ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-513/18 от 02.07.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ

09 июля 2019 года Дело № А10-513/2018

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02 июля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи А.И.Хатуновой при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кислицыной С.А. при содействии в организации видеокоференц-связи Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в составе судьи Загвоздина В.Д. и помощника судьи Бабак Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску открытого акционерного общества «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1120327015566, ИНН 0326509001)

к администрации муниципального образования Иволгинский район Республики Бурятия (ОГРН 1020300969787, ИНН 0308003029)

о взыскании 5 049 855 рублей 98 копеек затрат по капитальному ремонту и неосновательного обогащения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "Иволгинский район" в лице главы, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "СОТНИКОВСКОЕ" ИВОЛГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

(ОГРН 1 0 5 0 3 0 3 0 6 5 9 5 5, ИНН 0308005940), МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИВОЛГИНСКИЙ РАЙОН" (ОГРН 1 0 2 0 3 0 0 9 6 9 9 3 0, ИНН 0308001328, ранее - муниципальное учреждение «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» (ИНН 0308001328),

при участии в заседании представителей

истца Вакула Е.Г. по доверенности от 26.06.2018,

ответчика Хандархаева Б.И. по доверенности от 10.01.2019,

третьего лица - муниципальное образование «Иволгинский район» Хандархаева Б.И. по доверенности от 06.06.2018,

остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, своих представителей не направили,

установил:

открытое акционерное общество «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – истец, ОАО «РУК ЖКХ», общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия» (далее – ответчик, администрация) о взыскании 5 049 855 руб. 98 коп. задолженности за работы по капитальному ремонту.

Как указано в исковом заявлении и уточнении от 11.05.2018, общество выполнило работы по реконструкции и модернизацию объектов движимого и недвижимого имущества в запланированных объемах и сроках, исполнив обязательства в рамках концессионных соглашений. По трем актам приема-передачи муниципального имущества от 21.12.2016 концессионер передал концеденту все объекты, поименованные в концессионных соглашениях.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 февраля 2018 года исковое заявление судом принято, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование «Иволгинский район» в лице главы.

03 августа 2018 года по делу назначена судебная техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту Колмакову Юрию Александровичу (независимая экспертная оценка «Диекс» ИП Малыгин М.Н.), производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

22 ноября 2018 года в суд поступили сопроводительное письмо экспертного учреждения, экспертное заключение от 10.11.2018 № 26/2018, счет на оплату от 16.11.2018 № 645 на сумму 99 000 рублей, акт на выполнение работ-услуг от 16.11.2018 № 645, счет-фактура от 16.11.2018 № 645.

Определением от 10 января 2019 года производство по делу возобновлено.

11 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования сельское поселение «Сотниковское», муниципальное учреждение «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» - участники концессионных соглашений.

Ответчик исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений указал, что концессионные соглашения не имеют юридической силы, поскольку не зарегистрированы в установленном законом порядке. Условия концессионных соглашений не предусматривают возмещение концессионеру фактически понесенных затрат. В случае удовлетворения иска на стороне истца возникнет неосновательное обогащение, поскольку он получит как компенсацию своих расходов на реконструкцию имущества, так и безвозмездное пользование им на протяжении более 3-х лет. Кроме того, истец, используя имущество ответчика, получал от потребителей плату за предоставление коммунальных услуг.

В судебное заседание третьи лица – администрация муниципального образования сельское поселение «Сотниковское», муниципальное учреждение «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Информация о движении дела и определения суда опубликованы на официальном сайте в сети Интернет https://my.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru.

Согласно части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Правовые основания для отложения рассмотрения спора отсутствуют. Лица, участвующим в деле, с ходатайством о переносе рассмотрения дела в суд не обращались, доказательств наличия уважительных причин неявки их представителей в судебное заседание не представили.

Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, определенном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал, просил взыскать с ответчика 5 049 855 руб. 98 коп. В обоснование заявленных требований истец указал, что 30.12.2013 между ОАО «РУК ЖКХ» и администрацией муниципального образования сельское поселение «Сотниковское», а также 27.10.2014 и 01.08.2015 между ОАО «РУК ЖКХ» и муниципальным учреждением «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» заключены концессионные соглашения, в соответствии с условиями которых истец - концессионер произвел работы по капитальному ремонту котельных и тепловых сетей в Иволгинском районе на сумму 5 049 855 руб. 98 коп. Ответчиком подписаны акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, но оплата не произведена.

