ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6232/15 от 12.01.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

12 января 2016 года Дело № А10-6232/2015

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 12 января 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа от 22 сентября 2015 года № 2/31,

при участии в заседании

заявителя- ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2016 № 314, ФИО2, представителя по доверенности от 14.01.2016 № 268,

ответчика- ФИО3, представителя по доверенности от 13.12.2016, ФИО4, представителя по доверенности от 12.01.2015,

установил:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14», Общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ, Служба) о признании недействительным приказа от 22 сентября 2015 года № 2/31.

Определением суда от 21 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ДомСтройКомплект».

Третье лицо общество с ограниченной ответственностью «ДомСтройКомплект» в судебное заседание не явилось, заказное письмо с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела, направленное по последнему известному суду месту нахождения организации, возвращено органом связи с отметкой по истечении срока хранения. Суд, руководствуясь частью 4 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание наличие у организации сведений о начавшемся судебном процессе, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ООО «ДомСтройКомплект».

Представители заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержали. Пояснили, что ООО «Домстройкомплект» обратилось с заявлением о подключении объектов капитального строительства к тепловым сетям общества, что послужило основанием для обращения Общества в Службу с заявлением об открытии дела по установлению платы за подключение в индивидуальном порядке с приложением документов, обосновывающих размер платы в 21 652 380 руб. 50 коп. В процессе установления Службой размера платы Общество уточнило расчет платы, изложило обоснование размера платы в 17 344 340 руб. 00 коп. Приказом РСТ РБ от 22.09.2015 №2/31 вышеуказанная плата установлена в размере 13 367 350 руб. При этом Службой неправомерно и без законных оснований исключена из платы за подключение часть средств для компенсации регулируемой организацией, в том числе затраты: на временные здания и сооружения в размере 108, 04 тыс. руб.; строительный контроль в размере 183, 72 тыс.руб.; резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 247,42 тыс.руб.; налог на прибыль в размере 3 455, 11 тыс.руб. Орган регулирования не вправе был отказать во включении в расчет платы суммы налога на прибыль, основываясь на факте непредставления обществом необходимых документов. Письмом от 27.04.2015 общество известило регулирующий орган о невозможности выделения суммы налога на прибыль, исчисленного только из одного вида деятельности- по подключению таких же объектов в 2014 году. Вместе с тем, общество представило регулирующему органу ориентировочную величину налога на прибыль за 2014 год в размере 40 958 000 руб., исчисленного из величины прибыли по техприсоединению. При этом вся недостающая информация могла быть взята Службой из данных за предшествующий период регулирования (2014 год), представленных обществом в целях установления тарифов на 2016 год. Лимитированные затраты на временные здания и сооружения применены Обществом в соответствии с пунктом 4.84 Методики (предусматривающим два способа определения размера средств, предназначенных для возведения титульных временных зданий и сооружений) по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 сводного сметного расчета. Отказ эксперта РСТ РБ в расчете средств на временные здания и сооружения указанным способом не обоснован. Для расчета средств вторым способом- по данным проекта организации строительства, необходимо представление в составе документов к заявке готовой проектной документации. Проектная документация разрабатывается после утверждения платы за подключение. Лимитированные затраты на содержание службы заказчика-застройщика и технического надзора, рассчитаны в процентах от общей сметной стоимости работ по итогам глав 1-9 в соответствии с пунктом 4.87 Методики. В сводном сметном расчете общества указанные затраты минимизированы и определены по нормам, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2010 №468 в размере 2, 14 процента. Значение нормативов, предусмотренные для бюджетных источников финансирования, определены в целях эффективного использования бюджетных средств. Произведенный обществом для сравнения расчет расходов на содержание одного работника ОКС показал, что расходы по расчету превышают расходы, определенные по нормативам, предусмотренным для бюджетных источников финансирования. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определен обществом в соответствии с пунктом 4.96 Методики в размере 2 процентов. Кроме того, Службой нарушен порядок принятия оспариваемого приказа. В нарушение пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, Служба обратилась в стороннюю организацию, в целях проверки необходимости планируемых обществом мероприятий и получения обоснования сметной стоимости строительства объектов, указанных в заявлении общества на установление платы за подключение.

