АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
20 декабря 2011 года Дело № А10-3356/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Найданова О.С., судей Устиновой Н.В., Рабдаевой Л.Ю., при ведении секретарем Мантуровой М.О., протокола судебного заседания с применением аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Оборонэнерго» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействительным приложения № 26 к Приказу № 1/22 от 22.06.2011 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями» с момента издания Приказа, как несоответствующего Федеральному закону «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2006 и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 № 109
при участии:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности № 76 от 27.09.2011, ФИО2 – представителя по доверенности № 75 от 27.09.2011 № 049
от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 26.04.2011
от прокуратуры Республики Бурятия: ФИО4 – служебное удостоверение
от третьего лица: ФИО5 – представителя ОАО МРСК «Сибири» по доверенности № 75Н-8 от 21.03.2011
установил:
Открытое акционерное общество «28 Электрическая сеть» (далее – ОАО «28 ЭС») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ, регулирующий орган) о признании Приказа РСТ РБ от 22.06.2011 г. № 1/22 несоответствующим Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, имеющем большую юридическую силу и нарушающим права и законные интересы ОАО «28 ЭС» в сфере экономической деятельности и создающим препятствия для осуществления основного вида деятельности. О приостановлении действия обжалуемого акта, обязании заинтересованного лица устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем установления для заявителя экономически обоснованного размера НВВ на 2011, а также о взыскании с заинтересованного лица в пользу заявителя расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000руб.
Определением арбитражного суда от 03.10.2011 установлено процессуальное правопреемство, произведена замена ОАО «28 ЭС» на его правопреемника Открытое акционерное общество «Оборонэнерго» (далее – ОАО «Оборонэнерго», общество).
До вынесения решения арбитражным судом, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свое требование, просит недействительным приложение № 26 к Приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 1/22 от 22.06.2011 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями», с момента издания Приказа, как несоответствующее Федеральному закону «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2006 и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия устранить нарушение законодательства о ценообразовании, путем установления для ОАО «Оборонэнерго» экономически обоснованного размера НВВ на 2011 год.
Определением суда от 01.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Открытое акционерное общество МРСК «Сибири» (далее – ОАО МРСК «Сибири»).
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. В обоснование заявленных требований указали, что приказом РТС РБ от 30.12.2011 №1/80 установлены и введены в действие с 01.01.2011 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сетевыми организациями Республики Бурятия, в число которых входит заявитель. Указанные тарифы установлены на основании экспертного заключения по итогам рассмотрения тарифного дела и утвержденного РТС РФ размера необходимой валовой выручки в сумме 85417,6тыс.руб.
Приказами РТС РБ от 05.03.2011 №1/8 и от 12.04.201 №1/13 указанные тарифы были изменены без пересмотра размера необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
РСТ РБ согласно протоколам заседания коллегии №1/13 от 16.06.2011 и №1/14-14 от 22.06.2011 сначала принято решение об установлении единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия (приказ №1/21 от 16.06.2011), а затем Приказом РТС РФ от 22.06.2011 №1/22 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сетевыми организациями на территории РБ произведен перерасчет НВВ ОАО «Оборонэнерго». При этом установлен НВВ в размере 47727,3тыс.руб., размер НВВ был сокращен на 37690,3 тыс.руб., то есть на 44 % от первоначального установленного на 2011 год.
При установлении нового размера НВВ корректировке подверглись следующие статьи затрат: вспомогательные материалы, работы и услуги производственного характера, затраты на оплату труда, отчисления на соц.нужды, амортизация основных денежных средств, прочие затраты, итого расходов, прибыль, НВВ. Несмотря на предусмотренный договором №8.03.1439.10 от 28.10.2010 порядок определения стоимости оказанных услуг на основании двуставочного тарифа, в обжалуемом пункте Приказа №1/22 от 22.06.2011 ставка на оплату технологических потерь составляет 0,0руб. В нарушение пунктов 21, 22 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания коллегии РТС РБ №1/14-14 от 22.06.2011, а также экспертном заключении к нему не указано, по каким экономическим основаниям исключены затраты предприятия.
Нарушение экономических интересов заявителя выражается в утверждении регулирующим органом индивидуальных тарифов на базе неправомерного снижения суммы НВВ за счет сокращения ранее утвержденных статей расходов. Вопреки установленным правилам тарифообразования сокращение расходов по названным статьям произведено без надлежащего экономического обоснования, что может повлечь невозможность реализации технического обслуживания и ремонта объектов электросетевого хозяйства.
Вместе с тем, заявитель считает, что при издании обжалуемого акта РСТ РБ были допущены существенные нарушения регламента рассмотрения тарифных дел. РСТ РБ известила общество о проведении совещания по вопросу снижения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в связи с пересмотром единых (котловых) тарифов с 01 мая 2011 года за 1 день, а не за 10 дней как установлено п.25 регламента. Кроме того, к извещению не были приложены документы из материалов дела, назначенного к рассмотрению, чем нарушило п.25 Регламента и нарушило право общества на получение информации и исключило возможность полноценной подготовки к заседанию коллегии РТС РБ.
Общество полагает, что оспариваемый приказ РСТ РБ является ненормативным правовым актом согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Ответчик с заявлением не согласился и в обоснование своих доводов и возражений указал, что приказы РСТ РБ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии являются нормативными правовыми актами в соответствии со статьей 4, пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 3.8 «Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29.
Как полагает ответчик, заявителем не представлены доказательства подтверждающие нарушение оспариваемым приказом их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письмом ОАО «28 Электрическая сеть» от 12.04.2011 № 03/550 согласованы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «28 Электрическая сеть», установленные приказом РСТ РБ от 12.04.2011 № 1-13. Общество согласовало расчет индивидуального тарифа, а также тарифно-балансовое решение при котором ставка на оплату технологических потерь составляет 0,0руб.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010г. № 1172 было предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии исходя из увеличения среднего по субъекту одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не более 15% к 2010 году.
Исполнение РСТ РБ данного постановления повлекло снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и пересмотр НВВ организаций, в связи с чем, принят приказ РСТ РБ от 16.06.2011 № 1-21 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия». В связи с чем, в целях приведения в соответствие с законодательством индивидуальных тарифов РСТ РБ принят приказ от 22.06.2011 № 1/22. При принятии данного приказа тарифно-балансовые решения, в том числе по заявителю, в целом по году не пересматривались, изменение тарифа повлекло корректировка НВВ (получаемый от ОАО «Бурятэнерго») по вновь установленным единым (котловым) тарифам. Таким образом, размер ставки на оплату технологических потерь принят РСТ РБ по предложению общества.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями рассчитаны в соответствии с пунктами 49, 52 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом ФТС России от 06.08.2004 № 20-э/2, то есть, определены исходя из разности между тарифной выручкой ОАО «Оборонэнерго», полученной от гарантирующего поставщика ОАО «Бурятэнергосбыт» и НВВ ОАО «Оборонэнерго» (с учетом расходов на оплату технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В связи с тем, что тарифная выручка общества за 2011 год получаемая при расчетах за услуги по передаче электрической энергии от ОАО «Бурятэнергосбыт» (по единым (котловым) тарифам, превышает необходимую валовую выручку ОАО «Оборонэнерго», учтенную в единых (котловых) тарифах на 2011 год, ОАО «Оборонэнерго» является избыточной организацией.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, расчет и определение необходимой валовой выручки сетевых организаций осуществляется при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В связи с тем, что предметом спора является индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии доводы заявителя об изменении в сторону снижения НВВ ОАО «Оборонэнерго» не могут быть приняты во внимание.
Представитель третьего лица – ОАО МРСК «Сибири» в судебном заседании поддержал доводы и возражения ответчика.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия поддержала доводы РСТ РБ. Считает, что ответчиком принят оспариваемый приказ с соблюдением установленных требований к процедуре принятия указанного нормативного правового акта. Оспариваемый приказ соответствует Федеральному закону «Об электроэнергетике» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172. Постановление Правительством РФ принято в пределах предоставленных ему полномочий. Заявителем не доказано, что по результатам 2011 года в связи с принятием оспариваемого приказа общество получит убыток.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Открытое акционерное общество «28 Электрическая сеть» реорганизовано, путем присоединения к ОАО «Оборонэнерго», в связи с чем 31.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ОАО «28 Электрическая сеть» путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго».
Открытое акционерное общество «Оборонэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.04.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации ОАО «Оборонэнерго» от 30.04.2009 серии 77 № 011700988, свидетельством о постановке на налоговый учет ОАО «Оборонэнерго» от 30.04.2009 серии 77 № 011700989 свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ОАО 28 ЭС» путем реорганизации в форме присоединения от 31.08.2011 серии 77 № 012108532, Уставом ОАО «Оборонэнерго», выпиской из ЕГРЮЛ № 000640 от 05.09.2011 в отношении ОАО «Оборонэнерго.
Приказом региональной службы по тарифам Республики Бурятия от 22.06.2011 № 1/22 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2011 год» установлены и введены в действие с 01.05.2011 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сетевыми организациями Республики Бурятия. Указанные тарифы установлены на основании экспертного заключения по итогам рассмотрения тарифного дела и утвержденного РСТ РБ размера НВВ на 2011 год в размере 85417,6 тыс.руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г. № 1172 было предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии исходя из увеличения среднего по субъекту одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не более 15% к 2010 году.
Исполнение РСТ РБ данного постановления повлекло снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и пересмотр НВВ организаций, в связи с чем, 16 июня 2011 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан Приказ № 1/21 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия».
В целях приведения в соответствие с законодательством индивидуальных тарифов РТС РБ принят приказ от 22.06.2011 № 1/22 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями».
Приказом от 22.06.2011 № 1/22 признан утратившим силу с 01.05.2011 приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12.04.2011 № 1-13 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «МРСК Сибири и ОАО «»28 электрическая сеть на 2011 год».
При принятии данного приказа тарифно-балансовые решения, в том числе по заявителю, в целом по году не пересматривались, изменение тарифа повлекло корректировка НВВ (получаемый от ОАО «Бурятэнерго» по вновь установленным единым (котловым) тарифам. Таким образом, размер ставки на оплату технологических потерь принят РТС РР по предложению общества
Данный приказ зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия, опубликован в официальном вестнике газете «Бурятия» от 22.06.2011 № 109.
