ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-933/14 от 06.08.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело № А10-933/2014

13 августа 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 13 августа 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Муравьевой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хоргатхановой Н.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству образования и науки Республики Бурятия

о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 248 400 рублей, о взыскании с Министерства финансов Республики Бурятия 41 400 рублей

при участии в заседании:

от истца: Груздев В.В., представитель по доверенности № 694 от 28.02.2014

от ответчиков:

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Клишина С.Г., представитель по доверенности № 01-10-08/105 от 24.12.2013

от Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия: Вторушина Ю.С., представитель по доверенности № 01-01-12/09 от 05.02.2014

от Министерства регионального развития Российской Федерации: не явился, извещен посредством почтовой связи

от Министерства образования и науки Республики Бурятия: не явился, извещен посредством почтовой связи

Суд установил:

Администрация Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия за счет средств казны Российской Федерации расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 256 680 рублей, о взыскании с Министерства финансов Республики Бурятия в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия за счет средств казны Республики Бурятия расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 37 260 рублей.

До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия за счет средств казны Российской Федерации расходы, связанные с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 248 400 рублей из расчета ((72 кв.м. * 23 500)*30)/100 – ((72 кв.м. * 12 000)*30)/100, а также взыскать с Министерства финансов Республики Бурятия за счет средств казны Республики Бурятия расходы, связанные с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 41 400 рублей из расчета ((72 кв.м. * 23 500)*5)/100 – ((72 кв.м. * 12 000)*5)/100.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований судом принято.

Определением от 06.06.2014 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Бурятия.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Хахаловой Л.В. - участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» было подано исковое заявление в Северобайкальский городской суд Республики Бурятия к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о взыскании недоплаты по жилищной субсидии.

Обращаясь в суд, Хахалова Л.В. указала на то, что норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья (12 000 рублей), с учетом которого произведен расчет размера субсидии, Администрацией занижен и должен составлять 23 500 рублей.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12.11.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27.01.2014, исковые требования были удовлетворены. С Администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу Хахаловой Л.В. взыскана жилищная субсидия в размере 331 200 рублей.

Истец указал на то, что в соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

По мнению истца, увеличение решением суда размера социальной выплаты, подлежащего выплате Хахаловой Л.В., автоматически приводит к увеличению долговых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы. Вопреки этому недостающая сумма социальной выплаты была взыскана только за счет бюджета МО «Северо-Байкальский район», без привлечения к участию в деле Российской Федерации и Республики Бурятия, как публичных образований, бюджетные средства которых должны направляться на реализацию подпрограммы. Выплаченные истцом денежные средства в сумме 248 400 рублей за федеральный бюджет и 41 400 рублей за республиканский бюджет являются неосновательным обогащением и подлежат возврату по правилам части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации – исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений указал на то, что на дату предоставления субсидии семье Хахаловых порядок предоставления субсидий регламентировался Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия № 310 от 02.10.2006. Согласно указанному Положению субсидии для компенсации части стоимости строительства или приобретения жилья молодым специалистам – участникам подпрограммы выделяются на безвозвратной основе за счет средств республиканского бюджета. Довод истца о том, что убытки должны быть взысканы также из федерального бюджета, не обоснован, Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.

Ответчик указал на то, что постановлением Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы, равная 12 000 рублей. При этом в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 и приказа Минрегионразвития Российской Федерации № 603 от 13.05.2006 средняя рыночная стоимость жилого помещения по Республике Бурятия, исходя из стоимости 1 кв.м., составляла 23 500 рублей. Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия постановление Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 признано незаконным. Следовательно, ответственность за занижение размера субсидий должна быть возложена только на муниципальное образование.

По мнению ответчика, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности действий (бездействия) Министерства финансов Российской Федерации, о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и понесенными истцом убытками.

Ответчик - Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия - исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений указал на то, в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285, норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 установлено, что постановление МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятии на 2003-2010 годы», проживающих на территории МО «Северо-Байкальский район» принято без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия от 19.06.2001№ 91. Также постановление принято с учетом решений Совета депутатов поселений района, которые на момент принятия средней стоимости по району были отменены на основании протеста прокурора, в силу чего постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

По мнению ответчика, из представленных истцом документов не усматривается наличие виновных противоправных действий Министерства финансов Республики Бурятия, а также отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика и понесенными истцом убытками.

Ответчик полагает, что настоящий иск предъявлен к Министерству финансов Республики Бурятия необоснованно, в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит признать Министерство финансов Республики Бурятия ненадлежащим ответчиком, а в случае невозможности применения положений указанной статьи – отказать в удовлетворении иска в отношении Министерства финансов Республики Бурятия.

