ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4816/14 от 26.01.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

02 февраля 2015 года Дело № А10-4816/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Заиграевская детская школа искусств» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения с изменениями, внесенными решением от 23 июля 2014 года №12, о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Заиграевская детская школа искусств» (далее – Учреждение) обратилось с заявлением к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее – Отделение) о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заиграевском районе - филиала Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Республике Бурятия о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №003 006 14 РК 0000514 от 19 июня 2014 года с учетом изменений, внесенных решением от 23 июля 2014 года №12.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, руководствуясь статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного заявителя, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Из заявления Учреждения следует, что Отделением 19 июня 2014 года принято оспариваемое решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Названное решение было обжаловано в порядке статей 54, 55 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Решением Отделения от 23 июля 2014 года №12 описательная часть оспариваемого решения была изменена. По мнению заявителя, Учреждение незаконно привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов. Учреждение осуществляет только образовательную деятельность. В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы Учреждения от основного вида деятельности составляет 100%, поскольку иные виды деятельности Учреждение не осуществляет. Данные доходы состоят из родительской платы за содержание детей – 20% и субсидий учредителя на выполнение муниципального задания – 80%. Учреждение относится к категории плательщиков, имеющих право на применение пониженного тарифа, установленного частью 1.4 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ.

Представитель Отделения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя на больничном листе нетрудоспособности.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении ходатайства Отделения об отложении судебного заседания отказал, поскольку к ходатайству не приложены документы в обоснование уважительности неявки представителя, и рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Отделение в отзыве заявленное требование не признало. Считает, что плательщиком не соблюдается условие о доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг, предусмотренное частью 1.4 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ. Доходы Учреждения, полученные от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составили 15 604,35 руб., а общий объем доходов – 4 014 117,89 руб. с учетом субсидий (3 998 513,54 руб.), Следовательно, доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг составила менее 70% от общего объема доходов, то есть не соблюдается условие о доле доходов. Учреждение не относится к категории плательщиков, имеющих право на применение пониженного тарифа, установленного подпунктом «с» пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ.

Как следует из материалов дела, муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Заиграевская детская школа искусств» зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно Уставу основным видом деятельности Учреждения является реализация дополнительных образовательных программ. Учреждение имеет лицензию на право образовательной деятельности №1288 от 14 мая 2012 года (л.д.40-41, 144 т.1).

Учреждение в 2013 году применяло упрощенную систему налогообложения (т. 1 л.д.68-82).

Должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заиграевском районе - филиал Отделения проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) МАОУ ДОД «Заиграевская детская школа искусств» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на основе расчета, представленного 18 марта 2014 года, по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.10.2013 по 31.12.2013.

Проверкой выявлено, что Учреждением не уплачены в полном объеме суммы страховых взносов в результате неправильного применения тарифа страховых взносов. Сумма недоимки за 4 квартал 2013 года составила по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 35 209,24 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 32 414,93 руб. По результатам проверки составлен акт №00300630000437 от 20 мая 2014 года ( л.д.31-35 т.1).

19 июня 2014 года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заиграевском районе - филиал Отделения с учетом возражений Учреждения на акт камеральной проверки от 20 мая 2014 года принято решение №003 006 14 РК 0000514 о привлечении Учреждения к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 13 524,84 руб., начислены пени по состоянию на 19 июня 2014 года в сумме 2 962,23 руб.

Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 35 211,80 руб., в том числе 35 209,24 руб. – на страховую часть, 2,56 руб. – на накопительную часть, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 32 414,93 руб.

23 июля 2014 года Отделение, рассмотрев жалобу Учреждения на решение от 19 июня 2014 года №003 006 14 РК 0000514, приняло решение №12 об изменении описательной части решения от 19 июня 2014 года. Резолютивная часть решения от 19 июня 2014 года оставлена без изменения (т. 1, л.д.12-15).

Учреждение, не согласилось с решением о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №003 006 14 РК 0000514 от 19 июня 2014 года с учетом изменений, внесенных решением от 23 июля 2014 года №12, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.

