ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-47/2012 от 28.02.2012 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-47/2012

“06” марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «28» февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен «06» марта 2012 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Стопичевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Байкальская лесная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Бурятской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10602000-1085/2011 от 23 декабря 2011 года о назначении административного наказания

при участии:

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от №586 от 10.07.2011;

ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 05.10.2011 №06-16/11361, ФИО3, представителя по доверенности от 13.07.2011 №12-03-27/07922,

установил:

Открытое акционерное общество «Байкальская лесная компания» (далее – ОАО «БЛК», Общество) обратилось в суд с заявлением к Бурятской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10602000-1085/2011 от 23 декабря 2011 года о назначении административного наказания.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что постановлением таможенного органа Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Названное постановление является незаконным и подлежит отмене.

По смыслу пункта 6 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза на заинтересованное лицо возложена обязанность совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, при этом на необходимость фактического помещения товара на склад временного хранения после завершения таможенной процедуры таможенного транзита названная статья не содержит. Документы для помещения товаров на временное хранение ОАО «БЛК» представлены в срок, не превышающий двенадцати часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита. При направлении товара по транзитной декларации 10102150/120711/0025183 на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «БайкалБрокер» таможней не определены меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, не установлены дата и время размещения товаров на склад временного хранения. ОАО «БЛК» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка помещения товаров на хранение, в связи с чем в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.14 КоАП РФ.

Представители таможенного органа заявленные требования не признали, дали пояснения так, как они изложены в отзыве на заявление (л.д.13-14).

ОАО «БЛК» нарушены установленные требования и условия помещения товаров на склад временного хранения. Процедура таможенного транзита по транзитной декларации №10102150/120711/0025183 завершено 27 июля 2011 года в 16 час. 40 мин, при этом помещение товаров на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Байкалброкер" произведено 29 июля 2011 года в 15 час. 30 мин., то есть с превышением 12 часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Товары по вышеназванной декларации должны быть помещены на склад временного хранения до 10 час 40 мин. 29 июля 2011 года. У Общества имелась обязанность по помещению товаров на склад временного хранения, а также возможность исполнить возложенную обязанность в установленный срок в случае проработки вопроса об обеспечении в договорных условиях в соответствии с гражданским законодательством предельного срока перевозки, а также своевременности подачи заказа на доставку груза. Однако, ОАО "БЛК" не были предприняты меры для недопущения административного правонарушения.

В действиях Общества усматриваются признаки правонарушения ответственность, за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.90).

22 июня 2010 года ОАО "БЛК" (покупатель) заключило договор №BLK-0510 с фирмой "WDTMaschinenbauGmbH" (продавец: г. Киндберг. Австрия) на поставку на условиях CIPст. Заудинский ВСЖД (г. Улан-Удэ) завода для переработки древесины в разобранном виде, состоящего из бывших в эксплуатации компонентов, в том числе линия сортировки пиловочника; линия подачи пиловочника; линия лесопиления; линия сортировки и пакетирования пиломатериала (боковые доски); линия пакетирования пиломатериала (центральные доски); оборудование для заточного участка для обработки древесины хвойных пород в соответствии со спецификацией, являющейся приложением №1 к договору и его неотъемлемой частью (л.д.31-54).

03 ноября 2010 года стороны заключили дополнительное соглашение к договору №BLK-0510 от 22 июня 2010 года, в котором условия поставки оборудования изменены на ст. Тальцы ВСЖД (Россия), либо ст. Заудинский ВСЖД (г. Улан-Удэ, Россия), либо ст. Лесовозный ВСЖД (Россия).

18 мая 2007 года между открытым акционерным обществом «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (ОАО «ТрансКонтейнер») и ОАО «БЛК» (клиент) был заключен договор №НКП ВСЖД-67411 транспортной экспедиции (л.д.63-67).

Согласно пункту 1.1 названного договора Трансконтейнер обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в заказе клиента транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также выполнить иные транспортные экспедиционные услуги по организации перемещения внутрироссийских, импортных, экспортных и транзитных грузов.

