АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
28 марта 2017 года Дело № А10-6647/2015
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене приказа от 21.07.2016 №219 «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Муйский район», обязании вернуть в 2016-2017 годах бюджету муниципального образования «Муйский район» дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности (код классификации расходов бюджетов 809 1401 6620271020511) в сумме 1 576 999 руб. 95 коп.,
при участии в заседании:
ответчика- ФИО1, представителя по доверенности от 28.06.2016 №01-01-12/7
установил:
Администрация муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия (далее- заявитель, Администрация) обратилась с заявлением к Министерству финансов Республики Бурятия (далее- ответчик, Министерство) об отмене приказа от 21.07.2016 №219 «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Муйский район», обязании вернуть в 2016-2017 годах бюджету муниципального образования «Муйский район» дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности (код классификации расходов бюджетов 809 1401 6620271020511) в сумме 1 576 999 руб. 95 коп.
Заявитель в судебное заседание не явился, письменно уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации МО «Муйский район» Республики Бурятия.
Как следует из заявления, оспариваемый приказ Минфина РБ необоснованно лишает бюджет МО «Муйский район» суммы в 1 576 99, 95 руб. Муниципальным образованием «Муйский район» из резервного фонда Правительства Республики Бурятия получены денежные средства на создание запаса топлива на котельных района. В рамках соглашения от 17.12.2015 №049/03 муниципальное образование «Муйский район» перечислило в адрес МО ГП «Северомуйское» пять миллионов рублей на создание запаса топлива на котельных поселка Северомуйск. В рамках соглашения от 21.12.2015 №3 муниципальное казенное предприятие «Содружество» перечислило теплоснабжающему предприятию ООО «Тепломод» указанные пять миллионов рублей на создание запаса топлива на котельных поселка Северомуйск. Руководитель ООО «Тепломод» вместо закупа угля направил часть средств 1 577 000 руб. своим работникам в счет выплаты заработной платы. В связи с выявлением факта нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, в соответствии со статьей 306.8 БК РФ, Министерством к муниципальному образованию «Муйский район» применена мера бюджетного принуждения в виде сокращения предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования на указанную сумму. Средства, направленные на заработную плату работникам ООО «Тепломод» выбыли из владения Администрации района помимо ее воли, что свидетельствует об отсутствии вины в действиях Администрации. Из бюджета района средства в указанном размере добровольно выделены и направлены на исполнение взятых обязательств по соглашению от 18.12.2015 №013-07/с-2015/м между Минстроем Республики Бурятия и МО «Муйский район». Последствием принятия указанной меры принуждения явилось то, что получатели средств бюджета МО «Муйский раон» недополучат средства по причине недобросовестных действий руководства посторонней коммерческой организации.
Представители Министерства при рассмотрении дела с требованием не согласился. Пояснил, что по результатам проведения внеплановой проверки по вопросу использования средств, выделенных из резервного фонда Правительства РБ, в отношении Администрации МО «Муйский район» установлено, что Администрацией не обеспечена результативность использования бюджетных средств, не обеспечен в полной мере контроль за использованием выделенных средств, в срок до 01.02.2016 не выполнены в полном объеме обязательства по созданию запаса топлива на котельной п.Северомуйск на сумму 1 576 999 руб. 95 коп., неиспользованные средства по созданию запаса топлива на котельной п.Северомуйск в сумме 1 576 999 руб. 95 коп. не возвращены в республиканский бюджет в установленный распоряжением от 15.12.2015 №745-р срок, что свидетельствует о несоблюдении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и в соответствии со статьей 306.8 БК РФ является основанием для сокращения предоставления бюджетных трансфертов. Считает оспариваемый приказ законным и обоснованным.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании распоряжения заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия (далее – Комитет) от 21.04.2016 №39 (л.д. 100, т.1), в отношении Администрацией МО «Муйский район» проведена внеплановая камеральная проверка по вопросу использования средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций согласно распоряжению Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р, за период с 15.12.2015 по 20.04.2016.
