ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6546/14 от 07.04.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

10 апреля 2015 года                                                                                    Дело № А10-6546/2014

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Шемякиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «РусФинанс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании прекратить использование товарного знака, об обязании внести изменения в учредительные документы, об обязании внести изменения в Реестр микрофинансовых организаций, о взыскании 300 000 руб., 

при участии в заседании

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности №1792/УПР-075 от 01.01.2013;

от ответчика: не явился, извещен (почтовое уведомление 367000883887694 о вручении определения суда 13.02.2015)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РусФинанс» об обязании прекратить использование товарного знака «РУСФИНАНС» в любом написании, изображении и произношении, в том числе, путем его указания на интернет сайтах в сети интернет и иных источниках, об обязании внести изменения в учредительные документы ответчика, изменить наименование юридического лица, об обязании после внесения изменений в учредительные документы, внести изменения в Реестр микрофинансовых организаций, о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака в размере 300 000 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддерживает заявленные исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, дополнениях к нему.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежаще о начале судебного процесса, об отложении судебного заседания,информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия: http://buryatia.arbitr.ru

Суд на основании части 3 статьи 156, части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, истцу принадлежит исключительное право на товарный знак «РУСФИНАНС», что подтверждается свидетельствами на товарный знак (знак обслуживания) № 342814, охраняемый на территории Российской Федерации с приоритетом от "25" июля 2006 г. сроком до 25 июля 2016 г.,  и № 393323 с приоритетом от "21" октября 2008 г. сроком до 21.10.2018 г. в отношении 35, 36 классов МКТУ.

Полагая, что ответчик незаконно использует вышеуказанный товарный знак в своем наименовании, а также для рекламы своих услуг, сходных с услугами, оказываемыми истцом, 10 ноября 2014 г. истец выставил ответчику претензию о прекращении нарушения исключительного права истца на товарный знак и принятии мер, предусмотренных п. 3 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Несмотря на это, ответчик продолжает свою деятельность с использованием товарного знака истца по распространению информационно-рекламных материалов на территории России.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в заявленном объеме исходя из следующего.

В силу п. 1 ст. 1447 Гражданского кодекса Российской Федерации товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное правило применяется к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами работ или оказываемых ими услуг.

Основное предназначение товарного знака (знака обслуживания) - обеспечение потенциальному покупателю (потребителю) возможности отличить маркированный товар (услугу) одного производителя от аналогичного товара (услуги) другого производителя.

В силу пункта 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ установлено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации, при выполнении работ, оказании услуг, в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг.

Истец был зарегистрирован в качестве юридического лица 12 мая 1992 г. с наименованием Коммерческий банк «ПРОМЭК-БАНК», 02 февраля 2006 г. наименование банка было изменено на "Русфинанс Банк". Истец осуществляет, в том числе финансовую деятельность, а также деятельность по кредитно-денежным операциям.

В соответствии со свидетельствами на товарный знак (знак обслуживания) № 342814, охраняемый на территории Российской Федерации с приоритетом от 25 июля 2006 г. сроком до 25 июля 2016 г. и № 393323 с приоритетом от  21 октября 2008 г. сроком до 21.10.2018 г., истец является обладателем исключительных прав на товарный знак «РУСФИНАНС».

Как следует из указанных свидетельств, товарный знак "РУСФИНАНС" защищен по 35, 36 классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, состоит из изобразительного элемента, выполненного в виде сочетания восьми линий, образующих оригинальную фигуру и словесного элемента РУСФИНАНС, выполненного стандартным шрифтом буквами в кириллице. Цветовое сочетание товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации №№ 393323 и 342814: красный, черный.

ООО «РУСФИНАНС» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2012 г., на основании решения №1 единственного участника общества от 04.07.2012 (выписка из ЕГРЮЛ от 12.02.2015 №32720150121289). Основным видом деятельности общества является: предоставление потребительского кредита, дополнительными – финансовое посредничество, не включенное в другие группировки; предоставление кредитов на покупку домов специализированными учреждениями; предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества; предоставление займов промышленности.

Как следует из материалов дела, ответчик в своем фирменном наименовании и в своей деятельности путем распространения рекламы на интернет сайтах использует комбинированное обозначение со словесным элементом «РусФинанс». Кроме того, ООО«РусФинанс» включено в реестр микрофинансовых организаций.

Истцом представлено экспертное заключение, выполненное патентным поверенным ФИО2 согласно данному заключению, на основании нормативно-установленных критериев фонетического, семантического и визуального сходства сравнительный анализ комбинированного обозначения со словесным элементом «РусФинанс» (используемое ответчиком), и комбинированных товарных знаков со словесным элементом «РУСФИНАНС» по свидетельствам Российской Федерации №№ 393323 и 342814 показал, что сравниваемые обозначения сходны до степени смешения. Использование указанного комбинированного обозначения со словесным элементом «РусФинанс» может быть признано нарушением исключительного права правообладателя товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации №№ 393323 и 342814.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ).

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия (пункт 14.4.2 Приказа Роспатента № 32 от 05 марта 2003 года "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"). При этом, сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим) (подпункт "а" пункта 14.4.2.2), графическим (визуальным) (подпункт "б") и смысловым (семантическим) (подпункт "в"). Признаки, перечисленные в подпунктах (а)-(в) пункта 14.4.2.2, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (подпункт "г" пункта 14.4.2.2 Приказа).

Согласно пункту 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 122 от 13 декабря 2007 года «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.

Поскольку в процессе судебного разбирательства от лиц, участвующих в деле, ходатайство о назначении экспертизы не поступило, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").

Сравнение словесных обозначений «РусФинанс» и «РУСФИНАНС» показывает, что обозначения имеют одинаковый состав гласных и согласных, одинаковое число слогов, совпадает слог, на который падает ударение, в связи с чем, являются тождественными по фонетическому признаку.

При сравнении словесных обозначений по визуальному признаку, установлено, что они состоят из одинакового количества букв, буквы в словах написаны стандартным шрифтом в кириллице, в связи с чем, являются сходными по графическому признаку.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о наличии графического тождества между товарным знаком истца и используемым ответчиками обозначением и о наличии фонетического (звукового) тождества.

При оценке смыслового сходства арбитражный суд принимает во внимание то обстоятельство, что указанные словесные обозначения являются сходными до степени смешения по семантическому признаку, поскольку представляют собой изобретенное сочетание, состоящее из словесных элементов «РУС» и «ФИНАНС», которые, учитывая сферу деятельности компаний и территорию оказания услуг, можно раскрыть, как «РУССКИЕ ФИНАНСЫ».

Данное обстоятельство подтверждено истцом также экспертным заключением, выполненным патентным поверенным ФИО2

Для признания сходства товарного знака и спорного обозначения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 года № 2050/13).

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что из противопоставляемого товарному знаку спорного обозначения с очевидностью следует, что используемое ответчиком обозначение тождественно товарному знаку истца, содержащемуся в свидетельствах №№ 393323 и 342814, поскольку совпадает с ним во всех перечисленных элементах (звуковом (фонетическом), графическом (визуальном) и смысловом (семантическом)).

Сходство обозначений до степени их смешения рассматривается в отношении однородных товаров (услуг), т.е. товаров (услуг), относящихся к одному и тому же роду и виду, имеющих одинаковые условия сбыта, один круг потребителей, создающих у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю.

Как следует из материалов дела, свидетельства на товарные знаки Российской Федерации №№ 393323 и 342814 удостоверяют исключительное право истца в отношении услуг 35 и 36 классов МКТУ – «Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских книг; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; макетирование рекламы; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обновление рекламных материалов; обработка текста; обслуживание секретарское; обслуживание стенографическое; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты (для третьих лиц); организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; оценка леса на корню; оценка шерсти; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах (для третьих лиц); поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; представление товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продвижение товаров (для третьих лиц), в том числе услуги оптовой и розничной торговли; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; работы машинописные; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации по компьютерным базам данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; составление рекламных рубрик в газете; тестирование психологическое при найме на работу; управление гостиничными делами; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление процессами обработки заказов на покупки; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); услуги субподрядчика управление (коммерческое); услуги телефонных ответчиков (для отсутствующих абонентов); фотокопирование; экспертиза деловая;

страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью; агентства кредитные; агентства по взыскиванию долгов; агентства по операциям с недвижимым имуществом; агентства таможенные; анализ финансовый; аренда ферм и сельхозов; аренда финансовая; банки сберегательные; бюро квартирные; взыскание арендной платы; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование; информация по вопросам страхования; информация финансовая; клиринг; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; котировки биржевые; ликвидация торгово-промышленной деятельности; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции банковские через Интернет; операции факторные; организация денежных сборов и подписей; оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; оценки финансовые (страхование, банковские операции, недвижимое имущество); оценки финансовые стоимости ремонта; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество биржевое; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при страховании; предоставление ссуд; предоставление ссуд под залог; проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; управление жилым фондом; управление недвижимостью; услуги актуариев; услуги банковские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей; экспертиза налоговая».

При установлении однородности товаров и услуг должны приниматься во внимание такие обстоятельства: род (вид) товаров и услуг, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров (услуг).

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридического лица ООО «Русфинанс», информации, содержащейся на сайте ООО «Русфинанс», в рекламных буклетах на интернет-сайтах, ответчик привлекает денежные средства посредством объявлений о быстрозаймах, в том числе: под материнский капитал, под залог жилой и коммерческой недвижимости, на улучшение жилищных условий, а также финансовое посредничество, предоставление кредита, предоставление потребительского кредита.

В материалы дела налоговым органом представлены сведения о предоставлении ООО «РусФинанс» отчетов (налоговая отчетность за 2014 год, декларация по НДС, налоговая декларация по налогу на прибыль, по единому налогу, бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства).

Таким образом, ответчик осуществляет финансовую деятельность, а также кредитно-денежные операции, входящих в перечень товаров и услуг 35 и 36 классов МКТУ, что свидетельствует об однородности оказываемых банком и кооперативом услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Пунктом 6 статьи 1252 Кодекса предусмотрено, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном названным Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Об однородности оказываемых истцом и ответчиком услуг указывают нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в п. 2 ч. 1 ст. 4 которого определено: финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - в том числе кредитные организации, кредитный потребительский кооператив.

Таким образом, деятельность ответчика является финансовой деятельностью финансовой организации наряду с аналогичной деятельностью банков и иных кредитных организаций.

Следовательно, названные обстоятельства в совокупности свидетельствует об однородности оказываемых услуг истцом и ответчиком в отношении услуг 35, 36 классов МКТУ (финансовая деятельность, кредитно-денежные операции).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что комбинированное обозначение ООО «Русфинанс» используется ответчиком в своем фирменном наименовании, а также путем его размещения в печатных материалах, рекламе и на интернет сайтах в отношении услуг 35 и 36 классов МКТУ, а именно: "финансовая деятельность, кредитно-денежные операции".

Правовых оснований для использования указанного товарного знака, в частности, договора либо соглашения с правообладателем товарного знака на его использование, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено.

Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

На основании совокупности имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения действиями ответчика исключительных прав, принадлежащих истцу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

Согласно пункту шестому этой же статьи, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, не может быть отказано в его защите (даже в случае, если в суд представляются доказательства неправомерности регистрации товарного знака) до признания предоставления правовой охраны такому товарному знаку недействительной в порядке, предусмотренном статьей 1512 Гражданского кодекса РФ, или прекращения правовой охраны товарного знака в порядке, установленном статьей 1514 Кодекса.

В связи с нарушением прав на товарный знак, правообладатель, в соответствии с положениями статьи 1515 Гражданского кодекса РФ, вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения), а также взыскания компенсации вместо возмещения убытков.

Истцом заявлено требование об обязании ответчика изменить наименование, а именно - исключить слово «РусФинанс» из наименования путем внесения изменений в учредительные документы ответчика.

По смыслу статьи 1474 Гражданского кодекса РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя прекращения использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возмещения причиненных убытков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 129-ФЗ в случае изменения наименования, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения заявление по форме Р13001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.

Таким образом, устранение допущенных ответчиком нарушений в части использования в своем наименовании товарного знака истца, возможно только путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы в заявительном порядке самим ответчиком.

При таких обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика прекратить использование товарного знака «РУСФИНАНС» в любом написании, изображении и произношении, в том числе путем его указания на интернет сайтах в сети интернет и иных источниках, о внесении изменения в учредительные документы, изменении наименования являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из пунктов 1 и 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных пунктом 4 статьи 1515 Гражданским кодексом РФ от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Из положений статей 1252, 1515 Гражданского кодекса РФ и пунктов 43.2 и 43.3 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 года № 5/29 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" следует, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, и является санкцией за бездоговорное гражданское правонарушение, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

Материалами дела подтверждается использование товарного знака в фирменном наименовании ответчика, а также ведение им на территории Российской Федерации посредством распространения рекламы финансовой деятельности схожей с услугами, оказываемыми истцом, в нарушение исключительных прав истца на товарный знак по свидетельствам №№ 342814, 393323 путем привлечения денежных средств потребителей, предоставления им займов.

Действуя добросовестно, как того требует гражданский оборот, ответчик должен был до регистрации своего фирменного наименования и до осуществления своей деятельности с использованием словесного обозначения "Русфинанс" предпринять меры для установления наличия либо отсутствия правовой охраны спорного средства индивидуализации в пользу иного юридического либо физического лица. Документы, подтверждающие совершение таких действий, в материалах дела не имеются.

При данных обстоятельствах истец, исключительные права которого на вышеуказанный товарный знак были нарушены, вправе требовать с нарушителей его исключительных прав взыскания компенсации.

При определении размера компенсации, арбитражный суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения (пункт 43.3 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 года № 5/29 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ", пункт 14 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2007 года N 122).

Кроме того, размер компенсации за неправомерное использование объекта интеллектуальной собственности должен определяться исходя из необходимости восстановления имущественного положения правообладателя. Это означает, что он должен быть поставлен в имущественное положение, в котором находился бы, если бы объект интеллектуальной собственности использовался правомерно.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ответчик не представил каких-либо письменных доказательств, позволяющих снизить размер взыскиваемой компенсации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса РФ, арбитражный суд, исходя из совокупности представленных доказательств, оцененных судом в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также, исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения, а также с учетом характера нарушения, степени вины нарушителя, с учетом не прекращения такого нарушения после получения претензии истца и принятия иска к производству, арбитражный суд приходит к выводу о возможности взыскания компенсации в заявленном истцом размере 300 000 руб.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на ответчика в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.20, подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «РусФинанс» (670018, г. Улан-Удэ, <...> офис 108, ОГРН <***>, ИНН <***>) прекратить использование товарного знака «РУСФИНАНС», зарегистрированного на основании свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) № 393323, охраняемый на территории Российской Федерации с приоритетом от 21.10.2008, а также свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) № 342814, охраняемый на территории Российской Федерации с приоритетом от 25.07.2006, в отношении 35, 36 классов МКТУ (финансовая деятельность, кредитно-денежные операции) в любом написании, изображении и произношении, в том числе путем его указания на интернет-сайтах в сети интернет и иных источниках.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «РусФинанс» (670018, г. Улан-Удэ, <...> офис 108, ОГРН <***>, ИНН <***>) внести изменения в учредительные документы, изменить наименование юридического лица.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РусФинанс» (670018, Г. Улан-Удэ, <...> офис 108, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (443013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) 309 000 рублей, из которых: 300 000 рублей – компенсация за незаконное использование товарного знака, 9 000 рублей – судебные расходы по государственной пошлине.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РусФинанс» (670018, Г. Улан-Удэ, <...> офис 108, ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 8 000 рублей – государственную пошлину.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                Н.ФИО3