Полагая, что приложение № 26 к Приказу РСТ РБ от 22.06.2011 № 1/22 не соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «Оборонэнерго» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Согласно части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 23.
На основании части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (пункт 1).
На основании пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение) РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ РБ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В силу вышеприведенных норм оспариваемый Приказ, установивший единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на период с 1 мая по 31 декабря 2011 года, принят Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Оспариваемым приказом № 1/22 установлены индивидуальные на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Приказ РСТ РБ от 22 июня 2011 № 1/22 обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый уполномоченным органом – РСТ РБ в определенной форме (приказ) с опубликованием в официальном печатном издании, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На основании пункта 1 части 1 статьи 29, статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу приведенных норм настоящее заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, оспариваемый приказ отвечает признакам нормативного правового акта, а требования заявителя по настоящему делу подлежат рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).
На основании статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования) и «Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила государственного регулирования тарифов).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии. При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением. Порядок формирования сводного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.
Необходимая валовая выручка пунктом 2 Основ ценообразования определена как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Как следует из материалов дела Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приказами от 30 декабря 2010 года № 1/80 (на период с 01.01.2011 по 31.12.2011), от 5 марта 2011 года № 1/8 (на период с 05.03.2011 по 31.12.2011), установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Бурятия на 2011 год.
При вынесении приказа от 30.12.2010 № 1/80 РСТ РБ принят объем необходимой валовой выручки ОАО «Оборонэнерго» в размере 85417,6 тыс.руб.
В соответствии со статьей 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – Постановление Правительства РФ № 1172).
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ № 1172 предусмотрено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо с 1 мая 2011 г. пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта 6 настоящего Постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Как указано ответчиком письмом ОАО «28 Электрическая сеть» от 12.04.2011 № 03/550 согласованы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «28 Электрическая сеть», установленных приказом РТС РБ от 12.04.2011 № 1-13. Общество согласовало расчет индивидуального тарифа, а также тарифно-балансовое решение при котором ставка на оплату технологических потерь составляет 0,0руб.
Исполнение РСТ РБ данного постановления повлекло снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и пересмотр НВВ организаций, в связи с чем, 16 июня 2011 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан приказ № 1/21 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия».
В связи с изменением единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в целях приведения в соответствие с законодательством индивидуальных тарифов РТС РБ принят приказ от 22.06.2011 №1/22 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями».
16 июня 2011 на заседании коллегии РСТ РБ принято решение установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2011 год, и распространить их действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2011 года, о чем составлен протокол № 1/13.
22 июня 2011 г. РСТ РБ принят оспариваемый приказ № 1/22.
По вопросу принятия решения по корректировке НВВ по региональным сетевым организациям и установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, коллегией РСТ РБ объявлен рабочий перерыв.
22 июня 2011 года коллегией РСТ РБ принято решение о корректировке НВВ сетевой организации ОАО «Оборонэнерго» в соответствии с приказом РСТ РБ от 22.06.2011 № 1/22 (протокол № 1/14-14) в размере 37690,3 тыс.руб. и, соответственно, НВВ Общества на 2011 год составило 47727,3 тыс.руб.
Учитывая изложенное, основанием для вынесения оспариваемого Приказа явилось издание Постановления от 27.12.201 № 1172 Правительством Российской Федерации, являющегося уполномоченным органом в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики, в том числе по утверждению правил оптового рынка.
На основании изложенного, принимая во внимание, что проект решения РСТ РБ о снижении тарифа на услуги по передаче электроэнергии согласован Федеральной службой по тарифам, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого приказа Закону об электроэнергетике, Постановлению Правительства РФ от 26.-2.2004 № 109, Постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.
Заявитель при рассмотрении дела пояснил, что ОАО «Оборонэнерго» при применении с 1 мая 2011 года вновь установленных (скорректированных) оспариваемым приказом тарифов на услуги по передаче электроэнергии по результатам 2011 года получит убыток.
Представители Общества также указали, что установленный уровень НВВ ОАО «Оборонэнерго» является экономически необоснованным и не позволит Обществу осуществлять регулируемую деятельность на должном уровне (без убытков).
На основании пункта 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
В соответствии с Информационным письмом ФСТ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии", в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Согласно пункту 49 Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
На основании пункта 50 Методических указаний расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок:
- единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя,
- единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 52 Методических указаний установлено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.
При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов ОАО "Оборонэнерго» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым Приказом РСТ РБ от 22.06.2011 года № 1/22 в части приложения № 26.
Довод заявителя о нарушении ответчиком требований Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ от 08.04.2005 № 130-Э не получили подтверждения доказательствами.
На основании изложенного, учитывая положения статьи 65, части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказано несоответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Оборонэнерго» требований отказать.
Приложение № 26 к Приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 1/22 от 22.06.2011 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями» признать соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Председательствующий О.С. Найданов
Судьи Н.В. Устинова
Л.Ю. Рабдаева