют с 1 мая по 31 декабря 2011 года.

Приказом от 16.06.2011 № 1/21 признан утратившим силу с 01.05.2011 приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 0-4.03.2011 № 1/7 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия».

Данный Приказ зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 28 марта 2011 года за № 032011115, опубликован в официальном вестнике газете «Бурятия» от 22.06.2011 № 109.

Полагая, что Приказ РСТ РБ от 16.06.2011 № 1/21 не соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «Улан-Удэ Энерго» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Частью 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Согласно части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 23.

На основании части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (пункт 1).

На основании пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение) РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ РБ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В силу вышеприведенных норм оспариваемый Приказ, установивший единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на период с 1 мая по 31 декабря 2011 года, принят Службой в пределах предоставленных ей полномочий.

Оспариваемым приказом № 1/21 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия для потребителей республики без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Приказ РСТ РБ от 16 июня 2011 г. № 1/21 обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый уполномоченным органом – РСТ РБ в определенной форме (приказ) с опубликованием в официальном печатном издании, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании пункта 1 части 1 статьи 29, статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с п.10 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В силу приведенных норм настоящее заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, оспариваемый Приказ отвечает признакам нормативного правового акта, а требования заявителя по настоящему делу подлежат рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).

На основании статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования) и «Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила государственного регулирования тарифов).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии. При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением. Порядок формирования сводного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) пунктом 2 Основ ценообразования определена как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Как следует из материалов дела Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приказами от 30 декабря 2010 года № 1/77 (на период с 01.01.2011 по 31.12.2011), от 4 марта 2011 года № 1/7 (на период с 05.03.2011 по 31.12.2011), установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год.

При вынесении приказа от 30.12.2010 № 1/77 РСТ РБ принят объем необходимой валовой выручки ОАО «Улан-Удэ Энерго» в размере 327 409 тыс.руб., в том числе выпадающие доходы в размере 37 345,5 тыс.руб.

В соответствии со статьей 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – Постановление Правительства РФ № 1172).

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ № 1172 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо с 1 мая 2011 г. пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта 6 настоящего Постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Как указано представителями РСТ РБ рост среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям к уровню 2010 года составил 127,76%.

Информационным письмом 27.04.2001 № Сн-3451/13 Федеральная служба по тарифам указала, что при принятии решений о пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимо учитывать, что под средним одноставочным тарифом на услуги по передаче электрической энергии подразумевается отношение суммарной необходимой валовой выручки (в части содержания электрических сетей (с учетом платы за услуги по передаче ОАО "ФСК ЕЭС") и в части оплаты потерь электроэнергии) всех сетевых организаций, участвующих в расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, к суммарной величине полезного отпуска потребителям электрической энергии, участвующего в расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Также в данном Информационном письме указано, что в ряде случаев решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов требуют согласования с ФСТ России, в том числе, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии предполагается установить на уровне ниже утвержденных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Во исполнение Постановления Правительства РФ № 1172 проведено заседание коллегии РСТ РБ с повесткой: «О приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год, утвержденных Приказом РСТ РБ № 1/7 от 04.03.2011», о чем составлен протокол от 29.04.2011 № 1/12.

Принято решение снизить тарифы на услуги по передаче электрической энергии за счет уменьшения НВВ в части содержания региональных электросетевых организаций по Республике Бурятия на 2011 год, в том числе ОАО «Улан-Удэ Энерго» на 37 346 тыс.руб., или 11,4%.

По результатам проведенной коллегии РСТ РБ в адрес Федеральной службы по тарифам направлено заявление от 29.04.2011 о согласовании проекта решения РСТ РБ об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год, на уровне ниже утвержденных Приказом ФСТ РФ от 16.12.2010 № 436-э/2.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2011 года № 142-э/5 согласовано решение РСТ РБ об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2011 год.

16 июня 2011 на заседании коллегии РСТ РБ принято решение установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год, и распространить их действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2011 года, о чем составлен протокол № 1/13.

16 июня 2011 г. РСТ РБ принят оспариваемый приказ № 1/21.

По вопросу принятия решения по корректировке НВВ по региональным сетевым организациям и установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, коллегией РСТ РБ объявлен рабочий перерыв.

22 июня 2011 года коллегией РСТ РБ принято решение о корректировке НВВ сетевой организации ОАО «Улан-Удэ Энерго» в соответствии с приказом РСТ РБ от 16.06.2011 № 1/21 (протокол № 1/14-9) в размере 37 345,5 тыс.руб. и, соответственно, НВВ Общества на 2011 год составило 290 063,5 тыс.руб.

Учитывая изложенное, основанием для вынесения оспариваемого Приказа явилось издание Постановления от 27.12.201 № 1172 Правительством Российской Федерации, являющегося уполномоченным органом в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики, в том числе по утверждению правил оптового рынка.