Представители ответчика в судебном заседании требование не признали. Пояснили, что порядок принятия оспариваемого приказа органом регулирования соблюден. Указали, что плата за подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке определена Службой в соответствии с требованиями действующего законодательства. Средства, учтенные обществом как затраты на строительство временных зданий и сооружений, при расчете платы Службой не учтены ввиду того, что документы, подтверждающие необходимость возведения титульных временных зданий и сооружений, в том числе указание конкретных работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, необходимых для подключения объекта к системе теплоснабжения, обществом представлены не были. По непредвиденным затратам обществом также не были представлены документы, подтверждающие возникновение непредвиденных работ и затрат при проведении аналогичных работ по подключению объектов к системе теплоснабжения. Основания для учета данных затрат на предпроектной стадии в расчете платы за подключение у РСТ РБ отсутствовали. Размер расходов на возведение временных зданий и сооружений, а также непредвиденные расходы, в случае их обоснования, будет определяться от уточненной стоимости строительства (реконструкции). Включение в стоимость реконструкции существующих сетей, определяемой на предпроектной стадии, расходов на возведение временных зданий и сооружений в отсутствие обоснования необходимости их возведения, а также учет максимального размера резерва средств на непредвиденные расходы и затраты в отсутствие обосновывающих расчетов, ведет к необоснованному завышению платы за подключение объекта к сетям теплоснабжения. Предположение Общества о возникновении данных видов расходов не является основанием для их учета в плате за подключение. Также, обществом не представлены документы, подтверждающие оплаты налога на прибыль по деятельности, связанной с подключением заявителей к системе теплоснабжения ввиду чего рассчитать налог на прибыль при установлении платы не представилось возможным. Расходы на строительный контроль заказчика исключены из расчета платы ввиду того, что в сложившихся отношениях между обществом и ООО «Бургражданстрой» содержание контрольных мероприятий подрядчика и заказчика совпадает, что подразумевает двойной контроль за выполнением строительных работ как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. В данном случае расходы на осуществление заказчиком строительного контроля являются собственными расходами ООО «Бургражданстрой» и не подлежат учету при взаиморасчетах с ПАО «ТГК-14», так как обязанность Общества осуществлять строительный контроль предусмотрена требованиями законодательства. В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда. Затраты не подлежат включению также в связи с тем, что функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля. Общество не представило штатное расписание или иные обосновывающие документы для включения данных затрат, согласованные в установленном порядке соответствующие расчетные обоснования установления индивидуальных нормативов на содержание службы-заказчика для строительных работ по подключению объекта к системе теплоснабжения в материалах дела также не представлены. Кроме того согласно информации, представленной Обществом, величина прибыли до налогообложения по деятельности, связанной с подключением объектов капитального строительства к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в Республике Бурятия, за 2014 год составила 204 791 руб., что свидетельствует о том, что плата за подключение к сетям теплоснабжения, устанавливаемая РСТ РБ, позволяет компенсировать Обществу расходы, связанные с осуществлением данного вида регулируемой деятельности.

Представитель третьего лица ООО «Домстройкомплект» в ходе рассмотрения дела поддерживал позицию ответчика, просил в удовлетворении требования отказать. Считал принятое решение об утверждении платы в размере 13 267,35 тыс. руб. обоснованным, процедуру принятия оспариваемого приказа не нарушенной.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Общества частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» зарегистрировано в качестве юридического лица 7 декабря 2004 года за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Основным видом деятельности Общества согласно Единому государственному реестру юридических лиц является производство электроэнергии тепловыми электростанциями.

16 апреля 2015 года ООО «Домстройкомплект» обратилось в ПАО «ТГК-14» с заявлением о подключении объекта капитального строительства к тепловым сетям Общества.

29 июля 2015 года ПАО «ТГК-14» обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия с заявлением об открытии дела по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке объекта капитального строительства «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, 105 квартал, с запрашиваемой тепловой нагрузкой 3,429262 Гкал/час. Общество просило рассмотреть материалы и установить плату за подключение к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-14» вышеуказанного объекта в индивидуальном порядке в размере 21 652 380 руб. 50 коп. (л.д.37 т.1).

Извещением от 11 августа 2015 №03-11/1202 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия уведомила ПАО «ТГК-14» об открытии дела об установлении платы за подключение указанного объекта капитального строительства, издании соответствующего приказа от 11.08.2015 №2/253 (л.д. 76,77 т.1).

Извещением от 28 августа 2015 года №03-11/1263 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия уведомила ПАО «ТГК-14» о продлении срока установления платы за подключение указанного объекта капитального строительства на 30 календарных дней, издании соответствующего приказа от 28.08.2015 №2/258 (л.д.78,79 т.1).

09 сентября 2015 года ПАО «ТГК-14» направило в адрес Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия сообщение о несогласии с расчетами платы за подключение, выполненными экспертом ФИО5 и полученными в результате ознакомления с материалами дела об установлении платы, при этом указав, что сметная стоимость затрат на подключение указанного объекта с учетом принятых замечаний составит 17 344,34 тыс. руб. (в т.ч.НДС).

22 сентября 2015 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия проведено заседание Коллегии с повесткой «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, 105 квартал, к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке», о чем составлен протокол № 2/31 (л.д.119-121 т.1).

Из протокола заседания Коллегии следует, что Коллегией РСТ РБ принято решение:

о принятии планируемой подключаемой тепловой нагрузки к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» объекта капитального строительства в размере 3,429262 Гкал/час;

о принятии объема финансовой потребности по подключению объекта капитального строительства в размере 13 267,35 тыс.руб. (без учета НДС);

об отказе во включении расходов, предложенных организацией, по следующим статьям:

- статья «Расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей» на сумму 209,49 тыс.руб., в результате исключения расходов на осуществление строительного контроля заказчика в связи с отсутствием в материалах дела согласованных в установленном порядке соответствующих расчетных обоснований установления индивидуальных нормативов на содержание службы- заказчика (включая затраты на технический надзор) для строительных работ по подключению объекта к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14»;

- статья «Расходы на создание тепловых сетей от существующих тепловых сетей до точки подключения объекта» на сумму 112,54 тыс.руб., в результате исключения коэффициента застройки из расчета стоимости проектных работ в связи с отсутствием обоснования его применения, а также исключения расходов на осуществление авторского надзора в связи с отсутствием в материалах дела обоснования необходимости проведения данных мероприятий;

- статья «Расходы на развитие существующих тепловых сетей» на сумму 1090,21 тыс.руб., в результате изменения стоимости проектных работ, авторского надзора, а также стоимости по реконструкции тепловой сети от ТК-5 до ТК-6, в том числе по пунктам 1, 2, 4, 5, 122, 145, 146, 161 локально сметного расчета №02-01-02; исключения коэффициентов, учитываемых при строительстве в стесненных условиях в связи с отсутствием оснований их применения; исключения расходов на строительство временных зданий и сооружений в связи с отсутствием обоснования необходимости возведения титульных сооружений; исключения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в связи с отсутствием обоснования его учета в сметной документации, исключения данных расходов из сводного сметного отчета на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2012 №628.

- статья «Расходы на уплату налога на прибыль» на сумму 1070,17 тыс.руб. в связи с непредставлением ПАО «ТГК-14» документов, подтверждающих оплату налога на прибыль деятельности по подключению к системе теплоснабжения за 2013-2014 годы;

об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ООО «ДомСтройКомплект» «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, 105 квартал, к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке в размере 13 267,35 тыс.руб. (без учета НДС), что на 5082,12 тыс.руб. или 27,70% ниже предложения предприятия.

На основании указанного решения коллегии РСТ РБ принят приказ от 22 сентября 2015 года № 2/31 «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства «ДомСтройКомплект» «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, 105 квартал, к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке. Приложением к приказу РСТ РБ от 22.09.2015 № 2/31 установлена плата за подключение данного объекта капитального строительства в размере 13 267 тыс.руб. (без НДС) (л.д.13 т.1).

Общество, полагая, что приказ РСТ РБ от 22.09.2015 № 2/31 в части отказа во включении расходов, предложенных организацией, на временные здания и сооружения в размере 108, 04 тыс. руб., на строительный контроль в размере 183, 72 тыс.руб., на резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 247,42 тыс.руб., на налог на прибыль в размере 3 455, 11 тыс.руб., нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении).

