ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4663/20 от 10.02.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

17 февраля 2021 года                                                                               Дело № А10-4663/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд»
(ОГРН 1130327014652, ИНН 0323370672) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) о признании незаконным приказа от 24.08.2020 № 941 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности,

при участии:

от заявителя: Максимова Е.В. – представителя по доверенности от 02.10.2020, паспорт, диплом;

от ответчика: Соколова М.Е. – представителя по доверенности от 01.01.2021, паспорт, диплом;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее – заявитель, ООО «ТРК Байкал Даймонд») обратился в арбитражный суд с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее - ответчик) о признании незаконным отрицательного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, утвержденного приказом от 24.08.2020
№ 941.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела требование поддержал. Пояснил, что заявитель является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка № 126-08 от 05.12.2008, заключенного с Республиканским агентством лесного хозяйства, Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору № 126-08 от 11.12.2013. Лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет. Лесной участок расположен на землях лесного фонда с целевым назначением защитные леса. 10.08.2020 Обществом направлен проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. 24.08.2020 Обществом получено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное Приказом руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.08.2020 № 941. В качестве основания для выдачи отрицательного заключения приведено несоблюдение запретов, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Общество не согласно с отрицательным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, приказом об его утверждении, считает их незаконными и  необоснованным (заявление л.д. 7-9, дополнение л.д. 75-76, 101-102, 112-113).

Ответчик с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что оспариваемый приказ издан исходя из следующих обстоятельств. В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказываются негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.  Согласно части 3 статьи 6 указанного закона  перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 на территории ЦЭЗ БПТ запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Также на территории  ЦЭЗ БПТ запрещено размещение рекреационных объектов. Характеристики объектов расположенных и планируемых к размещению на арендуемом лесном участке, свидетельствуют о капитальности указанных строений. (отзыв л.д. 15-16, дополнение л.д. 91-92, 108-110).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ООО «ТРК «Байкал Даймонд», на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности № 126-08 от 05.12.2008, Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору № 126-08 от 11.12.2013, дополнительного соглашения № 2/2 к договору аренды № 126-08 от 18.11.2014, предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером 03:16:000000:7632, площадью 1,9 га расположенный Республика Бурятия,
МО Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал 88, части выделов 3, 4, 7 (представлены в эл. виде через систему подачи документов «Мой арбитр»).

Согласно пункту 1.4 договора, арендатору передается лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.

Пунктом 3.3.2 Договора предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги и другие объекты), строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с Лесным кодексом РФ.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, а также объектов предусмотренных в соответствии с Генеральным планом и прошедших экологическую экспертизу, допускается в местах, определённых в проекте освоения лесов на срок аренду (пукнту 3.3.3. и 3.3.4 Договора)

Согласно пункту 7.1 договора, срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет.

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 16.01.2009.

Соглашение о передаче прав и обязанностей от 11.12.2013 по Договору № 126-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности зарегистрировано 23.12.2013.

В  соответствии с частью 1 статьи 88, частью 1  статьи 89  Лесного  кодекса РФ,  
Заявитель разработал  и  представил  арендодателю  проект  освоения  лесов (представлен в эл. виде).

Руководителем РАЛХ утверждено отрицательное заключение № 941 от 24.08.2020 на указанный проект освоения лесов.

Отрицательное заключение выдано в связи с тем, что разделы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а, именно, требованиям постановления правительства РФ № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории». В нарушение требований действующего законодательства проектом освоения лесов предусмотрено строительство рекреационного объекта.

Заявитель, считая данный приказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

 Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовомуакту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Заявитель является арендатором лесного участка на основании договора аренды № 126-08 от 05.12.2008 и Соглашения о передаче прав и обязанностей от 11.12.2013. Лесной участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер 03:16:000000:7632, площадь 1,9 га, местоположение Республика Бурятия, МО «Прибайкальский район», Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал 88, часть выдела 3, 4, 7. Лесной участок  предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.

По данным последнего лесоустройства (2007 год) квартал 88 по целевому назначению отнесен к защитным лесам.

Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества утвержден приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 802 от 28.09.2017.

Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса (пункт 1 статьи 88 Лесного кодекса).

В силу статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе и порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.

На дату издания оспариваемого приказа действовал Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016
№ 496 (далее - Порядок № 496). Утратил силу с 01.01.2021.

Пунктом 2 Порядка № 496 предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

Пунктами 3, 7 Порядка № 496 установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов.

Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка № 496).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка № 496).

В рассматриваемом случае отрицательное заключение выдано в связи с тем, что разделы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а, именно, требованиям постановления правительства РФ № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории». В нарушение требований действующего законодательства проектом освоения лесов предусмотрено строительство рекреационного объекта.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - Закона № 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона № 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).

При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, действовавшим на момент издания оспариваемого приказа.

            При таких обстоятельствах, суд признает, что лесной участок с
КН 03:16:000000:7632 расположен в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории, следовательно, порядок его использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001
№ 643.  

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

Вместе с тем, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

- осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

- возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

Указанные Правила утратили силу 01.01.2021. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908 утверждены новые правила.

В соответствии с пп. «в» пункта 7 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ) на лесных участках и осуществлять их благоустройство (часть2 статьи 41 и часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ). Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного Кодекса РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.

В соответствии со статьей 12 Закона № 94-ФЗ организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 № 475 (далее - Правила), действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.

В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.

В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.

Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.

