ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6595/19 от 01.06.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

08 июня 2020 года                                                                          Дело № А10-6595/2019

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными и отмене предписаний от 29 июля 2019 года №№ 10/1, 10/2, 10/3,

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО2, представителя по доверенности от 29.10.2019, диплом о высшем юридическом образовании от 08.06.1996 № 1482,

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,

от третьих лиц: 

- ФИО3 – ФИО4, представителя по доверенности от 25.07.2019, диплом о высшем юридическом образовании от 22.06.2002 № 2801,

- Прокуратура Кабанского района – не явилась, извещена надлежащим образом,

- Прокуратура Республики Бурятия - не явилась, извещена надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия о признании недействительными и отмене предписаний от 29 июля 2019 года №№ 10/1, 10/2, 10/3.

Определением суда от 11 декабря 2019 года в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия (далее – МКУ «УГИ И ЗО Администрации МО «Кабанский район», Учреждение, Управление, ответчик).

Определением суда от 31 декабря 2019 года Администрация МО «Кабанский район» исключена из числа ответчиков.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, Прокуратура Кабанского района г. Улан-Удэ, Прокуратура Республики Бурятия.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Прокуратура Республики Бурятия и Прокуратура Кабанского района направили в суд отзыв на заявление, участие в судебном заседании не обеспечили.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц. 

При рассмотрении дела представитель заявителя требование поддержала. Пояснила, что 29 июля 2019 года начальником МКУ «УГИ И ЗО Администрации МО «Кабанский район» предпринимателю ФИО1 выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства №№10/1, 10/2, 10/3. Действия Учреждения по выдаче указанных предписаний являются не законными, поскольку в силу пунктов 1.10, 1.10 (1), 1.12 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 29.12.2014 N 679, предписание об устранении нарушения земельного законодательства выдается органом муниципального земельного контроля по результатам проведенной на основании распоряжения органа муниципального земельного контроля проверки. По результатам проверки оформляется акт проверки соблюдения земельного законодательства. Ответчиком самостоятельной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ИП ФИО1 не проводилось, ответчик лишь принимал участие в проверке, проводимой Прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия. Оспариваемые предписания вынесены в нарушение требований постановления Правительства Республики Бурятия от 29.12.2014 № 679 "Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Бурятия" и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В силу части 3 статьи 189 АПК РФ бремя доказывания законности вынесения оспариваемых предписаний должно быть возложено на ответчика - МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации МО «Кабанский район» Республики Бурятия. Надлежащих доказательств законности оспариваемых предписаний Учреждением в материал дела не представлено. Ссылка ответчика на пп.2 части 1 статьи 8.3 Закона 294-ФЗ не состоятельна, поскольку в соответствии с частью 2 указанной статьи мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В данном случае ответчиком не представлено ни доказательств наличия компетенции на проведение мероприятий по контролю (административное обследование объектов земельных отношений), ни утвержденных заданий на проведение таких мероприятий, ни доказательств наличия соответствующих полномочий у должностных лиц, проводящих обследование. Какого-либо права ответчику на выдачу обязательных к исполнению предписаний в данном случае нормы закона 294-ФЗ не предоставляют. О предстоящей либо же проводимой проверке, а также о предстоящих обследованиях, ФИО1 не извещалась ни Прокуратурой Кабанского района РБ, ни Ответчиком. В обследовании земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:243, проведенном 18.06.2019, ФИО1 участия не принимала, акт обследования не подписывала, с данным актом обследования ФИО1 ознакомлена поле получения уведомления об уже проведенном обследовании земельного участка. Ссылка Ответчика на пункт 3.4.9 договора аренды земельного участка не предоставляет права ответчику принимать оспариваемые предписания и не освобождает от необходимости соблюдения при вынесении предписаний требований законодательства. Более того, пунктом 3.4.9 договора аренды предусмотрена лишь обязанность Арендатора выполнять в установленные сроки предписания арендодателя по принятию мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора, ставящих под угрозу экологическую, санитарную обстановку и сохранность качественных характеристик земельного участка. Кроме того, в оспариваемых предписаниях указано, что проведено совместное обследование двух земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:760101:243 и 03:09:760101:12, между тем, из представленного в материалы дела Акта обследования № 10 от 20.06.2019 следует, что обследование проводилось только в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:243. Также заявитель указал на следующие нарушения по предписанию № 10.1 от 29.07.2019: не указано требование закона, нарушенное Заявителем, не подтверждено наличие зарегистрированного в установленном законом порядке публичного сервитута, не доказано создание Заявителем препятствий для осуществления ФИО3 проезда и прохода к арендуемому ей земельному участку, не установлено нарушений земельного законодательства, составляющих пределы компетенции Ответчика по муниципальному земельному контролю; по предписанию № 10.2 от 29.07.2019: не указано требование закона, нарушенное Заявителем, не доказана необходимость согласования с ФИО3 ограждения арендуемого Заявителем земельного участка, не установлено нарушений земельного законодательства, составляющих пределы компетенции Ответчика по муниципальному земельному контролю - соблюдение градостроительных норм и правил, СНиП и требований пожарной безопасности к земельному законодательству не относятся, указан СП 30-102-99, не применяемый в данной ситуации с учетом принадлежащего ФИО3 здания нежилого назначения, требования, указанные в предписании, нарушают права ФИО1 как арендатора земельного участка, т.к. влекут уменьшение площади арендуемого Заявителем земельного участка и необоснованное увеличение площади (расширение) земельного участка, арендуемого ФИО3, а также возможность безвозмездного пользования ФИО3 земельным участком ФИО1; по предписанию № 10.3 от 29.07.2019: не указано требование закона, нарушенное Заявителем, береговая полоса и северо-западная граница земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:12 не обследовались, не доказано самовольное возведение ФИО1 указанного в предписании ограждения, не установлено нарушений земельного законодательства, составляющих пределы компетенции Ответчика по муниципальному земельному контролю, указанное ограждение на арендуемом заявителем земельном участке не располагается.

