АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
17 мая 2016 года Дело № А10-772/2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 17 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации города Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 24.11.2014 №04-34/5508,
при участии в заседании
заявителя - Администрации г.Улан-Удэ: ФИО1, представителя по доверенности от 15.01.2016 №56;
третьего лица Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия: ФИО2, представителя по доверенности от 07.04.2014, ФИО3, представителя по доверенности от 10.05.2016,
установил:
Муниципальное учреждение «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» (далее – Комитет по образованию г.Улан-Удэ, Комитет), обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным пункта 2 решения от 24.11.2014 №04-34/5508 (дело №А10-772/2015).
Администрация г. Улан-Удэ (далее - Администрация) обратилась к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения от 24.11.2014 №04-34/5508 (дело №А10-785/2015).
Определением суда от 24.03.2015 объединены в одно производство дела №А10-772/2015 и №А10-785/2015 для совместного рассмотрения с присвоением номера дела А10-772/2015.
Определением суда от 20.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее – ТУ Росфиннадзора в РБ, Территориальное управление). В порядке процессуального правопреемства произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, его правопреемником – Управлением федерального казначейства по Республике Бурятия.
Заявитель - муниципальное учреждение «Комитет по образованию г. Улан-Удэ», ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя - муниципального учреждения «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» и ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование в оспариваемой части. Пояснил, что антимонопольным органом по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении Администрации принято решение от 24.11.2014 №04-34/5508 о признании Администрации нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» функциями органа местного самоуправления путем издания распоряжения №1505-р, которым автономное учреждение определено заказчиком по реконструкции детского сада №51. Администрация, осуществляя функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, обязана финансово обеспечить капитальный ремонт здания детского сада, а обязанность по выполнению капитального ремонта не может являться муниципальной нуждой, поскольку проведение такого ремонта является непосредственной потребностью образовательного учреждения, а не органа местного самоуправления. По мнению заявителя, действия Администрации по изданию распоряжения не повлекли создание ситуации, при которой у автономного учреждения произошло совмещение функций хозяйствующего субъекта и властных функций. Обжалуемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно вменяет Администрации передачу функций органа местного самоуправления детскому саду, фактически обязывает Администрацию проводить непосредственно ремонт зданий учреждений, не являющихся органами местного самоуправления, что влечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты.
Представители третьего лица в судебном заседании поддержали доводы антимонопольного органа, изложенные в обжалуемом решении.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация г.Улан-Удэ зарегистрирована в качестве юридического лица 09.12.1999, Комитет по образованию г. Улан-Удэ зарегистрирован в качестве юридического лица 14.05.1998.
Согласно Положению о Комитете по образованию г.Улан-Удэ, утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 29 августа 2011 года №371, Комитет является структурным подразделением Администрации города Улан-Удэ, осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере образования и реализующим полномочия органов государственной власти, переданные в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела в Бурятское УФАС России поступили обращения ТУ Росфиннадзора в РБ (л.д. 24-26 т.3), Прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ (л.д.136 т.2), Прокуратуры Железнодорожного района г.Улан-Удэ (л.д.109 т.2) о выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства с материалами проверки использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
23.10.2014 Управлением приказом №191 возбуждено дело №04-34/29-2014 по признакам нарушения Администрацией г.Улан-Удэ части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комитетом по образованию г.Улан-Удэ частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и создана Комиссия по рассмотрению настоящего дела (л.д.81 т.2).
23.10.2014 определением Управления дело №04-34/29-2014 назначено к рассмотрению на 06.11.2014 (л.д.80 т.2).
По результатам рассмотрения дела №04-34/29-2014 Управлением принято решение от 24.11.2014 №04-34/5508.
В соответствии с пунктом 1 указанного решения Администрация признана нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» функциями органа местного самоуправления путем издания распоряжения №1505-р, которым автономное учреждение определено заказчиком по реконструкции детского сада №51.
В соответствии с пунктом 2 указанного решения Комитет по образованию г.Улан-Удэ признан нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции:
- нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в непроведении Комитетом процедур размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов, для удовлетворения муниципальных нужд за счет субсидии на сумму 133 500 тыс. руб. по выбору подрядной организации для проведения реконструкции детского сада №51, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
- нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в наделении МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем заключений Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 10.11.2012 №1 на реконструкцию детского сада №51 по средствам, выделенным из республиканского и местного бюджетов и предоставления автономному учреждению субсидии в размере 133 500 000 рублей, в результате которого автономное учреждение получило возможность осуществлять расходование бюджетных средств на выполнение работ, оказания услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В связи с исполнением в полном объеме Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 10.11.2012 №1 и заключенных договоров выдача предписания нецелесообразна (пункт 2).
Материалы дела №04-34/29-2014 передать уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3) (л.д.71-72 т.2).
