ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3416/19 от 04.06.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

08 июня 2020 года                                                                                      Дело № А10-3416/2019

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Макеевской А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального образования Городской округ «Город Улан-Удэ» в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании незаконным отказа выраженного в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, в безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежащих образованию земельных участков, обязании утвердить схемы расположения земельных участков и передать земельные участки безвозмездно в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

при участии в судебном заседании после перерыва 29.05.2020 и 04.06.2020:

от заявителя – муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» - представителя ФИО1 (доверенность от 31.10.2019 № 109, паспорт),

от ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия – представителя ФИО2 (доверенность от 17.01.2020 № 2, служебное удостоверение),

от третьего лица - федерального государственного бюджетного научного учреждения «Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» - представителя ФИО3 (доверенность от 16.12.2019 № 271, паспорт),

от третьего лица - дачного некоммерческого товарищества «Орбита» - председателя ФИО4 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),

от третьего лица - дачного некоммерческого товарищества «Терра» - председателя ФИО5 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),

после перерыва 04.06.2020:

от третьего лица – ФИО6 – представителя ФИО7 (доверенность от 21.06.2018, паспорт, диплом),

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,

установил:

муниципальное образование Городской округ «Город Улан-Удэ» в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее – заявитель, Комитет, КУИЗ г. Улан-Удэ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее – ответчик, Управление, МТУ Росимущества) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.05.2019 № 9639, в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 03:24:022803:19 площадью 17 503 кв.м (весь), частей земельных участков с условными номерами 03:24:022218:38:ЗУ1 площадью 80 408 кв.м, 03:24:023701:6:ЗУ1 площадью 16 384 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 61 133 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 16 487 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 89 716 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 12 910 кв.м, 03:24:023712:47:ЗУ1 площадью 58 759 кв.м, 03:24:023710:3:ЗУ1 площадью 30 243 кв.м, 03:24:023708:26:ЗУ1 площадью 148 541 кв.м, 03:24:023704:10:ЗУ1 площадью 38 328 кв.м, 03:24:023713:15:ЗУ1 площадью 39 934 кв.м, 03:24:022803:20:ЗУ1 площадью 233 899 кв.м, 03:24:023712:43:ЗУ1 площадью 1 882 кв.м, 03:24:023711:23:ЗУ1 площадью 66 489 кв.м; обязании утвердить схемы расположения земельных участков и передать безвозмездно в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу земельные участки согласно представленным схемам (с уточнением).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – ФГБНУ «БурНИИСХ», учреждение), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, дачное некоммерческое товарищество «Дацанское», дачное некоммерческое товарищество «Терра», дачное некоммерческое товарищество «Орбита», дачное некоммерческое товарищество «Труд» (далее – ДНТ), общество с ограниченной ответственностью «Тумэр» (далее – ООО «Тумэр»), ФИО6.

Определением от 27 июня 2019 года производство по делу № А10-3416/2019 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-7487/2017.

Определением суда от 11.09.2019 производство по делу возобновлено.

Ходатайство третьего лица ООО «Тумэр» о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-5552/2019 отклонено судом 22.01.2020 протокольным определением.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

В производстве Арбитражного суда Республики Бурятия находится № А10-5552/2019 по иску ООО «Тумэр» к МТУ Росимущества и ФГБНУ «БурНИИСХ» о признании ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:19 площадью 17 500 кв.м, расположенный по адресу: <...>, и о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «БурНИИСХ» на этот участок.

Суд пришел к выводу, что исход гражданско-правового спора о праве на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:19 площадью 17 503 кв.м, рассматриваемого в рамах дела № А10-5552/2019, напрямую не может повлиять на выводы суда относительно законности решения государственного органа - МТУ Росимущества об отказе в безвозмездной передаче этого участка в муниципальную собственность, проверяемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что дела № А10-5552/2019 и № А10-3416/2019 различны по субъектному составу, фактическим обстоятельствам и подлежащему судебной защите нарушенному праву.

Кроме того, суд посчитал нецелесообразным, не отвечающим целям эффективного правосудия и нарушающим баланс интересов сторон приостановление производства по делу № А10-3416/2019 в отношении спорных 15-ти земельных участков до рассмотрения дела, в котором решается вопрос о правах ООО «Тумэр» только на один из этих участков.

