АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
«5» апреля 2012 года Дело № А10- 4080/2011
Резолютивная часть судебного акта объявлена 2 апреля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 5 апреля 2012 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мантуровой М. О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Гидротехник» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Бурятия о признании утраты возможности взыскания задолженности в сумме 372 945, 86 руб., признании действия выразившегося в отказе исключить из лицевого счета ОАО «Гидротехник» просроченной недоимки по пеням в сумме 372 945, 86 руб. незаконным, обязании выдать справку №39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам,
при участии в заседании
заявителя: ФИО1 – генеральный директор,
ФИО2 - представителя по доверенности от 22.11.2011;
ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 10. 01. 2012 г.;
от 3-го лица: не явились,
установил:
Открытое акционерное общество «Гидротехник» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Бурятия (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о признании утраты возможности взыскания задолженности в сумме 372 945, 86 руб., признании действия выразившегося в отказе исключить из лицевого счета ОАО «Гидротехник» просроченной недоимки по пеням в сумме 372 945, 86 руб. незаконным, обязании выдать справку №39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07. 02. 2012 г. произведена замена ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Бурятия - на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Бурятия.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07. 02. 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена судебный пристав – исполнитель Прибайкальского ПССП ФИО4
Судебный пристав – исполнитель Прибайкальского ПССП ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении определения от 29. 02. 2012 г.
Суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии судебного пристава – исполнителя, по имеющимся материалам.
Заявитель в судебном заседании уточнил свои доводы, просит признать, что налоговая инспекция утратила возможность взыскать с ОАО «Гидротехник» задолженность по недоимке пени в Пенсионный фонд в сумме 340 525, 73 рублей, в фонд социального страхования в сумме 28 056, 72 рублей, в фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4 363, 41 рублей.
В части требований о признании утраты возможности взыскания налоговым органом задолженности в сумме 372 945, 86 руб., признании действия выразившегося в отказе исключить из лицевого счета ОАО «Гидротехник» просроченной недоимки по пеням в сумме 372 945, 86 руб. незаконным, обязании выдать справку №39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, заявил отказ.
В обоснование своих требований заявитель пояснил, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам за № 36459 от 29 июня 2011 г., выданной МРИ ФНС России № 6 по РБ, ОАО «Гидротехник» имеет задолженность по пени в пенсионный фонд в сумме 340 525 рублей 73 коп; по взносам в фонд социального страхования в сумме 28 056 рублей 72 коп; по взносам в фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4 363 рубля 41 коп, общая сумма задолженности 372 945 рублей 85 коп.
В соответствии с Актом сверки расчетов плательщика страховых взносов 16/13/359 от 28 апреля 2001 года, данная задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды по начисленным пеням образовалась до 01 января 2001 года.
Согласно приказу ФНС России от 10.08.20-10 г. № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», а также согласно приложению № 1 к Приказу «Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанными безнадежными к взысканию», списанию подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам.
05 июля 2011 года ОАО «Гидротехник» обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об исключении из лицевого счета предприятия недоимки по пеням в сумме 372 945 рублей 86 коп.
В нарушение приказа ФНС России от 10.08.20-10 г. № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию», письмом от 18 июля 2011 года налоговая инспекции сообщила, что оснований для признания безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пени и штрафам не имеется, для списания основания отсутствуют.
Наличие на лицевом счете ОАО «Гидротехник» задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права организации тем, что ограничивает право на свободу осуществления предпринимательской деятельности: предприятие не может получить кредиты в банке на развитие производства.
Просит удовлетворить заявленные требования.
Налоговая инспекция с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв.
В обоснование возражений представители налоговой инспекции указали, что согласно статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации к безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 27.07.2010 г. №229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" установлено, что признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам в рамках статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации с действующих организаций.
Судебным приставом-исполнителем постановлений об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в отношении ОАО «Гидротехник» не выносилось, также отсутствуют другие основания списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию, предусмотренные действующим законодательством.
Налоговый орган просит в удовлетворении требований ОАО «Гидротехник» отказать.