Не согласившись с вышеназванным решением антимонопольного органа, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое решение принято Управлением по результатам направленных ТУ Росфиннадзора в РБ материалов проверки использования Комитетом бюджетных средств, на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) следует, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Из статьи 22 Закона названного закона видно, что антимонопольный орган выполняет основные функции, в том числе обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №331 Федеральная антимонопольная служба России, а также ее территориальные органы является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из приведенных норм следует, что Бурятское УФАС России в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства имеет полномочия на рассмотрение настоящего дела с принятием соответствующего решения.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано определение понятия «конкуренция», под которой понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, 25.09.2012 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение №01-01-06/06-276 о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита в размере 159 276 000 рублей на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений Республики Бурятия.
Приложением к Приказу Министерства образования и науки РФ от 18.05.2012 №423, Приложением №4 к Республиканской целевой программе «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы» предусмотрена реконструкция детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ стоимостью 133 500 тыс.руб.
Распоряжением Администрации от 08.11.2012 №1505-р, в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в Республике Бурятия на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности от 05.11.2012 №59Ф-12С, главным распорядителем бюджетных средств, выделенных из средств республиканского бюджета в сумме 126 599 000 руб. и средств местного бюджета в сумме 6 901 000 руб. на реконструкцию детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ, определен орган местного самоуправления в лице Комитета, а заказчиком - МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида».
10.11.2012 между Комитетом и МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» заключено Соглашение №1 «О порядке и условиях представления субсидии на иные цели», предметом которого явилось определение порядка, объема и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из бюджета городского округа «город Улан-Удэ» на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) из республиканского бюджета, а именно на реконструкцию детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ.
Размер целевой субсидии по настоящему Соглашению составляет 133 500 000 рублей, в том числе из средств республиканского бюджета в сумме 126 599 000 рублей, из средств местного бюджета в сумме 6 901 000 рублей (пункт 3.1.2).
Получатель обязуется осуществлять использование целевой субсидии именно на реконструкцию детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, услуг (пункт 3.3.1).
Автономным учреждением по результатам проведенного запроса котировок с ООО «СД-98» заключены договоры подряда на выполнение работ по реконструкции детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ от 12.11.2012 , 17.12.2012, 02.12.2013.
Извещения о проведении автономными учреждениями соответствующих конкурсов и запросов котировок цен на сайте www.zakupki.gov.ru не размещались.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Комитет бюджетные средства на сумму 133 500 тыс. руб., предназначенные для реконструкции детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ, направил в виде субсидии МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида».
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
При этом ни Комитетом по образованию г.Улан-Удэ, ни МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» не осуществлялось размещение заказов на проведение работ по реконструкции помещения, находящегося в муниципальной (государственной) собственности, в порядке Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действующим в рассматриваемый период) (далее – Закон о размещении заказов).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из подпункта 13 пункта 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.
На основании части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.
Статьей 4 Закона N 174-ФЗ предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (часть 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (часть 3).
Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (часть 6).
Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (часть 7).
Пунктом 3.1 Положения о Комитете по образованию г.Улан-Удэ, утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 29 августа 2011 года №371, к полномочиям Комитета отнесены полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проведение предусмотренной Распоряжением Администрации от 08.11.2012 №1505-р, Соглашением №1 от 10.11.2012 реконструкции детского сада №51 в п. Загорск г. Улан-Удэ является потребностью муниципального образования «Городской округ «город Улан-Удэ».
Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов потребность в работах по реконструкции здания образовательного учреждения, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, необходима для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и является муниципальной нуждой. Соответственно, работы по реконструкции детского сада №51 должны производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд. Муниципальным заказчиком работ по реконструкции автономного учреждения в силу закона и указанных выше полномочий, должен быть Комитет по образованию г.Улан-Удэ.
Выделение Комитетом средств автономному учреждению на реконструкцию детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ, помимо установленного Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядка, свидетельствует о создании данным лицом условий по игнорированию принципов расходования средств бюджета, содержащихся как в Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и в указанном законе.
Учитывая, что Комитет при реализации Республиканской целевой программы «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы», а также указанного выше Соглашения, муниципальные заказы на выполнение работ по реконструкции здания автономного учреждения, оплачиваемых из бюджетных средств, в установленном порядке не размещал путем проведения торгов, суд соглашается с антимонопольным органом, что им были нарушены основополагающие принципы расходования бюджетных средств, в том числе связанные с запретом принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, Управление обоснованно признало не проведение Комитетом процедур размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов для удовлетворении муниципальных нужд за счет субсидии на сумму 133 500 000 рублей по выбору подрядной организации для проведения реконструкции детского сада №51 нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителей о том, что работы по реконструкции детского сада не являются муниципальной нуждой, судом не принимается в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приведение помещений образовательных учреждений, в которых оказываются образовательные услуги, в соответствии с лицензионными требованиями, условиями относится к компетенции образовательных учреждений. В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества (абзац 1).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2).
Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ею органами местного самоуправления (абзац 4).
