ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7989/19 от 23.01.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

28 января 2020 года                                                                                    Дело № А10-7989/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении акционерного общества «Тивиком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи  14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 09.01.2020 №1-Д, диплом по специальности «Юриспруденция» от 10.06.2009;

ответчика: не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении в отсутствие);

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Тивиком» (далее – АО «Тивиком», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 11 декабря 2019 года  заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Указанное определение суда получено заявителем 17 декабря 2019 года заказным письмом №67000842874567, ответчиком – 17 декабря 2019 года заказным письмом №67000842874550.

11 декабря 2019 года рассмотрение заявления назначено по общим правилам административного производства. О времени и месте судебного заседания заявитель и ответчик извещены телефонограммами от 15 января 2020 года.

В судебном заседании, назначенном на 11 час. 00 мин. 16 января 2020 годы был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 23 января 2020 года. Ответчик извещен о перерыве в судебном заседании телефонограммой от 22 января 2020 года.

Представитель АО «Тивиком» в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

В обоснование заявленных требований Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия указано, что основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении АО «Тивиком» послужило осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в части несоблюдения программной концепции, в нарушение статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1025, лицензионных условий пункта 2 приложения №1 к лицензии от 18.10.2013 №24468. В ходе систематического наблюдения установлено, что в период с 00 часов 00 минут 21.10.2019 по 24 часов 00 минут 27.10.2019 в эфире телеканала «Тивиком» объем вещания программ информационного направления составил 47 часов 27 минут 57 секунд (30,1%, тогда как в соответствии с условиями лицензии 23%), объем вещания программ публицистического направления составил 21 час 31 минуту 23 секунды (13,7%, тогда как в соответствии с условиями лицензии 11%), объем вещания программ познавательно-развлекательного направления составил 88 часов 36 минут 10 секунд (56,2%, тогда как в соответствии с условиями лицензии 66%). В представленной Обществом справке анализа эфира указано, что передачи «За окном», «Метео-Бурятия» и «Анонсы» имеют познавательно-развлекательное направление вещания. Вместе с тем указанные передачи содержат материалы исключительно информационного характера, а именно прогноз погоды на ближайшие дни, следовательно, отнесение их к познавательно-развлекательному направлению является ошибочным. Передача «Анонсы» представляет собой аудиовизуальное произведение, состоящее из фрагментов других передач, фильмов, сериалов, сообщает зрителям о том, когда они смогут увидеть в эфире телеканала «Тивиком» соответствующее аудиовизуальное произведение. Со ссылкой на «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией ФИО2, «Толковый словарь русского языка» под редакцией ФИО3, ФИО4 представитель Управления указал на определение понятия «Анонс» и невозможность отнесения указанной передачи к познавательному, развлекательному контенту.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснил, что в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция телепрограммы обязана фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир. Предъявленный при составлении протокола об административном правонарушении журнал передач телеканала «Тивиком» не содержал подписи главного редактора, подтверждающей разрешение на выход в эфир в соответствии с требованиями закона, а также печати организации, в этой связи не был принят в качестве доказательства соблюдения программной концепции вещания. По доводу Общества об отсутствии критериев отнесения программ к определенному направлению (информационному, публицистическому, познавательно-развлекательному) представитель Управления указал на следующее.  Согласно Пояснениям Центрального аппарата Роскомнадзора, являющегося лицензирующим органом в сфере телерадиовещания, к заполнению бланка «Программная концепция вещания» или бланка «Сведения о программной направленности телеканала (радиоканала)», опубликованным в открытом доступе на официальном сайте Роскомназора, к специализированному направлению вещания относятся регулярные сообщения о текущих событиях, набор новостей и информационных материалов одной тематики (одного профиля), в том числе предвыборные передачи. К развлекательному направлению относятся: эстрадные и цирковые представления, концерты, ток-шоу, игры и конкурсы, показ телевизионных сериалов, музыкальные (передача музыкальных произведений, композиций и песен, концертов и программ о музыке, художественные (игровые) кинофильмы.