На основании пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение), РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ РБ устанавливает плату за подключение к системе теплоснабжения.

Таким образом, РСТ РБ полномочно на издание оспариваемого приказа.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктом 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении платой за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения является плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).

На основании статьи 10 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В статье 14 Закона о теплоснабжении определены критерии установления платы за подключение к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

В соответствии с пунктом 11 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

На основании пункта 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.

Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика;

б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 1075 открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования. В случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов открытие дела об установлении цены (тарифа) осуществляется по инициативе органа регулирования.

Как следует из материалов дела, по предложению ПАО «ТГК-14» мероприятиями по подключению объекта «ДомСтройКомплект» «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ» на сумму 21 652 380,50 руб. предусмотрено:

- реконструкция участка тепловой сети от ТК-5 до ТК-6 на сумму 13 646 160, 00 руб.,

- строительство участков тепловой сети от ТК-12 до границы земельного участка, от врезки до границы земельного участка на сумму 1 033 420 руб.,

- налог на прибыль 3 669 895 руб.,

- НДС 18% 3 302 905, 50 руб.

В подтверждение указанных затрат обществом представлены сводный сметный расчет стоимости строительства №1 «Строительство тепловой сети от ТК-12» в ценах по состоянию на 1 квартал 2015 года на сумму 17 321, 91 тыс. руб. (л.д. 51-56, т.1), локальный сметный расчет №02-01-02 на тепловую сеть от ТК-5 до ТК-6 в ценах по состоянию на 01.01.2001 на сумму 1 577, 541 тыс.руб. (л.д. 58-70, т.1), локальный сметный расчет №1 на тепловую сеть от ТК-12 до границы земельного участка, от врезки до границы земельного участка в ценах по состоянию на 2015 год на сумму 756, 153 тыс. руб.

В рамках дела об установлении платы за подключение данного объекта капитального строительства РСТ РБ в порядке взаимодействия с Ассоциацией «Улан-Удэнская ассоциация застройщиков жилья» (далее- Ассоциация) в целях проведения всестороннего, полного и объективного анализа представленных материалов экономического обоснования расчета цен (тарифов), направлен запрос, в том числе о подтверждении обоснованности сметной стоимости мероприятий, необходимых для подключения объекта к системе теплоснабжения (л.д.55, т.2).

28.08.2015 Ассоциация сопроводительным письмом №021 направило в РСТ РБ пояснительную записку к расчету платы за подключение к системе теплоснабжения с замечаниями и корректировками, составленными негосударственным судебным экспертом ФИО5 (л.д.56-83, т.2).

ПАО «ТГК-14» с расчетами, выполненными экспертом ФИО5., не согласилось в части, представило пояснения по расчетам (л.д. 107-116, т.1).

Как следует из пояснений представителя заявителя и представленного в материалы дела расчета (л.д.44, т.3), предложение общества после проверки экспертом составило 17 275,54 тыс. руб., в том числе спорные затраты:

- на временные здания и сооружения в размере 108, 04 тыс. руб.;

- на строительный контроль в размере 183, 72 тыс.руб.;

- резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 247,42 тыс.руб.;

- налог на прибыль в размере 3 455,11 тыс.руб.

Согласно пункту 32 Правил N 1075 протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

На основании пункта 33 Правил N 1075 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Из протокола заседания коллегии РСТ РБ от 22.09.2015 следует, что

- исключение расходов на временные здания и сооружения связано с отсутствием обоснования необходимости возведения титульных сооружений;

- исключение расходов на осуществление строительного контроля заказчика связано с отсутствием в материалах дела согласованных в установленном порядке соответствующих расчетных обоснований установления индивидуальных нормативов на содержание службы-заказчика (включая затраты на технический надзор) для строительных работ по подключению объекта к системе теплоснабжения;

- исключение резерва на непредвиденные работы и затраты связано отсутствием обоснования его учета в сметной документации, а также на основании постановления Правительства РФ от 25.06.2012 №628.

Согласно пункту 173 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.

Пунктом 3.16 МДС-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» определено, что локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД). Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

В соответствии с пунктами 4.83, 4.84 МДС-35.2004 в главе 8 сметной документации "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства). Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.

Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться:

по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.

Одновременное использование указанных способов не рекомендуется.

Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8 образца N 1.

Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.

В данном случае ПАО «ТГК-14» в представленном расчете определило размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.

Учитывая то, что определение расходов на создание технической возможности присоединения к системе теплоснабжения подключаемого объекта производится на предпроектной стадии, а также наличие возможности уточнения цены договора после разработки проектно-сметной документации (ПОС), суд признает правильными доводы заявителя о необоснованном исключении Службой затрат на временные строения и сооружения, определенных по нормам в процентах от сметной стоимости работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета.

Службой не приведено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения указанного метода определения размера затрат на временные здания и сооружения, не приведено доводов о экономической необоснованности размера затрат, определенного с применением указанного способа.

Доводы Службы о непредставлении обществом документов, свидетельствующих о необходимости возведения титульных сооружений, судом не принимается, поскольку в данном случае расчет не основан на данных ПОС.

Исключение расходов на осуществление строительного контроля заказчика ввиду отсутствия согласованных в установленном порядке соответствующих расчетных обоснований установления индивидуальных нормативов на содержание службы-заказчика (включая затраты на технический надзор) для строительных работ по подключению объекта к системе теплоснабжения суд также признает необоснованным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, определяющими порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения после выполнения заявителем (в данном случае ООО «ДомСтройКомплект») условий подключения исполнитель (ПАО «ТГК-14») выдает разрешение на осуществление заявителем подключения указанного объекта к системе теплоснабжения. При этом исполнитель осуществляет контроль за выполнением мероприятий по подключению без взимания дополнительной платы.

Таким образом, указанными нормами предусмотрена обязанность ПАО «ТГК-14», как лица, выполняющего функции заказчика-застройщика, по осуществлению строительного контроля (технического надзора).

Согласно пункту 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" затраты на строительный контроль должны включаться в главу 10 сводного сметного расчета "Содержание службы заказчика. Строительный контроль".

Пунктом 4.87 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1, определено, что услуги заказчика-застройщика по осуществлению технического надзора являются платными.

Следовательно, осуществление заказчиком строительного контроля производится на платной (договорной) основе, то есть с включением затрат на строительный контроль в сводный сметный расчет стоимости строительства.

Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, определены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета (приложение к Положению).

Согласно пункту 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В силу пункта 15 указанного положения размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета при стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года до 30 млн. рублей составляют 2,14%, от 50 до 70 млн. рублей - 1,8%.

В соответствии с пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 01.06.2012), сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Как следует из пояснений представителя заявителя, лимитированные затраты на содержание службы заказчика-застройщика и технического надзора, рассчитаны в процентах от общей сметной стоимости работ по итогам глав 1-9 в соответствии с пунктом 4.87 Методики. В сводном сметном расчете общества указанные затраты определены по нормам, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2010 №468 в размере 2, 14 процента.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что примененное обществом значение нормативов, предусмотренное для бюджетных источников финансирования, не оценено Службой с учетом его экономического обоснования. При этом, судом принимается во внимание произведенный обществом для сравнения расчет расходов на содержание одного работника ОКС, согласно которому расходы по расчету превышают расходы, определенные по нормативам, предусмотренным для бюджетных источников финансирования.

Таким образом, суд приходит к выводу о неподтверждении Службой довода об экономической необоснованности размера затрат ПАО «ТГК-14» на содержание службы заказчика-застройщика и технического надзора (строительный контроль) при наличии обязанности общества по осуществлению технического (строительного) контроля.

Также суд признает необоснованным исключение Службой резерва на непредвиденные затраты по причине отсутствие обоснования его учета в сметной документации.

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) в размерах, не превышающих:

- 2% для объектов капитального строительства непроизводственного назначения;

- 3% для объектов капитального строительства производственного назначения;

- 10% для уникальных объектов капитального строительства, а также для объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.

Как следует из материалов дела Обществом в сводный сметный расчет стоимости строительства и реконструкции по подключению объекта к тепловым сетям включен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2% .

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что исчисление резерва на непредвиденные работы и затраты на предпроектной стадии допустимо ввиду того, что данный резерв предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает, в том числе в процессе разработки рабочей документации.