В силу части 3 статьи 4 Закона №174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Как выше установлено судом, необходимость проведения работ по реконструкции учреждения не связана с нормативными затратами на содержание муниципального имущества или приведением помещения образовательного учреждения в соответствии с лицензионными требованиями.
Предоставленная муниципальному образованию «Городской округ «город Улан-Удэ» из республиканского и местного бюджета субсидия направлена на реализацию Республиканской целевой программы «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы».
Судом выше сделан вывод, что выполнение работ по реконструкции автономного учреждения, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, с целью реализации Республиканской целевой программы «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы», является потребностью муниципального образования «Городской округ «город Улан-Удэ», следовательно, муниципальной нуждой.
Соответственно, потребности в товарах, работах, необходимых для решения вопросов местного значения, относящихся к муниципальным нуждам, должны удовлетворяться Комитетом по образованию г.Улан-Удэ самостоятельно с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Ссылка Комитета на то, что являясь структурным подразделением Администрации г.Улан-Удэ не мог не исполнить изданное Администрацией распоряжение №1505-р от 08.11.2012, не может быть принята во внимание.
Комитет является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с пунктом 4.2 Положения разрабатывает проекты правовых актов Администрации г.Улан-Удэ, предложения по проектам муниципальных программ, местного бюджета и другим правовым актом по вопросам отнесенным к компетенции Комитета.
Согласно пункту 4.19 Положения осуществляет функции муниципального заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Республики Бурятия, законами Российской Федерации и Бурятии, Указами Президента Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Республики Бурятия (раздел 1 Положения).
При таком регулировании деятельности Комитета нельзя говорить о невозможности неисполнения Распоряжения Администрации.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Таким образом, для квалификации действий по части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить факт совмещения функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов или наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предотвращения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как следует из оспариваемого решения, нарушение Комитетом части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в наделении МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем заключения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 10.11.2012 №1 на реконструкцию детского сада №51 по средствам, выделенным из республиканского и местного бюджетов и предоставления автономному учреждению субсидии в размере 133 500 000 рублей, в результате которого автономное учреждение получило возможность осуществлять расходование бюджетных средств на выполнение работ, оказание услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Вместе с тем, суд считает, что в действиях Комитета отсутствует нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в силу следующего.
На основании положений частей 6, 7 статьи 4 Закона №174-ФЗ автономные учреждения вправе по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату.
Следовательно, в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции автономные учреждения относятся к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 10.11.2012 №1, заключенным Комитетом с МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида», условием предоставления целевой субсидии являлось соблюдение Учреждением условия использования целевой субсидии именно на реконструкцию детского сада №51 в п.Загорск г.Улан-Удэ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, услуг.
Из данных обстоятельств усматривается, что Комитет путем предоставления субсидии осуществил за счет бюджетных средств финансирование работ по реконструкции помещения, занимаемого (используемого) Учреждением, включенного в Республиканскую целевую программу «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы». В результате чего расходование бюджетных средств на выполнение работ, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, Учреждением осуществлено без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Данные действия Комитета, по мнению суда, квалифицируются по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, то есть как действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действиями Комитета Учреждение не было наделено какими-либо властными полномочиями (функциями) органа местного самоуправления, в том числе по созданию условий для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовании.
Следовательно, оспариваемое решение Бурятского УФАС России в части признания Комитета по образованию г. Улан-Удэ нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции является незаконным, поскольку для квалификации действий Комитета по указанной норме закона отсутствовали как фактические, так и правовые основания.
При таких обстоятельствах требования заявителя - Комитета по образованию г.Улан-Удэ подлежат частичному удовлетворению.
Пунктом 4.19 Положения о Комитете по образованию г.Улан-Удэ, утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 29 августа 2011 года №371, предусмотрено, что Комитет осуществляет функции муниципального заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
То обстоятельство, что соответствующее недвижимое имущество закреплено за МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида» на праве оперативного управления, при наличии у Комитета (как муниципального заказчика) обязанности по соблюдению процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, не имеет правового значения.
Администрация в своем распоряжении от 08.11.2012 №1505-р заказчиком определила только МАДОУ «Детский сад №51 г.Улан-Удэ комбинированного вида», то есть наделила хозяйствующий субъект функциями и правами органа местного самоуправления (Комитета), что является нарушением положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом у суда отсутствуют какие-либо основания считать, что в термин «заказчик», употребляемый в распоряжении от 08.11.2012 №1505-р, Администрация не вкладывала смысл, придаваемый указанному понятию в части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов.
Данное суждение, помимо прочего, обусловлено тем обстоятельством, что в указанном распоряжении иной заказчик (например, тот же Комитет) не определен.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования заявителя - Администрации г.Улан-Удэ следует отказать.
Судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы не распределяются, поскольку Комитет по образованию г.Улан-Удэ и Администрация как органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленного требования Администрации города Улан-Удэ отказать.
2. Заявленные требования муниципального учреждения «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24.11.2014 №04-34/5508 по делу №04-34/29-2014 в части признания муниципального учреждения «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» как не соответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.А.Логинова