Также представитель пояснил, что при расчете процентного соотношения объемов вещания программ округление в сторону уменьшения или увеличения не имеет значения, поскольку даже при расчете на основании данных Общества имеется факт несоблюдения программной концепции.

В связи с установленным фактом совершенного правонарушения Управление просило привлечь Общество к административной ответственности.

Акционерным обществом «Тивиком» представлены письменные пояснения, в которых указано на наличие оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения. В частности указано, что критерии отнесения программ к определенному направлению (информационному, публицистическому, познавательно-развлекательному) действующим законодательством не определены и должностными лицами Управления не приведена единая методика расчета эфирного времени, не представлено разъяснений, каким образом производился расчет процентов, каким образом производилось округление и выводились процентные соотношения при наличии расхождений на десятые доли.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Акционерное общество «Тивиком» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.01.2017 за ОГРН <***>. Основным видом деятельности Общества является деятельность в области телевизионного вещания.

Деятельность в области телевизионного вещания АО «Тивиком» осуществляет на основании лицензии от 18.10.2013 серии ТВ №24468, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на наземное эфирное вещание. Срок действия лицензии – до 20 сентября 2025 года.

Согласно приложениям № 1 и № 2 к лицензии от 18.10.2013 серии ТВ №24468 общий объем вещания в неделю - 168 часов, наименование распространяемого средства массовой информации – «Тивиком», территория вещания – Республика Бурятия, вещание ежедневное и круглосуточное.

Процентное соотношение по направлениям вещания следующее:

1. информационное – 23 % (мировые, федеральные, региональные, локальные новости, актуальные интервью, пресс-обзоры, тематические программы, спортивные обозрения);

2. публицистическое – 11 % (документальные фильмы, телеочерки, тематические программы);

3. познавательно-развлекательное – 66 % (художественные фильмы, сериалы, образовательные и тематические программы, музыкальные концерты, юмор, сатира, детские передачи).

Должностными лицами Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия на основании плана деятельности в 2019 году, утверждённого приказом руководителя от 16.11.2017 № 205, в соответствии с заданием от 17.09.2019 №7394-04/03  проведена проверка  соблюдения лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания в отношении АО «Тивиком». Срок проведения систематического наблюдения установлен с 21.10.2019 по 08.11.2019 включительно.

По итогам проверки 8 ноября 2019 года составлен акт систематического наблюдения № А-03/04/69, справка о результатах систематического наблюдения по лицензии №24468, в которых зафиксировано несоблюдение программной направленности телеканала (л.д. 57-69).

Управлением в ходе систематического наблюдения установлено, что в период с 00 часов 00 минут 21.10.2019 по 24 часа 00 минут 27.10.2019 в эфире телеканала «Тивиком» присутствуют:

- программы информационного направления («Новости дня», «За окном», «Середина земли», «Метео-Бурятия», «Обзор Российской газеты», «На дорогах, «Радар спорт», «Лига чемпионов», «JargalDeFacto» анонсы), объем вещания которых составил 47 часов 27 минут 57 секунд (30,1 %);

- программы публицистического направления («Буддийская среда», «Тайны разведки», «1918. Караул устал», «Блеск и слава Древнего Рима», «Тайны ожившей истории», «Пути сострадания», «ФИО5 первый из первых», «Рыбалка в Сибири», «Без обмана», «Десять месяцев, которые потрясли мир», «Хроника Восточной Сибири», «Вспомнить все», «Нацисты и Тибет. Разоблачение легенды», «Вулкан», «Россия. Связь времен»), объем вещания которых составил 21 час 31 минуту 23 секунды (13,7 %);

- программы познавательно-развлекательного направления («Штрих-код», «Тухэриг», художественный фильм «Обитаемый остров», сериал «Такая работа», «Бон Аппетит», «Во саду ли, в огороде», «Тут», «Школьное телевидение», сериал «Страна 03», сериал «Метод Фрейда», художественный фильм «Любовь с риском для жизни», «Масскульт», «ФИО6 времени из Италии», «Красавица для чудовища», «Дело особой важности», передача «На пару дней», «ФИО7 про жизнь и про любовь», фильм «Суперстар», фильм «Обитаемый остров. Схватка», сериал «Уланская баллада», фильм «Лекарство от страха», фильм «Прощаться не будем», фильм «Паранормальное», фильм «Возвращение в Бургундию»), объем вещания которых составил 88 часов 36 минут 10 секунд (56,2 %).