Определением от 13 февраля 2020 года на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства суд произвел замену ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на его правопреемника Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Определением от 8 июня 2020 года (резолютивная часть объявлена 4 июня 2020 года) из дела № А10-3416/2019 в отдельное производство выделено требование КУИЗ г. Улан-Удэ к МТУ Росимущества о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 03:24:022803:19 площадью 17 503 кв.м, выраженного в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, обязании передать указанный земельный участок безвозмездно в собственность МО городской округ «Город Улан-Удэ» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Выделенному делу присвоен номер А10-2471/2020.

Таким образом, в рамках настоящего дела судом рассматриваются требования Комитета к МТУ Росимущества о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, в безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежащих образованию земельных участков с условными номерами 03:24:022218:38:ЗУ1 площадью 80 408 кв.м, 03:24:023701:6:ЗУ1 площадью 16 384 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 61 133 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 16 487 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 89 716 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 12 910 кв.м, 03:24:023712:47:ЗУ1 площадью 58 759 кв.м, 03:24:023710:3:ЗУ1 площадью 30 243 кв.м, 03:24:023708:26:ЗУ1 площадью 148 541 кв.м, 03:24:023704:10:ЗУ1 площадью 38 328 кв.м, 03:24:023713:15:ЗУ1 площадью 39 934 кв.м, 03:24:022803:20:ЗУ1 площадью 233 899 кв.м, 03:24:023712:43:ЗУ1 площадью 1 882 кв.м, 03:24:023711:23:ЗУ1 площадью 66 489 кв.м, обязании утвердить схемы расположения земельных участков и передать безвозмездно в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу земельные участки согласно представленным схемам.

В обоснование заявленных требований Комитет указал, что не согласен с отказом МТУ Росимущества в передаче спорных частей земельных участков в муниципальную собственность, выраженным в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, поскольку заявление о передаче земельных участков, с его точки зрения, соответствует всем требованиям земельного законодательства: подписано и направлено уполномоченным лицом (И.о. мэра г. Улан-Удэ), в нем указаны необходимые данные согласно Земельному кодексу Российской Федерации, схемы частей земельных участков соответствуют форме, формату и требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Заявитель считает необоснованным указание в отказе на то, что схемы расположения земельных участков разработаны с нарушением предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к предельным максимальным размерам участков, поскольку в силу пункта 2 статьи 13 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82, предельные максимальные размеры участков не устанавливаются для иных видов использования земель, кроме зон застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и малоэтажными жилыми домами для индивидуального жилищного строительства (Ж-2), а также зон сельскохозяйственного использования (СХ).

Безосновательным, полагает заявитель, является отказ ответчика передать части земельных участков в муниципальную собственность по мотиву их предоставления ФГБНУ «БурНИИСХ» на праве постоянного бессрочного пользования при имеющихся доказательствах использования этих участков не по целевому назначению – для размещения опытной станции, а для размещения жилых домов, дачных товариществ. В этой связи передача земель в муниципальную собственность обусловлена необходимостью реализации полномочий органов местного самоуправления.

МТУ Росимущества с требованиями заявителя не согласилось. С учетом возражений, отраженных в отзыве, ответчик полагает правомерным отказ в передаче частей спорных земельных участков в муниципальную собственность, поскольку эти участки закреплены за ФГБНУ «БурНИИСХ» на праве постоянного бессрочного пользования, решение об их изъятии, о прекращении права постоянного бессрочного пользования не принято, нарушение со стороны ФГБНУ «БурНИИСХ» земельного законодательства доказательствами не подтверждено, требования к содержанию схем расположения земельных участков не соблюдены: отсутствуют надписи с кадастровыми номерами участков, кадастровыми номерами квартала, системой координат; не все условные обозначения отражены; не обозначены сведения о зонах с особыми условиями использования территории, красных линиях, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, о границах всего земельного участка, о местоположении зданий, сооружений.

Заявитель, обращаясь в Управление о передаче земельного участка с кадастровым номером 03:24:023701:6 площадью 16 384 кв.м, в нарушение статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не представил информацию об утверждении генерального плана или правил землепользования и застройки.

МТУ Росимущества отмечает, что не обладает полномочиями по принятию решений о передаче из федеральной собственности в собственность муниципальную земельных участков площадью более 10 га, такое решение принимается исключительно Федеральное агентство по управлению государственным имущество (Росимущество).

Помимо изложенного ответчик сослался на то, что в границах некоторых испрашиваемых частей земельных участков расположены объекты недвижимости федерального уровня собственности: гараж, склад, контора, переданные в оперативное управление ФГБНУ «БурНИИСХ»; представленные схемы частей земельных участков в форме электронного документа в нарушение пункта 15 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 не содержат подписи уполномоченного лица, а также не представлены в форме электронного носителя.