Данным Постановлением Правительства РФ № 1172 не предусмотрен порядок снижения установленных и действующих тарифов на 2011 год. РСТ РБ скорректирована ранее принятая на 2011 год НВВ Общества на 37 345,5 тыс.руб. – на величину выпадающих доходов от мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощности, не превышающей 15 кВт включительно. Данные доходы являются плановыми, получение которых в 2011 году предполагалось. Иные статьи затрат по принятой на 2011 год НВВ Общества - вспомогательные материалы, работы и услуги производственного характера, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и др. - Службой не корректировались.

Ссылка заявителя о том, что НВВ не соответствует росту инфляции не может быть принята во внимание, так как корректировка НВВ предусматривает снижение утвержденной НВВ на величину выпадающих доходов от мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощности, не превышающей 15 кВт включительно, при этом другие статьи расходов не изменялись. Таким образом, для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии затраты установлены на уровне экономически обоснованных.

На основании изложенного, принимая во внимание, что проект решения РСТ РБ о снижении тарифа на услуги по передаче электроэнергии согласован Федеральной службой по тарифам, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого приказа Закону об электроэнергетике, Постановлению Правительства РФ от 26.-2.2004 № 109, Постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

Заявитель при рассмотрении дела пояснил, что ОАО «Улан-Удэ Энерго» при применении с 1 мая 2011 года вновь установленных (скорректированных) оспариваемым приказом тарифов на услуги по передаче электроэнергии по результатам 2011 года получит убыток.

Представители Общества также указали, что установленный уровень НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго» на покупку потерь является экономически необоснованным и не позволит Обществу осуществлять регулируемую деятельность на должном уровне (без убытков).

На основании п.64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.

В соответствии с Информационным письмом ФСТ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии", в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.

Согласно пункту 49 Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:

- двухставочный;

- одноставочный.

На основании пункта 50 Методических указаний расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок:

- единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя,

- единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Как указал заявитель согласно расчетным данным планируемые затраты Общества на покупную электроэнергию на 2011 год при сохранении существующего уровня цен (по данным официального сайта ОАО «Бурятэнергосбыт» средняя цена по факту января - июня 2011г. составила 0,56333 руб./кВтч ) составят 176 705,5 тыс. руб.

В установленных же РСТ РБ с 1 мая 2011г. тарифах компенсация затрат на покупную электроэнергию учтена только размере 126 708 тыс.руб. или 0,40394 кВт/ч.

Представители РСТ РБ пояснили в судебном заседании, что с 01.01.2011 тариф покупки электроэнергии с оптового рынка на 2011 год с учетом прогнозной свободной цены, рекомендованной ФСТ РФ субъектам РФ, составил 1186,28 руб./МВтч, исходя из следующих условий: ставка на электроэнергию - 547 руб./МВтч -ставка на мощность - 338 611руб./МВт в мес.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2010 N 1107 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643", действовавшим в период с 25.01.2011 по 12.04.2011, в дальнейшем Постановлением Правительства Российской Федерации № 1172, действующим с 13.04.2011, Республика Бурятия включена во Вторую ценовую зону (зону Сибири) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Согласно ст.3 Закона об электроэнергетике ценовые зоны оптового рынка - территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка.

Исполнение Постановлений Правительства РФ №№ 1107 и 1172 Республиканской службой по тарифам повлекло снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии в части ставки по оплате потерь.

Приказом ФСТ России от 30.12.2010 № 503-э/8 утверждены индикативные цены на электрическую энергию и мощность по Республике Бурятия, и составили: ставка на электроэнергию - 174,23 руб./МВтч, ставка на мощность - 143 509,08 руб./МВт в мес.

Тариф покупки электроэнергии с оптового рынка составляет 501,32 руб./МВтч.

Фактический избыток, полученный сетевыми организациями за январь, февраль составил 179 751,05 тыс.руб., фактические затраты сетевых организаций на покупку потерь за март, апрель составили 110 055,62 тыс.руб..

С 01.05.2011 Постановлением Правительства РФ №1172 предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, исходя из увеличения среднего по субъекту одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии не более 15% по отношению к установленным тарифам на услуги по передаче в 2010году.

Во исполнение Постановления Правительства РФ № 1172 в соответствии с решением Правления ФСТ России от 22.04.2011 была снижена индикативная цена покупки электроэнергии на 5%. Приказом ФСТ РФ от 22.04.2011 № 83-э/З 8 утверждены индикативные цены на электрическую энергию и мощность по Республике Бурятия, и составили: ставка на электроэнергию - 168,69 руб./МВтч, ставка на мощность - 135 039,74 руб./МВт в мес.

С учетом плановой индикативной цены на периоды с 01.01.2011 и ее снижения на 5% с 01.05.2011, тариф покупки потерь для сетевых организаций с 01.05.2011 составляет 405,5руб./МВтч.

Таким образом, РСТ РБ при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтен тариф на покупку электроэнергии в целях компенсации затрат в размере 405,5руб/МВтч.

Судом не принимается ссылка заявителя на то, что установленный с 1 мая 2011 года РСТ РБ тариф не обеспечивает получение прибыли Обществом по результатам 2011 года.

