ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6476/16 от 13.04.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

18 апреля 2017 года                                                                                    Дело № А10-6476/2016

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н. П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Бурятнефтепродукт» (ОГРН 1020300963352, ИНН 0323031768, адрес (место нахождения): 670004, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Заовражная, д. 1) к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия в лице филиала -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Улан-Удэ о признании недействительным  решения от 28 июля 2016 года №003V01160000018,

при участии в заседании:

от заявителя: Рудакова В.В. ,представителя по доверенности от 28.12.2016 №96;

от ответчика: Хуригановой Ю.Л., представителя по доверенности от 23.09.2015 №220, Тугульдурова И.В., представителя по доверенности от 24.03.2017;

от третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия: Шорникова В.А., представителя по доверенности от 13.02.2017 №298;

установил:

Публичное акционерное общество «Бурятнефтепродукт» (далее – ПАО «БНП», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия в лице филиала – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Улан-Удэ (далее – Фонд, Управление) о признании недействительным решения от 28 июля 2016 года №003V01160000018 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Определением суда от 29 марта 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия.

Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что обжалуемым решением ПАО «БНП» привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа  в размере 13 315,27 рублей, начислены пени для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 3 828 рублей, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 887,51 рублей, предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 54 047,21 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 12 529,12 рублей. Решением вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации указанное решение изменено, сумма  пеней уменьшена до 2145,95 рублей. Фонд пришел к выводу о том, что ПАО «БНП» не исчислило и не уплатило страховые взносы на выплаченные работникам премии за участие в региональных научно-технических конференциях и смотре-конкурсе «Лучший по профессии». Вместе с тем Управлением не учтено, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, производимые страхователем в рамках трудовых отношений. Произведенные выплаты являются единовременными, не связанными с производственными достижениями работников и не являются вознаграждением за труд. Выплата премии «Лучший по профессии» осуществлялась за счет средств ПАО «НК «Роснефть», а не заявителя. Участие работников в проводимых мероприятиях за счет средств работодателя не свидетельствует об исполнении ими трудовых обязанностей. Выплата премии Гомзякову А.В. произведена ООО «Бурят-Терминал», правопреемником которого является Общество. Наложение штрафа на правопреемника является неправомерным. Кроме того, по результатам проверки Фонд доначислил страховые взносы в размере 669,12 рублей, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования на обязательное социальное страхование в связи с излишней выплатой Осокину С.Ф. пособия по временной нетрудоспособности. Доначисление Фондом страховых взносов на указанную сумму является неправомерным. Допущенные в расчетах пособия по временной нетрудоспособности нарушения не свидетельствуют о том, что выплаченная сумма утратила свою социальную направленность и стала вознаграждением за труд, подлежащим включению в базу для начисления страховых взносов. Отказ территориального органа ФСС в принятии к зачету выплаченного социального пособия влечёт обязанность  перечислить соответствующую сумму расходов в бюджет ФСС, но не ведет к возникновению обязанности по уплате дополнительных страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование. До вынесения обжалуемого решения излишне выплаченные денежные средства Осокину С.Ф. удержаны из заработной платы. Требование о предоставлении корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета о начисленных и уплаченных страховых взносах является необоснованным. Действующее законодательство такой обязанности не предусматривает.

Представители Фонда в судебном заседании заявленные требования не признали и пояснили, что статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. К их числу премии, выплаченные работникам за участие в научных конференциях и конкурсах, не относятся. Для участия в конкурсах работники командировались работодателем. Произведенные работникам выплаты носили мотивационный, стимулирующий характер. Страховое обеспечение, выплаченное с нарушением действующего законодательства, подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Внесение изменений в данные индивидуального (персонифицированного) учета обусловлено доначислением страховых взносов на основании оспариваемого решения.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 1999 публичное акционерное общество «Бурятнефтепродукт» зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.84).

05 февраля 2016 года Фондом принято решение №003V02160000018 о проведении в отношении ПАО «БНП» выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01 января 2013 по 31 декабря 2015 года  (т.1, л.д. 111-112). В тот же день с указанным решением ознакомлен представитель Общества.

04 апреля 2016 года должностным лицом Фонда составлена справка о проведенной выездной проверке (т.1, л.д.116-117).

03 июня 2016 года должностным лицом Фонда составлен акт выездной проверки, согласно которому в результате занижения базы для начисления страховых взносов Обществом не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 54 047,21 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 12 529,12 рублей, в связи с чем, предложено взыскать названные суммы, а также пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в размере 3828,45 рублей и на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 887,51 рублей; привлечь Общество к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и предложить Обществу привести сведения индивидуального (персонифицированного) учета в соответствие с учетом выявленных в ходе проверки нарушений (т.1, л.д.126-150).

В тот же день Общество уведомлено о рассмотрении материалов проверки в 11 ч 30 июня 2016 года (т.1, л.д.120-121).

30 июня 2016 года у Общества затребованы дополнительные документы.

18 июля 2016 года Общество уведомлено о рассмотрении материалов проверки в 11 ч 28 июля 2016 года (т.1, л.д.124-125).

Решением Фонда от 28 июля 2016 года №003V01160000018 Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 13 315,27 рублей; начислены пени по состоянию на 31 декабря 2015 года на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 828 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 887,51 рублей; предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 54 047,21 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 12 529,12 рублей; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, суммы доначисленных страховых взносов отразить в строке 120 расчета по форме РСВ-1, в том отчетном периоде, в котором вступит в силу настоящее решение (т.1, л.д.5-29).

Данное решение обжаловано Обществом в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия.

Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия 21 сентября 2016 года обжалуемое решение изменено, сумма пеней снижена до 2145,95 рублей, в том числе начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 2145,95 рублей, на обязательное медицинское страхование до 0 рублей (т.1, л.д.62-71).

Не согласившись с решением Фонда от 28 июля 2016 года, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В спорный период правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ).

Статьей 3 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с этим суд считает, что проверка в отношении Общества на предмет правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование проведена Фондом в пределах предоставленных законом полномочий.

Согласно статье 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в т.ч. организации.

Судом установлено, что ПАО «БНП» является организацией, производящей выплаты физическим лицам, т.е. страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. В силу статьи 18 Закона №212-ФЗ Общество обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Из обжалуемого решения видно, что Обществом занижена база для начисления страховых взносов на сумму 245 000 рублей, выплаченных работникам в качестве премий за участие в смотре-конкурсе «Лучший по профессии» и научно-технических конференциях, что привело к неуплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 53 900 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 12 495 рублей.

Статьей 7 Закона №212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона №212-ФЗ предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В указанный перечень не включены премии, выплачиваемые работникам за участие в смотрах-конкурсах и научно-практических конференциях.

Однако из буквального содержания статьи 7 Закона №212-ФЗ следует, что к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В то же время сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Приказом ОАО «НК «Роснефть» от 22 мая 2014 года №257 утверждено Положение о порядке организации и проведения смотра-конкурса на звание «Лучший по профессии» (т.4, л.д.1-46).

Из указанного положения следует, что под смотром-конкурсом понимается комплекс мероприятий по выявлению лучших работников инженерно-технических и рабочих специальностей Компании и Обществ группы, по обобщению и распространению опыта работы передовиков. Награждение победителей финального этапа смотра-конкурса производится от имени ОАО «НК-Роснефть» на основании распорядительного документа и за счет соответствующей статьи бюджета ОАО «НК Роснефть».

Согласно приказу ОАО «НК «Роснефть» от 11 февраля 2015 года №51 с целью распространения передового опыта, культуры производства, повышения престижности рабочих профессий, укрепления имиджа Компании, выявления и поощрения инициативных и перспективных работников  решено провести с 12 по 17 октября 2015 года в г. Самаре финальный этап смотра-конкурса на звание «Лучший по профессии – 2015» по ряду номинаций (т.3, л.д.7-8).

Для участия в названном смотре-конкурсе были командированы работник ПАО «БНП» Ильницкая Т.В. и работник ОАО «Бурят-Терминал» Гомзяков А.В. (т.3, л.д.15, 18).

По результатам конкурса указанные работники заняли 3 места в соответствующих категориях и им решено выплатить единовременные вознаграждения по 50 000 рублей (т.3, л.д.9-13).

25 декабря 2015 года ПАО «БНП» изданы приказы о поощрении указанных работников премией непроизводственного характера в размере 50 000 рублей каждому (т.3, л.д.16, 20).

Премии выплачены работникам платежными поручениями от 23 декабря 2015 года за счет средств ОАО «НК Роснефть» (т.3, л.д.17, т.4, л.д.47).

Из пункта 3.4.3.4 Положения об оплате труда ПАО «БНП» следует, что работникам Общества могут выплачиваться иные премии, не связанные с исполнением трудовых обязанностей (т.2, л.д.142-157).

По мнению суда, премии за участие в смотре-конкурсе носили социальный характер и направлены на поддержку работников Общества в целях повышения престижности рабочих профессий. Указанные выплаты носили единовременный характер, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, поэтому они не являются вознаграждением за труд.

Участвуя в конкурсе, работники не приобретают новых навыков и знаний, а лишь демонстрируют ранее полученные, что свидетельствует об отсутствии связи между трудовой деятельностью работников и участием в смотре-конкурсе.

Таким образом, данные выплаты не связаны с трудовой деятельностью сотрудников общества, с выполнением ими трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений не является основанием для вывода о том, что указанные выплаты представляют собой оплату труда, поскольку вознаграждения выплачивались не за определенный результат работы, а за профессиональные навыки работников.

Направление Обществом работников в командировку для участия в смотре-конкурсе не свидетельствует об исполнении ими трудовых обязанностей. Работники, хотя и участвуют в конкурсе, проводимом в рабочее время, однако, такое участие не входит в их трудовые обязанности и фактически исполняется вне рамок трудовых отношений.

Данный вывод основывается также на письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2013 N 03-04-06/23587, согласно которому участие в корпоративно-спортивных мероприятиях не связано с производственной деятельностью работников и выполнением ими служебных поручений, то указанные поездки не могут являться командировками, а расходы, связанные с участием работников организации в данных мероприятиях, не могут являться командировочными расходами.

Кроме того, суд учитывает, что выплаты произведены за счет средств ОАО «НК Роснефть», а не ПАО «БНП».

С учетом этого, суд считает, что выплаты, произведенные Гомзякову А.В. и Ильницкой Т.В., обложению страховыми взносами не подлежали.

Приказом Общества от 20 февраля 2014 года №70 утвержден Стандарт о региональной научно-технической конференции молодых специалистов/молодых работников (т.3, л.д.77-96).

Из указанного Стандарта видно, что целью проведения научно-практической конференции является вовлечение в решение актуальных производственных вопросов, активизация научно-технического творчества и выявление молодежи с высоким научно-техническим потенциалом. Для участия в конференции необходимо выбрать тему и согласовать ее с руководителем. Работа должна быть нацеленной на решение актуальных проблем и улучшение производственных процессов.

По результатам проведенных научно-практических конференций 19 марта 2014 года и 04 марта 2015 выплачены премии непроизводственного характера работникам Общества Вишнякову А.В. в размере 5000 рублей, Воробьевой Е.В. – 20 000 рублей, Плюсниной Е.С. – 10000 рублей, Пряженниковой Е.А. – 5000  рублей, Сенотрусову А.В. – 30000 рублей, Воробьевой Е.В. – 10 000 рублей, Ербахаеву Е.А. – 5000 рублей, Серебренникову А.С. – 10000 рублей, Шестаковой В.В. – 30000 рублей, Михайловой Н.П. – 20 000 рублей (т.3, л.д.68-72, л.д.129-134).

Суд считает, что премии за участие в конференции направлены на поддержку молодых работников Общества, а также их руководителей, носили единовременный характер, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, поэтому они не являются вознаграждением за труд.

Участвуя в конференции, работники не приобретают новых навыков и знаний, а лишь демонстрируют ранее полученные, что свидетельствует об отсутствии связи между трудовой деятельностью работников и участием в конференции.

Таким образом, данные выплаты не связаны с трудовой деятельностью сотрудников общества, с выполнением ими трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений не является основанием для вывода о том, что указанные выплаты представляют собой оплату труда, поскольку вознаграждения выплачивались не за определенный результат работы, а за профессиональные знания работников.

Данные о том, что результаты работ, представленных на конференции,  были использованы Обществом в практической деятельности, Фондом не установлены.

С учетом этого, суд считает, что выплаты, произведенные лицам, участвовавшим в конференции, а также их научным руководителям, обложению страховыми взносами не подлежали.

Кроме того, Фонд доначислил страховые взносы в размере 669,12 рублей, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования на обязательное социальное страхование в связи с излишней выплатой Осокину С.Ф. пособия по временной нетрудоспособности.

В основу указанных выводов положена справка Фонда социального страхования от 05 апреля 2016 года о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения, согласно которой не приняты к зачету расходы, произведенные Обществом с нарушением правовых актов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере 669,12 рублей (т.1, л.д.118-119).

В силу статьи 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

В соответствии со статьей 4.7 названного Федерального закона в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.

В силу статьи 6 указанного Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Как установлено судом, в нарушение указанных требований пособие по временной нетрудоспособности по осуществлению ухода за больным членом семьи старше 15 лет выплачено работнику ПАО «БНП» Осокину С.Ф. в октябре 2015 года за 8 дней по единичному случаю заболевания в размере 5 352,96 рублей, в то время как пособие должно было быть выплачено за 7 дней в сумме 4 683,84 рублей. Переплата составила 669,12 рублей.

Факт нарушений допущенных при расчете и выплате пособия Осокину С.Ф. заявителем не оспаривается.

Судом выше отмечено, что согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ  объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 15 Закона № 212-ФЗ  сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и не принятые органом ФСС к зачету, являются недоимкой по обязательному социальному страхованию, на которую не начисляются какие-либо страховые взносы. Страхователь обязан вернуть сумму непринятых к зачету расходов на счет ФСС, т.е. уплатить страховые взносы в сумме непринятых расходов.

В силу статьи 9 Закона № 212-ФЗ  не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов  пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Следовательно, сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная с нарушением действующего законодательства и не принятая к зачету органами Фонда социального страхования, не может быть квалифицирована в качестве выплат в пользу работника в рамках трудовых отношений и на нее не могут быть начислены страховые взносы.

Данный вывод суд основывается на правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 23 ноября №304-КГ15-14441.

Отказ в принятии Фондом социального страхования к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию и не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов по всем видам страхового обеспечения.

При таких обстоятельствах суд считает, что Фонд неправомерно доначислил страховые взносы на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ  пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Поскольку судом доначисление страховых взносов признано неправомерно, то необоснованным является и начисление на сумму недоимки пеней.

Статьей 47 Закона № 212-ФЗ  установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В связи с тем, что судом факт неуплаты страховых взносов не установлен, то решение о взыскании штрафа является незаконным.

Требование Фонда о внесении корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета о начисленных и уплаченных страховых взносах также является необоснованным, поскольку спорные выплаты правомерно не включались Обществом в указанные сведения.

При таких обстоятельствах суд считает, что обжалуемое решение противоречит Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку неправомерно возлагает на него обязанность уплатить страховые взносы, пени и штрафы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                        РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Улан-Удэ – филиала Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Республике Бурятия от 28 июля 2016 года №003V01160000018 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» как несоответствующее Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН1020300893249, ИНН 0323048828) в пользу публичного акционерного общества «Бурятнефтепродукт» (ОГРН 1020300963352, ИНН 0323031768, адрес (место нахождения): 670004, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Заовражная, д. 1) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

  Судья                                                                                                Н.П. Кушнарева