Указанная внеплановая камеральная проверка в соответствии с удостоверением от 21.04.2016 №24 (л.д. 102, т.1) проведена ведущим специалистом- экспертом отдела внутреннего государственного финансового контроля в сфере экономики Комитета государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия, по результатам проверки установлено:
- нарушение пункта 1 статьи 158, статьи 162 БК РФ, выразившееся в необеспечении Администрацией результативности использования бюджетных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на создание запаса топлива на котельных п.Северомуйск,
- нарушение пункта 8 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2007 №282, выразившееся в использовании предоставленных средств с нарушением условий, установленных распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р, в части соблюдения сроков их использования,
- нарушение пункта 2.2.3 Соглашения от 18.12.2015 №013-07/С-2015/М, заключенного между Администрацией МО «Муйский район» и Минстроем РБ, выразившееся в невыполнении Администрацией в полном объеме обязательства по обеспечению выполнения мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р в срок до 01.02.2016,
- нарушение пункта 9 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2007 №282, выразившееся в невозврате в срок до 15.02.2016 неиспользованных средств в Республиканский бюджет,
о чем составлен акт внеплановой камеральной проверки от 25.05.2016 (л.д.114-131, т.1).
05.07.2016 по результатам рассмотрения акта проверки, заключения и иных материалов контрольного мероприятия председателем Комитета принято решение о применении в отношении Администрации меры принуждения и направлении в адрес объекта контроля представления, а также о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, о направлении И.О. министра финансов Республики Бурятия уведомления о применении бюджетных мер принуждения (л.д. 109, т.2).
07.07.2016 в адрес Администрации выдано представление №10 (л.д. 110-111, т.2) которым Комитет потребовал рассмотреть представление, принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений, о результатах рассмотрения представления проинформировать Минфин РБ в срок до 05.09.2016.
Уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 07.07.2016 №1 (л.д. 112-113, т.2) в связи с несоблюдением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в сроки, установленные Распоряжением от 15.12.2015 №745-р Комитет, руководствуясь подпунктом «в» пункта 80 Порядка осуществления Министерством финансов Республики Бурятия полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.12.2013 №664, предложил И.о. министра финансов Республики Бурятия рассмотреть настоящее уведомление и в соответствии со статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации применить к участнику бюджетного процесса- Администрации МО «Муйский район» бюджетные меры принуждения на основании статьи 306.8 БК РФ.
08.07.2016 определением заместителя начальника внутреннего государственного финансового контроля в сфере экономики Комитета государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия в отношении должностного лица Администрации МО «Муйский район» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ (л.д. 115-119, т.2).
21.07.2016 И.о. министра финансов Республики Бурятия издан приказ №219 о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Муйский район» (л.д. 68, т.1) в соответствии с которым отделу межбюджетных трансфертов Министерства финансов РБ приказано:
- сократить в 2016 году предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (код классификации расходов бюджетов 809 14 01 6620271020 511) бюджету МО «Муйский район» на 1 576 999 руб. 95 коп. в связи с выявлением факта нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 306.8 БК РФ,
- обеспечить внесение изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета.
05.09.2016 в связи с принятием мер по устранению нарушений при предоставлении межбюджетного трансферта на основании пункта 6 приказа Министерства финансов Республики Бурятия от 26.12.2007 №231 Администрация МО «Муйский район» обратилась с претензией к Министру финансов Республики Бурятия об отмене мер бюджетного принуждения в отношении участника бюджетного процесса- Администрации МО «Муйский район» в сумме 1 576 999, 95 руб. (л.д. 141, т.2).
28.09.2016 Министр финансов РБ рассмотрев претензию Администрации от 05.09.2016 №4253, в ее удовлетворении отказал со ссылкой на приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 26.12.2007 №231 котрым не предусмотрена отмена сокращения предоставления межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего муниципального образования в Республике Бурятия (л.д. 44, т.2).
03.10.2016 Администрация МО «Муйский район» обратилась с претензией в адрес Министра финансов РБ об отмене мер бюджетного принуждения в отношении участника бюджетного процесса- Администрации МО «Муйский район» путем отмены приказа Минфина РБ от 21.07.2016 №219 (л.д. 145, т.2).
