ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5483/2021 от 22.02.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

02 марта 2022 года Дело № А10-5483/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Бурятской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении №10718000-739/2021 от 10.09.2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО1 – представителя по доверенности от 09.12.2020 №ВСЖД-194/Д, паспорт, диплом,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 21.01.2021, диплом, служебное удостоверение, ФИО3 – представителя по доверенности от 18.08.2021, диплом, паспорт,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, ОАО «РЖД», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Бурятской таможни по делу об административном правонарушении №10718000-739/2021 от 10.09.2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу.

Определением от 04 октября 2021 года рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определением от 22 ноября 2021 года суд перешел к рассмотрению дела
№А10-5483/2021 по общим правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

В обоснование заявления указано на то, что постановлением от 10.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10718000-739/2021, вынесенным Бурятской таможней, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей за несвоевременное совершение таможенных операций по помещению товара на временное хранение на основании письма от 03.05.2021 №17-02-12/003137 «О проведении таможенного осмотра», содержащего сведения о продлении срока выпуска товаров и направленного таможенным органом в адрес ПАО «ТрансКонтейнер». ОАО «РЖД» с вынесенным постановлением не согласилось, указав на то, что согласно пункту 7 статьи 88 ТК ЕАЭС обязанность совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, в течение 3 часов рабочего времени возникает с момента получения: разрешения таможенного органа на отзыв таможенной декларации в соответствии со статьей 113 настоящего кодекса, решения таможенного органа о продлении сроков выпуска товаров в соответствии с пунктами 4-8 статьи 119 настоящего Кодекса, решения таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров в соответствии со статьей 124 настоящего Кодекса, отказа в выпуске товаров в соответствии со статьей 124 настоящего Кодекса. Из буквального нормативного толкования обязанность совершить таможенные операции возникает с момента получения соответствующего обращения таможенного органа непосредственно обязанным лицом. Однако непосредственного и прямого распоряжения административным органом перевозчику не направлялось. При этом возможность информирования через третьих лиц законодательством не предусмотрена. В адрес ОАО «РЖД» таможенным органом письмо от 03.05.2021 №17-02-12/003137 о необходимости помещения на временное хранение не направлялось. При данных обстоятельствах у ОАО «РЖД» не возникла обязанность совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.

Заявитель отмечает, что Бурятская таможня направила в адрес ОАО «РЖД» требование о проведении грузовых операций в срок до 09 часов 00 минут местного времени 05 мая 2021 года, указанный срок заявителем не нарушен, негативные последствия для целей таможенного контроля не наступили. Требование ответчика об отцепке и проведении грузовых операций в отношении рассматриваемого контейнера выполнены, товар фактически помещен на временное хранение. При данных обстоятельствах у ОАО «РЖД» не возникла обязанность совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента получения разрешения таможенного органа о продлении срока выпуска товаров. Решение направлено Бурятской таможней в адрес декларанта, который был обязан принять меры к помещению товара на временное хранение.

Заявитель просил применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить
ОАО «РЖД» от административной ответственности, либо заменить административный штраф предупреждением.

В возражениях на отзыв ОАО «РЖД» указало на то, что ОАО «РЖД» не является декларантом по ТД №10718020/030521/0020448 и не может быть субъектом вменяемого правонарушения. По мнению заявителя, помещение товаров на временное хранение произведено перевозчиком в установленные сроки, поскольку уведомление таможенного органа №10718020/040521/0000851 о регистрации документов, представленных для помещения товара на временное хранение, поступило в ОАО «РЖД» 03.05.2021 в 22 часа 52 минуты по московскому времени.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Бурятская таможня с заявленными требованиями не согласилась, представлен письменный отзыв.

03 мая 2021 года в 06 часов 00 минут местного времени в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Наушки (далее – т/п ЖДПП Наушки) перевозчиком
ОАО «РЖД» для совершения таможенных операций, связанных с прибытием на таможенную территорию ЕАЭС по передаточной ведомости №1500/101 предъявлен товар «Болт крепления двери» весом 9007 кг, ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС из Китая на железнодорожной платформе №94267440 в контейнере TKRU 4401372 по железнодорожной товарной накладной №13782147 в составе поезда №1085 (индекс 9370/101/9369). Принципалом товара является ПАО «ТрансКонтейнер».