Третье лицо ФГБНУ «БурНИИСХ» в целом не возражало против передачи земель в муниципальную собственность, но только вне судебного процесса, а в рамках мирного взаимодействия всех заинтересованных сторон, отрицало со своей стороны факты  нецелевого использования спорных земельных участков, совершение каких-либо виновных действий в сфере земельного законодательства, а также указывало, что ФГБНУ «БурНИИСХ» принимаются меры по оспариванию в судебном порядке самовольного строительства на спорных земельных участках.

Третье лицо Министерство науки и высшего образования Российской Федерации согласно представленным письменным возражениям с требованиями Комитета не согласно, считает их неподлежащими удовлетворению, поскольку процедура добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков, предусмотренная Земельных кодексом Российской Федерации, не осуществлена, право действует и зарегистрировано в установленном порядке.

Третьи лица ДНТ «Дацанское», «Терра», «Орбита», «Труд» в ходе судебного разбирательства и в представленных письменные отзывы, согласно которым требования Комитета полностью поддерживали.

Третье лицо Управление Росреестра по РБ определенной позиции по существу спора не придерживалось, оставляя на усмотрение суда, поясняло, что на земельных участках, предоставленных ФГБНУ «БурНИИСХ», допущено возведение самовольных строений.

Третьи лица ООО «Тумэр» и ФИО6 свою позицию по существу рассматриваемых требований не выразили, письменные отзывы не представили, устные возражения не изложили.

В итоговом судебном заседании заявитель, ответчик, третьи лица: ФГБНУ «БурНИИСХ», дачные некоммерческие товарищества «Терра», «Орбита»  поддержали ранее изложенные доводы и возражения.

Представитель ФИО6 в судебном заседании 04.06.2020 после перерыва ходатайствовал об отложении судебного разбирательства для формирования своей правовой позиции, однако суд ходатайство отклонил, поскольку третье лицо обладало достаточным количеством времени для подготовки своих пояснений к судебному заседанию, назначенному на 28.05.2020.

Все иные третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие данных лиц.

В судебном заседании 28.05.2020 объявлялись перерывы до 14 час. 00 мин. 29.05.2020, затем до 15 час. 00 мин. 04.06.2020, информация о которых была размещена на общедоступном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети «Интернет».

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Муниципальное образование Городской округ «город Улан-Удэ» в лице И.о. мэра города Улан-Удэ обратилось в МТУ Росимущества с заявлением исх. № 95 от 04.04.2019 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежащих образованию земельных участков с условными кадастровыми номерами 03:24:022218:38:ЗУ1, 03:24:023701:6:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023712:47:ЗУ1, 03:24:023710:3:ЗУ1, 03:24:023708:26:ЗУ1, 03:24:023704:10:ЗУ1, 03:24:023713:15:ЗУ1, 03:24:022803:20:ЗУ1 (содержит опечатку в номере: 03:24:023712:20:ЗУ1, т.к. не совпадает с приложенной схемой), 03:24:023712:43:ЗУ1, 03:24:023711:23:ЗУ1 и с кадастровым номером 03:24:022803:19 (весь) (л.д. 13-14, т.1).

К заявлению были приложены схемы земельных участков на бумажном носителе (л.д. 45-113, т.1), хоть они и не были поименованы в приложении в тексте заявления от 04.04.2019, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.

Решением, выраженным в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, МТУ Росимущества отказало МО Городской округ «Город Улан-Удэ» в передаче указанных земельных участков по следующим основаниям:

- представленные на рассмотрение схемы расположения земельных участков по форме и содержанию не соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и Приказа Росреестра от 27.03.2017 № П/0152, а именно: графическая часть схем не содержит обозначения характерных точек границ образуемых в соответствии со схемой расположения земельных участков, примененной в графической части схемы расположения; отсутствуют надписи (кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат); условные обозначения содержат не все обозначения, примененные при подготовке изображения; отсутствуют сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории, красных линий; отсутствуют сведения о земельных участках общего пользования и изображение территории общего пользования; отсутствуют сведения о кадастровом инженере, подготовившем схему (подпункт 3 пункта 7 статьи 39.31, подпункты 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

- отсутствуют сведения о соблюдении предельно допустимых размеров при образовании земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

- земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023712:20, 03:24:023712:43 предоставлены в пользование ФГБНУ «БурНИИСХ» и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования такими участками (подпункт 4 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

- в границах земельного участка с кадастровым номером 03:24:023712:43 расположены объекты недвижимого имущества: гараж, склад, контора, переданные в оперативное управление ФГБНУ «БурНИИСХ» (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.31, подпункт 1 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Не согласившись с указанным решением, МО Городской округ «Город Улан-Удэ» в лице Комитета обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий, решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий и принятия оспариваемых решений возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ, Кодекс) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-14 пункта 2 статьи 39.30 Кодекса.