Из отзыва ответчика МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации МО «Кабанский район» следует, что Учреждение считает требование ФИО1 об отмене предписания не подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 8 статьи 37 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации МО «Кабанский район» является функциональным органом местной администрации. В связи с неоднократными обращениями пользователя смежного земельного участка ФИО3 в прокуратуру и районную администрацию на действия Заявителя, прокуратурой с привлечением специалистов органа земельного контроля проведена проверка исполнения требований земельного законодательства. При этом органом контроля самостоятельное решение о проведении проверки не принималось. Пунктом 2 части 1 статьи 8.3 федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена возможность провести административное обследование объектов земельных отношений как мероприятие по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что и было осуществлено. МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации МО «Кабанский район» является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и участков, государственная собственность на которые представляет интересы Арендодателя таких земель. Согласно пункту 3.4.9 договора аренды земельного участка, используемого ФИО1, арендодатель вправе вносить обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушения использования земельного участка, в том числе  нарушающие права пользователей смежных территорий, проезд к которым ограничен арендатором.

Согласно отзыву Прокуратуры Кабанского района, в связи с неоднократными обращениями пользователя смежного земельного участка ФИО3 в Прокуратуру Кабанского района и районную администрацию на действия Заявителя, прокуратурой с привлечением специалистов органа земельного контроля проведена проверка исполнения требований земельного законодательства. При проведении обследования предоставленных в аренду двух земельных участков, в том числе, с кадастровым номером 03:09:760101:12 категории земель — земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для базы отдыха, общей площадью 21283 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:243, общей площадью 276 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:12. установлены нарушения земельного и водного законодательства. Согласно пункту 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Несмотря на то, что на земельном участке, находящийся в пользовании ФИО1, имеется публичный сервитут, право на который зарегистрировано, ФИО1 ограничила доступ к земельному участку 03:09:760101:243, находящемуся в пользовании ФИО3, что повлекло отсутствие свободного доступа к земельному участку последней и является нарушением ее прав землепользователя. Согласно пп. 2.8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, а также вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. При проведении проверки установлено, что в акватории озера Байкал имеется самовольная перегородка (в виде забора) лица по установке данного забора при проведении обследования не установлены. Однако данный забор имеет начало и проходит по земельному участку ФИО1, который ей принадлежит на праве аренды. Указанная информация направлялась в администрацию МО «Кабанский район» для принятия мер в рамках муниципального земельного контроля по сносу вышеуказанного ограждения.