Представитель ответчика, представлявший одновременно интересы третьего лица- муниципального образования «Иволгинский район», исковые требования не признал. Пояснил, что истец получал платежи потребителей и абонентов за переданные ресурсы по всем трем концессионным соглашениям. Концессионные соглашения не зарегистрированы, не заключены. Заключение эксперта подтвердило невыполнение работ.

Выслушав представителей сторон, третьего лица – муниципального образования «Иволгинский район», исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Материально-правовым требованием истца к ответчику указано взыскание 5 049 855 руб. 98 коп. задолженности по компенсации затрат и расходов на реконструкцию объектов, указанных в концессионных соглашений от 30.12.2013, 27.10.2014, 01.08.2015, за период 2013-2016 гг.

Основанием - неисполнение ответчиком обязанности по компенсации затрат.

В качестве правового обоснования требования истец указал положения статей 623, 711,

746, 1102 Гражданского Кодекса РФ, статей 3 и 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Из представленных доказательств следует, что 30 декабря 2013 года между обществом (концессионером) и концедентом -муниципальным образованием сельское поселение «Сотниковское», представленным администрацией, заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения (далее- соглашение от 30.12.2013) (л.д. 96-110, т. 1).

Пунктами 1, 2 соглашения предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет произвести реконструкцию имущества, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществить производство, передачу, распределение горячей воды, производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения от 30.12.2013 является система коммунальной инфраструктуры и объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения. Объект соглашения принадлежит концеденту на праве собственности (раздел II).

В приложении № 1 к соглашению от 30.12.2013 приведены состав и описание объектов соглашения по теплоснабжению (котельные), расположенных в с. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия:

котельная «Пригородная», расположенная в с.Сотниково, ул.Цветочная, 2А (здание котельной, бытовая комната, котел «Братск», котел «КВР 1,6», дымосос ДН-9, циклон, труба дымовая кирпичная, труба дымовая металлическая, компрессор, резервуар 60 куб.м, насосы сетевые К-160/30 ( в комплекте), насос сетевой К 60/30, транспортер с лентой, угольная площадка, теплообменник),

котельная «Береговая», находящаяся по адресу: с.Сотниково, ул.Береговая, 3 А (здание котельной, бытовая комната, котел «Братск1» в комплекте, котел «КВ 1» в комплекте, насос сетевой К-160/30, сетевой насос К85/45, дымосос ДН-9, ленточный транспортер, барабан с электроприводом, компрессор СО-7Б, труба дымовая, емкость 50 куб.м,циклон, водонапорная башня с емкостью 12 куб.м, водозабор котельной «Береговая», теплообменник),

котельная «Пригородная» по адресу: с.Сотниково, ул. Дачная, 21 (здание котельной, пристрой к зданию котельной (металлический), котел «КВР2» в комплекте, котел «КВР1,86» в комплекте, котел «КВР1,6» в комплекте, дымосос ДН-9, дымоходы, сетевой насос К-160/30, конвейер ленточный, бункера накопительные, накопительная емкость 20 куб.м, трансформатор ТГМ-250 кВа, насос подпиточный К-20/30 (в комплекте), АНУ 70, труба дымовая 1000 металлическая, угольная площадка, электрощитовая (в комплекте), холодный склад, транспортер ШЗУ, бункер накопительный ШЗУ, теплообменники, АНУ 200, тепловая сеть (участок Центральный) протяженностью 5320,4 м, тепловая сеть (участок Пригородный) протяженностью 3498 м, тепловая сеть (участок Береговая) протяженностью 402,5 м (л.д.106-107 т. 1).

В приложении № 2 к соглашению от 30.12.2013 указано иное имущество, переданное истцу в рамках соглашения (нежилое помещение -контора ЖКХ площадью 44,5 кв.м) (л.д. 108 т.1).

По акту приема-передачи перечисленное муниципальное имущество передано истцу. Акт подписан сторонами (генеральным директором общества Цыремпиловым Д.А. и главой поселения Гармаевым Ш.Б.) без замечаний (л.д. 106-108 т.1).

В приложении № 3 к соглашению от 30.12.2013 стороны определили перечень мероприятий по реконструкции и модернизации объектов соглашения (л.д. 109 т.1):

по котельной «Центральной»- монтаж котла КВм-2,5 взамен КВМ 1,86, ремонт ШЗУ с заменой цепи 200 м и 50 скребков, замена шурующих планок котлов КВм-2,0 -3 шт., замена вентиляторов поддува ВЦ14-46-3 шт., очистка теплообменников, замена циркулирующих насосов 2 шт., подключение в работу АНУ-100, замена задвижек,

по котельной «Береговая»- ремонт ограждений из листового металла транспортерной ленты, замена вентилятора поддува,

по котельной «Пригородная»-ремонт ограждений из листового металла гранспортерной ленты, капитальный ремонт котла «Братск», замена емкости подпиточной воды,

по тепловым сетям- замена тепловой сети от ТК-18 до т.i (длина 41 м), от ТК-18 до ТК-26 (316 м), от ТК-27 до Лесна,14 (70 м), перекладка теплотрассы ул.Береговая, 6 (90 м ),

мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: замена ламп освещения на энергосберегающие, установка приборов учета тепловой энергии, установка приборов учета холодной воды (л.д. 109, т.1).

27 октября 2014 года между истцом (концессионер) и муниципальным учреждением «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» (концедент) в лице и.о. начальника отдела Ильиной Е.Ю. заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения (далее – соглашение от 27.10.2014) (л.д. 111-134 т.1).

Пунктами 1, 2 соглашения от 27.10.2014 предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (далее - объект соглашения), право собственности которого принадлежит концеденту, и осуществить теплоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения от 27.10.2014 является система коммунальной инфраструктуры и объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения, подлежащие реконструкции (раздел II).

Наименование и реквизиты правоустанавливающих документов и документов о государственной регистрации прав собственности концедента в отношении каждого объекта недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения, указаны в приложении № 1 к соглашению.

Как пояснили представители сторон, решение концедента о заключении соглашения не принималось.

В приложении № 1 к соглашению от 27.10.2014 приведены состав и описание объектов соглашения по теплоснабжению (котельные, тепловые сети), расположенных в Иволгинском районе Республики Бурятия (л.д. 121-123 т. 1).

По акту приема-передачи перечисленное муниципальное имущество передано истцу. Акт подписан сторонами (генеральным директором общества Цыремпиловым Д.А. и и.о. начальника отдела Ильиной Е.Ю.) без замечаний (л.д. 130-134 т.1).

В приложении № 1 к соглашению от 27.10.2014 приведены состав и описание объектов соглашения по теплоснабжению:

котельная Иволгинской ЦРБ,

котельная Оронгойской СОШ,

котельная Иволгинской средней общеобразовательной школы,

котельная администрации Иволгинского района,

производственная база с.Иволгинск (л.д.121-123, т.1).

В приложении № 2 к соглашению от 27.10.2014 стороны определили перечень мероприятий по реконструкции и модернизации объектов соглашения:

котельная Иволгинской средней школы (ИСШ): приобретение и монтаж котла «Квм-2,5», реконструкция насосной группы, теплотрасса от дома №35 по ул.Ленина до колодца ЦРБ,

котельная Оронгойской средней школы: реконструкция котельного оборудования (л.д.124 т.1).

01 августа 2015 года между обществом (концессионер) и муниципальным учреждением «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации муниципального образования «Иволгинский район» в лице и.о. начальника отдела Ильиной Е.Ю. (концедент) заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения (далее – соглашение от 1.08.2015) (л.д. 135-144 т.1).

Пунктами 1, 2 соглашения от 1.08.2015 предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет модернизировать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (далее - объект соглашения), право собственности которого принадлежит концеденту, и осуществить теплоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения от 1.08.2015 является система коммунальной инфраструктуры и объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения согласно акту приема-передачи муниципального имущества (приложение № 1), которые подлежат реконструкции (модернизации) (раздел II).

Как пояснили представители сторон, решение концедента о заключении соглашения не принималось.

В приложении № 1 к соглашению от 1.08.2015приведены состав и описание объектов соглашения по теплоснабжению:

дымосос, балансовой стоимостью 63812 руб.,

сетевой насос К320/50 (315/50),

тепловая сеть, протяженностью 4402,26, балансовой стоимостью 5 601 955,10 руб.,

тепловая сеть п.Тапхар, балансовой стоимостью 3 107 399 руб, 76 коп.,

циклон ДН-15,

уоклон ДН-15,

здание котельной

дымовая труба здания котельной,

теплотрасса (здание котельной СХТ),

котел водогрейный КВм-2,33 МВт с топкой КШПм-2,5,

насос сетевой 160/30,

котел КВ 1,6-0,95,

котел водогрейный КВм-2.33 МВт с топкой КШПм-2,5,

котел №5 КВ-2,0, производительностью 2 МВт в комплекте,

котел №6 КВ-2,0 производительностью 2 МВт в комплекте,

котел №1 КВ-2,0 производительностью 2 МВт в комплекте,

циркулярный насос 1Д-200-90,

циркулярный насос 1Д-200-90,

оборудование котельной СХТ,

дымосос ДН-9,

транспортер ленточный в комплекте п.Тапхар,

дымосос ДН-9,

транспортер ленточный,

котел «Братск-1» в комплекте,

котел «Братск-1» в комплекте,

котел «Братск-1» в комплекте,

котел «Братск-1» в комплекте,

пульт управления котлами,

манометр,

дымовая труба, металлическая, 25 м,

антинакипная установка СХТ,

циркулярный насос 1Д-200-90,

вентилятор дутьевой,

теплообменник СХТ,

бак аккумуляторный 6 м3,

транспортер ленточный СХТ,

бак аккумуляторный 45 м3,

общей балансовой стоимостью 30 280 653 руб. 14 коп. (л.д. 141 т. 1).

По акту приема-передачи перечисленное муниципальное имущество передано истцу. Акт подписан сторонами (генеральным директором общества Рахчеевым С.В. и начальником отдела Поповым Н.А.) без замечаний (л.д. 144 т.1).

В приложении № 2 к соглашению от 1.08.2015 стороны определили перечень мероприятий по реконструкции и модернизации объектов соглашения (л.д. 142 т.1).

Концессионные соглашения подписаны, считаются заключенными.

Отсутствие государственной регистрации концессионных соглашений не влияет на вывод суда о заключении сторонами концессионных соглашений.

Государственная регистрация имеет целью защиту прав концессионера и уведомление третьих лиц о передаче имущества концессионеру.

Предмет соглашений определен, соглашения направлены на муниципально-частное партнерство в области теплоснабжения потребителей Иволгинского района Республики Бурятия.

В пункте 57 раздела IX концессионного соглашения от 27.10.2014 указан срок его действия с момента государственной регистрации и в течение 25 лет (л.д. 115 т.1).

Пунктом 61 раздела IX концессионного соглашения от 27.10.2014 предусмотрен срок осуществления концессионером мероприятий по реконструкции объекта соглашения – один год с момента заключения концессионного соглашения (л.д. 115 т.1).

В пункте 60 раздела IX концессионного соглашения от 01.08.2015 указан срок его действия с момента государственной регистрации и в течение 25 лет (л.д. 137 т.1).

Пунктом 64 раздела IX концессионного соглашения предусмотрен срок осуществления концессионером мероприятий по реконструкции объекта соглашения – десять лет с момента

заключения концессионного соглашения (л.д. 138 т.1).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия (резолютивная часть решения оглашена 18.10.2017) по делу № А10-608/2017 открытое акционерное общество «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Письмом от 14.12.2016 за № 2771 ответчик предложил истцу в срок до 21.12.2016 освободить занимаемые объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, указанные в концессионных соглашениях от 30.12.2013, от 27.10.2014, от 01.08.2015, а также передать все имущество по акту приема-передачи в указанный срок в надлежащем состоянии.

Письмом от 16.12.2016 истец выразил готовность рассмотреть вопрос о расторжении концессионных соглашений от 30.12.2013, от 27.10.2014, от 01.08.2015 по взаимному согласию сторон в сроки и в порядке, предусмотренные действующим законодательством и концессионными соглашениями.

По актам приема-передачи от 21.12.2016 имущество, являющееся объектом концессионных соглашений, передано ответчику.

В исковом заявлении и в судебном заседании представитель истца указал, что затраты на реконструкцию объектов соглашений составили 5 049 855 руб. 98 коп.

Компенсация затрат в составе тарифов не учтена.

Истец полагает, что в связи с досрочным расторжением концессионных соглашений ОАО «РУК ЖКХ» вправе требовать компенсации произведенных затрат в указанной сумме.

30.12.2017 истец направил ответчику претензию № 71 от 27.12.2017, в которой просил выплатить ему 5 049 855 руб. 98 коп. задолженности (л.д. 50-51 т.1).

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) (далее - Закон о концессионных соглашениях) предусмотрено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч.1 ст. 3).

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении условий договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

При расторжении договора обязательства сторон, по общему правилу, прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Как следует из части 1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

Частью 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения (часть 5 введена Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ).

В разделах XV концессионных соглашений предусмотрено буквально следующее:

«1. Настоящее соглашение прекращается:

а) по истечении срока действия,

б) по соглашению сторон,

в) на основании судебного решения о досрочном расторжении»,

г) в одностороннем порядке (л.д.118, 139 т.1).

Определениями от 27.03.2018, от 03.05.2018 суд предлагал истцу представить первичные документы, подтверждающие факт выполнения работ и их физические объемы (акты освидетельствования скрытых работ, доказательства приобретения товаров, указанных в актах формы КС-2, разрешение на производство земляных работ, журнал производства работ, указанных в иске).

18.06.2018 суд повторно предложил истцу представить в суд первичные документы, подтверждающие факт выполнения работ (акты освидетельствования скрытых работ, доказательства вызова ответчика для освидетельствования скрытых работ и составления соответствующих актов, доказательства приобретения товаров, указанных в актах формы КС-2, разрешение на производство земляных работ, журнал производства работ, иные первичные доказательства, подтверждающие выполнение работ, их физические объемы, период выполнения работ).

Истец такие доказательства не представил, пояснил, что указанные судом документы у него отсутствуют.

Учитывая отсутствие первичных документов, определением от 03.08.2018 суд с целью определения физических объемов работ и стоимости работ, выполненных ОАО «РУК ЖКХ» по капитальному ремонту котельных и тепловых сетей объектов коммунальной инфраструктуры Иволгинского района Республики Бурятия, назначил по делу судебную техническую экспертизу. Производство экспертизы поручено эксперту независимой экспертной оценки «Диекс» ИП Малыгин М.Н. Колмакову Юрию Александровичу.

22 ноября 2018 года в суд поступило экспертное заключение от 10.11.2018 № 26/2018.

Экспертом на вопрос о том, каковы физические объемы работ и стоимость работ, выполненных ОАО «РУК ЖКХ» по капитальному ремонту котельных и тепловых сетей объектов коммунальной инфраструктуры Иволгинского района Республики Бурятия, дан следующий ответ: «Исходя из представленных актов формы КС-2, фактически выполненные работы не соответствуют действительности, в виду отсутствия их выполнения и доказательной базы в виде:

1. Утвержденного графика планово-предупредительного ремонта,

2. Отсутствие оперативного журнала котельной,

3. Отсутствие вахтенного журнала теплогенерирующего участка,

4. Утвержденного проекта реконструкции тепловых сетей,

5. Положительного заключения экспертизы достоверности локальных сметных расчетов,

6. Паспортов, сертификатов, товарных накладных, реестров и актов приема-передачи материальных ценностей,

7. Актов и документов исполнительной документации,

8. Актов освидетельствования скрытых работ,

9. Актов гидравлического испытания,

10. Актов комплексного испытания оборудования теплогенерирующих установок и тепловых сетей после проведения капитального ремонта,

11. Актов приемки объектов после капитального ремонта,

12. Писем или нормативных актов постановки на балансовую стоимость смонтированного оборудования в виду изменения стоимости в сторону увеличения.

Физические объемы работ не обнаружены и не определены, ввиду отсутствия документов, подтверждающих проведение работ по реконструкции и капитальному ремонту, стоимость работ определить не представляется возможным ввиду давности действий и отсутствия доказательной базы в виде актов, писем, журналов, утвержденных графиков, согласованных и проверенных локальных сметных расчетов».

Истец не согласился с выводами эксперта, считает заключение неполным, выводы не соответствующими доказательствам.

Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что у истца имелись затраты по содержанию муниципального имущества.

Затраты истца подтверждены актами о приемке выполненных работ формы КС2 №1 от 31,12.2015 на реконструкцию теплотрассы от котельной СХТ ТК-1 до узла связи Ростелеком в с.Иволгинск на сумму 690601 руб., №2 от 31.12.2015 на капитальный ремонт котла «Братск1» в котельной Пригородная с.Сотниково на сумму 349 365 руб., №3 от 31.12.2015 на ремонт котельных ООО «ЖКХ Сотниково» за 2015 год на 2307451 руб., №4 от 31.12.2015 на монтаж теплообменников на сумму 651670 руб., №5 от 31.12.2015 на ремонт котла №5 КВр 2,5 Центральной котельной с.Сотниково на сумму 132942 руб., №6 от 31.12.2015 на монтаж оборудования на котельных подразделения ООО «ЖКХ Сотниково» за 2015 год на 917 826 руб. (л.д. 14-49, т.1).

Правовых оснований для удовлетворения требования истца не имеется.

Указанные в актах формы КС-2 работы предусмотрены концессионными соглашениями, выполнены истцом и его субконцессионерами на основании и в рамках концессионных соглашений, по которым обществу переданы котельные, теплотрассы, котлы и иное оборудование для выработки тепловой энергии и передачи потребителям Иволгинского района.

Концессионер обязался за свой счет реконструировать муниципальное имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашений, осуществить теплоснабжение с использованием объектов соглашений, его эксплуатацию и обслуживание в течение срока, установленного соглашением (пункты 1 соглашений).

Истец при заключении концессионных соглашений возражений не заявил, соглашения подписаны без разногласий.

Концессионными соглашениями концессионная плата не предусмотрена.

Как следует из представленных доказательств, муниципальное образование условия концессионных соглашений по передаче объектов истцу на оговоренный в концессионных соглашениях срок исполнило, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела, концессионную плату не взимало.

Истцу по концессионным соглашениям органы местного самоуправления передали дорогостоящее муниципальное имущество, необходимое для выработки и передачи тепловой энергии. По концессионному соглашению от 01.08.2015 балансовая стоимость переданного истцу имущества составила 30 280 653 руб.14 коп.

В период с 30.12.2013 до 21.12.2016 по концессионному соглашению от 30.12.2013, с 27.10.2014 по 21.12.2016 по концессионному соглашению от 27.10.2014, с 01.08.2015 по 21.12.2016 по концессионному соглашению от 01.08.2015 истец владел и пользовался муниципальным имуществом, оказывал услуги потребителям тепловой энергии, собирал платежи с населения и других потребителей (абонентов), не внося муниципалитетам и администрациям платежей.

Досрочное расторжение концессионных соглашений вызвано принятием заявления о признании истца несостоятельным (банкротом) по делу № А10-608/2017.

Истец не доказал наличие нарушений условий концессионных соглашений со стороны администрации и поселений.

Заключая концессионные соглашения, истец согласился с их условиями, принял на себя все права и обязанности, определенные этими соглашениями.

До момента передачи имущества ответчику (21.12.2016) истец пользоваться муниципальным имуществом, посредством которого вырабатывал и передавал тепловую энергию, начислял и собирал плату с потребителей и абонентов за коммунальные услуги по теплоснабжению.

Абоненты и потребители тепловой энергии вносили платежи з потребленные ресурсы (тепловую энергию) субконцессионерам истца, в частности, ООО «ЖКХ Иволгиснкое», а последние перечисляли платежи истцу, что подтверждено решением арбитражного суда Республики Бурятия от 24.09.2018 по делу №А10-3832/2018, вступившим в законную силу.

Как установлено данным решением, между истцом и ООО «ЖКХ Иволгинское» подписан договор субконцессии муниципального имущества №1 от 01.10.2014, согласно которому ОАО «РУК ЖКХ» (концессионер) с предварительного письменного согласия концедента администрации МО СП «Сотниковское» передал, ООО «ЖКХ Иволгинское» (субконцессионер) принял в субконцессию муниципальное имущество: приложение №1 к договору. Субконцессионная плата составляет 1 500 рублей, в том числе НДС за календарный квартал, со сроком внесения платежа – до конца каждого календарного квартала (п.2.1, 2.2). В приложении №1 к данному договору субконцессии указан перечень муниципального имущества, подлежащий передаче субконцессионеру. Передача муниципального имущества подтверждена актом приема-передачи от 01.10.2014.

Решением арбитражного суда Республики Бурятия от 24.09.2018 по делу №А10-3832/2018, вступившим в законную силу, в пользу истца взыскана задолженность по договору субконцессии муниципального имущества № 1 от 01.10.2014.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35 «О последствиях расторжения договора», при отсутствии соглашения сторон об ином положение пункта 4 статьи 453 ГК РФ подлежит применению лишь в случаях, когда встречные имущественные предоставления по расторгнутому впоследствии договору к моменту расторжения осуществлены надлежащим образом либо при делимости предмета обязательства размеры произведенных сторонами имущественных предоставлений эквивалентны (например, размер уплаченных авансовых платежей соответствует предусмотренной в договоре стоимости оказанных услуг или поставленных товаров, такие услуги и товары сохраняют интерес для получателя сами по себе и т.п.), а потому интересы сторон договора не нарушены.

Обязательства сторон прекращены с момента передачи ответчику имущества и подписания актов приема-передачи.

Моментом полного прекращения действия концессионных соглашений стороны договорились считать момент подписания акта приема-передачи муниципального имущества концеденту (л.д. 115, 138 т.1).

Частью 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения только в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда.

Ссылка истца на обязанность ответчика как стороны правоотношений по подряду произвести оплату выполненных и принятых работ изучена судом.

Действительно, концессионное соглашение включает в себя и правоотношения по подряду (выполнение работ), но истец не учел, что сельское поселение и муниципальное образование предоставили ему муниципальное имущество не только для ремонта, но и для использования по прямому назначению (теплоснабжение).

Истец посредством переданного ему имущества оказывал услуги потребителям как ресурсоснабжающая организация по передаче тепловой энергии.

Судом исследованы доводы истца о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Частью 1 статьи 1102 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Между тем неосновательного обогащения на стороне администрации не имеется.

Истец, производя реконструкцию объектов соглашения, использовал муниципальное имущество для передачи тепловой энергии потребителям Иволгинского района, начислял и собирал с них платежи до 21.12.2016 включительно.

Кроме того, истец выполнил ремонт на основании соглашений, а ответчик принял результат также на основании концессионных соглашений.

При таких данных неосновательного обогащения на стороне ответчика не имеется. Встречным предоставлением со стороны ответчика следует признать предоставление им истцу муниципального имущества для оказания истцом услуг потребителям по теплоснабжению, и эти услуги не были безвозмездными для истца.

В определении Верховного Суда РФ № 302-ЭС19-7113 от 24 мая 2019 г. по делу «А10-948/2018 по иску открытого акционерного общества «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1120327015566, ИНН 0326509001) к администрации муниципального образования городского поселения «Бабушкинское» Кабанского района Республики Бурятия, муниципальному образованию «Городское поселение Бабушкинское» отмечено, что городское поселение условия концессионного соглашения по передаче объектов истцу на оговоренный в концессионном соглашении срок исполнило. Истец владел и пользовался муниципальным имуществом, оказывал услуги потребителям тепловой энергии, водоснабжения, собирал платежи с населения и других потребителей (абонентов), не внося муниципалитету и администрации платы, после расторжения концессионного соглашения истец продолжал пользоваться муниципальным имуществом, начислял и собирал плату с потребителей за коммунальные услуги по теплоснабжению и водоснабжению.

Прекращение деятельности концессионера вследствие банкротства послужило основанием для расторжения концессионного соглашения и возврата имущества концеденту; концессионным соглашением концессионная плата не предусмотрена; концессионеру была предоставлена возможность после расторжения соглашения получать плату за оказанные потребителям тепловой энергии услуги.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", учитывая, что истец не доказал наличие нарушений условий концессионных соглашений со стороны администрации и поселений, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с указанной нормой права расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца.

При обращении в суд истец государственную пошлину не уплатил.

В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, в связи с тяжелым финансовым положением общества.

В соответствии с частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Суд считает возможным удовлетворить заявленное истцом ходатайство и снизить размер государственной пошлины до 2000 рублей, учитывая, что он признан несостоятельным (банкротом), находится в тяжелом имущественном положении, что подтверждено сведениями из налогового органа о наличии расчетного счета, справкой ПАО Сбербанк от 31.01.2018. Из представленных документов следует, что на счете истца недостаточно денежных средств для уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 159, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Ходатайство истца об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с него в доход федерального бюджета, удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1120327015566, ИНН 0326509001) в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья А.И. Хатунова