АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
13 сентября 2017 года Дело № А10-3120/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Полевым Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "М-Лайт" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 4 050 000 руб.,
при участии в заседании
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности №1 от 11.01.2017;
от ответчика: не явился, извещен в порядке части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "М-Лайт" о взыскании 4 050 000 руб. – полученной субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство) и Обществом с ограниченной ответственностью «М-Лайт» (далее - ООО «М-Лайт») заключен договор № 52 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) на основе конкурсного отбора от 10.09.2013 (далее - Договор № 52), по условиям которого Министерство предоставляет Обществу субсидию в размере 4 050 000 руб., на возмещение части расходов, связанных с приобретением
оборудования для реализации предпринимательского проекта «Производство
средств гигиены, производство влажных салфеток» (п. 1.1 Договора № 52).
Субсидия в размере 4 050 000 руб. была перечислена истцом на расчетный счет получателя платежным поручением № 2730708 от 30.11.2012.
В нарушение условий договора принятые на себя обязательства ООО «М-Лайт» не исполнены.
Требование, направленное ответчику 30.11.2016 о возврате в бюджет Республики Бурятия предоставленной субсидии, оставлено без ответа. Таким образом, ответчик, условия, предусмотренные Договором № 52, не выполнил, реализацию предпринимательского проекта «Производство средств гигиены, производство влажных салфеток» не обеспечил. Истец просил иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование заявленного требования истец сослался на статьи 8, 307, 309, 310 329, 330, 331, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 1, 28, 34, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Ответчик в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом (определения направлены по юридическому адресу).
Ответчик считается извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку определение суда о принятии искового заявления направлено заказным письмом с уведомлением (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик, извещен надлежащим образом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнем известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд (пункт 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
При этом согласно части 2 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения копии судебных актов направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает.
Информация о движении дела и определения суда о принятии искового заявлении, назначении дела к судебному разбирательству, перерыве в судебном заседании опубликованы на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в сети Интернет http://buryatia.arbitr.ru и сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://arbitr.ru.
Риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий в данном случае несет ответчик (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Указом Президента Республики Бурятия от 22 июля 2011 года № 186 путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее -Минпромторг РБ).
Минпромторг РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере промышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, научно-технической и инновационной деятельности, торговли, общественного питания и бытовых услуг, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Среди полномочий Минпромторга РБ, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2011 года № 492 «Об утверждении положения о министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия» выделяются, в том числе:
- формирование и реализация государственной политики развития малого г-среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия. Разработка и реализация мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Порядок получения субсидии в 2012 году был регламентирован постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 № 419 «О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республики Бурятия на 2008-2014 годы» (далее -Программа).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи при предоставлении субсидий указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 209 условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования (приложение № 14) утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 № 419 «О республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 года» (далее - Порядок).
Согласно разделу 1 Порядка (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии ООО «М-Лайт»), он регламентирует предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора (далее - субсидии). Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора на бесплатной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат за предшествующий календарный год и (или) текущий год, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг). Субсидии на приобретение оборудования предоставляются из расчета не более 50% произведенных затрат и в размере не более 10,0 млн. рублей на одного получателя поддержки.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Порядка решение о предоставлении субсидии либо отказ в ее предоставлении принимает Координационный совет по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия (далее - Совет).
Основанием для предоставления государственной поддержки в виде субсидий является закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, решение Совета, а также договор о предоставлении субсидии (п. 6.2. Порядка).
Министерство на основании решения Совета об оказании поддержки готовит и подписывает договор о предоставлении субсидии и предоставляет субсидию победителю конкурса (п. 1.6.8. Порядка).
Согласно Протоколу № 6 заседания Координационного Совета по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия от 28.11.2012 следует, что на заседании рассматривались 9 заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, в том числе заявка ООО «М-Лайт». По результатам рассмотрения ООО «М-Лайт» признан одним из победителей республиканского конкурса.
29.11.2012 между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство) и Обществом с ограниченной ответственностью «М-Лайт» (далее - ООО «М-Лайт», Общество) заключен договор № 52 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) на основе конкурсного отбора (далее - Договор № 52).
Согласно п. 1.1. Договора № 52 Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 № 419 «О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республики Бурятия на 2008-2014 годы» предоставило Обществу субсидию на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования для реализации предпринимательского проекта «Производство средств гигиены, производство влажных салфеток» в размере 4 050 000, 00 (четыре миллиона пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Перечисление субсидии ООО «М-Лайт» подтверждается платежным поручением № 2730708 от 30.11.2012 (л.д. 64).
Основанием для предоставления субсидии является решение Координационного совета по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия, оформленное протоколом заседания Совета от 28.11.2012 № 6 (п. 1.3. Договора № 52).
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 5.1 Договора № 52).
В соответствии с пунктами 2.2.1. и 2.2.2. договора о предоставлении государственной поддержки получатель субсидии обязан выполнить проект i сроки и на условиях, установленных проектом и обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта.
Так, ООО «М-Лайт» при реализации предпринимательского проекта «Производство средств гигиены, производство влажных салфеток» обязался обеспечить выполнение следующих плановых показателей:
Наименование показателя 2013 год 2014 год
Среднесписочная численность работников (чел.) 99 105
Среднемесячная заработная плата (руб.) 15 000 18 000
Уплата налогов с ФОТ 5 381 6 849
Указанные показатели изложены в справке № 91 от 30.10.2012, поданной в составе заявки ООО «М-Лайт» на получении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Договора № 52 в случае, если в период оказания государственной поддержки в отношении получателя принято решение о его реорганизации, ликвидации или введена процедура банкротства, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения обязан проинформировать об этом Министерство в письменной форме.
Направленные Министерством, в соответствии с п. 2.1.4 Договора № 52, в адрес ответчика запросы от 28.06.2016 № 12-01-82-И1691/16 и от 19.10.2016 о предоставлении информации о выполнении плановых показателей, заказными письмами с уведомлением № 67000198008982, № 67003499259602, возвращены органом связи с отметкой «истек срок хранения».
Ответчик условия, предусмотренные Договором № 52, не выполнил, а именно не обеспечил реализацию проекта «Производство средств гигиены, производство влажных салфеток». Доказательств обратного ООО «М-Лайт» Министерству не представлено.
В силу п. 6.6. и 6.7. Порядка в случае нецелевого использования средств победитель конкурса обязан возвратить организатору сумму субсидии, а в случае отказа победителя конкурса от добровольного возврата субсидия подлежит взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство в соответствии с п. 2.1.8. Договора № 52, в случае установления фактов невыполнения Получателем субсидии обязательств по настоящему договору вправе обеспечить возврат суммы субсидии в порядке, установленном действующим законодательством.
Требование Министерства о возврате в бюджет Республики Бурятия предоставленной субсидии от 30.11.2016, направленное Обществу заказным письмом с уведомлением № 67000103017078 возвращено органом связи с отметкой «истек срок хранения».
Возврат субсидии Общество не осуществило, и не представило доказательств, что неисполнение условий предоставления субсидии обусловлено непреодолимой силой.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Между тем, ответчик доказательств выполнения условий, предусмотренных договором №52 не представил, а также доказательств неисполнения обязательств, вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
На основании изложенного, исковые требования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Республики Бурятия подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 101-112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу №А10-3120/2017 удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "М-Лайт" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) 4 050 000 руб. – составляющих сумму полученной ранее субсидии.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "М-Лайт" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доходы федерального бюджета 43 250 руб. – государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Е.М. Аюшеева