ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6183/18 от 11.12.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

21 декабря 2018 года                                                                                Дело № А10-6183/2018

Резолютивная часть опубликована 11 декабря 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства  дело по заявлению товарищества собственников жилья «Вертикаль» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления  Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 12 сентября 2018 года № 59/18 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей,

установил:

Товарищество собственников жилья «Вертикаль» (далее -  ТСЖ «Вертикаль», товарищество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (далее – Госстройжилнадзор, административный орган, ответчик)  о признании незаконным постановления от 12 сентября 2018 года № 59/18 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте www.kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Как следует из заявления, ТСЖ «Вертикаль» не согласно с выводами административного органа о наличии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. По всем заявкам о некачественном предоставлении горячего водоснабжения и отопления работниками ТСЖ «Вертикаль» проводились проверки, акты составлялись в случае подтверждения факта предоставления услуги горячего водоснабжения, отопления ненадлежащего качества. Поставку коммунальной услуги горячего водоснабжения и отопления в дом № 6 по пр. Ленинградский в г. Северобайкальск осуществляло не ТСЖ «Вертикаль», а МП «Жилищник» и АО «Теплоэнерго». В ходе документарной проверки ТСЖ «Вертикаль» уведомляло Службу о том, что в связи с недостаточным запасом угля на центральной котельной г. Северобайкальск, которая принадлежала РСО МП «Жилищник», а теперь принадлежит РСО АО «Теплоэнерго», в отопительный сезон 2017-2018 гг. ресурсоснабжающими организациями допущено снижение температурного режима теплоносителя на выходе из источника тепла. Именно по этой причине на вводе в МКД температура теплоносителя была ниже необходимой. Поставка теплоносителя, температура которого, не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячей воде и по отоплению надлежащего качества, явилась причиной того, что в некоторых квартирах дома № 6 по пр. Ленинградский, г.Северобайкальск, температура была ниже допустимой нормы. ТСЖ «Вертикаль» неоднократно обращалось к поставщикам горячего водоснабжения и отопления с письмами о несоответствии температуры горячей воды и теплоносителя на отопление на вводе в дом установленным нормативам. Указывало на необходимость приведения параметров теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения в соответствии с температурным графиком по договору теплоснабжения от 02.11.2017 № 38-Т и Правилами предоставления коммунальных услуг потребителям. Несмотря на это, никаких мер по устранению нарушений предпринято не было, обращения ТСЖ фактически проигнорированы. По обращениям потребителей работниками ТСЖ «Вертикаль» в случаях, если температура в квартирах была ниже допустимой нормы, составлялись акты и производился перерасчет платы в связи с нарушением температурного режима в жилых помещениях. Обязанность ТСЖ «Вертикаль» состоит в надлежащем содержании общедомового оборудования, обеспечивающего доставку до потребителей коммунальной услуги горячего водоснабжения. Соответствие внутридомового оборудования, предъявляемым к нему требованиям, подтверждается прилагаемым к настоящему заявлению экспертным заключением от 04 декабря 2017 года. ТСЖ «Вертикаль» приняло все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований закона в области предоставления гражданам коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления надлежащего качества. Вина ТСЖ «Вертикаль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ, отсутствует. Административным органом не представлены доказательства в подтверждение вины заявителя в указанном правонарушении.

Согласно отзыву на заявление, Службой в ходе проверки установлено, что по отношению к потребителям, проживающим по адресу <...>, ТСЖ «Вертикаль» является исполнителем коммунальных услуг. Согласно п.п. «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПин 2.1.4.2496-09) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С. Действующим законодательством не установлены параметры качества теплоносителя в точке поставки. Вместе с тем, из совокупности приведенных выше положений следует, что ресурсоснабжающая организация, поставляющая горячую воду в многоквартирный дом, обязана обеспечить ее температуру на вводе в дом в пределах от 60 до 75°С, поскольку температурные характеристики горячей воды, поставляемой на границу балансовой принадлежности МКД, не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей горячего водоснабжения. Собственниками МКД в Службу представлены обращения, направленные в ТСЖ «Вертикаль» в 2017 году, с указанием на несоответствие температуры ГВС установленным нормативам. Однако, ТСЖ «Вертикаль» проверка факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества по ним не проведена, меры по устранению нарушений не приняты. Доказательств, свидетельствующих об обращении в ресурсоснабжающую организацию, в органы местного самоуправления по фактам несоблюдения температурного графика, к проверке не представлено. Таким образом, действенных мер, направленных на обеспечение коммунальных услуг (отопления, ГВС) надлежащего качества по адресу: Республика Бурятия, <...>, ТСЖ «Вертикаль» как исполнителем коммунальных услуг не принято. В ходе проведенной проверки также установлено, что в период с февраля 2017 года по настоящее время ТСЖ «Вертикаль» не обеспечено предоставление потребителям коммунальных услуг надлежащего качества. Перерасчет в связи с предоставлением некачественной услуги не производится. Бездействие ТСЖ Вертикаль, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Распоряжением Госстройжилнадзора от 27 июля 2018 года № 202 с целью проверки доводов граждан, проживающих по адресу: <...>, о фактах нарушения температурного режима и предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (л.д. 120-123), назначена проверка в отношении ТСЖ «Вертикаль» (л.д.116-118). 

