АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
22 декабря 2020 года Дело № А10-6775/2018
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жамбаловой Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» (ОГРН 1060326048749, ИНН 0326039363) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850) о взыскании 181 410 руб. 52 коп – расходы на содержание бомбоубежища в постоянной готовности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление МЧС России по Республике Бурятия,
при участии в заседании:
от истца: Соловьев Б.Г., представитель по доверенности №3 от 17.12.2018,
от ответчика: Очирова С.В., представитель по доверенности №3-38/4629 от 11.03.2019,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» (далее – Общество) о взыскании 1 925 302 руб. 70 коп, из которых 1 406 830 руб. 06 коп - задолженность по арендной плате за период с 19.05.2017 по 31.08.2019, 518 472 руб. 64 коп - пени за просрочку уплаты за период с 19.05.2017 по 10.09.2019.
Определением от 20.12.2018 судом принят встречный иск Общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» о взыскании 1 886 600 руб. 00 коп – расходов на содержание бомбоубежища в постоянной готовности.
В обоснование встречного иска указал, что арендодатель не принимал меры по сохранности и приведению объекта аренды, являющегося бомбоубежищем, в надлежащее состояние с момента его постройки, что привело к его ветхости и разрушению.
В целях сбережения бомбоубежища и приведения его в надлежащее состояние ответчиком произведены затраты строительно-монтажные и отделочные работы на сумму 5 787 694 руб 68 коп.
Общество пояснило, что объект гражданской обороны содержится в состоянии постоянной готовности за счет арендатора. Для поддержания объекта в постоянной готовности должен поддерживаться постоянный температурный режим не ниже +10 градусов, постоянное водоснабжение и охрана объекта для сохранности имущества. За 2015-2018г понесены затраты на содержание бомбоубежища в постоянной готовности к использованию по назначению для приема укрываемых на сумму 1 866 600 руб 00 коп. Истец по встречному иску указал, что Федеральный закон №28-ФЗ от 12.02.1998г «О гражданской обороне» не предусматривает обязанность по содержанию принадлежащих Российской Федерации объектов гражданской обороны защитных сооружений и несение расходов на оборону за счет средств Общества, считает, что расходы на содержание бомбоубежища по адресу г. Улан-Удэ, ул. Намсараева, 7, в постоянной готовности к использованию по назначению подлежат возмещению .
В ходе рассмотрения дела истец по встречному иску неоднократно уточнял размер требований. Окончательные встречные требования приняты судом в размере 181 410 руб. 52 коп – расходы на содержание бомбоубежища в постоянной готовности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.07.2019 первоначальный иск удовлетворен частично в сумме 1 836 382 руб 24 коп, из которых 1 355 522 руб 14 коп – задолженность по арендной плате за период с 19.05.2017г по 31.07.2019г, 480 860 руб 10 коп – пени за просрочку оплаты за период с 19.05.2017г по 23.07.2019г, пени с 24.07.2019г по 10.09.2019г за каждый день просрочки уплаты долга в сумме 3 037 950 руб 93 коп из расчета ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в указанный период. В удовлетворении первоначального иска в остальной части отказано. Встречный иск удовлетворен полностью в сумме 181 410 руб 52 коп – расходы на содержание бомбоубежища в постоянной готовности. В результате зачета требований по первоначальному и встречному искам взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае 1 174 111 руб 62 коп – арендная плата за период с 19.05.2017г по 31.07.2019г, 480 860 руб 10 коп – пени за просрочку оплаты за период с 19.05.2017г по 23.07.2019г, пени с 24.07.2019г по 10.09.2019г за каждый день просрочки уплаты долга в сумме 3 037 950 руб 93 коп из расчета ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в указанный период. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» в доход федерального бюджета 2 000 руб 00 коп - государственная пошлина.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.07.2019 оставлено без изменения.
По результатам кассационного обжалования постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2020 произведена замена межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в порядке процессуального правопреемства на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.07.2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 в части удовлетворения встречного иска общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» и в части зачета удовлетворенных требований по первоначальному и встречному искам отменены. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Предметом рассмотрения при новом рассмотрении дела являются требования ООО «Алмазный дворъ» (далее «Общество») к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее «Управление») о взыскании 181 410 руб 52 коп – расходов на содержание бомбоубежища в постоянной готовности.
При новом рассмотрении дела Общество иск поддержало.
Управление иск не признало. В обоснование возражений указал, что сторонами изначально оговорены условия использования арендуемого имущества, и несение затрат на содержание помещений производится арендатором за счет собственных средств. Ранее Управление заявляло о применении срока исковой давности к требованиям по встречному иску.
Определением от 14.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление МЧС России по Республике Бурятия.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальных сайтах Арбитражного суда Республики Бурятия и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
В судебном заседании Общество иск поддержало.