В силу пункта 1.2 договора перечень и объем услуг Трансконтейнера, необходимых клиенту, определяются клиентом в заказе.

Согласно заказу №5685902 от 29 июля 2011 года ОАО «БЛК» (клиент), являющееся грузополучателем, определило период исполнения заказа с 29 июля 2011 года по 31 июля 2011 года.

11 января 2011 года между ОАО "БЛК" (сторона 1) и обществом с ограниченной ответственностью «Байкалброкер» (сторона 2) было заключено Соглашение о сотрудничестве в области оказания услуг по хранению и обработке товаров на складе временного хранения №01-11, по условиям которого стороны договорились осуществлять сотрудничество в области оказания услуг по хранению и обработке товаров на складе временного хранения стороны 2 (л.д. 68-69).

Согласно пункту 1.2 названного соглашения сторона 2 обязуется на условиях, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, Таможенными законодательствами Таможенного союза и Российской Федерации и настоящим соглашением, за вознаграждение осуществлять на своем складе временного хранения временное хранение и иной комплекс услуг с товарами итранспортными средствами передаваемыми ей стороной 1, а сторона 1 оплачивает совершенные действия, на условиях, установленных настоящим договором.

В счет исполнения условий контракта от 22.06.2010 №BLK-0510 в адрес ОАО "БЛК" от фирмы "WDTMaschinenbauGmbH" (Австрия) поступила по железнодорожной накладной 028712, транзитной декларации №10102150/120711/0025183, в железнодорожном вагоне №94655172, контейнере № WCTU5108642 фрезерно-пильная линия, в разобранном виде, вес брутто 4050 кг., линия сортировки и пакетирования пиломатериалов (боковые доски), вес брутто 5500 кг.

27 июля 2011 года в 16 час. 40 мин. согласно информации отделения контроля за таможенным транзитом Улан-Удэнского таможенного поста (служебная записка от 25.10.2011 №20-05-14/0121) таможенным органом завершена таможенная процедура таможенного транзита по транзитной декларации №10102150/120711/0025183 (л.д.81-82).

28 июля 2011 года в 10 часов 40 минут документы для помещения товара на временное хранение зарегистрированы Улан-Удэнским таможенным постом, о чем выдано представителю ФИО4 подтверждение о регистрации документов (л.д.87).

29 июля 2011 года в 15 час. 30 мин. фрезерно-пильная линия, линия сортировки и пакетирования пиломатериалов (боковые доски), 40-футовый контейнер WCTU5108642 были помещены на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью "Байкалброкер" (свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от 30.12.2010 №10602/100002), оформлена отчетность по форме Д01 №1000170 от 29 июля 2011 года (л.д.83).

09 августа 2011 года на Улан-Удэнский таможенный пост Бурятской таможни декларантом ОАО "БЛК" поданы под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления на условиях CIPТальцы декларации на товар №10602040/090811/0006867, №10602040/090811/0006872, №10602040/090811/0006871.

С 08 ноября 2011 года по 07 декабря 2011 года Бурятской таможней проведена камеральная таможенная проверка ОАО «БЛК» по вопросам соблюдения установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, оформленных по декларациям на товар №10602040/090811/0006867, №10602040/090811/0006872, №10602040/090811/0006871, по результатом которой составлен акт №10602000/400/071211.

Названным актом установлено, что ОАО «БЛК», являющееся лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, оформленных по декларациям на товар №10602040/090811/0006867, №10602040/090811/0006872, №10602040/090811/0006871, нарушены установленные требования и условия помещения товаров на склад временного хранения, а именно по транзитным декларациям сроки №10102150/120711/0025179, №10102150/120711/0025183 товары помещены 29 июля 2011 года в 15 час. 30 мин., 16 час. 30 мин., то есть более 12 часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

07 декабря 2011 года в адрес ОАО «БЛК» направлено уведомление №01-39/13921 о составлении протокола об административном правонарушении на 11 часов 30 минут 13 декабря 2011 года. 08 декабря 2011 года названное уведомление получено Обществом (л.д.99-100).