Согласно статье 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).

В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).

Как предусмотрено в пункте 3 статьи 39.31 ЗК РФ, в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

Пункт 4 той же статьи запрещает требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренной данной статьей.

В силу 9 статьи 39.31 ЗК РФ если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ.

Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым.

В частности такими основаниями являются: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В обоснование отказа в передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность МТУ Росимущества в числе прочего указано, что представленные схемы расположения земельных участков по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в числе которых:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1);

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Исходя из подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, должна соответствовать форме и требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (далее – Приказ № 762).

Согласно пункту 6 Приказа № 762 в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).

В пункте 7 Приказа № 762 предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Как следует из содержания оспариваемого отказа в передаче земельных участков, МТУ Росимущества указало на несоответствие представленных схем расположения земельных участков вышеуказанным требованиям, в частности графическая часть схем не содержит:

- обозначения характерных точек границ образуемых в соответствии со схемой расположения земельных участков, примененной в графической части схемы расположения;

- отсутствуют надписи (кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат);

- условные обозначения содержат не все обозначения, примененные при подготовке изображения;

- отсутствуют сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории, красных линий;

- отсутствуют сведения о земельных участках общего пользования и изображение территории общего пользования;

- отсутствуют сведения о кадастровом инженере, подготовившем схему.

Перечисленные замечания МТУ Росимущества к требованиям, обязательным при подготовке схем земельных участков, суд считает безосновательными в связи со следующим.

Во-первых, действительно большинство представленных в материалы дела на бумажном носителе схем не содержит характерные точки границ в графической части схем.

Однако из содержания Приказа № 762 не следует, что обозначение характерных точек границ в графической части схемы расположения земельного участка является обязательным требованием.

В пункте 6 Приказа № 762 предусмотрено указание списка координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, что в рассматриваемом случае и было выполнено заявителем, представленные схемы содержат список координат.

Ответчик при этом не представил доказательств того, что из имеющегося списка координат характерных точек без их обозначения на чертеже границ участка определение расположения испрашиваемых участков на местности будет затруднительно или невозможно.

Во-вторых, схемы земельных участков вопреки утверждениям ответчика содержат кадастровые номера исходных земельных участков с установленными и внесенными в ГКН границами, из которых предстоит образовать испрашиваемые заявителем участки. В схемах изображены границы исходного и образуемого земельных участков, имеется список координат с указанием характерных точек границ.

Как верно отмечает заявитель, таких сведений достаточно для определения расположения испрашиваемого участка на местности и не требует указания кадастрового номера квартала, системы координат.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Система координат, как было отмечено, обозначена в виде списка координат с указанием характерных точек границ.

В-третьих, ответчик не уточнил, какие обозначения, примененные при подготовке изображения, не отражены, и каким образом это препятствует установлению расположения испрашиваемых участков.

Как видно из схем, они содержат условные обозначения: линии, обозначающие границы образуемого земельного участка и границы земельных участков согласно кадастровых сведений.

В-четвертых, как верно указал заявитель, пункт 6 Приказа № 762 не предусматривает требований о необходимости указания в схемах сведений о зонах с особыми условиями использования территории, красных линиях, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.

Такие требования установлены в пункте 7 Приказа № 762 и применимы только при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1, соответственно только в этом случае графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Между тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 ЗК РФ по общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. Исключение из указанного правила установлено только в отношении физических лиц.

Судом установлено, что 12.04.2019 заявителем в адрес ответчика были направлены схемы земельных участков в электронном виде (в формате XML) на официальный электронный ящик МТУ Росимущества, что подтверждается скриншотом электронной почты (л.д. 8, т. 3).

Представитель ответчика в судебных заседаниях 13.12.2019 и 13.02.2020 подтвердил, что схемы в электронном виде были направлены по электронной почте в адрес органа Росимущества после подачи Комитетом заявления исх. № 95 от 04.04.2019, однако фактически не были рассмотрены по причине того, что не прошли официальную регистрацию в системе электронного документооборота и не представлялось возможным установить к какому именно обращению они относятся.

Кроме того, в МТУ Росимущества отсутствует необходимый программный комплекс и специалист в сфере кадастрового дела.

Указанные ответчиком причины в обоснование того, что адресованные ему схемы расположения земельных участков в форме электронного документа не могли быть рассмотрены и проанализированы (файлы в формате XML не открывались), суд признает надуманными и несостоятельными.

По мнению суда, у органа Росимущества имелись все возможности и условия для изучения поступивших схем в форме электронного документа, соотнести их в порядке межведомственного взаимодействия с ранее поданным Комитетом заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков.

Причины, приводимые ответчиком, являются формальными, не носят объективного характера, а полностью зависят от действий самого лица.

Важно отметить, что именно электронный формат схем земельных участков в силу закона является обязательным при их подготовке юридическими лицами, следовательно, орган, уполномоченный на утверждение таких схем, должен обладать соответствующими материально-техническими средствами и иметь в штате специалистов с навыками работы в программных комплексах.

Анализ схем в электронном виде (в формате XML) позволяет органу государственной власти (МТУ Росимущества), принимающему решение, в полной мере осуществить проверку границ испрашиваемого земельного участка, учитывая, что указанный орган вправе получать актуальные сведения ЕГРН.

В ходе судебного разбирательства суд неоднократно откладывал судебные заседания для предоставления возможности изучить схемы в электронном виде (приобщены к материалам дела на диске), предлагал ответчику представить свои возражения на основе анализа этих схем, обозначенных в них границ испрашиваемых участков, однако определения суда МТУ Росимущества не исполнило.

В силу требований статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется на началах состязательности, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как ранее было отмечено судом, обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Однако данную обязанность ответчик не исполнил, по сути ограничившись доводами о несоблюдении Комитетом формальных требований при подготовке схем на бумажном носителе и не представив суду дополнительного обоснования законности оспариваемого отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность, сделанного на основе анализа и предметного изучения содержания схем, подготовленных в электронном виде (в формате XML).

При этом, по мнению суда, у ответчика имелась возможность получить всю необходимую информацию о расположении испрашиваемых участков относительно красных линий, территориальных зон и пр., представить свои возражения в отношении обозначенных на схемах границ участков, подлежащих формированию.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ».

Сведения о территориальных зонах имеются в общем доступе в сети Интернет (Приложение № 1 Карта градостроительного зонирования, https://ulan-ude-eg.ru/).

На указанной карте кадастровые номера земельных участков действительно не обозначены, однако ответчиком не опровергнута возможность при использовании специальных программных средств наложить координаты испрашиваемых участков, сведения о территориальных зонах на публичную кадастровую карту.

В-пятых, указание сведений о кадастровом инженере, подготовившем схему, законом не предусмотрено.

При постановке вышеизложенных выводов судом также учтены соответствующие пояснения главного специалиста отдела формирования и регистрации муниципального имущества приватизации жилого фонда ФИО8, вызванного в качестве специалиста в судебном заседании 13.12.2019, а также представителя от МТУ Росимущества ФИО9, состоящей в должности главного специалиста-эксперта Отдела управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия (судебное заседание 13.02.2020).

Одним из оснований для отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность послужило то, что земельные участки не подлежат передаче в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.

В силу указанной нормы не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, предоставленные, в том числе федеральным государственным учреждениям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества.

В границах земельного участка с кадастровым номером 03:24:023712:43, как указано в письме МТУ Росимущества от 08.05.2019 № 09-38/9639, расположены объекты недвижимого имущества: гараж (кадастровый номер 03:24:023712:63), склад готовой продукции (кадастровый номер 03:24:023712:64), контора (кадастровый номер 03:24:023712:62), находящиеся в оперативном управлении ФГБНУ «БурНИИСХ».

В ходе судебного разбирательства судом совместно с представителями сторон при сопоставлении схемы подлежащего образованию земельного участка с условным номером 03:24:023712:43:ЗУ1 (л.д. 78, т. 1) и скриншотами из публичной кадастровой карты (л.д. 64-65, т. 2) установлено, что объекты недвижимости ФГБНУ «БурНИИСХ» расположены не в границах испрашиваемого земельного участка.

Соответственно, в передаче земельного участка по данному основанию ответчиком было отказано необоснованно.

  Следующим основанием для отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность указано то, что схемы расположения земельного участка разработаны с нарушением предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно, отсутствуют сведения о соблюдении предельно допустимых размеров при образовании земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, требованиями статьи 11.9 ЗК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82 «О правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» утверждены градостроительные регламенты по территориальным зонам г. Улан-Удэ с предельными размерами земельных участков.

Однако предельные максимальные размеры участков для иных видов использования земель, кроме зон застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и малоэтажными жилыми домами для индивидуального жилищного строительства (Ж-2), а также зон сельскохозяйственного использования (СХ), градостроительными регламентами не установлены.

Еще одной причиной для отказа помимо вышеперечисленных явилось то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки предоставлены федеральному государственному учреждению и предусмотренные статьями 45-47 ЗК РФ основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования такими участками отсутствуют.

Так, земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022803:20 и 03:24:023712:43 предоставлены в пользование ФГБНУ «БурНИИСХ».

Однако, как отмечает ответчик, информация от Управления Росреестра по РБ о нарушении земельного законодательства в части использования названных участков не по целевому назначению в адрес органа Росимущества не поступала.

Как следует из материалов дела, а также установлено вступившим в законную силу решением суда по делу № А10-7487/2017, являющимся преюдициальным по отношению к настоящему спору, земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023712:43,03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022803:20, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023704:10 относятся к землям населенных пунктов, занимаемым опытной станцией, находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены ФГБНУ «БурНИИСХ» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В отношении спорных земельных участков ФГБНУ «БурНИИСХ» в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования не обращалось и решение о прекращении указанного права не принимало.

Статьей 45 ЗК РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается принудительно:

1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.

На основании статьи 39.32 ЗК РФ в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 3).

Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса (пункт 5  статьи 39.32 ЗК РФ).

Таким образом, одним из оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является ненадлежащее использование земельного участка, выражающееся в его использовании не в соответствии с его целевым назначением.

В обоснование заявленных требований Комитет сослался на то, что ФГБНУ «БурНИИСХ» указанные земельные участки используются не по целевому назначению, поскольку на них размещены жилые дома и иные объекты, не связанные с деятельностью в области сельского хозяйства.

Из материалов дела, сведений, имеющихся на публичной кадастровой карте, видно, что земельные участки с кадастровыми номерами03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022803:20, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023704:10 предназначены для размещения опытной станции.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия от 17.11.2010 ФГБНУ «БурНИИСХ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 26-29, т.1).

Указанное правонарушение выразилось в использовании ФГБНУ «БурНИИСХ», в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:38, 03:24:022803:20, 03:24:023708:26, 03:24:023710:3, 03:24:023713:15, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023704:10, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием – для размещения опытной станции, а для строительства жилых домов, сооружений культа, магазинов, заведений общественного питания, производственных баз.

Таким образом, постановлением по делу об административном правонарушении установлен факт нецелевого использования учреждением указанных земельных участков.

Согласно акту обследования земельных участков от 25.12.2013 № 3-13/0 комиссией ТУ Росимущества с участием представителя ФГБНУ «БурНИИСХ» проведено обследование  земельных участков, предоставленных учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 31-35, т. 1).

В ходе обследования установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами  03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023703:11, 03:24:022218:38, 03:24:023708:26 застроены самовольно возведенными жилыми объектами и надворными постройками; комиссии не представлены правоустанавливающие, правоподтверждающие документы по предоставлению земельных участков  под строительство объектов жилого фонда физическим лицам; земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022803:20, 03:24:023703:11 используется членами ДНТ «Орбита», ДНТ «Труд» под строительство индивидуальных жилых домов, ведения подсобного хозяйства, фактически на данной территории образованы жилые микрорайоны с разбивкой на улицы, сектора; земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022218:38, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11 застроены самовольно возведенными жилыми объектами, надворными постройками ДНТ «Дацанское», ДНТ «Терра» и ДНТ «Труд» соответственно. ФГБНУ «БурНИИСХ» предложено принять меры к сносу самовольно возведенных строений.

В материалы дела представлено письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 02-04-3624 от 13.07.2016, адресованное руководителю Федерального агентства научных организаций, в котором также указано на факт использования ФГБНУ «БурНИИСХ» земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 03:24:022218:38, 03:24:022803:20, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, не по целевому назначению и то, что такие участки в соответствии с действующим законодательством подлежат передаче в муниципальную собственность, поскольку объектов федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБНУ «БурНИИСХ» и расположенных в границах предполагаемых к передаче земельных участков, нет; имеются основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования такими участками.