Управление иск не признало.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
В соответствии с договором аренды государственного недвижимого имущества, находящегося в казне, №181/04 от 06.12.2004 Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Бурятия (арендодатель) сдает, а ООО «Алмазный дворъ» (арендатор) принимает в пользование государственное имущество, являющегося объектом гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Хоца Намсараева, 7, здание убежища ОСУ 19 (ИТМ-600), каб. №1-17, 19-26, 28-36 (подвал, ном.1, литер Б) общей площадью 460,3 кв.м для использования под спортивно-развлекательный центр; каб. №18 (подвал, пом.1, литер Б) площадью 183,4 кв.м для использования под бар; каб. №27 (подвал, пом.1, литер Б) площадью 4,4 кв.м для использования под сауну. Состав и стоимость передаваемого в пользование имущества определяются приложением №1 к договору. Общая площадь передаваемого в пользование здания составляет 648,1 кв.м.
Согласно пункту 1.6 договора, срок действия договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 01 сентября 2029г.
Размер арендной платы определен в пункте 3.1 договора.
В приложении №1 к договору указан состав имущества, передаваемого в аренду.
Договор аренды №181/04 от 06.12.2004 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 27.04.2005г.
Передача имущества ответчику подтверждена актом приема-передачи арендуемого имущества от 06.12.2004г.
По договору уступки от 09.02.2009г ООО «Алмазный дворъ» (ОГРН 10403002968628, ИНН 0326020789) уступил права и обязанности арендатора имущества по договору №181/04 от 06.12.2004 ООО «Алмазный дворъ» (ОГРН 1060326048749, ИНН 0326039363).
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.07.2019 по настоящему делу в части взыскания задолженности по арендной плате за период с 19.05.2017г по 23.07.2019г в сумме 1 355 522 руб 14 коп, пени за просрочку оплаты за период с 19.05.2017г по 23.07.2019г в сумме 480 840 руб 10 коп постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2020г по делу № А10-6775/2018 оставлено без изменения.
Предметом рассмотрения являются требования ООО «Алмазный дворъ» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее «Управление») о взыскании 181 410 руб 52 коп – расходов на содержание бомбоубежища в постоянной готовности.
Рассмотрев требования ООО «Алмазный дворъ» о взыскании 181 410 руб. 52 коп – расходов на теплоснабжение, водоснабжение , охрану объекта , суд установил следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В пунктах 8, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" указано, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В пункте 13 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 указано, что в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Правила N 583).
Согласно Правил № 583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее «ЗС ГО») в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации ( п3.2.1.Правил).
Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил).
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению ( п.3.2.11 Правил).
В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С ( п.3.2.19 Правил).
В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток (п.3.2.20 Правил).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2017 по делу №А10-4215/2015 установлено, что ответчик привел в период с 2001г переданное в аренду помещение бомбоубежища в нормальное состояние, заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями, длительное время за свой счет содержит его и поддерживает в технически хорошем состоянии, пригодном для использования под ЗС ГО.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2017 по делу №А10-4215/2015 в удовлетворении иска Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о расторжении договора аренды № 181/04 от 06.12.2004г отказано , в связи с тем, что расторжение договора аренды сооружения, изъятие его у ответчика, который привел помещение в нормальное состояние, заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями, длительное время за свой счет содержит его и поддерживает в технически хорошем состоянии, пригодном для использования по прямому назначению, передача сооружения акционерному обществу «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», у которого отсутствуют какие-либо средства на его содержание, не отвечает принципу разумности, осмотрительности, может нарушить интересы государства, публичные интересы, права граждан.
Согласно пункту 2.2.4.1. договора аренды оплата коммунальных услуг, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг возложена на арендатора.
Согласно пункту 2.2.11 договора на арендатора возложено проведение текущего и капитального ремонта объекта аренды.
Таким образом, Общество полностью несет бремя содержания здания убежища ОСУ.
Арендная плата по договору определена в размере рыночной стоимости аренды объекта, что следует из решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.03.2014г по делу №А10-3187/13.
Таким образом, арендодатель полностью возложил бремя содержания здания бомбоубежища на арендодателя при условии взимания арендной платы в размере рыночной стоимости арендной платы и отсутствии возможности передать объект иному лицу, что было установлено решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2017 по делу №А10-4215/2015 .
Общество предъявляет к возмещению часть расходов на содержание бомбоубежища за период с 12.01.2016г по 28.12.2018г в сумме 181 410 руб 52 коп , что составляет 26 % от расходов по оплате услуг по теплоснабжению , водоснабжению и охране объекта, определенных пропорционально размеру площадей, технологически необходимых для поддержания бомбоубежища в готовности.