В рамках системы управления рисками т/п ЖДПП Наушки 03.05.2021 принято решение о проведении таможенного осмотра в отношении товаров, перемещаемых в контейнере TKRU 4401372 по таможенной декларации №10718020/030521/0020448 (зарегистрирована в 06 часов 23 минуты местного времени), в связи с чем т/п ЖДПП Наушки в адрес ПАО «ТрансКонтейнер» направлено письмо от 03.05.2021 №17-02-12/003137 «О проведении таможенного осмотра» по средствам электронной почты, согласно которому срок выпуска товаров продлен до 08.05.2021.

03 мая 2021 года в 07 часов 30 минут местного времени начальнику железнодорожной станции Наушки направлена заявка №123 с просьбой отцепить из состава поезда железнодорожную платформу №94267440 с контейнером TKRU 4401372 для таможенного контроля, а также выставлено требование о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 03.05.2021, время направления – 03.05.2021 07 часов 30 минут местного времени.

04 мая 2021 года в 03 часов 40 минут местного времени ОАО «РЖД» представило в таможенный органа - т/п ЖДПП Наушки документы для помещения товаров на временное хранение вагона №94267440, контейнер TKRU 4401372 по отправке 13782147. Согласно подтверждению о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение №10718020/040521/0000581 направленные ОАО «РЖД», документы для помещения на временное хранение зарегистрированы в 03 часов 51 минуту местного времени 04.05.2021, срок размещения товаров на временное хранение нарушен на 15 часов 51 минуту.

В целях проведения проверки по факту несвоевременного размещения на склад временного хранения в адрес ПАО «ТрансКонтейнер» направлен запрос от 11.05.2021 №17-04-20/03265 «О предоставлении сведений». Из письма ПАО «ТрансКонтейнер»
от 27.05.2021 следует, что согласно системе электронного документооборота письмо
от 03.05.2021 №17-02-12/003137 поступило непосредственно в ПАО «ТрансКонтейнер» 04.05.2021 за номером вх-3394/ЦКП. В целях соблюдения таможенного законодательства в связи с отсутствием подразделений ПАО «ТрансКонтейнер» в пгт Наушки,
ПАО «ТрансКонтейнер» заключен договор от 20.08.2020 №ТКд/20/08/0007 на оказание комплекса информационных услуг с ООО «ЦТЛ». ООО «ЦТЛ» в адрес перевозчика направлено письмо от 03.05.2021 №92 с просьбой разместить на склад временного хранения в связи с проведением процедуры таможенного осмотра контейнер TKRU 4401372 на вагоне №94267440, указанное письмо принято ОАО «РЖД» 03.05.2021
в 03 часа 00 минут по московскому времени. ПАО «ТрансКонтейнер» указало, что процедура помещения товара на временное хранение входит в зону ответственности перевозчика ОАО «РЖД». ПАО «ТрансКонтейнер» указывает, что на станции Наушки перевозчик ОАО «РЖД» является единственным лицом, осуществляющим услуги по хранению товаров в зоне таможенного контроля.

На запрос таможенного органа от начальника Восточно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания поступило письмо от 26.06.2021 №ИСХ-8895/ВС ТЦФТО, согласно которому вагон №94267440 с контейнером по железнодорожной товарной накладной №13782147 от 28.04.2021 прибыл на территорию ЕАСЭ 02.05.2021. 03.05.2021 груз в вышеуказанном контейнере предъявлен таможенному органу для целей таможенного оформления, таможенным представителем подана ТД №10718020/030521/0020448. 03.05.2021 в 03 часов 38 минут московского времени вагон №94267440 с контейнером TKRU 4401372 отцеплен от состава контейнерного поезда по заявке таможенного органа №123 для проведения таможенного контроля. По данным информационной системы ЕАСАПР М уведомление таможенного органа №10718020/040521/0000581 о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, поступило ОАО «РЖД» 03.05.2021 в 22 часа 52 минуты по московскому времени. В ожидании выпуска товара под таможенную процедуру таможенного транзита указанные товары после получения уведомления таможенного органа помещены на временное хранение 04.05.2021 а 03 часа 51 минуту местного времени, о чем работниками станции Наушки составлен отчет по форме ДО-1 №96913 от 04.05.2021. Также в письме указано, что отказ в выпуске товаров по №10718020/030521/0020448 произведен 08.05.2021.

Решение таможенного органа о продлении срока выпуска товаров в связи с необходимостью проведения таможенного осмотра товара принято 03.05.2021, таможенный осмотр назначен на 09 часов 00 минут местного времени 05.05.2021. В адрес ПАО «ТрансКонтейнер» 03.05.2021 направлено письмо с информацией о продлении срока выпуска товаров, перемещаемых на ТД №10718020/030521/0020448. В свою очередь
ООО «ЦТЛ» письмом от 03.05.2021 №92 информировало ОАО «РЖД» о необходимости размещения на временное хранение товаров, следующих в контейнере TKRU 4401372, указанное письмо получено перевозчиком 03.05.2021 в 03 часа 00 минут по московскому времени. Кроме того, в адрес начальника жд/ст Наушки направлено требование о проведении грузовых операций в срок до 09 часов 00 минут местного времени 05.05.2021. В этой связи, по мнению ответчика, у ОАО «РЖД» возникла обязанность по размещению товаров на временное хранение в течение 3 часов с момента получения письмо
ООО «ЦТЛ» от 03.05.2021 №92, то есть с 03.05.2021 с 03 часов 00 минут по московскому времени. Однако заявление о размещении товара на временное хранение в Бурятскую таможню от ОАО «РЖД» поступил 04.05.2021 в 03 часа 40 минут местного времени, чем нарушил положения пункта 7 статьи 88 ТК ЕАЭС, в связи с чем, было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Бурятской таможни доводы отзыва поддержали.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 03 мая 2021 года в 06 часов 00 минут местного времени на т/п ЖДПП Наушки перевозчиком ОАО «РЖД» для совершения таможенных операций, связанных с прибытием на таможенную территорию ЕАЭС по передаточной ведомости №1500/101 предъявлен товар «Болт крепления двери» весом 9007 кг, ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС из Китая на железнодорожной платформе №94267440 в контейнере TKRU 4401372 по железнодорожной товаротранспортной накладной №13782147 в составе поезда №1085 (индекс 9370/101/9369). Принципалом товара является ПАО «ТрансКонтейнер».

В рамках системы управления рисками т/п ЖДПП Наушки 03.05.2021 принято решение о проведении таможенного осмотра в отношении товаров, перемещаемых в контейнере TKRU 4401372 по таможенной декларации №10718020/030521/0020448 (зарегистрирована в 06 часов 23 минуты местного времени), в связи с чем т/п ЖДПП Наушки в адрес ПАО «ТрансКонтейнер» направлено письмо от 03.05.2021 №17-02-12/003137 «О проведении таможенного осмотра» по средствам электронной почты, согласно которому срок выпуска товаров продлен до 08.05.2021.

03 мая 2021 года в 07 часов 30 минут местного времени начальнику железнодорожной станции Наушки направлена заявка №123 с просьбой отцепить из состава поезда железнодорожную платформу №94267440 с контейнером TKRU 4401372 для таможенного контроля, а также выставлено требование о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 03.05.2021, время направления – 03.05.2021 07 часов 30 минут местного времени.

04 мая 2021 года в 03 часов 40 минут местного времени ОАО «РЖД» представило в таможенный органа документы для помещения товаров на временное хранение вагона №94267440, контейнер TKRU 4401372 по отправке 13782147. Согласно подтверждению о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение №10718020/040521/0000581направленные ОАО «РЖД», документы для помещения на временное хранение зарегистрированы в 03 часа 51 минуту местного времени 04.05.2021, срок размещения товаров на временное хранение нарушен на 15 часов 51 минуту.

Согласно письму ПАО «ТрансКонтейнер» от 27.05.2021 следует, что согласно системе электронного документооборота письмо от 03.05.2021 №17-02-12/003137 поступило непосредственно в ПАО «ТрансКонтейнер» 04.05.2021 за номером вх-3394/ЦКП. В целях соблюдения таможенного законодательства в связи с отсутствием подразделений ПАО «ТрансКонтейнер» в пгт Наушки, ПАО «ТрансКонтейнер» заключен договор от 20.08.2020 №ТКД/20/08/0007 на оказание комплекса информационных услуг с ООО «ЦТЛ». В адрес перевозчика ООО «ЦТЛ» направлено письмо от 03.05.2021 №92 с просьбой разместить на склад временного хранения в связи с проведением процедуры таможенного осмотра контейнер TKRU 4401372 на вагоне №94267440, указанное письмо принято ОАО «РЖД» 03.05.2021 в 08 часов 00 минут местного времени.

Из письма начальника Восточно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания следует, что 03.05.2021 вагон №94267440 с контейнером по железнодорожной товарной накладной №13782147 от 28.04.2021 предъявлен таможенному органу для целей таможенного оформления, таможенным представителем подана ТД №10718020/030521/0020448. Вагон №94267440 с контейнером TKRU 4401372 отцеплен от состава контейнерного поезда по заявке таможенного органа №123 для проведения таможенного контроля 03.05.2021 в 08 часов 38 минут местного времени. По данным информационной системы ЕАСАПР М уведомление таможенного органа №10718020/040521/0000581 о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, поступило ОАО «РЖД» 04.05.2021 в 03 часа 52 минуты по местному времени. Товары после получения уведомления таможенного органа помещены на временное хранение 04.05.2021 в 03 часа 51 минуту местного времени, о чем работниками станции Наушки составлен отчет по форме ДО-1 №96913 от 04.05.2021.

В этой связи, по мнению ответчика, у ОАО «РЖД» возникла обязанность по размещению товаров на временное хранение в течение 3 часов с момента получения письмо ООО «ЦТЛ» от 03.05.2021 №92, то есть с 03.05.2021 с 08 часов 00 минут по местному времени. Однако заявление о размещении товара на временное хранение в Бурятскую таможню от ОАО «РЖД» поступило 04.05.2021 в 03 часа 40 минут местного времени, чем нарушил положения пункта 7 статьи 88 ТК ЕАЭС, в связи с чем, было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ.

По данному факту Бурятской таможней 22.07.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №10718000-739/2021 по статье 16.14 КоАП РФ.

10 сентября 2021 года на основании материалов дела об административном правонарушении №10718000-739/2021 таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определяет ввоз товаров на таможенную территорию Союза как совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.

По правилам пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.

Согласно пунктам 2, 3 названной статьи таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

При таможенном декларировании применяются различные виды таможенной декларации, в том числе транзитная декларация (подпункт 2 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 названной статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 названной статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрены условия завершения выпуска товаров не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 настоящей статьи, может быть продлен на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 названного Кодекса.

Названным положениям корреспондирует обязанность перевозчика или иных лиц, указанных в статье 83 названного Кодекса, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, совершить одну из таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или с таможенным декларированием товаров (подпункты 1, 3 пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕЭАС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:

1) помещением товаров на временное хранение;

2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

3) таможенным декларированием товаров;

4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.

Пункт 7 статьи 88 ТК ЕАЭС регламентирует, что в случае регистрации таможенным органом таможенной декларации в срок, установленный абзацем первым пункта 5 указанной статьи, лица, указанные в статье 83 названного Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента получения:

- разрешения таможенного органа на отзыв таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС;

- решения таможенного органа о продлении сроков выпуска товаров в соответствии с пунктами 4 - 8 статьи 119 ТК ЕАЭС;

- решения таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров в соответствии со статьей 124 ТК ЕАЭС;

- отказа в выпуске товаров в соответствии со статьей 125ТК ЕАЭС.

Под временным хранением товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 (далее - Приказ № 444) утверждены Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (далее - Приложение № 1), Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов (далее - Приложение N 2), Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, определены Условия и Порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности.

Пунктом 2 Приложения № 1 установлена, что при прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 ТК ЕАЭС, совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные частью 9 статьи 85 Закона 289-ФЗ.

Пунктом 5 Приложения 1 Приказа № 444 установлено, что фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информации, предусмотренной пунктом 4 Приложения № 2 к Приказу № 444.

Из пункта 4 Приложения 2 Приказа № 444 следует, что информация о факте регистрации документов, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения (далее - СВХ) (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 100 ТК ЕАЭС таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не позднее 1 часа с момента подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов. Порядок совершения таможенным органом таможенных операций, связанных с регистрацией документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачей подтверждения об их регистрации, устанавливается Приказом № 444.

Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение (пункт 3 статьи 100 ТК ЕАЭС).

Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (пункт 26 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, на основании статьи 16.14 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, выступает порядок осуществления таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение и их хранением. Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на хранение.

Субъектом ответственности по статье 16.14 КоАП РФ являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по помещению товаров на хранение.

Из материалов дела усматривается, что 03 мая 2021 года в 06 часов 00 минут местного времени на т/п ЖДПП Наушки перевозчиком ОАО «РЖД» для совершения таможенных операций, связанных с прибытием на таможенную территорию ЕАЭС по передаточной ведомости №1500/101 предъявлен товар «Болт крепления двери» весом 9007 кг, ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС из Китая на железнодорожной платформе №94267440 в контейнере TKRU 4401372 по железнодорожной товарной накладной №13782147 в составе поезда №1085 (индекс 9370/101/9369).

03.05.2021 таможенным органом принято решение о проведении таможенного осмотра в отношении товаров, перемещаемых в контейнере TKRU 4401372 по таможенной декларации №10718020/030521/0020448 (зарегистрирована в 06 часов 23 минуты местного времени), в связи с чем т/п ЖДПП Наушки в адрес ПАО «ТрансКонтейнер» направлено письмо от 03.05.2021 №17-02-12/003137 «О проведении таможенного осмотра» по средствам электронной почты.

03 мая 2021 года в 07 часов 30 минут местного времени начальнику железнодорожной станции Наушки направлена заявка №123 с просьбой отцепить из состава поезда железнодорожную платформу №94267440 с контейнером TKRU 4401372 для таможенного контроля, а также выставлено требование о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 03.05.2021, время направления – 03.05.2021 07 часов 30 минут местного времени. Заявка Бурятской таможни исполнена представителями перевозчика ОАО «РЖД», вагон с контейнером TKRU 4401372 отцеплен 03.05.2021 в 03 часа 38 минут московского времени.

В связи с отсутствием подразделений ПАО «ТрансКонтейнер» в пгт Наушки,
ПАО «ТрансКонтейнер» заключен договор от 20.08.2020 №ТКД/20/08/0007 на оказание комплекса информационных услуг с ООО «ЦТЛ». В адрес перевозчика ООО «ЦТЛ» направлено письмо от 03.05.2021 №92 с просьбой разместить на складе временного хранения в связи с проведением процедуры таможенного осмотра контейнер TKRU 4401372 на вагоне №94267440, указанное письмо принято ОАО «РЖД» 03.05.2021 в
08 часов 00 минут местного времени.

Следовательно, в силу прямого указания пункта 7 статьи 88 ТК ЕАЭС и в соответствии с положениями статьи 4 названного Кодекса, товар, должен был быть помещен на временное хранение не позднее 12 часов 00 минут 03 мая 2021 года.

Между тем, как подтверждается материалами дела и не оспаривается ОАО «РЖД», таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, произведены 04 мая 2021 года в 03 часа 51 минут. Срок размещения товаров на временное хранение нарушен на 15 часов 51 минуту.

Следовательно, вывод таможни о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ, является правильным.

При этом суд отмечает, что с учетом приведенных выше норм права и установленных по делу обстоятельств субъектом указанного административного правонарушения является ОАО «РЖД», то есть перевозчик товара, как следствие, обязанный совершить таможенные операции по помещению товаров на временное хранение.

Соответственно не совершение таких действий со стороны общества в установленные законом сроки свидетельствует о наличии в поведении последнего события вмененного административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что ОАО «РЖД» обязано принять меры по помещению товаров на временное хранение в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента получения разрешения на отзыв таможенной декларации, решения таможенного органа о продлении сроков выпуска товаров, решения таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров, отказа в выпуске товаров судом отклоняется в силу следующего.

Как установлено судом, общество является перевозчиком в смысле подпункта 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

При этом обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение в месте их прибытия на таможенную территорию Союза и представления соответствующих документов и сведений об этом в таможенный орган возложена статьей 88 ТК ЕАЭС и пунктом 2 Приложения 1 Приказа
№ 444 именно на перевозчика.

Кроме того, пунктом 4 Приказа № 444 предусмотрено представление таможенному органу определенного пакета документов, которыми владеет лишь перевозчик.

ООО «ЦТЛ» уведомил ОАО «РЖД» письмом от 03.05.2021 №92 о необходимости разместить на склад временного хранения в связи с проведением процедуры таможенного осмотра контейнер TKRU 4401372 на вагоне №94267440, указанное письмо принято
ОАО «РЖД» 03.05.2021 в 08 часов 00 минут местного времени. Кроме того, начальник железнодорожной станции Наушки уведомлен об отцепке из состава поезда контейнера TKRU 4401372 для таможенного контроля 03.05.2021 07 часов 30 минут местного времени. Заявка Бурятской таможни исполнена представителями перевозчика 03.05.2021 в 03 часа 38 минут московского времени (08 часов 38 минут местного времени). То есть перевозчик уведомлен о решении таможенного органа о проведении процедуры таможенного осмотра контейнер TKRU 4401372 на вагоне №94267440 не позднее 08 часов 00 минут местного времени 03.05.2021, в связи с чем, ОАО «РЖД» было обязано принять меры по размещению указанного контейнера на склад временного хранения в установленные законом сроки.

Следует отметить, что на станции Наушки перевозчик ОАО «РЖД» является единственным лицом, осуществляющим услуги по хранению товаров в зоне таможенного контроля.

Кроме того, общество, являясь профессиональным перевозчиком и регулярно осуществляя международные перевозки, знало об обязанности перевозчика по совершению таможенных операций в установленный таможенным законодательством срок.

Учитывая, что действующим законодательством строго регламентирован порядок и сроки совершения таможенных операций, связанных с декларированием товаров и с помещением их на временное хранение до принятия решения об их выпуске по заявленной таможенной процедуре, суд приходит к выводу о необходимости принятия обществом всех действий по размещению товаров на СВХ в установленные законом сроком.

Соответственно, не совершение таких действий со стороны общества в установленные законом сроки свидетельствует о наличии в поведении последнего события вмененного административного правонарушения.

При этом обязанность перевозчика поместить товар на СВХ в течение установленного срока является императивной.

При таких обстоятельствах, доводы общества об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения подлежат отклонению как безосновательные.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъективная сторона вменяемого обществу правонарушения в соответствии с частью 2 этой же статьи заключается в том, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Изучив материалы дела, суд установил, что заявителем не были приняты надлежащие меры для соблюдения установленных законодательством ЕАЭС и Российской Федерации норм и правил таможенного законодательства, в связи с чем, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ он признается виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Доводы общества о том, что в его действиях отсутствовал умысел, а, следовательно, факт совершения виновного противоправного деяния материалами дела не доказан, судом не принимаются, поскольку в силу буквального указания части 2 статьи 2.1 КоАП РФ понятие вины юридических лиц в отличие от вины физических лиц не имеет каких-либо форм.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановления Пленума ВАС РФ №10).

Между тем в спорной ситуации доказательств того, что ОАО «РЖД» действовало с необходимой степенью заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений таможенного законодательства, не представлено. Таким образом, учитывая, что материалы дела свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих данные правоотношения, следует признать доказанным наличие вины заявителя в нарушении таможенного порядка помещения товаров на временное хранение.

Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.

Проверив доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд находит их необоснованными ввиду следующего.

Как разъяснено в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ №10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Анализ диспозиции статьи 16.14 КоАП РФ показывает, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок помещения товаров на хранение, который имеет строго регламентированный характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника таможенных правоотношений.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания правонарушений по статье 16.14 КоАП РФ малозначительными и освобождения
ОАО «РЖД» от административной ответственности.

Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения.

Санкция статьи 16.14 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания, как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа.

Статьей 4.1 КоАП РФ установлены общие правила назначения наказания.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд отклоняет довод общества о наличии оснований для назначения наказания в виде предупреждения, исходит из того, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания правонарушения впервые совершенным, поскольку ранее общество было привлечено к административной ответственности.

Назначенное обществу административное наказание является справедливым и соразмерным, административный штраф определен в размере, предусмотренном санкцией статьи 16.14 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд признает постановление Бурятской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10718000-739/2021 от 10.09.2021 законным и обоснованным.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.А. Бурдуковская