Уведомлением от 18 ноября 2019 года АО «Тивиком» извещено о необходимости явки в Управление в 16 час. 30 мин. 19 ноября 2019 года для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление вручено представителю Общества 18 ноября 2019 года (л.д. 16).

19 ноября 2019 года ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия в отношении АО «Тивиком» составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором выявленные нарушения квалифицированы как осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Протокол составлен в присутствии представителя Общества ФИО8, действующей на основании доверенности от 03.07.2019 №2/2019 (л.д. 11-15).

Составленный Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия в отношении АО «Тивиком» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

В части 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, протоколы об административных правонарушениях,  предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

На основании пунктов 5.1.1.1, 5.1.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, указанный орган осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом. Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2 КоАП РФ, не нарушен.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объект данного правонарушения – общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъект правонарушения – АО «Тивиком», на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность соблюдения лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 37 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания подлежит лицензированию.

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:

1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;

3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

4) территория распространения телеканала или радиоканала;

5) объем вещания (в часах);

6) дата начала вещания;

7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;

8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;

9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:

1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;

3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 во исполнение Федерального закона № 99-ФЗ и Закона Российской Федерации  от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее – Положение о лицензировании). 

Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются соблюдение объемов вещания СМИ, соблюдение программной направленности СМИ.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о средствах массовой информации телевизионное вещание, радиовещание осуществляется вещателем на основании лицензии на вещание.

Согласно статье 34 Закона о средствах массовой информации в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники. Сроки хранения:

материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;

регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.

Согласно представленным материалам, АО «Тивиком» имеет лицензию серии ТВ № 24468 от 18 октября 2013 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на осуществление деятельности по телевизионному вещанию телеканала.

Лицензионные требования при осуществлении радиовещания по лицензии серии ТВ № 24468 от 18 октября 2013 года указаны в приложениях №№1, 2 и являются ее неотъемлемой частью.

Согласно лицензии ТВ № 24468 от 18 октября 2013 года вещание должно осуществляться с соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с условиями осуществления вещания.

Условия осуществления вещания определены приложениями №№1,2 к лицензии  ТВ № 24468 от 18 октября 2013 года, а именно:

1) общий объем вещания в неделю - 168 часов,

2) наименование распространяемого средства массовой информации – «Тивиком»,

3) программная концепция вещания СМИ «Тивиком»:

1. информационное – 23 % (мировые, федеральные, региональные, локальные новости, актуальные интервью, пресс-обзоры, тематические программы, спортивные обозрения);

2. публицистическое – 11 % (документальные фильмы, телеочерки, тематические программы);

3. познавательно-развлекательное – 66 % (художественные фильмы, сериалы, образовательные и тематические программы, музыкальные концерты, юмор, сатира, детские передачи).

4) территория вещания: Республика Бурятия, вещание ежедневное и круглосуточное.