Заместитель министра финансов РБ письмом, полученным Администрацией 15.11.2016, рассмотрев повторную претензию по вопросу отмены меры бюджетного принуждения в отношении участника бюджетного процесса- Администрации муниципального образования «Муйский район» в суме 1 576 999, 95 руб., сообщил, что позиция министерства по данному вопросу не изменилась, основания изложены в письме Министерства финансов от 28.09.2016 №02-02-09-08-И2971/16.
08.11.2016 Председатель Комитета, также рассмотрев претензию Администрации от 03.10.2016 №4741 по вопросу отмены приказа Министерства финансов Республики Бурятия от 21.07.2016 №219, оставил ее без рассмотрения в связи с тем, что в претензии изложены требования аналогичные требованиям, изложенным в претензии от 05.09.2016 №4253, ответ на которую содержит позицию Министерства финансов РБ о невозможности ее удовлетворения.
Несогласие с приказом И.о. министра финансов РБ от 21.07.2016 №219 «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Муйский район» явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый приказ от 21.07.2016 №219 получен Администрацией 26 июля 2016 года вх.№1907 (л.д.68 т.1). Настоящее заявление направлено Администрацией в арбитражный суд почтовым отправлением 12 декабря 2016 года (л.д.55 т.1).
Таким образом, заявителем пропущен трехмесячный срок установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с настоящим заявлением, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока Администрацией не заявлено.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 10.10.2006 N 7830/06, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, в случае наличия обстоятельств, объективно препятствующих участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением, предусмотренная частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможность восстановления судом пропущенного срока не связана с наличием (либо отсутствием) соответствующего ходатайства.
Как следует из материалов дела, Администрация дважды обращалась с претензиями в адрес Министерства финансов Республики Бурятия, в том числе 03.10.2016 с претензией об отмене мер бюджетного принуждения в отношении участника бюджетного процесса- Администрации МО «Муйский район» путем отмены приказа Минфина РБ от 21.07.2016 №219. Ответ на претензию от 03.10.2016 получен Администрацией 15.11.2016 (л.д. 48, т.1).
Учитывая то, что заявитель, не согласившись с оспариваемым приказом от 21.07.2016 №219, предпринимал меры для его обжалования во внесудебном порядке, суд признает уважительность причин пропуска заявителем трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд, с учетом чего восстанавливает пропущенный срок для подачи с настоящего заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Применительно к рассматриваемому случаю требования Администрации могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым приказом.
Согласно части 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской ФедерацииИз части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (часть 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.2 Положения о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.04.2008 №188 Министерство является органом, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, а также функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. К полномочиям Министерства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, в том числе относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Правила осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Министерством финансов Республики Бурятия определены «Порядком осуществления Министерством финансов Республики Бурятия полномочий по внутреннему государственному финансовому контроля», утвержденным Постановлением
Правительства Республики Бурятия от 16.12.2013 N 664.
В соответствии с пунктом 62 Порядка руководитель, осуществляющий полномочия по госфинконтролю, рассматривает акт и иные материалы камеральной проверки, по результатам которых не позднее 30 рабочих дней со дня подписания акта принимает одно из следующих решений:
а) о направлении предписания и (или) представления, уведомления о применении бюджетных мер принуждения объекту контроля;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о проведении внепланового контрольного мероприятия.
В соответствии с частью 5 статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Анализ указанных норм позволяет суду прийти к выводу, что Министерство обладало полномочиями:
- на проведение контрольных мероприятий на предмет использования средств республиканского бюджета, в том числе средств резервного фонда непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия,
- на направление по результатам проверки уведомления о применении бюджетных мер принуждения,
- на вынесение приказа о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования
в отношении объекта контроля (получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты)- Администрации МО «Муйский район».
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главные распорядители средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены бюджетные меры принуждения, в том числе приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Таким образом, бюджетная мера принуждения применяется по отношению к органу публичной власти, осуществляющему полномочия участника бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Выводы, положенные в основу оспариваемого приказа сделаны по результатам контрольного мероприятия, проведенного контрольным органом, в отношении Администрации МО «Муйский раон». Основанием для применения Минфином РБ бюджетной меры принуждения по отношению к Администрации МО «Муйский район» явилось установление факта несоблюдения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в сроки, установленные Распоряжением от 15.12.2015 №745-р.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р (л.д.132-133, т.1), в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Положенияо резервном фонде Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2007 №282 (далее-Положение) в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в теплоснабжении населения муниципального образования «Муйский район» (далее - МО «Муйский район»), Администрации МО «Муйский район» выделены средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в размере 17 000 000,00 руб.
Согласно пункту 2 распоряжения Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р Администрация МО «Муйский район» обязана обеспечить долевое участие на приобретение топлива (угля) из средств местного бюджета в размере 10 000 000,00 руб. и целевое использование выделенных средств до 01.02.2016. В случае наличия неиспользованного остатка или в случаях неиспользования средств Администрация МО «Муйский район» обязана обеспечить их возврат в республиканский бюджет до 15.02.2016.
Соглашением от 18.12.2015 №013-07/С-2015/М (л.д. 136-138, т.1) о предоставлении финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на создание запаса топлива на котельных п. Северомуйск, п. Таксимо для последующего перечисления Администрации муниципального образования «Муйский район», заключенным между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой РБ) и МО «Муйский район», предусмотрено, что Минстрой РБ предоставляет МО «Муйский район» денежные средства в размере 17 000 000,00 руб. на создание запаса топлива на котельных для МО «Муйский район».
Пунктом 2 Соглашения предусмотрена обязанность Минстроя РБ осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета и предоставлением отчетности, а также осуществлять перечисление средств
республиканского бюджета после полного выполнения МО «Муйский район»
обязательств по софинансированию в соответствии с распоряжением
Правительства Республики Бурятия от 05.02.2015 №51-р. В свою очередь МО
«Муйский район» обязано отразить в доходной части местного бюджета средства
республиканского бюджета по соответствующему коду бюджетной
классификации, обеспечить целевое и эффективное использование средств,
указанных в пункте 1.1. настоящего Соглашения, соблюдение порядка и условий
расходования указанных средств. Обеспечить исполнение мероприятий,
предусмотренных пунктом 1.1. настоящего Соглашения, до 01.02.2016 года.
В соответствии с пунктом 2.2.4. МО «Муйский район» обязано обеспечить возврат
неиспользованного остатка бюджетных средств в срок до 15.02.2016, возврат
бюджетных средств, использованных не по целевому назначению в течение 1-го
месяца с момента предъявления требования Минстроем РБ.
В соответствии с пунктом 2.2.5. МО «Муйский район» обязуется представлять ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об использовании бюджетных средств в Минстрой РБ в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 21.08.2012 №251 «Об утверждении Порядка представления исполнительными органами государственной власти Республики
Бурятия отчетов об использовании средств, выделенных из резервных фондов
Правительства Республики Бурятия».
Распоряжением Администрации МО «Муйский район» от 18.12.2015 №417 (л.д. 142, т.1), утвержденным исполняющим обязанности руководителя администрации А.И. К-вым, средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на создание запаса топлива (угля) направлены Муниципальному образованию ГП «Поселок Таксимо» (далее - МО ГП «Поселок Таксимо») в размере 12 000 000,00 руб., Муниципальному образованию ГП «Северомуйское» (далее - МО ГП «Северомуйское») в размере 5 000 000,00 руб.
Расходным расписанием от 04.12.2015 №1 (л.д. 143, т.1) на сумму 10 000 000,00 руб., Администрация МО «Муйский район» предусмотрела долевое участие на приобретение топлива (угля) из средств местного бюджета.
Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования «Муйский район» бюджету муниципального образования МО ГП «Северомуйское» на создание запаса топлива (угля), на котельных п. Северомуйск Муйского района за счет финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций от 17.12.2015 №049/03 (л.д. 15-17, т.1), заключенным между Администрацией МО «Муйский район» и администрацией муниципального образования городское поселение «Северомуйское» (далее - АМО ГП «Северомуйское») предусмотрено, что Администрация МО «Муйский район» поручает, а Администрация МО ГП «Северомуйское» принимает на себя обязательства по созданию запаса топлива (угля) на котельных п. Северомуйск в объеме 3 030,303 тонн на сумму 5 000 000,00 руб. за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в теплоснабжении населения МО ГП «Северомуйское» (пунктом 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1.2. Соглашения Администрация МО «Муйский район»осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием межбюджетного трансферта и предоставлением отчетности. В соответствии с пунктом 2.2.2. Администрация МО ГП «Северомуйское» обеспечивает целевое и эффективное использование средств и несет за это ответственность, предусмотренную действующим законодательством и условиями настоящего Соглашения.
Согласно пункту 2.2.4. Соглашения Администрация МО ГП «Северомуйское» обязуется обеспечить возврат неиспользованного межбюджетного трансферта, использованного не по целевому назначению межбюджетного трансферта в течение одного месяца с момента предъявления требований Администрацией МО «Муйский район».
Денежные средства в размере 5 000 000,00 руб. на создание запаса топлива на котельных п. Северомуйск направлены Администрацией МО «Муйский район» на лицевой счет Администрации МО ГП «Северомуйское» платежным поручением от 22.12.2015 №358053 (л.д. 146, т.1).
Соглашением о предоставлении финансовых средств из бюджета муниципального образования городского поселения «Северомуйское» бюджету муниципального казенного учреждения «Содружество» на создание запаса топлива (угля) для котельных п. Северомуйск от 21.12.2015 №23 (л.д. 147-149, т.1), заключенным между Администрацией МО ГП «Северомуйское» и Муниципальным казенным учреждением «Содружество» (далее - МКУ «Содружество») предусмотрено, что Администрация МО ГП «Северомуйское» предоставляет МКУ «Содружество» денежные средства в размере 5 000 000,00 руб. на создание запаса топлива (угля) для котельных п. Северомуйск в количестве 3 030,303 тонны.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения от 21.12.2015 №23 Администрация МО ГП «Северомуйское» обеспечивает перечисление финансовых средств бюджету МКУ «Содружество» в установленном порядке, осуществляет контроль за исполнением МКУ «Содружество» условий настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения от 21.12.2015 №23 МКУ «Содружество» обязано:
-обеспечить целевое и эффективное использование средств, указанных в пункте 1.1. настоящего Соглашения, и несет за это ответственность, предусмотренную действующим законодательством и условиями настоящего Соглашения;
-в течение 5 дней после использования денежных средств направить в АМО ГП «Северомуйское» отчет с приложением всех первичных документов исполнения условий настоящего Соглашения;
-обеспечить возврат бюджетных средств в случае установления факта нецелевого использования средств в течение 3-х месяцев.
Денежные средства в размере 5 000 000,00 руб. на создание запаса топлива на котельных п. Северомуйск предоставлены Администрацией МО ГП «Северомуйское» МКУ «Содружество» расходным расписанием от 24.12.2015 №8 (л.д. 150, т.1).
Соглашением о предоставлении финансовых средств из бюджета муниципального казенного учреждения «Содружество» Обществу с ограниченной ответственностью «Тепломод» на создание запаса топлива (угля) на котельных п. Северомуйск» от 21.12.2015 №3 (л.д. 18-20, т.1), заключенным между МКУ «Содружество» и ООО «Тепломод» предусмотрено, что МКУ «Содружество» предоставляет ООО «Тепломод» денежные средства в размере 5 000 000,00 руб. на создание запаса топлива (угля) для котельных п. Северомуйск в количестве 3 030,303 тонны.
В соответствии с пунктом 2.1. соглашения от 21.12.2015 №3 МКУ «Содружество» обеспечивает перечисление финансовых средств бюджету ООО «Тепломод» в установленном порядке, осуществляет контроль за исполнением ООО «Тепломод» условий настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 2.2. соглашения от 21.12.2015 №23 ООО «Тепломод» обязано:
-обеспечить создание запаса топлива (угля) на котельных п. Северомуйск в количестве 3 030,303 тонны;
-обеспечить целевое и эффективное использование средств, указанных в пункте 1.1. настоящего Соглашения, и несет за это ответственность, предусмотренную действующим законодательством и условиями настоящего Соглашения;
- в течение 5 дней после использования денежных средств направить в МКУ «Содружество» отчет с приложением всех первичных документов исполнения условий настоящего Соглашения;
- обеспечить возврат бюджетных средств в случае установления факта нецелевого использования средств в течение 1 месяца.
Денежные средства в размере 5 000 000,00 руб. на создание запаса топлива (угля) на котельных п. Северомуйск предоставлены МКУ «Содружество» на лицевой счет ООО «Тепломод» платежным поручением от 24.12.2015 №396495 (л.д. 1, т.2).
В подтверждение факт приобретения топлива (угля) для котельных п. Северомуйск представлены:
- счет-фактура ООО «Энергосервер» от 14.12.2015 №7 и товарная накладная ООО «Энергосервер» от 14.12.2015 №7 на сумму 573 540,00 руб. за поставку угля в количестве 347,600 тонн (л.д. 29-30, т.2);
-счет-фактура ООО «Энергосервер» от 15.12.2015 №8 и товарная накладная ООО «Энергосервер» от 15.12.2015 №8 на сумму 606 368,04 руб. за поставку угля в количестве 278,00 тонн (л.д. 49-50, т.2);
-счет-фактура ООО «Энергосервер» от 26.12.2015 №9 и товарная накладная ООО «Энергосервер» от 26.12.2015 №9 на сумму 569 415,00 руб. за поставку угля в количестве 345,100 тонн (л.д. 51-52, т.2);
- счет-фактура ООО «Энергосервер» от 31.12.2015 №10 и товарная накладная ООО «Энергосервер» от 31.12.2015 №10 на сумму 1 710 555,00 руб. за поставку угля в количестве 1 036,700 тонн (л.д. 53, т.2);
- платежное поручение от 25.12.2015 №21 на сумму 3 500 000,00 руб. за поставку угля ООО «Энергосервер» (л.д.45, т.2).
Согласно представленным документам на создание запаса топлива на котельных п. Северомуйск за счет средств республиканского бюджета приобретено угля в количестве 2 007,40 тонн, на сумму 3 459 878,04 руб., вместо предусмотренных 3 030, 303 тонн на сумму 5 000 000 руб.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств:
-принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 9 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выделенные из Резервного фонда средства подлежат возврату в республиканский бюджет в случае наличия неиспользованного остатка, в случае:
-неиспользования средств в сроки, установленные распоряжением Правительства Республики Бурятия, и в иных предусмотренных бюджетным законодательством случаях.
-выявления нецелевого использования средств Резервного фонда или нарушения условий, установленных при их предоставлении, средства Резервного фонда подлежат возврату в республиканский бюджет.
Как установлено в ходе проверки, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в нарушение пункта 2.2. Соглашения от 21.12.2015 №3, заключенного между МКУ «Содружество» и ООО «Тепломод», ООО «Тепломод» не выполнил обязательства по поставке топлива (угля) на котельные п. Северомуйск на сумму 1 540 121,96 руб., в связи с чем контрольный орган пришел к выводу о нарушении условий заключенных соглашений, выразившемся, в том числе в неосуществлении в полной мере контроля МКУ «Содружество» за использованием средств ООО «Тепломод», Администрацией МО ГП «Северомуйское» за исполнением условий соглашения МКУ «Содружество», Администрацией МО «Муйский район» за использованием выделенных средств на мероприятия по созданию запаса топлива (угля) на котельных п. Северомуйск.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд признает доказанным факт нарушения статей 158 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.9 Постановления Правительства РБ от 10.09.2007 N 282 «О положении о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», пункта 2.2.3. Соглашения от 18.12.2015 №013-07/С-2015/М, заключенного между АМО «Муйский район» и Минстроем РБ, выразившейся в невыполнении Администрацией МО «Муйский район» в полном объеме обязательств по обеспечению исполнения предусмотренных распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2015 №745-р мероприятий в срок до 01.02.2016 года.
Поскольку межбюджетный трансферт предоставлен из республиканского бюджета бюджету муниципального образования решение о применении бюджетных мер принуждения в данном случае с учетом положений статьи 306.8, части 5 статьи 136 БК РФ, правильно принято финансовым органом субъекта федерации в отношении МО «Муйский район».
Приходя к указанному выводу, суд, в том числе учитывает представленное в материалы дела постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №82/2016 от 29.08.2016 (л.д. 72-79, т.3), которым должностное лицо Администрации МО «Муйский район», ответственное за соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе установленных пунктом 8 Положения №282, пунктом 2.2 Распоряжения от 15.12.2015 №745-р, пунктом 2.2.3 Соглашения от 18.12.2015 №013-07/С-2015/М, заключенного между Администрацией МО «Муйский район» и Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов привлечено к административной ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
При этом указанное постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №82/2016 от 29.08.2016, оспоренное в судебном порядке, оставлено без изменения решением судьи Муйского районного суда Республики Бурятия от 10.11.2016 (л.д. 80-82, т.3). Оплата штрафа произведена лицом, привлеченным к административной ответственности, 07.12.2016, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением №180888 (л.д. 83, т.3).
Кроме того, в материалы дела представлено сообщение Администрации МО «Муйский район» от 05.09.2016 №4266 (л.д. 139-140, т.2) в соответствии с которым во исполнение представления Министерства финансов Республики Бурятия от 07.07.2016 №10 представляется следующая информация:
- Решением Совета депутатов от 29.03.2016 №710 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» от 28.12.2015 №675 «О бюджете муниципального образования «Муйский район» на 2016 год» утверждены бюджетные ассигнования на обеспечение мероприятий по приобретению твердого топлива для котельных п.Северомуйск с целью восстановления отвлеченных средств, выделенных бюджету МО «Муйский район» по распоряжению ПРБ от 15.12.2015 №745-р. Топливо закуплено в полном объеме, отопительный сезон прошел без срывов, следовательно результативность выделенных средств муниципальным образованием была обеспечена,
- Администрацией муниципального образования «Муйский район» средства, поступившие из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на создание запаса топлива на котельных п.Северомуйск, направлены в сроки, установленные Распоряжением Правительства РБ от 15.12.2015 №745-р, как межбюджетный трансферт бюджету МО ГП «Северомуйское». Администрацией МО ГП «Северомуйское» также в сроки установленные вышеуказанным распоряжением Правительства РБ денежные средства перечислены энергоснабжающему предприятию на приобретение топлива. По состоянию на 15.12.2016 остатки средств резервного фонда Правительства РБ, согласно данным бухгалтерской отчетности на счетах бюджета МО «Муйский район» отсутствовали. Энергоснабжающим предприятием было допущено отвлечение денежных средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия. В адрес предприятия Администрацией ГП «Северомуйское» выставлена претензия с требованием возврата средств в бюджет городского поселения. В свою очередь Администрацией МО «Муйский район» в адрес Администрации МО ГП «Северомуйское» 06.05.2016 направлена претензия с требованием до 16.05.2016 обеспечить возврат неиспользованных бюджетных средств. В связи с неисполнением данного требования, Администрация МО «Муйский район» обратилась в Арбитражный суд РБ с исковым заявлением о возврате ГП «Северомуйское» в бюджет МО «Муйский район» средств резервного фонда Правительства РБ,
при этом доказательств, свидетельствующих о несогласии Администрации МО «Муйский район» с представлением Министерства финансов Республики Бурятия от 07.07.2016 №10, заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования Администрации МО «Муйский район» об отмене приказа от 21.07.2016 №219 «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Муйский район» и об обязании Министерства финансов Республики Бурятия вернуть в 2016-2017 годах бюджету муниципального образования «Муйский район» дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 1 576 999 руб. 95 коп.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.ФИО2