АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело №А10-2791/2009
«09» июля 2009г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Найданова О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигжитовой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Муниципального образования сельское поселение «Оймурское»
к Республиканской службе по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса
о признании незаконным и отмене постановления №19 от 10.06.2009г.
при участии:
от заявителя: ФИО1 - глава поселения;
ФИО2 – представитель по доверенности от 07.07.2009г. №3;
от ответчика: не явился
установил:
Администрация Муниципального образования сельское поселение «Оймурское» (далее - Администрация МО СП «Оймурское») обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №19 от 10.06.2009г.
Ответчик, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, письменного отзыва с обоснованием своих возражений на исковое заявление в арбитражный суд не направил.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 123 и пунктами 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал предъявленное требование в полном объеме, считает, что вмененное ответчиком деяние Администрацией МО СП «Оймурское» не было совершено. Отметил, что два пункта предписания по акту проверки Администрацией МО СП «Оймурское» исполнены. Предусмотренные пунктом 1 предписания мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора осуществляются постоянно, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства (проводятся дни чистоты и благоустройства, по предварительным заявкам от населения на вывоз мусора курсирует грузовой автомобиль, проводятся прочие мероприятия, имеются заключенные с физическими лицами договоры на уборку общественных мест поселения). Предписанные пунктом 2 мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок были запланированы и проводились ранее Администрацией МО СП «Оймурское». На сегодня на территории поселения нет несанкционированных свалок.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Кабанского района совместно со специалистами Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления администрацией МО СП «Оймурское».
В ходе проведенной проверки обследованы территории населенных пунктов, входящих в состав МО СП «Оймурское»: села Дулан, Оймур, Дубинино, Инкино и выявлено захламление земель населенных пунктов МО СП «Оймурское», земель сельскохозяйственного назначения, водоохранных зон водных объектов отходами производства и потребления, выявлено множество несанкционированных свалок, в том числе и в жилом секторе. Образованы несанкционированные свалки при въезде в село Дулан. От села Оймур длиной 200м и шириной 5м общей площадью 1000кв.м., возле дороги на выезде из села Дулан площадью около 50кв.м, в 2км от села Оймур справа площадью 70кв.м. Легкие фракции отходов разносятся ветром в радиусе 1,5км, захламляя близлежащие территории. Захламлена территория в <...> возле домов 24-32, за мостом, по улицам Ленина, Советская. В селах Дубинино и Инкино местами замусорена полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками прилегающая территория земли сельскохозяйственного назначения. В местах традиционного отдыха, где имеется свободный доступ к побережью озера Байкал, берег реки Молька, впадающей в озеро Байкал в водоохранных зонах и прибрежных полосах размещены отходы потребления, образованные в результате жизнедеятельности людей.мли сельскохозяйственного назначения итории.
закютию\х нужд
Усмотрев в действиях администрации признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009г., на основании которого административным органом вынесено постановление от 04.06.2009г. №16 о признании администрации виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначен штраф в размере 100000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Администрация МО СП «Оймурское» обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
Выслушав объяснение представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает, что заявление администрации МО СП «Оймурское» подлежит удовлетворению.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм, следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из акта проверки Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса №20 от 19.05.2009 не следует, что несанкционированные свалки образовались в результате сброса бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации МО СП «Оймурское» как юридического лица. В акте указано, что отходы и мусор выбрасываются отдыхающими.
Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Таким образом, администрация МО СП «Оймурское» не является субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа не имелись правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
Кроме того, заявителем исполнено предписание административного органа об организации сбора и вывоза мусора с территории населенных пунктов в границах муниципального образования СП «Оймурское», ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения, что подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить, постановление Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса от 10.06.2009г. №19 о назначении административного наказания Администрации МО СП «Оймурское» в виде штрафа в размере 100000руб., признать незаконным и отменить его полностью.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Судья (подпись) О.С. Найданов