АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
20 сентября 2017 года Дело № А10-3614/2017
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании
заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.06.2017, ФИО3, представителя по доверенности от 27.01.2017;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен (уведомление №67000814858830 вручено 08.08.2017);
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представители Министерства в судебном заседании заявленные требования поддержали и пояснили, что 04 мая 2017 года должностными лицами Министерства установлен факт оборота ИП ФИО1 алкогольной продукцией без лицензии в магазине, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, пгт. Онохой, ул. Береговая 27А. В действиях предпринимателя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что 16 декабря 2016 года ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
04 мая 2017 года должностными лицами Министерства проведен осмотр торгового объекта – магазина «Апельсин», находящегося по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, пгт. Онохой, ул. Береговая, д. 27 А, о чем составлен протокол осмотра (л.д.12-13).
04 мая 2017 года главным специалистом отдела Министерства вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП ФИО1 (л.д.10)
22 мая 2017 года главным специалистом отдела лицензирования Министерства в присутствии ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявление удовлетворить.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Во исполнение указа Президента Республики Бурятия от 22.07.2011 № 186 путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.
На основании пункта 1.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 № 492, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.
Согласно пунктам 3.9.11, 3.9.12, 3.9.13 названного Положения Министерство осуществляет полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), а также регистрирует выданные лицензии, лицензии, действие которых приостановлено, и аннулированные лицензии; принимает декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляет государственный контроль за их представлением; осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Приказом Министерства от 30 сентября 2014 года №88 утвержден Перечень должностных лиц отдела лицензирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять, в том числе главный специалист отдела (л.д. 16).
Протокол об административном правонарушении составлен главным специалистом отдела лицензирования Министерства, то есть уполномоченным лицом.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха; под оборотом алкогольной продукции - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Как установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗрозничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в т.ч. розничная продажа алкогольной продукции.
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции. Соответственно, они не вправе осуществлять розничную продажу иной алкогольной продукции.
Судом установлено, что 04 мая 2017 года ИП ФИО1 в магазине, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, пгт. Онохой, ул. Береговая 27 А, осуществляла розничную продажу алкогольной продукции без лицензии.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных Министерством доказательств, в том числе протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами и видеозаписью.
Из протокола осмотра с применением видеозаписи следует, что продавец ИП ФИО1 реализовала бутылку водки по цене 310 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Суд учитывает разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 15 постановления от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», из которых следует, что в силу положений Закона № 171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции. В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 данного Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Как следует из объяснений предпринимателя, изложенных в протоколе об административном правонарушении, ИП ФИО1 факт розничной продажи не отрицала, однако, сослалась на то, что алкогольная продукция реализовывалась продавцом без ведома руководства.
Суд находит данные доводы необоснованными, поскольку продавец магазина «Апельсин», принадлежащего предпринимателю, была фактически допущена последним к розничной продаже алкогольной продукции в помещении названного магазина и в отношениях с третьими лицами (покупателями алкогольной продукции) являлась представителем предпринимателя, то есть в любом случае действовала от его имени.
В рассматриваемом случае не имеет правового значения, кем реализовывалась алкогольная продукция, поскольку ответственность за соблюдение законодательства, в том числе торговлю алкогольной продукцией в помещении принадлежащего ему магазина, несет ИП ФИО1
Судом проверено соблюдение процессуальных требований при составлении Министерством в отношении ИП ФИО1 протокола об административном правонарушении, нарушений не выявлено.
Сроки административного расследования соблюдены, о его возбуждении предприниматель уведомлена надлежащим образом.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностными лицами Министерства данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Указанные пояснения даны представителем Министерства в ходе судебного разбирательства.
Какие-либо проверочные мероприятия в отношения предпринимателя в рамках установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе лицензионный контроль, не проводились.
Факт приобретения сотрудниками Министерства водки не указывает на проведение контрольной закупки. Суд учитывает, что контрольная закупка в силу статей 8.1 и 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), в т.ч. с применением риск-ориентированного подхода.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесен к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
В то же время лицензионный контроль в отношении ИП ФИО1 невозможен ввиду того, что она не является лицензиатом или соискателем лицензии.
Наличие приказа о проведении контрольных мероприятий в 2017 году не свидетельствует о проведении в отношении ИП ФИО1 проверки, поскольку в приказе отсутствует ссылка на проведение проверки в отношении предпринимателя.
В связи с этим суд считает, что нарушений действующего законодательства при выявлении правонарушения Министерством не допущено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд не находит оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный порядок лицензирования оборота алкогольной продукции и представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в названной сфере, в связи с чем, малозначительным признано быть не может.
Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, назначаемого лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалами дела подтверждено, что ИП ФИО1 относится к субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем, суд полагает, что совершенное предпринимателем в рассматриваемом случае административное правонарушение, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замену предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ наказания на предупреждение.
В настоящем случае ИП ФИО1 своими противоправными действиями нарушила императивные требования законодательства, регулирующие порядок осуществления лицензируемой деятельности, который установлен в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности соответствующей продукции. Реализация алкогольной продукции без лицензии на это, может подвергнуть жизни и здоровье населения опасности.
Как следует из материалов дела, алкогольная продукция Министерством не изымалась.
Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, учитывая, что ранее ИП ФИО1 к административной ответственности не привлекалась, отсутствие факта изъятия и ареста алкогольной продукции, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, без конфискации.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; место рождения: поселок Онохой Заиграевского района Республики Бурятия; место жительства: Республика Бурятия, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере четырёх тысяч рублей.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Министерство промышленности и торговли <...>, РБ, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 032601001,
Банк получателя: Отделение НБ Республики Бурятия г.Улан-Удэ.
БИК 048142001,
Счет 40101810600000010002
Получатель: УФК по РБ (Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия)
Код бюджетной классификации 81011690020020006140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет субъектов Российской Федерации (прочие)" Код ОКТМО (плательщика). Назначение платежа: Административный штраф в отношении _______.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.П. Кушнарева