При условии взимания арендной платы в размере рыночной стоимости арендной платы, учитывая отказ суда в расторжении договора аренды в связи с отсутствием возможности передать объект иному лицу, что было установлено решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2017 по делу №А10-4215/2015, возложение на арендатора всех затрат по содержанию бомбоубежища , в т.ч. помещений технологически необходимых для поддержания бомбоубежища в готовности , суд расценивает как злоупотребление правом со стороны арендодателя.
Согласно Техническому паспорту на нежилое здание убежища ОСУ 19 (ИТМ-600) общая площадь помещения составляет 648,1 кв.м.
Общество указало, что площади, которые являются технологическими помещениями, необходимыми для поддержания бомбоубежища в готовности, и не могут быть использованы для коммерческих целей, составляют 173,63 кв.м , что составляет 26% от общей площади арендуемых помещений.
Общество указало перечень помещений, которые фактически используются для поддержания бомбоубежища в готовности ( л.д.40 т.3).
Согласно Техническому паспорту на нежилое здание «Убежище ОСУ 19 (ИТМ-600) от 26.08.2004г назначение помещений, указанных Обществом как вентиляционные камеры для наружного контура ( №№ 2-8 экспликации к плану строения) шлюзовые камеры ( №.9, 20, б1-б2) не соответствуют назначению помещений, указанному в экспликации к плану строения. Экспликация к плану строения , представленная в Техническом паспорте , не содержит данных о наличии вентиляционных камер для наружного контура, шлюзовых камер, входных групп.
Согласно письму Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 27.11.2020г № ИВ-240-1154 приточная камера, вытяжная камера, дизель-генераторная, шлюзы в количестве 4 штук, входные группы в количестве 3 штук, приточно-вытяжная камера внешнего контура являются обязательными в составе убежища (его неотъемлемая часть).
Главное управление МЧС России по Республике Бурятия в ответе от 12.03.2019 г № 2017-3-3-20 на запрос суда подтвердило, что отдельно стоящее заглубленное сооружение, расположенное по адресу г.Улан-Удэ, ул.Х.Намсараева,7, является убежищем гражданской обороны .
Соответствие помещения бомбоубежища требованиям подтверждается актами проверок МЧС Республики Бурятия, что было установлено решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2017 по делу №А10-4215/2015.
Суд приходит к выводу, что Технический паспорт на нежилое здание «Убежище ОСУ 19 (ИТМ-600) от 26.08.2004г не соответствует фактическому состоянию объекта.
На предложение суда произвести осмотр объекта аренды с целью определения площади помещений, используемых для поддержания убежища в состоянии готовности , Управление ответило отказом.
Общество предложило подготовить технический паспорт объекта с учетом фактического состояния объекта и представить его Управлению. Данное предложение Управлением также отклонено .
Управление пояснило, что в Технический паспорт объекта аренды изменения вносить не намерено, изменения в Технический паспорт, в случае внесения изменений Обществом, не признает.
В силу пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Суд усматривает на стороне арендодателя злоупотребление правом.
При данных обстоятельствах суд отказывает ответчику в защите права , и принимает площадь технологических помещений , необходимых для поддержания объекта в постоянной готовности , равным 173,6 кв.м.
Размер понесенных затрат на оплату услуг по теплоснабжению , водоснабжению и охране объекта , понесенных в период с 12.01.2016г по 28.12.2018г, составляет 697 732 руб 75 коп и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, договорами энергоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, оказания услуг охраны ( л.д.45-207 т.2, л.д.2-28 т.3).
Суд, руководствуясь статьями 1, 10 Гражданского кодекса РФ, находит требование Общества о возмещении расходов на содержание объекта в размере 181 410 руб 52 коп , что составляет 26 % от расходов по оплате услуг по теплоснабжению , водоснабжению и охране объекта, понесенных в период с 12.01.2016 по 28.12.2018, определенных пропорционально размеру площадей, технологически необходимых для поддержания бомбоубежища в готовности, обоснованным.
Доводы Управления о пропуске срока исковой давности по требованиям по встречному иску, суд отклоняет.
Встречный иск предъявлен 11.12.2018г и принят к производству определением суда от 20.12.2018г. Требования по встречному иску заявлены за период с 12.01.2016г, т.е. на момент предъявления встречного иска и принятия его к производству общий срок исковой давности в три года , предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, не пропущен.
Таким образом, требования по встречному иску подлежат удовлетворению в сумме 181 410 руб 52 коп .
Истцу по встречному иску предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску суд относит на Управление, которое в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины,
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить полностью.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Алмазный дворъ» (ОГРН 1060326048749, ИНН 0326039363) 181 410 руб. 52 коп – расходы на содержание бомбоубежища в постоянной готовности, понесенные за период с 12.01.2016г по 28.12.2018г.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.Ф. Салимзянова