13 декабря 2011 года таможенным органом в отношении ОАО «БЛК» по факту нарушения установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, выразившихся в помещении товаров, поступивших по транзитной декларации №№10102150/120711/0025183, на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «Байкалброкер» с нарушением срока, установленного пунктом 2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06 апреля 2011 года №715, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ (л.д.16-22).

15 декабря 2011 года должностным лицом Бурятской таможни вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 23 декабря 2011 года на 10 часов 15 минут (л.д. 106).

Копия определения 19 декабря направлена в адрес Общества исх.12-0318/14352, которое получено им 20 декабря 2011 года (л.д. 107).

23 декабря 2011 года постановлением Бурятской таможни ОАО «БЛК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Протокол, постановление по делу об административном правонарушении составлены таможенным органом в отсутствие представителя Общества, извещенного о времени, месте их вынесения надлежащим образом.

Не согласившись с упомянутым выше постановлением таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы.

Объективная сторона названного административного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения.

В соответствии с пунктом 29 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

В силу пунктов 1, 2 статьи 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

На основании пункта 6 статьи 225 ТК ТС в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

Статьей 167 ТК ТС установлено, что под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 1 статьи 168 ТК ТС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения).

В силу пункта 1 статьи 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.

На основании пункта 2 упомянутой статьи таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ТК ТС со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей регулируются Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон о таможенном регулировании)

Статьей 199 упомянутого выше Закона названы таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.

Частями 1, 2 указанной статьи установлено, что при помещении товаров на склад временного хранения лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные пунктом 1 статьи 169 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия).

Согласно части 3 статьи 199 Закона о таможенном регулировании таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не более одного часа после их принятия. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

Таким образом, представление документов, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, и их регистрация таможенным органом являются таможенными операциями, связанными с помещением товаров на временное хранение.

При этом, исходя из анализа вышеприведенных норм таможенного законодательства, срок не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита установлен для представления в таможенный орган документов для помещения товаров на временное хранение лицами, обладающими полномочиями в отношении указанных товаров.

На основании части 3 статьи 237 Закона о таможенном регулировании при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации, а также имеющихся у него иных документов не может превышать 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа. При перевозках товаров иными видами транспорта срок, в течение которого перевозчик обязан представить таможенному органу транзитную декларацию и иные документы, установлен пунктом 3 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В силу части 4 упомянутой статьи таможенный орган назначения обязан в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.

Частью 5 статьи 237 Закона о таможенном регулировании определено, что подтверждении о прибытии транспортного средства должны быть указаны следующие сведения:

1) регистрационный номер подтверждения о прибытии транспортного средства;

2) дата и время представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации и иных имеющихся у него документов;

3) дата и время регистрации таможенным органом назначения прибытия транспортного средства в место доставки;

4) дата и время выдачи перевозчику подтверждения о прибытии транспортного средства;

5) наименование и адрес перевозчика;

6) номер транспортного средства международной перевозки;

7) номер транзитной декларации, номера, даты и количество представленных перевозчиком документов;

8) результат таможенного осмотра транспортных средств;

9) возможность снятия средств идентификации и выгрузки товаров;

10) возможность перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения;

11) номера и даты документов, по которым будет осуществляться перевозка товаров на склад временного хранения;

12) наименование и адрес таможенного органа назначения;

13) наименование, адрес склада временного хранения и номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения;

14) номер документа, подтверждающего принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;

15) срок таможенного транзита;

16) дата и время размещения товаров на складе временного хранения.

В соответствии с частями 6, 7, 8 приведенной выше статьи сведения, приведенные в пунктах 11 - 16 части 5 настоящей статьи, указываются в подтверждении о прибытии транспортного средства в случае перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Из буквального толкования вышеприведенных норм также следует, что срок помещения товара на склад временного хранения с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита не установлен. Следовательно, обязанность по помещению ввезенного товара на склад временного хранения или иное место временного хранения в течение 12 часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита у заинтересованного лица отсутствует.

