ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6028/19 от 10.02.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

17 февраля 2020 года                                                                          Дело №А10-6028/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жамбаловой Б.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Стройинком» (ОГРН 1100327003490, ИНН 0323350683) к Государственному казенному учреждению Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ОГРН 1020300965630, ИНН 0323082240), Обществу с ограниченной ответственностью «Бурятпроектреставрация» (ОГРН 1140327014387, ИНН 0326525490) о применении последствий недействительности ничтожной сделки государственного контракта от 12.09.2019 в виде двусторонней реституции: обязать ООО «Бурятпроектреставрация» в течение 5 дней вернуть ГКУ РБ «УКС ПРБ» аванс в размере 73 889 222 руб. 77 коп, обязать ГКУ РБ «УКС ПРБ» в течение 5 дней вернуть ООО «Бурятпроектреставрация» банковскую гарантию на сумму 77 370 913 руб. 90 коп,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Республиканское агентство по государственным закупкам,

при участии в заседании:

от истца: Баиров Б.Ц., представитель по доверенности №1 от 13.11.2018,

от ответчика ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия»: Алексеев Г.О., представитель по доверенности №26 от 14.05.2019,

от ответчика ООО «Бурятпроектреставрация»: Хулугуров В.Г., представитель по доверенности  от 24.10.2019, Имехенов М.М., представитель по доверенности от 01.01.2020,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стройинком» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Государственному казенному учреждению Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», Обществу с ограниченной ответственностью «Бурятпроектреставрация» о применении последствий недействительности заключенного контракта от 12.09.2019, об обязании расторгнуть контракт от 12.09.2019 как недействительный с момента его заключения.

В обоснование исковых требований истец указал, что аукционной комиссией ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», Республиканским агентством по государственным закупкам при проведении электронного аукциона 26.08.2019 было принято решение о несоответствии второй части заявки истца требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией об аукционе.

Истец, не согласившись с данным решением, обжаловал действия комиссии в ФАС России. Решением УФАС по РБ жалоба ООО «Стройинком» признана обоснованной.

УФАС предписано аукционной комиссии отменить протокол подведения итогов аукциона, провести повторно рассмотрение вторых частей заявок на участие в аукционе.

Однако, в нарушение данного предписания аукционной комиссией победителем признано ООО «Бурятпроектреставрация», с данным лицом заключен контракт.

Истец обратился в суд с иском с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Истец указал, что интерес истца в применении последствий ничтожной сделки заключается в том, что в случае недопущения нарушений со стороны аукционной комиссии, истец мог быть признан победителем аукциона как участник, предложивший наименьшую цену контракта.

В качестве правового обоснования истец сослался на статьи 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 05.12.2019 судом принято заявленное истцом уточнение предмета исковых требований в виде применения последствия недействительности ничтожной сделки государственного контракта от 12.09.2019 в виде двусторонней реституции: обязать ООО «Бурятпроектреставрация» в течение 5 дней вернуть ГКУ РБ «УКС ПРБ» аванс в размере 73 889 222 руб. 77 коп, обязать ГКУ РБ «УКС ПРБ» в течение 5 дней вернуть ООО «Бурятпроектреставрация» банковскую гарантию на сумму 77 370 913 руб. 90 коп.

Ответчики иск не признали.

Ответчик УКС ПРБ в обоснование возражений указал, что сделка является оспоримой. Решение и предписание УФАС по РБ считает неправомерными.

УКС ПРБ указал, что истец, предъявляя по настоящему делу требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не указал каким образом его права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.

Ответчик ООО «Бурятпроектреставрация» иск также не признал, поддержал доводы УКС ПРБ.

Истец пояснил, что исполнением недействительной сделки, ответчиками нарушены права и законные интересы ООО «Стройинком», поскольку исполняя недействительную сделку, ответчики вносят правовую неопределенность в отношении прав и обязанностей ООО «Стройинком» как лица претендующего на заключение государственного контракта.

Истец полагает, что победителем в аукционе должен был быть признан истец. Решение суда о возврате аванса и банковской гарантии вернет ответчиков в первоначальное положение, существовавшее до заключения ничтожной сделки,  что позволит ООО «Стройинком» заключить контракт и получить аванс, а также представить заказчику банковскую гарантию в целях обеспечения исполнения контракта. По  мнению истца, заявленные требования обеспечат восстановление нарушенных прав истца.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением №67000839874518.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальных сайтах Арбитражного суда Республики Бурятия и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Ответчики иск не признали.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно сведениям с общедоступного сайта http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС) 13.08.2019 размещено извещение о проведении электронного аукциона №0102200001619003484.

Наименование объекта закупки – выполнение общестроительных работ на объекте «Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера г. Улан-Удэ. II очередь строительства. 2 пусковой комплекс – Лечебно-лабораторный корпус со стационаром на 150 коек». Специальные работы. Инженерные сети.

Заказчик – Государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».

Уполномоченный орган - РЕСПУБЛИКАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ.

Дата и время окончания заявок – 21.08.2019 08:00

Дата проведения аукциона – 21.08.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта – 773 709 139 руб.

Идентификационный код закупки – 192032308224003260100100170044120414.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0102200001619003484 от 26.08.2019г аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе, отклонила две заявки, в том числе № 105703205 ООО «Стройинком», признала победителем ООО «Бурятпроектреставрация».

ООО «Стройинком» подана жалоба в ФАС России на действия аукционной комиссии заказчика, которая ФАС России 02.09.2019г перенаправлена письмом № ГЗТУ/2470 в Бурятское УФАС России по подведомственности.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (Бурятская УФАС России) от 09.09.2019г жалоба ООО «Стройинком» на действия аукционной комиссии заказчика – ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона признана обоснованной. Комиссия УФАС признала аукционную комиссию нарушившей пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выдало предписание об устранении допущенного нарушения.

Согласно предписанию Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (Бурятская УФАС России) от 09.09.2019 №04-50/548-2019 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе аукционной комиссии предписано в срок не позднее 20.09.2019г устранить выявленное нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе от 26.08.2019г ;

- провести повторно рассмотрение вторых частей заявок на участие в аукционе с учетом принятого решения по результатм рассмотрения настоящей жалобы.

Срок уведомления аукционной комиссией об исполнении предписания установлен до 23.09.2019г.

В  период, установоенный  в  предписании  Бурятского УФАС России от 09.09.2019 №04-50/548-2019, на  устарнение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в ЕИС 12.09.2019г 04:08 московского времени (МСК) (09:08 местного времени (МВ)) размещен документ «Доработанный проект контракта» от 12.09.2019г. 

12.09.2019г в 06:01 МСК (11:01 МВ) размещен документ «Подписанный контракт от 12.09.2019г, процедура заключениня контракта № 01022000016190034840001 переведена на этап «Контракт заключен».

Согласно ЕИС контракт по результатм закупки по извещению о проведении электронного аукциона №0102200001619003484 заключен с ООО «Бурятпроектреставрация» на основании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.08.2019. Дата размещения  информации 13.09.2019г 11:10 МСК.

В соответствии с частью 23 статьи 99 Федерального закона «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013г (далее - Закон о контрактной системе) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.

Решение и предписание вынесены Бурятским УФАС в рамках выполнения контрольных функций в сфере закупок, предусмотренных статьей 99 Закона о контрактной системе.

Частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе преусмотрен запрет на заключение контракта до даты исполнения  предписания.

Таким  образом, контракт от  12.09.2019г между  ответчиками заключен  в нарушение предписания Бурятского УФАС России от 09.09.2019г 04-50/548-2019 , является в  силу  статей 168,169 Гражданского  кодекса РФ ничтожной сделкой.

Предметом иска является требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки государственного контракта от 12.09.2019 в виде двусторонней реституции, согласно которым ООО «Бурятпроектреставрация» надлежит вернуть ГКУ РБ «УКС ПРБ» аванс, а ГКУ РБ «УКС ПРБ» надлежит вернуть ООО «Бурятпроектреставрация» банковскую гарантию.

Согласно пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения, согласно которым исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

В качестве законного интереса истец пояснил, что путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке, ответчики вернутся в первоначальное положение, существовавшее до заключения ничтожной сделки, что позволит ООО «Стройинком» заключить контракт, поскольку предложение истца было выгоднее предложения ООО «Бурятпроектреставрация».

Рассмотрев доводы ответчиков относительно того, что права и интересы истца не будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты, суд находит их  обоснованными.

Из материалов дела следует, что контракт подписан ответчиками в нарушение предписания Бурятского УФАС России от 09.09.2019 №04-50/548-2019, согласно которому аукционной комиссии предписано отменить протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе от 26.08.2019г, а также провести повторно рассмотрение вторых частей заявок на участие в аукционе с учетом признания жалобы ООО «Стройинком» обоснованной.

Контракт подписан вопреки положениям части 23 статьи 99 Закон о контрактной системе.

Между тем, требование истца по возложению обязанностей на ответчиков по возврату полученного, в связи с подписанием спорного контракта. нарушенное право ООО «Стройинком» не восстановит.

Возврат аванса, а также возврат банковской гарантии от одного ответчика другому на права и обязанности истца не влияет.

Заявление истца о том, что контракт должен был быть подписан с истцом, преждевременно. Предписанием УФАС на аукционную комиссию возложена обязанность повторно провести рассмотрение вторых частей заявок, следовательно, победитель аукциона должен быть установлен после выполнения комиссией положений предписания УФАС.

Также суд отмечает, что подписание нового контракта породит новые правоотношения, к которым отношения, вытекающие из подписанного ответчиками спорного контракта, не относятся.

Оснований  для  применения  последствий  недействительности  сделки, заявленных  истцом, суд  не усматривает. В удовлетворении иска суд отказывает.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И Л:

В удовлетворении  иска  отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                  Л.Ф. Салимзянова