В соответствии с актом проверки от 24.08.2018 №202/18-А, административным органом выявлены нарушения пунктов 31, 98,101,104, 112,113 пункта 5 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":

- с февраля 2017 года собственникам помещений, расположенных по адресу: <...> и кв. 310, предоставляется коммунальная услуга (ГВС) ненадлежащего качества;

- перерасчет, в связи с предоставлением некачественной услуги, предусмотренный пунктом 5 Приложения № 1 Правил № 354 и Письмом Минрегиона РФ от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07, не производится;

- проверка качества коммунальных услуг не производится (л.д.106-115).

24 августа 2018 года Госстройжилнадзором вынесено предписание №202-ПР об устранении нарушений.

30 августа 2018 года консультантом отдела по жилищному надзору Республиканской службы государственного и строительного и жилищного надзора ФИО1 в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ (л.д.89-97).

Определением Госстройжилнадзора от 30 августа 2018 года рассмотрение административного дела назначено на 12 сентября 2018 года (л.д.103). Определение направлено заявителю 03.09.2018 9 (л.д.104).

Постановлением от 12 сентября 2018 года № 59/18 ТСЖ «Вертикаль»  привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением от 12 сентября 2018 года № 59/18  явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Как установлено частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг Потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп."а" п. 31 Правил N 354).

В пункте 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил N 354).

В пунктах 108, 109 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, по проведению проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Указанные пункты Правил N 354 являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем.

Как следует из Журнала регистрации сообщений, представленного ТСЖ «Вертикаль» в ходе проверки, в период с января по август 2018 года в аварийно-диспетчерскую службу ТСЖ поступило 8 обращений на качество ГВС и 38 обращений на низкую температуру в помещениях, в том числе на холодный полотенцесушитель. Претензий на качество предоставляемых коммунальных услуг от жителей кв. 95 и кв. 310 за указанный период не зафиксировано.

Также в материалы проверки представлены обращения потребителей, направленные потребителями в ТСЖ «Вертикаль» в 2017 году:

- вх.№51 от 18.05.2017 (температура ГВС не соответствует норме),

- от 29.05.2017 (температура ГВС не соответствует норме, заявление от 18.05.2017 не рассмотрено, замеры не проведены),

- вх.№108 от 26.09.2017 (температуры ГВС не соответствует норме),

- вх.№118 от 16.10.2017 (температура ГВС не соответствует норме),

-вх.№135 от 21.11.2017 (температура в жилых помещениях не соответствует норме),

- вх.№142 от 04.12.2017 (температура в жилых помещениях не соответствует норме, необходим перерасчет по заявлению от 21.11.2017).

Следовательно, вывод Службы о возникновении у исполнителя коммунальных услуг обязанности по проверке указанных фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и принятия мер по их устранению, является правильным.

При этом суд отмечает, что пунктом 104 Правил N 354, также предусмотрен порядок действий исполнителя коммунальной услуги при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Вместе с тем в материалы проверки доказательства проведения ТСЖ «Вертикаль» проверки факта предоставления некачественных коммунальных услуг, представлены не были.

При таких обстоятельствах суд признает, что ТСЖ «Вертикаль» допущено нарушение требований пунктов 104, 108, 109 Правил №354.

 Однако, указывая на наличие в действиях ТСЖ «Вертикаль» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, Службой должен был быть установлен факт нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Как следует из оспариваемого постановления от 12.09.2018 №59/18 заявления потребителей не могли быть приняты Службой в качестве актов замеров, так как не содержали обязательной информации, указываемой в таких актах (дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, состав комиссии).

Ввиду того, что замеры микроклимата в помещениях заявителей не производились, Служба пришла к выводу о невозможности определения размера отклонения температуры  от нормативной.

Таким образом, факт предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества в помещениях спорного МКД в ходе проверки Службой установлен не был.

В отношении предоставляемой коммунальной услуги горячее водоснабжение Служба указала, что поскольку замеры температуры горячей воды в жилых помещениях заявителей не производились, размер отклонения температуры предоставляемой коммунальной услуги (ГВС) от нормативной и размер снижения платы, следует рассчитывать исходя из температуры теплоносителя, зафиксированной ОДПУ. При этом согласно данным приборов учета, представленным на проверку, отклонение температуры теплоносителя от нормативной зафиксировано во всех расчетных периодах, начиная с января 2017 года.

Как следует из материалов проверки, спорный МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии ВКТ-7-03 (заводской номер 219753) и ВКТ-7-03 (заводской номер 00832).

В соответствии с пунктом 2 Правил №354 коллективный (общедомовый) прибор учета- средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Следовательно, в данном случае, Служба на основании показаний указанного прибора учета могла определить температуру предоставляемой коммунальной услуги (ГВС) только на вводе в дом.

С учетом указанного, суд признает заслуживающими внимания доводы заявителя об отсутствии вины в предоставлении услуги (ГВС) ненадлежащего качества.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что температура ГВС на вводе в дом, позволяла исполнителю коммунальных услуг предоставить коммунальную услугу (ГВС) надлежащего качества в точках водоразбора (в помещениях потребителей) в спорный период. Напротив, как следует из оспариваемого постановления от 12.09.2018 №59/18, отклонение температуры теплоносителя от нормативной зафиксировано прибором учета во всех расчетных периодах.

Выводы Службы о том, что исполнителем не принято необходимых мер, направленных на обеспечение коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе отсутствуют обращения в ресурсоснабжающую организацию, органы местного самоуправления по факту несоблюдения температурного графика, не могут безусловно свидетельствовать о наличии у исполнителя коммунальных услуг возможности обеспечения потребителей коммунальной услугой (ГВС) надлежащего качества.

Приходя к указанному выводу, суд принимает во внимание представленные в материалы дела: письма ТСЖ «Вертикаль» от 09.01.2017 №1, от 26.04.2017 №85, от 06.07.2017 №111, от 02.11.2016, от 26.12.2017 №186, направленные в МП «Жилищник», ОА «Теплоэнерго», с просьбой принятия мер в целях обеспечения подачи горячей воды не ниже 60°С, проведения перерасчета платы за ГВС, соблюдения температурного графика по договору теплоснабжения и поставки горячей вода от 02.11.2017 №38-Т (л.д. 42-64, т.1).   

Таким образом, суд признает, что вина ТСЖ «Вертикаль» в нарушении нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой- ГВС в данном случае Службой не доказана, равно как и не доказан факт нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой- отопление.

На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Положениями части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалы дела об административном правонарушении должны содержать описание события правонарушения, достаточное для квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.

Представленные в материалы дела протокол по делу об административном правонарушении от 30.08.2018 № 158-пр/18, акт проверки от 24.08.2018, постановление о привлечении к административной ответственности от 12.09.2018, заявления собственников помещений жилого дома №6, пр. Ленинградский, г. Северобайкальск, не свидетельствуют о наличии у административного органа достаточных оснований для привлечения ТСДЖ «Вертикаль» к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

При этом суд отмечает, что в протоколе об административном правонарушении, а также постановлении о привлечении к административной ответственности Служба указывает только на нарушение ТСЖ «Вертикаль» предусмотренного Правилами №354 порядка действий исполнителя коммунальной услуги при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, действий исполнителя при поступлении обращений от потребителей о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядка регистрации сообщений с указанием обязательных сведений, сообщаемых при регистрации как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.

На основании изложенного суд признает, что постановление Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 12 сентября 2018 года № 59/18 о привлечении ТСЖ «Вертикаль» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора № 59/18 от 12 сентября 2018 года о привлечении товарищества собственников жилья «Вертикаль» к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.

Заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru). В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение по настоящему делу, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение по настоящему делу, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

 Судья                                                                                                                      Н.А. Логинова