Представитель третьего лица ФИО3 в ходе рассмотрения дела пояснил, что ответчик правомерно выдал предписания от 29 июля 20119 года №№ 10/1, 10/2, 10/3 ИП ФИО1 и не обязан был применять положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 указанного № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования. Из акта обследования земельного участка от 20.06.2019 № 10, на основании которого были выданы предписания, следует, что обследование было организовано в рамках проведения согласованного сторонами совместного выездного обследования земельного участка в рамках проводимой прокуратурой Кабанского района проверки по обращению ФИО3 Согласно пункту 3.1.6 Договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 23.06.2006, арендодатель обладает иными правами, не урегулированными настоящим Договором, которые применяются и действуют в соответствии с действующим законодательством РФ. В пункте 3.4.9 Договора сказано, что арендатор обязан выполнять в установленные сроки предписания Арендодателя. Таким образом, ответчик правомерно не применил № 294-ФЗ для внесения предписаний, которые были выданы ИП ФИО1 по результатам прокурорской проверки в рамках п. 3.1.6 Договора аренды.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  суд установил следующее.

07 июня 2019 года ФИО3 - арендатор земельного участка по адресу: Кабанский район, п. Байкальский прибой, обратилась в Прокуратуру Кабанского района Республики Бурятия с заявлением о нарушении ее прав при пользовании земельным участком, о проведении проверки и принятии мер к ФИО1 допустившей нарушения (л.д. 29, 63, т.2).

20 июня 2019 года Прокуратурой Кабанского района в рамках проверки по обращению ФИО3 по факту ограничения доступа к водному объекту и доступа на арендуемый участок 03:09:760101:243, при участии должностных лиц МКУ УГИ и ЗО Администрации МО «Кабанский район», проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:243 (л.д. 40-48, т.2).

26 июня 2019 года Прокуратурой Кабанского района направлено в адрес МО «Кабанский район» требование в котором указано, что Прокуратурой района проводится проверка по обращению ФИО3, в связи с чем, необходимо предоставить сведения относительно земельного участка (л.д.93).

27 июня 2019 года АМО «Кабанский район» Республики Бурятия в адрес ФИО3 направлено письмо о проведенном осмотре земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:12 (л.д.112, т.2).

03 июля 2019 года АМО «Кабанский район» Республики Бурятия направило в адрес Прокуратуры Кабанского района запрашиваемую (от 26.06.2019 №828Ж-2019) информацию, с приложением акта осмотра (л.д.94, т2).

03 июля 2019 года АМО «Кабанский район» Республики Бурятия в адрес ФИО5, направлено уведомление о проведенном обследовании земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:760101:12 и 03:09:760101:243. Согласно уведомлению, обследование проведено 18 июня 2019 года Прокуратурой Кабанского района при участии специалистов МКУ УГИ и ЗО АМО «Кабанский район» в рамках проводимой прокуратурой Кабанского района проверки по обращению ФИО3 В целях устранения нарушений рекомендовано в добровольном порядке произвести демонтаж или перенос ограждения  (л.д.113, т.2).

04 июля 2019 года Прокуратура Кабанского района направила в адрес ФИО3 сообщение, согласно которому прокуратурой района рассмотрено обращение ФИО3 по факту ограниченного доступа на земельный участок, 18.06.2019, при участии специалистов МКУ УГИиЗО АМО «Кабанский район» проведено обследование земельных участков 03:09:760101:12 и 03:09:760101:243. 04.07.2019 прокуратурой района направлена информация главе МО «Кабанский район» для принятия мер в пределах компетенции в рамках муниципального земельного контроля. Разъяснено право самостоятельного обращения в суд за восстановлением нарушенных прав (л.д.33).

04 июля 2019 года АМО «Кабанский район» направлено в адрес ФИО3 информационное письмо о проведенном обследовании земельных участков, разъяснены права на защиту своих прав в судебном порядке (л.д.36, 115 т. 2).

04 июля 2019 года Прокуратура Кабанского района направила в адрес главы МО «Кабанский район» для сведения информацию о проведенной проверке (л.д.118, т.2).

29 июля 2019 года начальником МКУ «УГИ И ЗО Администрации МО «Кабанский район» в адрес ФИО1 выданы предписания №10/1, 10/2, 10/3 согласно которым на основании результатов проведенной проверки Прокуратуры Кабанского района РБ и результатов проведенного 18.06.2019 совместного обследования земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:760101:12 и 03:09:760101:243, проведенного в рамках проводимой Прокуратурой Кабанского района проверки по обращению ФИО3, предписано в целях устранения допущенных нарушений:

по предписанию №10/1:

- обеспечить арендатора земельного участка 03:09:760101:243 – гражданку ФИО3 беспрепятственным проездом через входные ворота и беспрепятственным проходом через калитку к части территории земельного участка 03:09:760101:12  на который установлен сервитут;