Письмо содержит просьбу о рассмотрении руководителем Федерального агентства научных организаций вопроса об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, направлении в ФГБНУ «БурНИИСХ» соответствующего согласия (л.д. 37-40, т. 1).

Кроме того, из отзыва Управления Росреестра по РБ следует, что по использованию  спорных земельных участков проведены проверки, которыми установлены нарушения со стороны и физических лиц (л.д. 140-144 т. 3).

Тот факт, что часть земельного участка с кадастровым номером 03:24:023712:43 не используется на цели опытной станции и уставных целей ФГБНУ «БурНИИСХ», а занята жилыми домами и постройками, подтверждается выкопировками из публичной кадастровой карты по состоянию на 2010 и 2019 годы (л.д. 64-65, т.2).

Заявителем в материалы дела представлены скриншоты из публичной кадастровой карты на все участки, схемы расположения земельных участков.

Из указанных скриншотов, схем и пояснений представителя заявителя следует, что на испрашиваемых земельных участках, подлежащих образованию и имеющих условные номера 03:24:022218:38:ЗУ1, 03:24:023701:6:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023712:47:ЗУ1, 03:24:023710:3:ЗУ1, 03:24:023708:26:ЗУ1, 03:24:023704:10:ЗУ1, 03:24:023713:15:ЗУ1, 03:24:022803:20:ЗУ1, 03:24:023712:43:ЗУ1, 03:24:023711:23:ЗУ1, возведены многочисленные постройки, жилые дома, часть земельных участков используется дачными  некоммерческими товариществами. В границы испрашиваемых участков входит как часть, которая занята постройками, жилыми домами, так и часть, необходимая для использования этих объектов (прохода, проезда, размещения коммуникаций) (л.д. 64-91 т. 2).

Представителями МТУ Росимущества и ФГБНУ «БурНИИСХ» указанные обстоятельства  в ходе рассмотрения дела не оспорены, не опровергнуты, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Приведенные выше доказательства позволяют сделать вывод о том, что ФГБНУ «БурНИИСХ» ненадлежащим образом использует указанные земельные участки в границах, в которых они испрашиваются муниципальным образованием ГП «Город Улан-Удэ».

Материалами дела: скриншотами из публичной кадастровой карты, схемами расположения земельных участков, материалами проверок и обследований, перепиской подтверждено, что части земельных участков в составе участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных ФГБНУ «БурНИИСХ» на праве постоянного (бессрочного) пользования, фактически массово используются не в соответствии с их назначением «для размещения опытной станции», сельскохозяйственное производство на них не ведется. ФГБНУ «БурНИИСХ» не осуществляет на них деятельность, соответствующую его уставным целям, на земельных участках допущено самовольное строительство различных объектов, не относящиеся к сельскохозяйственному производству, посадки сельскохозяйственных культур на участках отсутствуют.

Такое положение складывалось на протяжении длительного временного периода, о чем свидетельствуют цветные выкопировки из публичной кадастровой карты по состоянию на  2010 и 2019 годы, сопоставленные между собой (л.д. 64-91, т. 2).

Доводы ФГБНУ «БурНИИСХ» о том, что указанные земельные участки используются им надлежащим образом, противоречат приведенным доказательствам, намерения по их использованию в дальнейшем по целевому назначению не подтверждены.

ФГБНУ «БурНИИСХ» в материалы дела представлены копии исковых заявлений и решений судов об освобождении земельных участков, письма, адресованные в Управление Росреестра по РБ и в органы прокуратуры о проведении проверок и принятию мер по самовольному захвату земельных участков (л.д. 101-139, т. 3).

Однако такие обращения носят единичный характер, инициированы Учреждением лишь по некоторым спорным земельным участкам (кадастровые номера 03:24:023702:49, 03:24:023712:43, 03:24:023703:11, 03:24:023712:47) и датированы 2015-2019 гг., тогда как земли начали использоваться не на цели сельскохозяйственной станции, а под застройку, гораздо раньше.

В Арбитражном суда Республики Бурятия разрешались споры по аналогичным обстоятельствам с участием тех же лиц в отношении других земельных участков и их частей, расположенных на территории, ранее закрепленной за ФГБНУ «БурНИИСХ»                    (№№ А10-7814/2015, А10-7487/2017).

Доказательства того, что ФГБНУ «БурНИИСХ» ведет своевременную целенаправленную работу по массовому сносу самовольных построек и вовлечению земель в сельскохозяйственную деятельность по указанным земельным участкам, суду не представлены.

Следовательно, основания для прекращения права постоянного (бессрочного) ФГБНУ «БурНИИСХ» имелись.

Довод МТУ Росимущества о том, что Управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, площадь которых превышает 10 га, только по поручению Росимущества, не принимается судом.

Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На дату оспариваемого решения действовало Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, утвержденное приказом Росимущества от 16.12.2016 № 454 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения территориальное управление осуществляет свои полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 № 374, в соответствии с которым территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Таким образом, именно МТУ Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков.

При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объем полномочий МТУ Росимущества.

В свою очередь вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о передаче находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.

На основании изложенного доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в утверждении схем расположения подлежащих образованию земельных участков с условными номерами: 03:24:022218:38:ЗУ1, 03:24:023701:6:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023712:47:ЗУ1, 03:24:023710:3:ЗУ1, 03:24:023708:26:ЗУ1, 03:24:023704:10:ЗУ1, 03:24:023713:15:ЗУ1, 03:24:022803:20:ЗУ1, 03:24:023712:43:ЗУ1, 03:24:023711:23:ЗУ1 и принятия решения об их безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», уполномоченным органом не представлено и судом не установлено.

Решение МТУ Росимущества «Об отказе в передаче частей земельных участков в муниципальную собственность», выраженное в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, в части подлежащих образованию земельных участков не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поэтому признается судом недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

По общему правилу устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.

Поскольку судом установлено несоответствие решения государственного органа «Об отказе в передаче частей земельных участков в муниципальную собственность», выраженное в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, требованиям закона, суд считает необходимым обязать МТУ Росимущества принять решение об утверждении схем расположения земельных участков и безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» подлежащих образованию земельных участков с условными номерами 03:24:022218:38:ЗУ1 площадью 80 408 кв.м, 03:24:023701:6:ЗУ1 площадью 16 384 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 61 133 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 16 487 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 89 716 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 12 910 кв.м, 03:24:023712:47:ЗУ1 площадью 58 759 кв.м, 03:24:023710:3:ЗУ1 площадью 30 243 кв.м, 03:24:023708:26:ЗУ1 площадью 148 541 кв.м, 03:24:023704:10:ЗУ1 площадью 38 328 кв.м, 03:24:023713:15:ЗУ1 площадью 39 934 кв.м, 03:24:022803:20:ЗУ1 площадью 233 899 кв.м, 03:24:023712:43:ЗУ1 площадью 1 882 кв.м, 03:24:023711:23:ЗУ1 площадью 66 489 кв.м. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, поэтому вопрос о распределении расходов на ее уплату судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным как несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае «Об отказе в передаче частей земельных участков в муниципальную собственность», выраженное в письме от 08.05.2019 № 09-38/9639, в отношении подлежащих образованию земельных участков с условными номерами: 03:24:023701:6:ЗУ1, 03:24:023702:49:ЗУ1, 03:24:023703:11:ЗУ1, 03:24:023712:47:ЗУ1, 03:24:023710:3:ЗУ1, 03:24:023708:26:ЗУ1, 03:24:023704:10:ЗУ1, 03:24:023713:15:ЗУ1, 03:24:022803:20:ЗУ1, 03:24:023712:43:ЗУ1, 03:24:023711:23:ЗУ1.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схем расположения земельных участков и безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» подлежащих образованию земельных участков согласно приложенным схемам расположения земельных участков с условными номерами 03:24:023701:6:ЗУ1 площадью 16 384 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 61 133 кв.м, 03:24:023702:49:ЗУ1 площадью 16 487 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 89 716 кв.м, 03:24:023703:11:ЗУ1 площадью 12 910 кв.м, 03:24:023712:47:ЗУ1 площадью 58 759 кв.м, 03:24:023710:3:ЗУ1 площадью 30 243 кв.м, 03:24:023708:26:ЗУ1 площадью 148 541 кв.м, 03:24:023704:10:ЗУ1 площадью 38 328 кв.м, 03:24:023713:15:ЗУ1 площадью 39 935 кв.м, 03:24:022803:20:ЗУ1 площадью 233 899 кв.м, 03:24:023712:43:ЗУ1 площадью 1 882 кв.м, 03:24:023711:23:ЗУ1 площадью 66 489 кв.м. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                              В.С. Ниникина