ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4130/07 от 13.05.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия 670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая 52

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело № А10- 4130/07

20 мая 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008 г. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2008г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества

охотничье-промысловое хозяйство «Уоянскос» к Республиканскому агентству по природным

ресурсам и охране окружающей среды о признании незаконным решение конкурсной комиссии

от 19.06.2007г.,

при участии:

от заявителя: не явились, уведомлен под расписку;

от ответчика: ФИО1 - представитель по доверенности от 07.08.2007 г.; от третьих лиц: ООО «Ярки»: ФИО2 - представитель по доверенности от 10.01.08г.; ООО «Байкал-Хант»: не явились, уведомлены под расписку;

установил:

Открытое акционерное общество охотничье-промысловое хозяйство «Уоянское» (далее ОПХ « Уоянское») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканскому агентству по природным ресурсам и охране окружающей среды (далее Агентство) о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 19.06.2007г. об отказе в предоставлении охотничьих угодий на площади 524, 3 тыс. га в Северобайкальском районе в границах, обозначенных в заявке на участие в конкурсе.

Определением суда от 19.11.2007 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Байкал-Хант», ООО «Ярки».

Решением арбитражного суда РБ от 19.12.2007г. в удовлетворении исковых требований заявителю отказано.

Постановлением кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.03.2008г. решение от 19.12.2007г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В данном постановлении указано, что при новом рассмотрении арбитражному суду следует определить предмет судебного исследования, установить обстоятельства, имеющее значение для дела, исследовать и оценить представленные по делу доказательства.

Представитель заявителя и третьего лица ООО «Байкал-Хант», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения спора (уведомлены под расписку), в судебное

заседание не явились.

Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и третьего лица ООО «Байкал-Хант».

В заявлении и судебном заседании от 06 мая 2008г. заявитель указал на нарушение процедуры проведения конкурса, выразившееся в том, что конкурс не был проведен в назначенный срок в один этап, а незаконно был отложен и направлены материалы из конкурсной документации заявителя на проверку в Россельхознадзор и член комиссии ФИО3 не имел права представлять в ходе конкурса дополнительные материалы. В данном случае заявитель считает, что нарушены ст. ст.1057,1058, 447-449 ГК РФ, нарушен ФЗ № 52 ФЗ от 24.04.1995г. «О животном мире», нарушено постановление Правительства РБ № 132 от 19.04.2005г. «О порядке предоставления охотничьих угодий» . Нарушение указанных законов препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.

Представитель ответчика в судебном заседании считает доводы заявителя необоснованными и, что нарушений законодательства не было допущено. Конкурс проходил в один этап.

Управлением Россельхознадзора по РБ у заявителя было отозвано

экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на заявку о получении объектов животного мира в пользование. При таких обстоятельствах конкурсная комиссия приняла решение об отказе в предоставлении испрашиваемой территории. Просит суд отказать в заявленных требованиях.

Представители третьих лиц ООО «Ярки» и ООО «Байкал-Хант» с доводами заявителя не согласны. Поддерживают доводы ответчика и считают, что нарушений при проведении конкурса не было. Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, выяснил следующее.

21.02.2007г. Агентство издало приказ об объявлении конкурса по предоставлению лицам в долгосрочное пользование территорий (акваторий) Северобайкальского района, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты по участкам, границы которых описаны в приложении к приказу.

Согласно условиям конкурса срок его проведения был установлен 5 апреля 2007 года, способ проведения в один этап между лицами, подавшими заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Северобайкальского района в установленные сроки, получившими экспертное заключение ТУ Россельхознадзора по РБ о возможности получения объектов животного мира в пользование.

Заявитель подал заявку на участие в конкурсе и материалы, предусмотренные в пункте 2.5 вышеназванного приказа Агентства, в запечатанном конверте.

Как следует из протокола, на заседании конкурсной комиссии от 05.04.2007г. были вскрыты 5 конвертов с конкурсными предложениями, и комиссией было принято решение допустить всех участников, в том числе заявителя, к участию в конкурсе, провести оценку и сопоставление конкурсных заявок участников конкурса.

При оценке конкурсных предложений член конкурсной комиссии ФИО3 от имени Администрации Северобайкальского района представил конкурсной комиссии документы.

Указанные документы явились основанием для принятия конкурсной комиссией решения о перерыве обратиться в ТУ Россельхознадзор по РБ о необходимости проверки достоверности сведений, представленных заявителем на получение экспертного заключения о возможности получения долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование.

В заседании комиссии был объявлен перерыв конкурса по лотам, в которых принимал участие заявитель.

В протоколе заседания конкурсной комиссии от 19 июня 2007 года указано о том, что приказом от 14 июня 2007 года № 83 Управление Россельхознадзора по РБ аннулировало ранее выданное экспертное заключение от 6 февраля 2007 года о возможности выдачи заявителю долгосрочной лицензии на заявку на получение объектов животного мира в пользование на

территории, акватории Северобайкальского района.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О животном мире» при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.

Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» на территории Республики Бурятия было разработано Положение о порядке проведения конкурса по предоставлению в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты, утвержденное постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 апреля 2005 года № 132.

Согласно пункта 1.2. данного Положения предоставление территорий, акваторий в

Республике Бурятия осуществляется гласно, с учетом мнения местного населения и их приоритетного нрава, с соблюдением требований законодательства в части предоставления территорий,акваторий.

Процедура гласности и учета мнения местного населения предусматривает: обязательную публикацию Республиканским агентством по природным ресурсам и охране окружающей среды (далее - орган исполнительной власти), в газете "Бурятия" о наличии свободной (незакрепленной) территории, акватории охотничьих угодий общего пользования.

Данное требование ответчиком исполнено и заявителем не оспаривается. Согласно пункта 2 вышеуказанного Постановления определен порядок предоставления территорий, акваторий.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в орган исполнительной власти заявку на получение объектов животного мира в пользование по форме, утвержденной приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпродом России от 22.06.1998 N 378/400, зарегистрированным в Минюсте России от 05.08.1998 N 1585 (пункт 2.1).

Заявка подается в течение трех месяцев со дня опубликования органом исполнительной власти информации о наличии свободной (незакрепленной) территории, акватории охотничьих угодий общего пользования (пункт 2.2.).

Орган исполнительной власти в течение трех дней со дня получения заявки и материалов к ней направляет их в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия, для рассмотрения и подготовки заключения о возможности предоставления заявителю права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (пункт 2.3).

Основанием для отказа в предоставлении территории, акватории являются: отказ органа, уполномоченного выдавать долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в выдаче долгосрочной лицензии в порядке, предусмотренном Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, утвержденным приказом Минсельхозпрода России от 26.06.2000 N 569; предоставление заявителем недостоверных или искаженных сведений в документах, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка.

Как видно из материалов дела, заявка на участие в конкурсе подана директором ОАО ОПХ «Уоянское» 03.04.2007г.

В разделе 4 данного Положения установлен порядок проведения конкурса.

В пункте 4.1 указано, что заседание Комиссии проводится в срок, установленный решением о проведении конкурса.

В пункте 4.2 указано, что конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются на заседании Комиссии в день проведения конкурса, место и время которого указаны в решении.

В пункте 4.3 указано, что участники конкурса или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В пункте 4.4 указано, что наименования, адреса участников конкурса, перечень представленных ими материалов при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются присутствующим участникам конкурса и протоколируются. Указанные сведения сообщаются отсутствующим участникам конкурса по их требованию.

В пункте 4.5 указано, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе для определения победителя конкурса основываются на экспертном заключении специально уполномоченного органа о возможности предоставления животного мира в пользование в целях охоты.

При оценке конкурсных предложений и определении победителя принимаются во внимание следующие критерии:

- сведения об опыте работы в данной сфере природопользования и результатах работы
заявителя;

- планируемые объемы и затраты на проведение комплекса мероприятий по охране,
 воспроизводству объектов животного мира, биотехнических мероприятий;

- планируемые затраты на обустройство территории, акватории, предоставляемой в
пользование;

- данные о материально-техническом оснащении юридического лица или индивидуального
предпринимателя с учетом информации о составе имущества заявителя, находящегося в залоге,
аренде, доверительном управлении, под арестом, о составе имущества третьих лиц, используемого
заявителем на условиях договора, либо подтверждгиощей тот факт, что имущество является
собственностью заявителя;

- сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов,
обеспечивающих осуществление участником конкурса данного вида пользования, в том числе в
области охотоведения и биологии;

- соблюдение конкурсантами, за которыми ранее закреплялись территории (акватории) для
осуществления права пользования животным миром, установленного порядка пользования
объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, договорных обязательств;

- иные технические, организационные и коммерческие предложения;

- дополнительные требования к конкурсным предложениям, указанным в подпункте 6 пункта
2.1 Положения, установленные организатором конкурса в решении о проведении конкурса.

В пункте 4.6 указано, что комиссия вправе потребовать от участников конкурса разъяснения положений заявок на участие в конкурсе.

В пункте 4.8 указано, что заседание Комиссии проводится в один этап, по окончании которого секретарем Комиссии оформляется протокол о результатах конкурса.

В пункте 4.9 указано, что при рассмотрении конкурсных заявок Комиссия:

Рассматривает и сопоставляет документы, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Положения, представленные участниками конкурса, в целях определения их соответствия установленным требованиям.

Определяет победителя конкурса из числа заявителей, документы которых соответствуют установленным требованиям.

Победителем конкурса признается участник конкурса, имеющий лучшие показатели по критериям, установленным в пункте 4.5 настоящего Положения.

05.04.2007г. Комиссией было принято решение поручить Управлению Россельхознадзора по Республике Бурятия, (так как принятие заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии относится к полномочиям ТУ Россельхознадзора по РБ), проверку данных о материально-техническом оснащении ОПХ «Уоянское», поскольку этим органом ранее было выдано положительное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование.

Конкурсной комиссией было принято решение об объявлении перерыва для определения ситуации по материально-техническому оснащению ОАО ОПХ «Уоянское». Данное

обстоятельство подтверждается протоколом конкурсной комиссии.

15.06.2007 года Управление Россельхознадзора аннулирует ранее выданное экспертное заключение.

Согласно пункту 7 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000г. № 569, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории на основании заключения соответствующего лицензирующего органа.

В данном случае лицензирующий орган - ТУ Россельхознадзора по РБ аннулировало выданное заявителю заключение.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, в силу пункта 1 ст.449 Гражданского кодекса РФ могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Исходя из смысла пункта 1 ст.449 ГК РФ основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов ( конкурса) могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом.

Согласно пункта ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу о том, что конкурс проведен в один этап. Перерыв конкурсной комиссией сделан обоснованно. Прямого запрета на объявления перерыва при проведении конкурса в законе не предусмотрено. При этом суд не усмотрел нарушений прав и законных интересов заявителя при объявлении перерыва при проведении конкурса.

Таким образом, суд делает вывод о том. что отсутствие у заявителя заключения и предоставление заявителем недостоверных или искаженных сведений в документах, явилось основанием для отказа Агентства в предоставлении заявителю испрашиваемых территорий по заявленным лотам.

Оснований для удовлетворения требований заявителя судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования заявителю отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный арбитражный суд ( г. Чита) в месячный срок с момента принятия решения.

Судья Л.Ю. Рабдаева