Как следует из обстоятельств дела, таможенным органом завершена таможенная процедура таможенного транзита по транзитной декларации №10102150/120711/0025183 27 июля 2011 года в 16 час. 40 мин.

28 июля 2011 года в 10 час. 40 мин. на Улан-Удэнский таможенный пост представлены документы для помещения вышеуказанного товара на временное хранение, о чем выдано подтверждение о регистрации документов.

Товар, ввезенный по вышеназванной транзитной декларации - фрезерно-пильная линия, линия сортировки и пакетирования пиломатериалов (боковые доски), 40-футовый контейнер WCTU5108642, помещен на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «Байкалброкер» 29 июля 2011 года в 15 час. 30 мин.

Как следует из оспариваемого постановления, таможенным органом Обществу вменено нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, выразившихся в помещении товаров, поступивших по транзитной декларации №№10102150/120711/0025183, на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «Байкалброкер» с нарушением срока, установленного пунктом 2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06 апреля 2011 года №715, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относится наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения.

Как выше установлено, что документы для помещения товаров на временное хранение представлены в таможенный орган 28 июля 2011 года. В этот же день в 10 часов 40 минут названные документы зарегистрированы Улан-Удэнским таможенным постом, выдано подтверждение о регистрации документов.

Со момента регистрации упомянутых документов товар стал находиться на временном хранении. При этом, документы для помещения товара на временное хранение представлены в таможенный орган до истечении 12 часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Следовательно, установленный положениями пункта 6 статьи 225 ТК ТС, части 2 статьи 199 Закона о таможенном регулировании срок не позднее 12 часов с момента завершения процедуры таможенного транзита при помещении товара, поступившего в адрес ОАО «БЛК» по транзитной декларации №№10102150/120711/0025183, для помещения товаров на временное хранение не нарушен.

Как следует из оспариваемого постановления, таможней ОАО «БЛК» вменено нарушение пункта 2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок), утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06 апреля 2011 года №715.

Обозначенным пунктом установлено, что временное хранение товаров применяется не позднее трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита либо с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. Товары при этом помещаются на склад временного хранения либо иное место, указанное в статье 198 Федерального закона от 27.11.201 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 7 статьи 198 Закона о таможенном регулировании федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля. 

Как следует из оспариваемого постановления, таможенный орган считает, что пунктом 2 вышеназванного Порядка установлен срок для совершения таможенных операций по помещению товаров на временное хранение с включением фактического помещения товара на склад временного хранения.

Вместе с тем, по мнению суда, такое толкование указанного пункта Порядка противоречит вышеприведенным нормам Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона о таможенном регулировании, из которых следует, что рассматриваемый срок устанавливается для представления в таможенный орган документов, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения.

Наряду с этим суд учитывает положения, предусмотренные статьей 8 Закона о таможенном регулировании.

Частью 5 данной статьи установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах.

Кроме этого, при разрешении настоящего дела судом также приняты во внимание следующие фактические обстоятельства.

Склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «Байкалброкер», куда помещен товар, прибывший железнодорожным транспортом в адрес ОАО «БЛК», находится вне места расположения Улан-Удэнского таможенного поста.

Из материалов дела следует, что прибывший товар представляет собой компоненты завода для переработки древесины в разобранном виде фрезерно-пильная линия весом брутто 4050 кг., линия сортировки и пакетирования пиломатериалов весом брутто 5500кг., 40-футовый контейнер WCTU5108642.

Исходя из требований части 6 статьи 237 Закона о таможенном регулировании, в случае перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения в письменном подтверждении о прибытии транспортного средства должны быть заполнены сведения в пунктах 11 – 16 части 5 настоящей статьи.

Согласно указанным требованиям таможенный орган в подтверждении должен указать, в том числе наименование, адрес склада временного хранения и номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения; номер документа, подтверждающего принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита; дата и время размещения товаров на складе временного хранения (пункты 13, 14, 16 части 5 статьи 237 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии с пунктом 10 Порядка помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится не позднее трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (представления товаров таможенному органу в месте прибытия). Не позднее истечения указанного времени владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров). Если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита, либо таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия, перемещение товаров, помещенных на временное хранение, в место временного хранения осуществляется под таможенным контролем в форме таможенного наблюдения, в том числе с использованием технических средств.

Как следует из материалов дела, в подтверждении о прибытии №10602040/270711/0001491 (л.д.88) данные сведения (обратная сторона) отсутствуют. Следовательно, таможенным органом фактически не установлены требования по сроку для размещения товара на складе временного хранения.

С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (27 июля 2011 года в 16 час. 40 мин.) таможенные операции, связанные с помещением товара на временное хранение, путем представления таможенному органу документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, совершены 28 июля 2011 года в 10 час. 40 мин.

Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность по фактическому помещению товара на склад временного хранения или иное место временного хранения в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита то, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.

Кроме того, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Оспариваемым постановлением таможенный орган привлек к административной ответственности ОАО «БЛК».

Пунктом 5 Порядка установлено, что помещение товаров на временное хранение и временное хранение товаров осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и с учетом требований гражданского законодательства Российской Федерации. Обязанность помещения товаров на временное хранение в соответствии с настоящим Порядком возлагается на перевозчика, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей (далее - уполномоченное лицо).

В подтверждение полномочий лица таможенный орган представил в материалах дела доверенность №258, выданное ОАО «БЛК» ФИО4, на представление интересов Общества в Бурятской таможне и Улан-Удэнском таможенном посту при декларировании товаров и транспортных средств по подаче таможенных и транзитных деклараций, необходимых документов и сведений и пр. (л.д.70).

Как установлено судом, ФИО4 является доверенным лицом на представление интересов в таможенных органах как ОАО «БЛК», так и общества с ограниченной ответственностью «Байкалброкер».

Вместе с тем, из подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, следует, что документы представлены СВХ ООО «Байкалброкер» в лице ФИО4, о чем имеется его подпись.

При этом доказательства, что в рассматриваемом случае при осуществлении таможенной операции по помещению товара на временное хранение ФИО4 действовал в интересах ОАО «БЛК» таможенный орган суду не представил.

Наличие договорных отношений между Обществом и открытым акционерным обществом «ТрансКонтейнер» на перевозку контейнера от станции Тальцы до места нахождения склада временного хранения (после завершения таможенной процедуры таможенного транзита), а также подача им последующих деклараций на товары не свидетельствует, что обязанность по фактическому размещению товаров на склад временного хранения возложена на ОАО «БЛК».

Из вышеизложенного пункта 10 Порядка следует, что меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку склада временного хранения (иное место временного хранения товаров) принимает владелец склада временного хранения или лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения.

С учетом вышеизложенного вывод таможенного органа о наличии у Общества обязанности по фактическому помещению товара на склад временного хранения ничем не подтвержден.

Таким образом, при отсутствии установленного события вмененного открытому акционерному обществу «Байкальская лесная компания» правонарушения и отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, арбитражный суд приходит к выводу о незаконности постановления Бурятской таможни по делу об административном правонарушении №10602000-1085/2011 от 23 декабря 2011 года о назначении административного наказания.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании, суд приходит к выводу, что постановление Бурятской таможни по делу об административном правонарушении №10602000-1085/2011 от 23 декабря 2011 года в отношении открытого акционерного общества «Байкальская лесная компания», привлеченного к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей, вынесено незаконно и подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленныетребования открытого акционерного общества «Байкальская лесная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Бурятской таможни по делу об административном правонарушении №10602000-1085/2011 от 23 декабря 2011 года в отношении открытого акционерного общества «Байкальская лесная компания», привлеченного к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

2. Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья Г.Д.-С. Мархаева