Из материалов дела следует, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам за № 36459 от 29 июня 2011 г., выданной МРИ ФНС России № 6 по РБ, ОАО «Гидротехник» имеет задолженность по пени в пенсионный фонд в размере 340 525 рублей 73 коп; по взносам в фонд социального страхования в сумме 28 056 рублей 72 коп; по взносам в фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4 363 рубля 41 коп, общая сумма задолженности 372 945 рублей 85 коп.
Данная задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды по начисленным пеням образовалась до 01 января 2001 года, что подтверждается актом сверки расчетов плательщика страховых взносов 16/13/359 от 28 апреля 2001 года.
05 июля 2011 года ОАО «Гидротехник» обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об исключении из лицевого счета предприятия недоимки по пеням в сумме 372 945 рублей 86 коп.
Письмом от 18 июля 2011 года налоговая инспекции сообщила, что оснований для признания безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пени и штрафам не имеется, для списания задолженности основания отсутствуют.
Не согласившись с действиями налогового органа, ОАО «Гидротехник» обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Основания признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание, установлены статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не; погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 № 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010г. №229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" установлено, что признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Судом установлено, что МРИ ФНС № 6 по РБ 17 мая 2004 года в отношении ОАО «Гидротехник» вынесено постановление о взыскании налога, пени за счет имущества должника № 8, на основании которого Прибайкальским районным отделом судебных приставов 25 мая 2004 года возбуждено исполнительное производство.
Постановление о взыскании налога , пени за счет имущества должника № 8 от 25 мая 2004 года содержит предложение ОАО «Гидротехник» в пятидневный срок добровольно оплатить задолженность по налогу в размере 6 283 рублей и пени в размере 1 016 485, 37 рублей.
Довод ОАО «Гидротехник» о том, что Постановление № 8 от 17.05.2004 г. вынесено МРИ ФНС № 6 по РБ неправомерно, судом не принимается, поскольку законность вынесения налоговым органом постановления № 8 от 17 мая 2004 года была проверена Арбитражным судом Республики Бурятия по делу № А10-5217/06, решением суда от 07.12. 2006 г. в удовлетворении требования ОАО «Гидротехник» о признании постановления № 8 от 17.05.2004 г. недействительным отказано.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12. 2006 г. вступило в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13. 06. 2006 г. по делу № А10-2122/06, которое было принято по заявлению ОАО «Гидротехник» к МРИ ФНС № 6 по РБ, признано незаконным бездействие налоговой инспекции по неосуществлению перерасчета задолженности по пени, начисленных на задолженность в бюджет и внебюджетные государственные фонды, образовавшейся до 01. 01. 2999 г.
Налоговая инспекция, в связи с исполнением решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 13. 06. 2006 г. по делу № А10-2122/06, произвела перерасчет задолженности по пени, начисленных на задолженность в бюджет и внебюджетные государственные фонды до 372 945, 86 рублей.
В судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем постановлений об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в отношении ОАО «Гидротехник» не выносилось, другие основания списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию, предусмотренные действующим законодательством, отсутствуют.
Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, инспекцией были приняты все меры направленные на принудительное взыскание имеющейся у ОАО «Гидротехник» задолженности, исполнительное производство, возбужденное в отношении общества, до настоящего времени не окончено, поэтому суд не имеет оснований полагать, что числящаяся за обществом задолженность является безнадежной ко взысканию.
Суд отклоняет как несостоятельный довод заявителя о том, что имеющаяся задолженность общества должна быть признана безнадежной в соответствии с Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию, утвержденным приказом ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/393@.
Названный Порядок применяется лишь в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N43, ст. 4190; 2010, N 31, ст. 4188) - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
- наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадёжными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании МРИ ФНС России № 1 по РБ утратившей возможность взыскать с ОАО «Гидротехник» задолженность по недоимке пени в Пенсионный фонд в сумме 340 525, 73 рублей, в фонд социального страхования в сумме 28 056, 72 рублей, в фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4 363, 41 рублей отказать.
В части заявленных требований о признании утраты возможности взыскания задолженности в сумме 372 945, 86 руб., признании действия выразившегося в отказе исключить из лицевого счета ОАО «Гидротехник» просроченной недоимки по пеням в сумме 372 945, 86 руб. незаконным, обязании выдать справку №39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам дело производством прекратить.
Взыскать с открытого акционерного общества «Гидротехник» в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья О.Н. Дружинина