В ходе систематического наблюдения установлено, что в период с 00 часов 00 минут 21.10.2019 по 24 часа 00 минут 27.10.2019 в эфире телеканала «Тивиком» присутствуют:

- программы информационного направления («Новости дня», «За окном», «Середина земли», «Метео-Бурятия», «Обзор Российской газеты», «На дорогах, «Радар спорт», «Лига чемпионов», «JargalDeFacto» анонсы), объем вещания которых составил 47 часов 27 минут 57 секунд (30,1 %);

- программы публицистического направления («Буддийская среда», «Тайны разведки», «1918. Караул устал», «Блеск и слава Древнего Рима», «Тайны ожившей истории», «Пути сострадания», «ФИО5 первый из первых», «Рыбалка в Сибири», «Без обмана», «Десять месяцев, которые потрясли мир», «Хроника Восточной Сибири», «Вспомнить все», «Нацисты и Тибет. Разоблачение легенды», «Вулкан», «Россия. Связь времен»), объем вещания которых составил 21 час 31 минуту 23 секунды (13,7 %);

- программы познавательно-развлекательного направления («Штрих-код», «Тухэриг», художественный фильм «Обитаемый остров», сериал «Такая работа», «Бон Аппетит», «Во саду ли, в огороде», «Тут», «Школьное телевидение», сериал «Страна 03», сериал «Метод Фрейда», художественный фильм «Любовь с риском для жизни», «Масскульт», «ФИО6 времени из Италии», «Красавица для чудовища», «Дело особой важности», передача «На пару дней», «ФИО7 про жизнь и про любовь», фильм «Суперстар», фильм «Обитаемый остров.Схватка», сериал «Уланская баллада», фильм «Лекарство от страха», фильм «Прощаться не будем», фильм «Паранормальное», фильм «Возвращение в Бургундию»), объем вещания которых составил 88 часов 36 минут 10 секунд (56,2 %).

Факт указанного нарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 19.11.2019 № АП-03/04/855, актом систематического наблюдения № А-03/04/69, справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии №24468, записями эфиров на CD-диске.

Таким образом, АО «Тивиком» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией серии ТВ №24468.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности в связи с тем, что критерии отнесения программ к определенному направлению действующим законодательством не определены, суд отклоняет как необоснованные.

Представитель заявителя в судебном заседании представил Пояснения к заполнению бланка «Программная концепция вещания» или бланка «Сведения о программной направленности телеканала (радиоканала)» (далее – Пояснения), опубликованные в открытом доступе на официальном сайте Роскомназора.

Так, в соответствии с Пояснениями выделены основные тематические направления вещания: информационное, культурно-просветительское, детское, спортивное, развлекательное.

К информационному направлению вещания относятся:

- специализированное информационное - регулярные сообщения о текущих событиях, набор новостей и информационных материалов одной тематики (одного профиля), в том числе предвыборные передачи;

- информационно-аналитическое – периодическое комментирование событий и новостей, имеющих важное значение для аудитории, формирующее общественное мнение;

- публицистическое – произведение журналистики, ставящее перед аудиторией социальные и общественно-значимые проблемы самой широкой тематики и призывающие к их решению.

К развлекательному направлению вещание относятся:

- эстрадные и цирковые представления, концерты, ток-шоу, игры и конкурсы, показ телевизионных сериалов, эротических программ;

- музыкальные - передача музыкальных произведений, композиций и песен, концертов и программ о музыке;

- художественные (игровые) кинофильмы – показ игровых художественных телевизионных и кинофильмов.

Таким образом, Общество, осуществляющее деятельность в области телевизионного вещания на основании лицензии от 18.10.2013 серии ТВ №24468, располагало информацией о том, к какому направлению вещания относятся те или иные программы.

В этой связи, указание Обществом в справке анализа эфира что передачи «За окном», «Метео-Бурятия» и «Анонсы» имеют познавательно-развлекательное направление вещания, суд считает неверным.

Передачи «За окном», «Метео-Бурятия» содержат материалы исключительно информационного характера. Анализ передачи «Метео-Бурятия» выявил, что основной целью данного аудиовизуального произведения является информирование зрителей о прогнозе погоды на ближайшие дни. Познавательного, развлекательного контента данная передача не содержит.

Передача «За окном» представляет собой аудиовизуальное произведение, состоящее из периодически меняющейся заставки с прогнозом погоды на ближайшие дни с музыкальным сопровождением. Средняя продолжительность передачи «За окном» составляет 1 минуту 50 секунд. Информация, представленная на заставке, озвучивается. Кроме того, в конце в течение 15 секунд (15% от общей продолжительности передачи) озвучивается максимальная и минимальная температура на конкретный день за всю историю наблюдений.

Таким образом, передачи «За окном», «Метео-Бурятия» транслируют информацию о прогнозе погоды на ближайшие дни, следовательно, отнесение их к познавательно-развлекательному направлению является ошибочным.

Кроме того, представитель заявителя указал, что передача «Анонсы» представляет собой аудиовизуальное произведение, состоящее из фрагментов других передач, фильмов, сериалов, сообщает зрителям о том, когда они смогут увидеть в эфире телеканала «Тивиком» соответствующее аудиовизуальное произведение. Со ссылкой на «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией ФИО2, (в котором «Анонс» - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах и т.п.), «Толковый словарь русского языка» под редакцией ФИО3, ФИО4 (в котором «Анонс – предварительное объявление (о спектакле, концерте, каком-нибудь зрелище)») представитель указал на невозможность отнесения указанной передачи к познавательному, развлекательному контенту.

Суд считает верными доводы представителя заявителя, поскольку исходя из содержания транслируемой информации передачи «За окном», «Метео-Бурятия» и «Анонсы» не могут быть отнесены к познавательно-развлекательным.

В ходе систематического наблюдения установлено, что в период с 00 часов 00 минут 21.10.2019 по 24 часов 00 минут 27.10.2019 в эфире телеканала «Тивиком» объем вещания программ информационного направления составил 47 часов 27 минут 57 секунд (30,1 %, тогда как в соответствии с условиями лицензии 23%), объем вещания программ публицистического направления составил 21 час 31 минуту 23 секунды (13,7 %, тогда как в соответствии с условиями лицензии 11 %), объем вещания программ познавательно-развлекательного направления составил 88 часов 36 минут 10 секунд (56,2 %, тогда как в соответствии с условиями лицензии 66 %).

Таким образом, при математическом подсчете процентного соотношения программ вещания с применением правил округления, изменение показателей в большую или меньшую сторону на одну единицу не имеет значение с учетом выявленного несоответствия программной направленности вещания  требованиям, установленным в лицензии серии ТВ № 24468.

Представленное в материалы дела постановление мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 20 декабря 2019 года по делу №5-902/19-2, которым прекращено производство по делу в отношении генерального директора Общества за отсутствием состава правонарушения, не принимается судом, поскольку не вступило в законную силу на дату принятия решения по настоящему делу.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает доказанным факт нарушения ответчиком условий предусмотренных лицензией, а именно несоблюдение требований о программной направленности вещания.

Оценив приведённые заявителем доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то есть совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 16.1 указанного постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ответчика реальной и своевременной возможности соблюдать требования указанного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

В силу осуществления лицензируемого вида деятельности на АО «Тивиком» возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.

Поскольку в материалы дела Обществом не представлены доказательства того,  что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, то в действиях Общества содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны лицензиата надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным требованиям.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, Общество не приняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

Суд приходит к выводу о том, что административный орган доказал наличие вины ответчика в совершении вменяемого правонарушения.

Оценивая выше установленные фактические обстоятельства, правовое регулирование спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что в действиях Общества имеются все квалифицирующие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении в отношении АО «Тивиком» к административной ответственности, нарушений со стороны Управления при этом не выявлено.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного ответчиком административного правонарушения, при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлены.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность суд учитывает то, что ответчик ранее к административной ответственности не привлекался.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что АО «Тивиком» совершено административное правонарушение впервые (иное административным органом не указано), также, учитывая  существо совершенного Обществом  правонарушения, принцип соразмерности и справедливости наказания, характер совершенного административного правонарушения, суд считает возможным применить в качестве меры административной ответственности минимальную санкцию, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь акционерное общество «Тивиком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи  14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                           А.ФИО9