Исходя из положений части 1 статьи 65 и части 1 статьи 192 АПК РФ заявитель обязан доказать, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В обоснование довода о получении убытков по результатам 2011 года заявителем в материалы дела представлены: отчеты о прибылях и убытках за 2010 г., 1 квартал 2011 г., 9 месяцев 2011 года, бухгалтерская отчетность с отчетом о прибылях и убытках за 1 полугодие 2011 г., расшифровка себестоимости услуг по передаче электроэнергии ОАО «Улан-Удэ Энерго» за 9 месяцев 2011 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 «Продажи» за 9 месяцев 2011 г., пояснительная записка к плану прибылей и убытков на 2011 год, план прибылей и убытков на 2011 год.

Вместе с тем, из представленных документов следует, что Обществом по результатам прошедших на день рассмотрения отчетных периодов - 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года, от осуществляемой деятельности получена прибыль, а не убыток. Так, за 1 квартал 2011 год чистая прибыль Общества составила 238985 тыс.руб., за 1 полугодие 2011 года чистая прибыль Общества составила 113707 тыс.руб., за 9 месяцев 2011 г. чистая прибыль составила 78708 тыс.руб.

Кроме того, оспариваемым Приказом РСТ РБ скорректирована НВВ Общества на 2011 год на сумму выпадающих доходов от мероприятий по технологическому присоединению в размере 37 345,5 тыс. руб., являющихся плановыми. Однако как следует из письма ОАО «Улан-Удэ Энерго» от 11.10.2011, адресованного РСТ РБ, величина выпадающих доходов по итогам 1 полугодия 2011 года составила 5 038 тыс.руб., за 3 квартал 2011 года ожидаемые выпадающие доходы – 4 590,6 тыс.руб. Таким образом, фактический размер выпадающих доходов за 9 месяцев 2011 года значительно ниже исключенного Службой размера выпадающих доходов из НВВ Общества.

На основании изложенного, ОАО «Улан-Удэ Энерго» не доказан факт наличия и размера убытков от деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, представленные заявителем документы, не свидетельствуют о том, что по результатам 2011 года Обществом будет получен убыток от регулируемого вида деятельности, данный довод заявителя носит предположительный характер.

Кроме того, Обществом не подтверждено, что в случае получения убытков, имеется причинно-следственная связь между их получением и установленными оспариваемым Приказом тарифами.

Вместе с тем, согласно пункту 10 Основ ценообразования если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В связи с чем, в соответствии с названной нормой Общество не лишено права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими расходы, не учтенные при установлении тарифов, но связанные с производством электроэнергии с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов ОАО "Улан-Удэ Энерго» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым Приказом РСТ РБ от 16 июня 2011 года № 1/21.

Кроме того, по мнению заявителя РСТ РБ в нарушение ст.23 Федерального закона «Об электроэнергетике», п.18 Правил регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов 16.06.2011 и корректировке НВВ ОАО «Улан-Удэ Энерго» (22.06.2011, не было обеспечено надлежащее уведомление Общества о дате и месте заседания коллегии, Обществу не была предоставлена возможность подать возражения и предложения по рассматриваемым материалам.

Данный довод заявителя судом отклоняется.

Основания и порядок установления тарифов на электрическую энергию определяют Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 (далее- Правила государственного регулирования тарифов).

Процедура установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусмотрена Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным Приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 N 130-э, зарегистрированном в Минюсте РФ 07.06.2005 за N 6696 (далее – Регламент рассмотрения дел).

Согласно п.18 Правил государственного регулирования тарифов решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.

Пунктом 7 Правил государственного регулирования тарифов предусмотрено, что установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

В соответствии с п.1 Регламента рассмотрения дел - рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа.

Согласно пунктам 10, 12, 19 Регламента рассмотрения дел открытие дела об установлении тарифа, назначение уполномоченного по делу и, следовательно, порядок рассмотрения данного дела является обязательным при обращении с заявлениями об установлении тарифов и (или) их предельных уровней организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В данном случае суд исходит из того, что РСТ РБ приняла Приказ от 16.06.2011 № 1/21 по своей инициативе (не по заявлению Общества), во исполнение Постановления Правительства РФ № 1172.

На основании абзаца 2 пункта 7 Правил государственного регулирования тарифов если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, то дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.

Пунктом 2 Регламента рассмотрения дел установлено, что в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается.

Дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней также не открывается, если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.

Таким образом, Правила государственного регулирования тарифов и Регламент рассмотрения дел не содержат положений, обязывающих орган регулирования, который принимает решение (постановление) по собственной инициативе, направленное на приведение ранее принятого решения (постановления) об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, принимать его в порядке, аналогичном порядку рассмотрения дел по инициативе организации.

Кроме того, необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием ОАО «Улан-Удэ Энерго» при принятии Приказа РСТ РБ от 30 декабря 2010 г. № 1/77 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год».

На основании изложенного, учитывая положения статьи 65, части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказано несоответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Улан-Удэ Энерго» требований отказать.

Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 16 июня 2011 года № 1/21 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» признать соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Председательствующий подпись А.Т.Пунцукова

Судьи подпись Н.В.Устинова

подпись Л.Ю.Рабдаева