Согласно статье 7 Федерального закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в территориальных органах Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда Российской Федерации соответственно, поскольку производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях. Соответственно, Учреждение является плательщиком страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Статьей 8 Федерального закона №212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 12 Закона №212-ФЗ под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ):

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 2,0 процента, с 1 января 2012 года - 0,0 процента.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ в переходный период 2011-2027 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе согласно подпункту «с» образование, применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Согласно части 3.4 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ для указанных плательщиков в 2013 году применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации – 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0 процентов.

В силу части 1.4 названной статьи соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.

В силу статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Таким образом, доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется в процентном соотношении доходов от реализации продукции (оказанных услуг) к общему объему доходов, включающему в себя как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения доходы.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанные в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 №5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Как следует из представленных Учреждением расчетов, сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 4 014 100 рублей, из них: сумма доходов, определяемая в целях применения частью 1.4 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ, составила 4 014 000 рублей и составила 100%.

Суд, разрешая вопрос о наличии либо отсутствии у Учреждения права на применение пониженных тарифов страховых взносов, исходит из следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 названного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.

Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В данном случае, суд приходит к выводу о том, что страхователь – Учреждение не отвечает условиям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ, вследствие чего права на применение рассматриваемой льготы у Учреждения не имеется.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что основным видом деятельности Учреждения как муниципального автономного образовательного учреждения является деятельность в сфере дополнительного образования, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета.

В связи с тем, что фонд оплаты труда, так и начисляемые на него суммы страховых взносов, формируются за счет бюджетных ассигнований и направляются Учреждению в соответствии с Порядком формирования и финансового обеспечения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Заиграевский район» от 11.05.2011 №910, применение пониженных тарифов страховых взносов приведет к уменьшению обязательств муниципальной казны, и удержанию Учреждением средств бюджетного финансирования в отсутствие к тому законных оснований.

Из отчета об исполнении Учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01 января 2014 года видно, что Учреждению в 2013 году предоставлялись субсидии на выполнение муниципального задания в размере 3 998 513,54 руб. и получены доходы от реализации продукции и (или) оказанных услуг (доходы от платных услуг) составили 15 604,35 руб. (т.1, л.д.85-89).

По мнению суда, на основании положений статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в общий объем доходов Учреждения включаются все доходы, в том числе средства целевого финансирования, в рассматриваемом случае полученные Учреждением суммы субсидий.

Между тем, доля доходов Учреждения от реализации оказанных услуг (доходы от платных услуг) 15 604,35 руб. в общем объеме доходов (4 014 000 руб.) составила менее 70%.

Таким образом, у страхователя отсутствует право на спорную льготу и вывод Отделения о неправомерном применении Учреждением пониженного тарифа страховых взносов в 2013 году является обоснованным.

В результате неправомерного применения Учреждением пониженного тарифа страховых взносов Отделением в оспариваемом решении установлено занижение базы для начисления страховых взносов.

Отделением произведен расчет размера недоимки по страховым взносам в общей сумме 67 626,73 руб. Судом проверен расчет недоимки. Суд находит его правильным, указанный расчет недоимки не оспаривается по существу и заявителем.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из решения №003 006 14 РК 0000514 по состоянию на 19 июня 2014 года на недоимку по страховым взносам заявителю начислены пени в размере 2 962,23 руб. Поскольку сумма страховых взносов Учреждением своевременно не уплачена в результате неправомерного применения пониженного тарифа, то начисление пени является обоснованным. Расчет пени, представленный Отделением, суд находит его правильным. Заявителем также не оспаривается.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Судом установлено, что заявителем не уплачены страховые взносы в результате занижения базы для начисления и необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов. В связи с этим, применение штрафных санкций является обоснованным. Ходатайства о снижении размера штрафа в рассматриваемом заявлении Учреждением не заявлялось.

Таким образом, суд считает, что правовых и фактических оснований для признания решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 19 июня 2014 года №00300614РК0000514 с изменениями, внесенными решением от 23 июля 2014 года №12, недействительным, не имеется.

Оспариваемое решение принято Отделением в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона №212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Учреждения не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

  РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Заиграевская детская школа искусств» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 19 июня 2014 года №00300614РК0000514 с изменениями, внесенными решением от 23 июля 2014 года №12, отказать полностью.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Г. Д-С. Мархаева