При рассмотрении дела представитель Службы пояснил, что отсутствие обоснование учета резерва в сметной документации расценивается Службой как непредставление документов, подтверждающих фактическое произведение непредвиденных работ и затрат при проведении аналогичных работ по подключению объекта к системе теплоснабжения с приложением расчета процента данных расходов от стоимости строительства.

Вместе с тем, суд считает, что обоснованием учета его в сметной документации в размере 2% является ссылка заявителя на МДС 81-35.2004 и Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 №220. При исключении резерва на непредвиденные затраты Службой в Протоколе заседания Коллегии от 22.09.2015 №2/31 не указано, что основанием этого явилось непредставление заявителем (ПАО «ТГК-14») документов, подтверждающих фактическое произведение непредвиденных работ и затрат при проведении аналогичных работ с приложением расчета процента данных расходов от стоимости строительства, что свидетельствует о неподтверждении обществом экономической обоснованности исчисления резерва в размере 2%. При этом суд принимает во внимание, что резерв предназначен для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, при этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что исчисление резерва в указанном размере является экономически необоснованным Службой не приведено.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

В данном случае, в нарушение указанных норм Служба не дала оценку достоверности данных, приведенных в предложении ПАО "ТГК-14" об установлении индивидуального тарифа в части непринятия расходов общества в размере 553,08 тыс.руб.

Таким образом, Службой в данном случае не соблюдены цели и принципы государственного регулирования тарифов, не выполнено требование указанных пунктов Правил регулирования цен (тарифов), статьи 7 Закона о теплоснабжении, предусматривающей, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

РСТ РБ в указанной части не соблюден порядок утверждения индивидуального тарифа за подключение объекта капитального строительства, предусмотренный действующим законодательством.

Таким образом, требование общества в указанной части подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из буквального толкования приведенной нормы процессуального права следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемого решения, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным решение налогового органа, суд автоматически обязывает такой орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не названа необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым действием (бездействием).

Поскольку в данном случае представленный в материалы дела протокол заседания Коллегии РСТ РБ от 22.09.2015 №2/31 фактически не содержит оснований экономической необоснованности предложения Общества на сумму расходов в 553,08 тыс.руб., в том числе на временные здания и сооружения в размере 108, 04 тыс. руб., на строительный контроль в размере 183, 72 тыс.руб., резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 247,42 тыс.руб., то нарушенные права заявителя могут быть восстановлены путем возложения на РСТ РБ обязанности рассмотреть заявление Общества в указанной части.

В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Общество в мероприятия по подключению указанного объекта к системе теплоснабжения включило налог на прибыль, данные затраты РСТ РБ были исключены из предложенных ПАО «ТГК-14» расходов.

На основании пункта 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации, в том числе налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 172 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее – Методические указания) плата за подключение объекта k-го заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке в соответствии с приложением 7.8 к настоящим Методическим указаниям по формуле:

(тыс. руб.), (125)

где:

- налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитанный по формуле (121), тыс. руб./Гкал/ч.

Пунктом 16 Правил № 1075 предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы, в том числе копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.

Таким образом, заявителем для установления соответствующего тарифа необходимо представить документы, подтверждающие сумму налога на прибыль, отнесенного к плате за подключение.

Учитывая непредставление Обществом в РСТ РБ информации и подтверждающих документов о фактических расходах ПАО «ТГК-14» на уплату налога на прибыль, отнесенного на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам деятельности, суд приходит к выводу об обоснованности исключения РСТ РБ предложенных Обществом затрат по статье «Расходы на уплату налога на прибыль» ввиду невозможности рассчитать налог на прибыль при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14».

Таким образом, оспариваемый приказ РСТ РБ в части непринятия затрат на налог на прибыль, является обоснованным, и у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований ПАО «ТГК-14» в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать недействительным приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 22 сентября 2015 года № 2/31 «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ООО «ДомСтройКомплект» «Жилой комплекс в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ; Строительство общеобразовательной школы на 450 мест в 105 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, 105 квартал, к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке» в части непринятия затрат по статьям временные здания и сооружения на сумму 108,04 тыс.руб., строительный контроль (содержание службы заказчика) на сумму 183, 72 тыс.руб., непредвиденные затраты на сумму 247, 42 тыс. руб., как несоответствующий Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.А.Логинова