            В результате анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что в ЦЭЗ БПТ допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В Проекте освоения лесов, представленном Обществом для проведения государственной экспертизы, указаны следующие существующие и проектируемые объекты, подлежащие размещению на лесном участке:

Объекты лесной инфраструктуры на лесном участке (таблица №6 Проекта освоения лесов на стр.70):

- Существующие объекты: Щит для размещения противопожарного инвентаря (1 шт.), Информационный аншлаг (1 шт.), Обустроенное место для разведения костра и отдыха (1 шт.);

- Проектируемые объекты: Навес (сборно-разборное деревянное строение диаметр 20 м -1 шт.), Навес (сборно-разборное деревянное строение размером 3*3 м, - 5 шт.).

Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (таблица №7 Проекта освоения лесов на стр.73-75):

- Существующие объекты: постройки временные, используемые в рекреационных целях (9 шт.), площадка для занятий спортом (4 шт.), малая архитектурная форма (2 шт.), наземная туалетная кабина (2 шт.), пешеходная дорожка (1 шт.), линия электропередач воздушная (1 шт.);

- Объекты, подлежащие ремонту или реконструкции: постройки временные, используемые в рекреационных целях (1 шт.);

- Проектируемые объекты: постройки временные, используемые в рекреационных целях (3 шт.), настил (3 шт.), контейнер-мусоросборник (2 шт.), урна (10 шт.), наземная туалетная кабина (1 шт.), скамейки (10 шт.).

Таким образом, проектом освоения лесов предусмотрено возведение временных некапитальных построек.

Согласно заключению специалиста  Маслова А.Ю. № 50-20 от 07.09.2020, строения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 03:16:000000:7632, расположенным по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал № 88, части выделов 3, 4, 7, являются некапитальными строениями. Строения являются временными, быстровозводимыми, представляют собой отдельно стоящие строения, не имеющие прочной связи с землей, выполнены из конструкций, могут быть демонтированы, перевезены и собраны в ином месте, без утраты своих потребительских свойств и основных характеристик (л.д. 45-67).

Как следует из схемы территориального планирования Республики Бурятия и Прибайкальского района Республики Бурятия арендованный лесной участок находится в рекреационной местности.

В пункте 1.2. Лесохозяйственного регламента Байкальского лесничества приведены виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (таблица 5). Для арендуемого Обществом лесного участка предусмотрен вид разрешенного использования лесов – осуществление рекреационной деятельности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что объекты, возведение и эксплуатация которых предусмотрена проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности Обществу, соответствует перечню, утвержденному Распоряжению правительства РФ от 27.05.2013
№ 849-р. Существующие объекты, как следует из заключения специалиста, являются некапитальными. Оснований считать, что данные объекты возведены ответчиком неправомерно, суд не усматривает.

Лесной участок предоставлен Обществу для осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, следовательно, возведение и устройство на лесном участке временных некапитальных построек, используемых в рекреационных целях, соответствует целям использования лесного участка. Более того, условиями заключенного договора аренды лесного участка истцу предоставлено право возводить на лесном участке временные постройки, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (пункты 3.3.2- 3.3.4 Договора). Лесной участок заявителем используется по целевому назначению. В связи с чем, довод истца о возведении данных объектов в нарушение Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ № 643 от 30.08.2001, не обоснован.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Доказательств обратного заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, суду не представлено.

Также следует учесть, что с 01.01.2021 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 утратило силу.

Пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 запрещено строительство объектов капитального строительства (или их частей) в ЦЭЗ БПТ.

Указанное еще раз подтверждает, что в ЦЭЗ БПТ допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений).

Довод ответчика о том, что арендованный лесной участок находится на особо защитных участках леса, судом отклоняется на основании следующего.

В силу части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Частью 1 статьи 119 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

В силу части 4 статьи 119 Лесного кодекса РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В соответствии с частью 7 статьи 119 Лесного кодекса РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ.

В данном случае таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Так, в соответствии с пунктами 26 и 39 статьи 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.

Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010
№ 736, также предусмотрено, что к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Согласно статье 68.2 Лесного кодекса РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

В силу пункта 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.

В отдельные лесотаксационные выделы выделяются участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов (пункт 62 Лесоустроительной инструкции).

В силу статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).

В рассматриваемом случае заинтересованным лицом в материалы дела не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах арендуемого ООО «ТРК «Байкал Даймонд» участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен. Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества также не содержит сведений, что спорный участок отнесен к особо защитным участкам леса.

Поскольку императивной нормой закона установлено, что для выделения особо защитных участков леса и установления их границ необходимо решение Федерального агентства лесного хозяйства, которое в данном случае отсутствует довод ответчика, что вся территория ЦЭЗ БПТ относится к особо защитным участкам леса в силу закона, не обоснован.

Распоряжение  Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р установлены границы ЦЭЗ БПТ, однако в указанном распоряжении не содержится сведений о выделении особо защитных участков леса и установлении их границ.

На основании изложенного, требования ООО «ТРК «Байкал Даймонд» о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов подлежат удовлетворению.

Во исполнение положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд считает возможным возложить на Республиканское агентство лесного хозяйства обязанность выдачи положительного заключения на предоставленный проект освоения лесов.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации отрицательное заключение  государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданному ООО «ТРК «Байкал Даймонд» в аренду для осуществления рекреационной деятельности, утвержденное приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.08.2020 № 941.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить допущенные нарушения прав  и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ТРК «Байкал Даймонд» путем выдачи положительного заключения на предоставленный проект освоения лесов.

Взыскать с Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (ОГРН 1130327014652, ИНН 0323370672) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская