ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-310/2018 от 05.04.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

05 апреля 2018 года                                                                                        Дело № А10-310/2018

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мантурова В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Субанаковым С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Городское лесничество» (ОГРН 1020300973615, ИНН 0323027923)

к Управлению инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) (ОГРН 1020300979874, ИНН 0323088644)

о признании незаконным решения главного государственного инженера-инспектора Управлению инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) об отказе в снятии с регистрационного учета самоходной машины марки ДТ-75М, государственный регистрационный знак: 3749 РР 03, 1983 года выпуска,

об обязании Управления инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) снять с государственного учета указанную самоходную машину без предоставления регистрационных документов и самоходной техники,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Цыбикова А.Ц. - представителя по доверенности от 29.12.2017 (личность и полномочия судом установлены),

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение «Городское лесничество» (ОГРН 1020300973615, ИНН 0323027923; г. Улан-Удэ, ул. Ипподром, д.3; далее –  учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) (ОГРН 1020300979874, ИНН 0323088644; г. Улан-Удэ, ул. Хахалова, д. 4, офис 404 А; далее – Государственная инспекция, ответчик):

- о признании незаконным решения главного государственного инженера-инспектора Управлению инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) об отказе в снятии с регистрационного учета самоходной машины марки ДТ-75М, государственный регистрационный знак: 3749 РР 03, 1983 года выпуска,

- об обязании Управления инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Республики Бурятия) снять с государственного учета указанную самоходную машину без предоставления регистрационных документов и самоходной техники.

Представитель учреждения в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что право оперативного управления заявителя на трактор в силу статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращено в связи с гибелью транспортного средства при пожаре, факт его утраты (гибели) установлен решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2017 года по делу № А10-6456/2017.

Вместе с тем, проведение процедуры списания имущества не представляется возможным в связи с отказом Государственной инспекции снять трактор с государственного учета, изложенном в письмах от 20.06.2017 № 90-01-12-4869/17 и от 18.01.2018 № 90-01-12-И 49/18 со ссылкой на требования пункта 5.2 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995) (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 № 785) (далее – Правила регистрации) по мотиву отсутствия регистрационных документов: свидетельства о регистрации машины и паспорта самоходной машины.

Представитель заявителя дополнительно пояснил, что трактор является объектом налогообложения, при этом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, считается извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку определение суда о принятии заявления им получено 02.02.2018, что подтверждается почтовым уведомлением № 670008 19 90418 1 (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует от возражений на заявление от 27.03.2018, при обращении в инспекцию заявителем не был представлен необходимый пакет документов, у должностного лица отсутствовали какие либо правовые основания для совершения юридически значимого действия – снятия техники с регистрационного учета

Представитель заявителя считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

На основании решения Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ от 28.01.2003 заявителю было передано в оперативное управление самоходная техника ДТ-75М, государственный регистрационный знак 3749РР 03, 1983 года выпуска.

В 2008 году данное транспортное средство сгорело при работе в Иркутской области, факт утраты имущества не был заактирован.

МБУ «Городское лесничество» подало заявление от 18.06.2013 г. (КУСП-19544) в Отдел полиции №1 УМВД России г. Улан-Удэ в отношении бывшего директора
Елбанова И.И. по установлению обстоятельств дела пропажи трактора ДТ -75М, постановлением от 27 июня 2013 года в возбуждении уголовного дела отказано.

В дальнейшем МБУ «Городское лесничество» обратилось в Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ и Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ для создания комиссии по списанию транспортного средства в связи с возможности установления местонахождения.

Комитет по управлению имуществом и землепользованию предложил самостоятельно произвести процедуру списания имущества, так как данное транспортное средство не является особо ценным имуществом на основании Распоряжения Администрации
г. Улан-Удэ №140-р от 09 .02.2011.

18.06.2017 учреждение обратилось в Государственную инспекцию с заявлением о восстановлении регистрационных документов на данный трактор, в удовлетворении которого отказано в виду отсутствия регистрационных документов и самоходной техники.

20.06.2017 учреждение обратилось в Государственную инспекцию с заявлением о снятии трактора с государственного учета, в удовлетворении которого письмом
№ 90-01-12-4869/17 от 20.06.2017 отказано со ссылкой на пункт 5.2. Правил № 785 и с указанием на то, что для снятия с государственного учета заявителю необходимо восстановить регистрационные документы (дубликаты свидетельства и паспорта самоходной машины) с предъявлением самоходной техники марки ДТ-75, государственный регистрационный знак 3749 РР 03, 1983 года выпуска для осмотра и сверки номеров.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от
05 декабря 2017 года по делу № А10-6456/2017 установлен факт утраты заявителем самоходной техники марки ДТ-75М с указанным государственным регистрационным номером вследствие уничтожения пожаром.

18.01.2018 письмом № 90-01-12-И49/18 Государственная инспекция вновь отказалась снять с государственного учета спорный трактор по мотиву отсутствия регистрационных документов, а именно, свидетельства о регистрации машины и паспорта самоходной машины, со ссылкой на требования пункта 5.2 Правил № 785.

Полагая, что указанные действия нарушают требования законодательства, его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Отказ Государственной инспекции снять трактор с регистрационного учета явился основанием для предъявления настоящего заявления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию.

В силу с пункта 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 938).

Пунктом 2 Постановления № 938 установлено, что органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 Постановления № 938).

Согласно пункту 4 Постановления № 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами регистрации.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Правил регистрации они распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил регистрации).

Согласно пункту 1.5 Правил регистрации собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака «Транзит»  или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 1.10 Правил регистрации предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Правил регистрации владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с пунктом 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.

Таким образом, на владельца самоходной машины возложена обязанность снять ее с учета по месту регистрации в случае прекращения права собственности на машину. Для этого в государственную инспекцию гостехнадзора необходимо представить, в том числе регистрационные документы и паспорт машины, сдать государственные регистрационные знаки.

Учреждение таких документов в Государственную инспекцию не представило, поэтому отказ ответчика снять с регистрационного учета спорную технику правомерен.

Доводы учреждения об отсутствии испрашиваемых документов, не может быть принят, поскольку в силу пункта 2.26 Правил регистрации свидетельства о регистрации, государственные регистрационные знаки и паспорта машин на зарегистрированные машины взамен утраченных или пришедших в негодность выдаются по месту регистрации машин по заявлениям владельцев с указанием обстоятельств утраты после взимания установленных в таких случаях сборов и расходов за данные виды спецпродукции.

Соответственно, в данном случае учреждение не лишено права на получение указанных документов взамен утраченных.

Каких-либо исключений из состава документов, необходимых для предоставления заявителем при снятии машин с учета, Правила регистрации не содержат, в отсутствие необходимых документов Государственная инспекция не вправе снять с учета спорную технику.

С учетом того, что решением суда по делу № А10-6456/2017 установлен факт утраты заявителем трактора и указанным государственным регистрационным номером, Государственная инспекция не обязывает учреждение в письме от 18.01.2018, представить самоходную машину для осмотра и сверки номеров, а ограничивается требованием о предоставлении регистрационных документов.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что учреждением документы, предусмотренные пунктом 5.2 Правил регистрации, в Государственную инспекцию не представлены,  суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания отказа в снятии с регистрационного учета трактора незаконным и возложения обязанности по его снятию с регистрационного учета на ответчика.

В иске суд отказывает полностью.

Аналогичная правовая позиция высказана в Северо-западном округе в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу № А05-11896/2015.

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, не могут быть распределены в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика, поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины остаются в федеральном бюджете Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                                         В.С. Мантуров.