Министерство образования и науки Республики Бурятия в отзыве на исковое заявление ссылается на необоснованность требований истца.

От ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации отзыв на исковое заявление в суд не поступил.

Выслушав участников процесса, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Из материалов дела усматривается, что 11.09.2012 Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было вынесено решение по иску Тяжковой Анны Геннадьевны к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании постановления № 76 от 18.03.2010 незаконным, о понуждении произвести перерасчет субсидии, о взыскании недополученной суммы субсидии.

В ходе рассмотрения дела Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было установлено, что Тяжковой А.Г., проживающей в п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, как участнику подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, была предоставлена субсидия для приобретения жилья в размере 259 200 рублей, из расчета субсидии на основании постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010, которым утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. проживающим на территории муниципального образования в размере 12 000 рублей.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район» было принято Администрацией МО «Северо-Байкальский район» без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия от 19.06.2007 № 91. Суд сослался на то, что названное постановление принято с учетом решений Совета депутатов поселений района, которые на момент принятия средней стоимости по району уже были отменены на основании протеста прокурора. С учетом изложенного, суд решил, что постановление Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 не соответствует требованиям действующего законодательства.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы всеми поселениями Северо-Байкальского района была пересмотрена, приняты решения о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, согласно которым стоимость 1 кв.м. по Республике Бурятия составила 23 500 рублей.

Принимая во внимание, что Тяжкова А.Г. имела право на получение субсидии согласно стоимости 1 кв.м. по Республике Бурятия в размере 23 500 рублей, а получила субсидию исходя из неправомерно принятой Администрацией МО «Северо-Байкальский район» стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения 12 000 рублей, Северобайкальский городской суд Республики Бурятия удовлетворил заявленные требования.

Также Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было рассмотрено дело № 2-1296/13 по иску Хахаловой Людмилы Васильевны к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о взыскании недоплаты по жилищной субсидии в размере 331 200 рублей. Решением от 12.11.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27.01.2014, исковые требования Хахаловой Л.В. были удовлетворены. С Администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу Хахаловой Л.В. взыскана жилищная субсидия в размере 331 200 рублей.

Из содержания судебных актов следует, что в 2010 году одним из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы явилась семья Хахаловых: Хахалов Евгений Викторович, Хахалова Людмила Васильевна и несовершеннолетние Хахалов И.Е. и Хахалов Д.Е. В соответствии с условиями указанных подпрограмм семье Хахаловых была предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилья в сумме 345 600 рублей.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что расчет размера субсидии, предоставленной семье Хахаловых, был произведен на основании постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район». Указанным постановлением была утверждена рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сумме 12 000 рублей.

Суд сослался на то, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 по делу по иску Тяжковой А.Г. к Администрации МО «Северо-Байкальский район» постановление № 76 от 18.03.2010 было признано незаконным. Решение вступило в законную силу 12.11.2012.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы была поселением п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района пересмотрена и принято решение о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, согласно которым стоимость 1 кв.м. по Республике Бурятия составила 23 500 рублей, Северобайкальский городской суд Республики Бурятия пришел к выводу об удовлетворении заявленных Хахаловой Л.В. требований.

Полагая, что необходимость исполнения указанного решения суда повлечет за собой несение МО «Северо-Байкальский район» дополнительных расходов, Администрация МО «Северо-Байкальский район» обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации указанных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в состав программы вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Основной целью подпрограммы явилось создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 № 84 «О республиканских целевых программах» Правительством Республики Бурятия 30.07.2003 было принято постановление № 243, которым утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы. Целью указанной республиканской целевой программы явилось комплексное решение вопросов устойчивого развития и функционирования жилищной сферы, обеспечивающее доступность для широкого круга граждан жилья, отвечающего условиям безопасности и комфортного проживания.

В состав республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы вошла подпрограмма «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия».

Согласно разделу 9.2 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243, главной целью указанной подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, молодых специалистов, многодетных семей, граждан - работников бюджетных организаций, граждан, приобретающих жилье по системе ипотечного жилищного кредитования. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального, республиканского и местных бюджетов для предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья.

Разделами 9.5, 9.6 постановления Правительства Республики Бурятия были предусмотрены механизм реализации утвержденной подпрограммы, механизм взаимоотношений государственного заказчика подпрограммы с её исполнителями.

02.10.2006 Правительством Республики Бурятия было принято постановление № 310 «Об утверждении положений о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы». Данное постановление определило порядок предоставления субсидии молодым семьям, размеры субсидии, порядок формирования списков молодых семей и перечисления денежных средств, утвердило формы необходимых документов для предоставления субсидии.

В соответствии с разделом II Положения в 2010 году размер субсидии формировался из средств:

- федерального бюджета в объеме 30 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья;

- республиканского бюджета в объеме 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более;

- местных бюджетов в объеме не менее 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Согласно указанному постановлению, в обязанности Администрации МО «Северо-Байкальский район» входило: прием и регистрация заявлений от молодых семей на участие в подпрограмме, рассмотрение документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме, подготовка районного списка семей, претендующих на участие в подпрограмме, расчет размеров субсидий по каждой семье, желающей стать участником подпрограммы.

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Бурятия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение требований подпрограммы Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были подготовлены необходимые документы для предоставления в 2010 году молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья, принято постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район».

Судебными актами Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012, от 12.11.2013 по искам Тяжковой А.Г. и Хахаловой Л.В. была установлена незаконность принятого истцом постановления № 76 от 18.03.2010. Суд обязал Администрацию МО «Северо-Байкальский район» произвести перерасчет сумм выданных субсидий, выплатить указанным лицам недоплаченные суммы жилищных субсидий.

Во исполнение принятого судебного акта Администрация МО «Северо-Байкальский район» по платежному поручению № 408625 от 07.05.2014 после подачи иска в арбитражный суд перечислила Хахаловой Л.В. 331 200 рублей.

Истец полагает, что увеличение решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия размера субсидии, подлежащей выплате Хахаловой Л.В., автоматически должно привести к увеличению долговых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы. Вместе с тем недостающая сумма субсидии была взыскана только за счет бюджета МО «Северо-Байкальский район».

Определением от 13.05.2014 суд предлагал истцу представить правовое обоснование заявленных требований. Изначально Администрация МО «Северо-Байкальский район» обозначила требование как убытки (л.д.73). Заявлением от 05.06.2014 (л.д. 101) истец уточнил свои требования и обозначил расходы как неосновательное обогащение ответчиков.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная норма предполагает неосновательное обогащение одного лица за счет другого (пострадавшего) при отсутствии обязательственных правоотношений между участниками.

В предмет доказывания по делу входят факты приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие законных оснований в пользовании имуществом и размер неосновательного обогащения ответчика за счет истца.

Удовлетворение иска возможно при доказанности истцом совокупности указанных фактов.

Суд считает утверждения истца о необходимости взыскания с ответчиков неосновательного обогащения необоснованными, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно положениям подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, ответственность за определение стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии была возложена на орган местного самоуправления.

Принимая постановление № 76 от 18.03.2010, Администрация МО «Северо-Байкальский район» вопреки требованиям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, неправильно определила стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Незаконность действий Администрации МО «Северо-Байкальский район» подтверждена вступившими в законную силу судебными актами Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012, от 12.11.2013 по искам Тяжковой А.Г. и Хахаловой Л.В.

При рассмотрении указанных дел ни Российская Федерация, ни Республика Бурятия к участию в процесс Северобайкальским городским судом Республики Бурятия не привлекались.

В апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 27.01.2014 указано на то, что причинение Хахаловой Л.В вреда в виде убытков находится в прямой причинно-следственной связи с действиями муниципального образования в связи с незаконным установлением размера стоимости одного квадратного метра жилья общей площади в размере 12 000 рублей, принятием постановления № 76 от 18.03.2010, установившим такой размер стоимости. Правовых оснований для вывода о причинении Хахаловой Л.В. убытков действиями иных лиц, для возложения на них обязанности по его возмещению, у суда не имелось.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что ситуация, связанная с обращением граждан Тяжковой и Хахаловой с исками в суд общей юрисдикции, возникла по причине неправомерности утверждения Администрацией МО «Северо-Байкальский район» норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Вины Российской Федерации, Республики Бурятия, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Бурятия судом в данном случае не усматривается, истцом вина ответчиков документально не подтверждается.

Российская Федерация. Республика Бурятия свои обязательства по финансированию в рамках утвержденной программы выполнили в полном объеме, в установленные сроки.

В настоящее время республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока. Механизм реализации программы и порядок перечисления субсидий со стороны государственного заказчика и исполнителя подпрограммы были соблюдены. Постановления Правительства Республики Бурятия № 243 от 30.07.2003, № 310 от 02.10.2006 не предусматривают механизма перерасчета субсидии в случае неправильного определения Администрацией её размера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что увеличение размера субсидии, подлежащей выплате Хахаловой Л.В., возникло исключительно в результате неправомерных действий Администрации МО «Северо-Байкальский район», связанных с неверным определением норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы права истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) Российской Федерации и Республики Бурятия вины в сложившейся ситуации, не доказан факт приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков денежных средств за счет Администрации МО «Северо-Байкальский район».

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчиков неосновательного обогащения является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия отказать.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Е.Г. Муравьева