ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-759/16 от 19.04.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

19 апреля 2016 года                                                                                    Дело № А10-759/2016

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Отдел (инспекция) государственного надзора по Республике Бурятия Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) (далее – Отдел) обратился в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 67000895945078.

Ответчик о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства на основании пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается извещенным надлежащим образом. Извещения о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства №67000895945054, №67000895945061, направленные по месту нахождения, указанному в вписке из ЕГРИП (670000, <...>), в заявлении (670000, <...>, павильоны №1,5,27) возвращены органом связи с отметкой «по истечении срока хранения». Учитывая необеспечение ответчиком получения почтовой корреспонденции, поступающей по его юридическому адресу, указанному в ЕГРИП, а также своевременность публикации информации о движении дела и определений суда на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в сети Интернет http://buryatia.arbitr.ru и сайте http://kad.arbitr.ru, суд признает, что принял исчерпывающие меры по извещению ответчика о наличии спора с его участием, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.          

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.01.1997 за основным государственным регистрационным номером <***>.

В период с 28.12.2015 по 29.12.2015 должностными лицами Отдела на основании приказа СМТУ Росстандарта от 08.12.2015 №1634 проведена плановая выездная проверка в отношении ИП ФИО1 на предмет соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, о чем составлен акт от 29.12.2015 №11 (л.д.14-16). Копия акта направлена в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением 31.12.2015 (л.д.18).

29.12.2015 должностные лица Отдела выдали ИП ФИО1 предписание №С-11 (л.д.17), согласно которому на стадии обращения продукции – реализации компонентов транспортных средств установлено нарушение требований пунктов 7, 8 раздела III Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а именно: отсутствие документов, подтверждающих соответствие компонентов транспортных средств (амортизатора задней подвески СААЗ, производитель ООО «СААЗ Комплект»; гидравлический домкрат К&Sauto 2т..; лампу автомобильную галогенную Р43Т «ЕАGLEYE») ТР ТС 018/2011 в форме обязательной сертификации.

Указанным предписанием ИП ФИО1 предписано устранить допущенные нарушения в срок до 11.01.2016. Копия предписания направлена в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением 31.12.2015 (л.д.18).

27.01.2016 заместителем руководителя СМТУ Росстандарта вынесен приказ №77 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО1 с целью проверки исполнения предпринимателем ранее выданного предписания (л.д.19).

В период с 01.02.2016 по 12.02.2016 должностными лицами Отдела в присутствии ИП ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 12.02.2016 №01, согласно которому выявлен факт невыполнения предпринимателем предписания от 29.12.2015 №С-11 в отношении продукции -  лампы автомобильные галогенные Р43Т «ЕАGLEYE» Н4 24V 75/70W (л.д.20-22).

15.02.2016 государственными инспекторами Отдела в отношении предпринимателя составлен протокол №06 об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.10-12). Копия протокола вручена предпринимателю 15.02.2016.

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Отдел обратился в суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Как установлено ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).

Статьей 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1).

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2).

В соответствии с пунктами 1, 2  статьи 32 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)).

             Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 34 Закона о техническом регулировании органы государственного контроля (надзора) вправе, том числе:

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Положения о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Росстандарта от 05.08.2010 № 2923, СМТУ Росстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Пунктами 11.2, 11.4 Положения определено, что СМТУ Росстандарта выдает обязательные к исполнению предписания и устанавливает сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, в том числе возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административные расследования.

На основании пункта 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 2.3 Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 17.11.2004 № 246, , начальник отдела, заместитель начальника отдела, иные должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе внеплановой выездной проверки установлен факт невыполнения ИП ФИО1 предписания от 29.12.2015 №С-11 в отношении продукции -  лампы автомобильные галогенные Р43Т «ЕАGLEYE».

Ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечению трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ)

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Поскольку вменяемое предпринимателю правонарушение не является длящимся, исчисление срока давности должно начинаться со дня совершения административного правонарушения. 

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 5163/11).

Согласно предписанию от 29.12.2015 №С-11 предпринимателю предлагалось устранить нарушения в срок до 11 января 2016 года.

Следовательно, срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности подлежит исчислению с 12 января 2016 года и оканчивается по истечении трех месяцев, то есть 12 апреля 2016 года.

Таким образом, уже к 14.04.2016 (на момент окончания второго срока - предельного срока поступления документов в канцелярию арбитражного суда, установленного в определении о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощённого производства) срок давности привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ истёк.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

По истечении сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенное, требование Отдела о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) отказать. 

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в суд вышестоящей инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                    Н.А.Логинова