- своими силами и за свой счет произвести демонтаж самовольно установленного ограждения по смежной юго-западной границе земельного участка 03:09:760101:243 (л.д.8, т.1);

по предписанию №10/2:

- в добровольном порядке своими силами и за свой счет произвести перенос указанных частей ограждения на расстояние предусмотренное СП 30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и с учетом требований противопожарной безопасности, предъявляемых к отступу от здания при установке ограждения (л.д. 9, т. 1);

по предписанию №10/3:

- своими силами и за свой счет произвести демонтаж самовольно установленного ограждения, ограничивающего свободный доступ к водному объекту общего пользования – Посольский сор и его береговой полосе, расположенной между северо-западной границей земельного участка 03:09:760101:12  и линией уреза воды данного водного объекта (л.д.10, т. 1).

Заявитель, не согласившись с указанными предписаниями, обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, оспариваемые предписания вынесены ответчиком на основании информации Прокуратуры Кабанского района РБ  и акта обследования земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:760101:12 и 03:09:760101:243, от 20.06.2018 №10 со ссылкой на пункт 4.4 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории МО «Кабанский район», утвержденного Постановлением Администрации МО «Кабанский район» от 08.09.2016 №903 и пункт 1.5.3 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного  контроля за использованием земель на территории МО «Кабанский район», утвержденного Постановлением Администрации МО «Кабанский район» от 16.07.2013 №1785.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации МО «Кабанский район» является функциональным органом местной администрации.

  08 сентября 2016 года Администрацией муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия в соответствии со статьей 72 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ и решением Совета депутатов МО «Кабанский район» «О даче согласия на заключение соглашений о передаче осуществления части полномочий городских и сельских поселений МО «Кабанский район» по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения МО «Кабанский район» от 25.12.2015 №260, утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории МО «Кабанский район» (далее – Положение №903) (л.д.41, т.1).

  Согласно пункту 1.1 настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Кабанский район».

Согласно пункту 1.2 Положения №903, полномочия по осуществлению Администрацией муниципального образования «Кабанский район» муниципального земельного контроля за использованием земель городских и сельских поселений МО «Кабанский район» переданы на основании заключенных соглашений с органами местного самоуправления городских и сельских поселений МО «Кабанский район» о передаче осуществления части полномочий, заключенных на основании решения Совета Депутатов МО «Кабанский район» «о даче согласия на заключение соглашений о передаче осуществления части полномочий городских и сельских поселений МО «Кабанский район» по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения МО «Кабанский район» от 25.12.2015 года № 260.

Структурное подразделение Администрации муниципального образования «Кабанский район» осуществляющее муниципальный земельный контроль - муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения №903, муниципальный земельный контроль включает контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (гражданами) требований  законодательства  Российской  Федерации,  законодательства Республики Бурятия и нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО «Кабанский район» (далее по тексту - нормативных правовых актов органов местного самоуправления) в отношении объектов земельных отношений (применяется в значении, установленном статьей 6 Земельного кодекса РФ; далее по тексту - объекты земельных отношений), расположенных в границах городских и сельских поселений МО «Кабанский район» (передавших полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля МО «Кабанский район»), за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия предусмотрена административная и иная ответственность, а так же требований по использованию земель, выявление и предупреждение правонарушений в области землепользования.

В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного  контроля за использованием земель на территории МО «Кабанский район», утвержденного Постановлением Администрации МО «Кабанский район» от 16.07.2013 №1785 (далее – Административный регламент), муниципальная функция по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории МО «Кабанский район» исполняется Администрацией МО «Кабанский район» (далее – орган муниципального контроля). Структурное подразделение Администрации МО «Кабанский район» исполняющее муниципальную функцию  - Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации МО «Кабанский район».

Согласно пункту 1.7 Административного регламента, объектом муниципального земельного контроля являются земельные участки и правоотношения, связанные с их предоставлением, изъятием и использованием.

Из изложенного следует, что Управление является уполномоченным органом по осуществлению земельного контроля на территории Кабанского района Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 1.5.3 Административного регламента, начальник и специалисты Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации МО «Кабанский район», на которых возложена обязанность по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В пункте 4.4 Положения №903 предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, на выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений требований земельного законодательства и их последствий, а также право осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Согласно пункту 3.4.9 договора аренды земельного участка, используемого ФИО1, арендодатель вправе вносить обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушения использования земельного участка, в том числе, нарушающие права пользователей смежных территорий, проезд к которым ограничен арендатором.

Из изложенного следует право Управления на выдачу обязательных для исполнения  предписаний в рамках осуществления муниципального земельного контроля.

Между тем, Управлением при вынесении предписаний не учтены положения действующего законодательства, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе порядок и основания выдачи предписаний.

Так, деятельность в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 2 Закон N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является (часть 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ): 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В силу части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Таким образом, Законом N 294-ФЗ установлена процедура осуществления государственного, муниципального контроля, которая в данном случае, при осуществлении муниципального земельного контроля должна была быть соблюдена Управлением.

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении Управлением положений Закона N 294-ФЗ, в том числе в части наличия оснований для выдачи оспариваемых предписаний.

Кроме того, суд отмечает, что Положением №903, установлен порядок организации и проведения «органом муниципального земельного контроля»:

1) проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан), права и обязанности при осуществлении муниципального земельного контроля, а так же меры по защите их прав и законных интересов, которых установлены законодательством Российской Федерации;

2) плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее по тексту - земли сельскохозяйственного назначения), земельных участков, проводимых с целью выявления признаков нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия и требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городских и сельских поселений МО «Кабанский район» (передавших полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля МО «Кабанский район»).

Согласно пункту 4.4 Положения №903, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право на основании распоряжения  органа муниципального земельного контроля о назначении проверки или планового (рейдового) осмотра, осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства или плановые (рейдовые) осмотры (обследования) особо охраняемых природных территорий, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий; составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ним лица, в отношении которого проведена проверка.

Пунктом 5.2 Положения №903 предусмотрено, что муниципальный земельный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан) осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок.

В пункте 4.6 Положения №903 предусмотрена обязанность должностных лиц по соблюдению действующего законодательства, соблюдению прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица (гражданина) в отношении которого  проводятся мероприятия муниципального земельного контроля, обязанность по проведению проверок на основании, обязанность по направлению акта.

Положения №903 содержат в пунктах содержащих сведения относительно порядка проведения проверок требования по извещению проверяемых лиц о проводимой проверке.

Согласно пункту 1.7 Административного регламента муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок.

В соответствии с пунктом 3.3.7 Административного регламента, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» подпункта 2 пункта 3.3.4 настоящего административного регламента или статье 10 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008, органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Положения Административного регламента содержат требования о проведении проверки аналогичные требованиям Положения №903 и указывают на необходимость соблюдения порядка проведения проверки, в том числе, извещения проверяемого лица о проводимой проверке и составлению акта проверки.

Таким образом, положения Административного регламента и Положения №903 предусматривают возможность проведения проверки только при наличии предусмотренных законом, положением, регламентом оснований на ее проведение, а также с соблюдением порядка ее проведения, в том числе порядка извещения проверяемого лица, также выдачу предписаний по результатам проведения такой проверки.

Доказательств соблюдения требований Административного регламента и Положения №903 при осуществлении муниципального земельного контроля Управлением в материалы дела также не представлено.

Ссылка Управления на пункт 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом отклоняется в силу следующего.

Федеральным законом от 03.07.2016 года N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми Закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Указанные положения вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (с 01.01.2017 года).

Частью 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; 2) административные обследования объектов земельных отношений; 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы; 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации; 7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Частью 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).

Из части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Кроме того, по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.

Таким образом, результаты проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами в одностороннем порядке, могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.

В данном случае, осмотр территории (объекта), осуществлялся в отсутствие каких-либо заданий и правовых обоснований, предусмотренных  Закона N 294-ФЗ, регламентом, положением №903, доказательств обратного не представлено.

Само по себе наличие полномочий у заинтересованного лица на выдачу предписаний, не освобождает должностных лиц административного органа от соблюдения ими установленных законом процедур выдачи (принятия) соответствующих актов.

Довод третьего лица о законности оспариваемых предписаний ввиду их выдачи по результатам прокурорской проверки судом отклоняется в силу следующего. Пункт 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусматривает случаи, в которых положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. Спорная ситуация к таким случаям не относится.

Нарушение заинтересованным лицом установленной законом процедуры вынесения оспариваемых предписаний является самостоятельным основанием для признания их незаконными.

Допущенные нарушения не могут не свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, которому данное предписание было адресовано.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительными полностью предписания Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия от 29 июля 2019 года №№ 10/1, 10/2, 10/3, вынесенные в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, как противоречащие положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений» Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова