ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-934/14 от 07.08.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело № А10-934/2014

14 августа 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Филипповой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуевой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532) к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Министерства регионального развития Российской Федерации (ОГРН 1047796791459, ИНН 7707530333), Республике Бурятия в лице Министерства Финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) Министерства образования и науки Республики Бурятия (ОГРН 1020300973010, ИНН 0323057290) о взыскании 523 950 руб.,

при участии в заседании:

от истца – не явились, извещен;

от ответчиков:

от Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации – Клишина С.Г., представитель по доверенности от 10.01.2013;

от Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации – не явились, извещен;

от Республики Бурятия в лице Министерства Финансов Республики Бурятия – Вторушина Ю.С., представитель по доверенности № 01-01-12/09 от 05.02.2014;

от Республики Бурятия в лице Министерства образования и науки Республики Бурятия – не явились, извещен,

Суд установил:

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия 464 070 руб. и Министерства финансов Республики Бурятия в лице Управления Федерального в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия 67 365 руб.-суммы субсидии.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Коротеевой Е.О., Коротеевым П.В. - участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» было подано исковое заявление в Северобайкальский городской суд Республики Бурятия к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении произвести перерасчет суммы субсидии, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Обращаясь в суд, Коротеева Е.О., Коротеев П.В. указали, что норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья (12 000 руб.), с учетом которого произведен расчет размера субсидии, Администрацией занижен и должен составлять 23 500 рублей. Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12.11.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27.01.2014, исковые требования были удовлетворены. С Администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу Коротеевой Е.О., Коротеева П.В. взыскана жилищная субсидия в размере 331 200 рублей.

Истец указал на то, что в соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы. Увеличение решением суда размера социальной выплаты, подлежащего выплате Коротеевой Е.О., Коротееву П.В. автоматически приводит к увеличению долговых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы. Вопреки этому недостающая сумма социальной выплаты была взыскана только за счет бюджета МО «Северо-Байкальский район», без привлечения к участию в деле Российской Федерации и Республики Бурятия, как публичных образований, бюджетные средства которых должны направляться на реализацию подпрограммы. Подлежащие выплате истцом денежные средства в сумме 464 070 руб. за федеральный бюджет и 67 365 руб. за республиканский бюджет в силу ст. 321 Гражданского кодекса Российской Федерации должны возмещены Администрации их федерального и республиканского бюджетов в указанной сумме.

Дополнением к исковому заявлению от 23.05.2014 истец дал пояснения по обстоятельствам дела и привел правовое обоснование заявленных требований, сославшись на ст. 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации, квалифицировав требования к ответчикам как неосновательное обогащение, а также сослался на ст. 132-133 Конституции РФ, 31, 86 Бюджетного кодекса РФ.

Также в дополнении истец увеличил размер взыскиваемых сумм, просил взыскать с Министерства финансов РФ в лице управления федерального казначейства по РБ 449 100 руб., а также Министерства финансов Республики Бурятия 74 850 руб., представил расчеты.

Дополнением от 16.06.2014 истец обосновал порядок формирования субсидий, а также порядке выдачи и распределения субсидий, мероприятиях, проведенных в связи с выдачей и получением субсидий.

Увеличение размера заявленных требований и дополнения к доводам иска судом приняты по правилам ст. 49 АПК РФ.

Истец в судебное заседание не явился.

Определением от 03.04.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Республики Бурятия.

Определением от 16.06.2014 с согласия истца суд привлек в качестве ответчиков Российскую федерацию в лице Министерства регионального развития РФ, а также Республику Бурятия в лице Министерства образования и науки Республики Бурятии и исключил последнюю из состава третьих лиц.

Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации – исковые требования не признал, представил письменный отзыв, согласно которому указал, что истец не доказал незаконность действий ответчика, причинно – следственную связь между действиями ответчика и убытками истца. Финансирование было осуществлено в предусмотренных подпрограммой объемах. Норматив стоимости одного квадратного метра жилья устанавливается органом местного самоуправления. Ответчик считает, что ответчтвенность за занижение размера субсидий, связанного с занижением норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты должна быть возложена только на муниципальное образование. В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что на Министерство финансов РФ не могут быть возложены правовые последствия незаконно принятого МО «Северобайкальский район» нормативного акта.

В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва поддержала.

Ответчик - Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия исковые требования не признал, представил письменный отзыв.

В обоснование возражений ответчик указал, что истцом не доказаны все элементы деликтной ответственности. Из представленных документов не усматривается наличие виновных действий Министерства финансов Республики Бурятия, а также отсутствует причинно-следственная связь. Напротив, решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 установлено, что постановление МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятии на 2003-2010 годы», проживающих на территории МО «Северо-Байкальский район» является незаконным, поскольку принято без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета. Также постановление принято с учетом решений Совета депутатов поселений района, которые на момент принятия средней стоимости по району были отменены на основании протеста прокурора, в силу чего постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

Ответчик полагает, что настоящий иск предъявлен к Министерству финансов Республики Бурятия необоснованно, просит признать его ненадлежащим ответчиком, а в случае невозможности применения положений указанной статьи – отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель доводы отзыва поддержал.

От ответчиков Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Бурятия представители в суд не явились. Ответчика направили письменные отзывы следующего содержания.

Минрегион России указал, что не является государственным заказчиком подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 годы. В полномочия Минрегиона не входит полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, в том числе по обеспечению жилыми помещениями. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, функции государственного заказчика федеральных целевых программ осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Считает, что Минрегион России является ненадлежащим ответчиком.

Министерство образования и науки Республики Бурятия в письменном отзыве иск не признало, указало, что Министерством строительства, архитектуры и жкх РБ была утверждена методика определения средней стоимости одного квадратного метра для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений гражданам в размере 23 500 руб. Администрация МО «Северобайкальский район» в нарушение норм законодательства приняла постановление от 18.03.2010 №76 об утверждении стоимости одного квадратного метра в размере 12 000 руб. данный факт послужил основанием для обращения молодых семей, получивших социальную выплату в соответствии с неправомерно принятым постановлением, в районный суд за перерасчетом суммы выданной субсидии. Ответственность за принятие нормативного акта, не соответствующего законодательству, по мнению ответчика возлагается на Администрацию МО «северобайкальский район». Обязательства Российской Федерации и Республики Бурятия по условиям софинансирования программы были полностью выполнены.

Выслушав представителей ответчиков, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации указанных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в состав указанной федеральной программы вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Основной целью подпрограммы явилось создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 № 84 «О республиканских целевых программах» Правительством Республики Бурятия 30.07.2003 было принято постановление № 243, которым утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы. Целью указанной республиканской целевой программы явилось комплексное решение вопросов устойчивого развития и функционирования жилищной сферы, обеспечивающее доступность для широкого круга граждан жилья, отвечающего условиям безопасности и комфортного проживания.

В состав республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы вошла подпрограмма «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия».

Согласно разделу 9.2 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243, главной целью указанной подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, молодых специалистов, многодетных семей, граждан - работников бюджетных организаций, граждан, приобретающих жилье по системе ипотечного жилищного кредитования. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального, республиканского и местных бюджетов для предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья.

Разделами 9.5, 9.6 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 №243 были предусмотрены механизм реализации утвержденной подпрограммы и механизм взаимоотношений государственного заказчика подпрограммы с её исполнителями.

02.10.2006 Правительством Республики Бурятия было принято постановление № 310 «Об утверждении положений о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы». Данное постановление определило порядок предоставления субсидии молодым семьям, размеры субсидии, порядок формирования списков молодых семей и перечисления денежных средств, утвердило формы необходимых документов для предоставления субсидии.

В соответствии с разделом II Положения в 2010 году размер субсидии формировался из средств:

- федерального бюджета в объеме 30 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья;

- республиканского бюджета в объеме 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более;

- местных бюджетов в объеме не менее 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Согласно указанному постановлению, в обязанности Администрации МО «Северо-Байкальский район» входило: прием и регистрация заявлений от молодых семей на участие в подпрограмме, рассмотрение документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме, подготовка районного списка семей, претендующих на участие в подпрограмме, расчет размеров субсидий по каждой семье, желающей стать участником подпрограммы.

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Бурятия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом истец был наделен компетенцией по определению размера субсидии, подлежащей выплате молодой семье, участнику подпрограммы.

Во исполнение требований подпрограммы Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были подготовлены необходимые документы для предоставления в 2010 году молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья, принято постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район».

Из материалов дела усматривается, что 11.09.2012 Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было вынесено решение по иску Тяжковой Анны Геннадьевны к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании постановления № 76 от 18.03.2010 незаконным, о понуждении произвести перерасчет субсидии, о взыскании недополученной суммы субсидии.

В ходе рассмотрения дела Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было установлено, что Тяжковой А.Г., проживающей в п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, как участнику подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, была предоставлена субсидия для приобретения жилья в размере 259 200 рублей, из расчета субсидии на основании постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010, которым утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. проживающим на территории муниципального образования в размере 12 000 рублей.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район» было принято Администрацией МО «Северо-Байкальский район» без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия от 19.06.2007 № 91. Также названное постановление принято с учетом решений Совета депутатов поселений района, которые на момент принятия средней стоимости по району уже были отменены на основании протеста прокурора. С учетом изложенного, суд решил, что постановление Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 не соответствует требованиям действующего законодательства.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы всеми поселениями Северо-Байкальского района была пересмотрена, приняты решения о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, согласно которым стоимость 1 кв.м. по Республике Бурятия составила 23 500 рублей.

Принимая во внимание, что Тяжкова А.Г. имела право на получение субсидии согласно стоимости 1 кв.м. по Республике Бурятия в размере 23 500 рублей, а получила субсидию исходя из неправомерно принятой Администрацией МО «Северо-Байкальский район» стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения 12 000 рублей, Северобайкальский городской суд Республики Бурятия удовлетворил заявленные требования.

Также Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было рассмотрено дело по иску Коротеевой Е.О., Коротеева П.В. к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о взыскании недоплаты по жилищной субсидии в размере 598 800 рублей. Решением от 18.11.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27.01.2014, исковые требования Коротеевой Е.О. и Коротеева П.В. были удовлетворены. С Администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу Коротеевых взыскана жилищная субсидия в размере 598 800 руб.

Из содержания судебных актов следует, что в 2010 году одним из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы явилась семья Коротеевых, состоящая из 5 человек.

В соответствии с условиями указанных подпрограмм семье Коротеевых была предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилья в сумме 247 200 рублей.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что расчет размера субсидии предоставленной семье Коротеевых был произведен на основании постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район». Указанным постановлением была утверждена рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сумме 12 000 рублей.

Суд установил, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 по делу по иску Тяжковой А.Г. к Администрации МО «Северо-Байкальский район» постановление № 76 от 18.03.2010 было признано незаконным. Решение вступило в законную силу 12.11.2012.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы была поселением п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района пересмотрена и принято решение о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, согласно которым стоимость 1 кв.м. по Республике Бурятия составила 23 500 рублей, Северобайкальский городской суд Республики Бурятия пришел к выводу об удовлетворении заявленных Коротеевыми требований.

Во исполнение принятого судебного акта после подачи в суд настоящего иска Администрация МО «Северо-Байкальский район» по платежному поручению № 436944 от 13.05.2014 перечислила Коротееву П.В. 299 400 руб. и Коротеевой Е.О. – 299400 руб. по платежному поручению 436945.

Истец полагает, что увеличение решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия размера субсидии, выплаченных Коротеевым автоматически должно привести к увеличению долговых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы. Вместе с тем недостающая сумма субсидии была взыскана только за счет бюджета МО «Северо-Байкальский район».

Исходя из содержания заявленных истцом требований и дополнений к ним правовым основанием взыскания уплаченных средств является ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (убытки) и ст. 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации (неосновательное обогащение).

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная норма предполагает неосновательное обогащение одного лица за счет другого (пострадавшего) при отсутствии обязательственных правоотношений между участниками.

В предмет доказывания по делу входят факты приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие законных оснований в пользовании имуществом и размер неосновательного обогащения ответчика за счет истца.

Удовлетворение иска возможно при доказанности истцом совокупности указанных фактов.

Суд считает утверждения истца о необходимости взыскания с ответчиков неосновательного обогащения необоснованными, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно положениям подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, ответственность за определение стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии была возложена на орган местного самоуправления.

Принимая постановление № 76 от 18.03.2010, Администрация МО «Северо-Байкальский район» вопреки требованиям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, неправильно определила стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Незаконность действий Администрации МО «Северо-Байкальский район» подтверждена вступившими в законную силу судебными актами Северобайкальского городского суда Республики Бурятия по искам Тяжковой А.Г. и Коротеевых.

При рассмотрении указанных дел ни Российская Федерация, ни Республика Бурятия к участию в процесс Северобайкальским городским судом Республики Бурятия не привлекались.

В апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 18.11.2013 указано на то, что причинение Коротеевым вреда произошло в связи с действиями муниципального образования в результате незаконного установления размера стоимости одного квадратного метра жилья общей площади в размере 12 000 рублей, принятием постановления № 76 от 18.03.2010, установившим такой размер стоимости. Правовых оснований для вывода о причинении Коротеевым убытков действиями иных лиц, для возложения на них обязанности по его возмещению, у суда не имелось.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что ситуация, связанная с обращением граждан Тяжковой и Коротеевых с исками в суд общей юрисдикции, возникла по причине неправомерности утверждения Администрацией МО «Северо-Байкальский район» норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Вины Российской Федерации, Республики Бурятия судом в данном случае не усматривается, истцом вина ответчиков не подтверждена.

В настоящее время республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока. Механизм реализации программы и порядок перечисления субсидий со стороны государственного заказчика и исполнителя подпрограммы были соблюдены. Постановления Правительства Республики Бурятия № 243 от 30.07.2003, № 310 от 02.10.2006 не предусматривают механизма перерасчета субсидии в случае неправильного определения Администрацией её размера.

Увеличение размера субсидии, подлежащей выплате Коротеевым, возникло исключительно в результате неправомерных действий Администрации МО «Северо-Байкальский район», связанных с неверным определением норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размера субсидии.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы права истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) Российской Федерации и Республики Бурятия вины в сложившейся ситуации, не доказан факт приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков имущества за счет Администрации МО «Северо-Байкальский район».

Из решения суда общей юрисдикции следует, что сумма субсидии Коротеевым, как участникам Подпрограммы, выплачена за счет бюджетов трех уровней, размер выплаченной субсидии определил истец.

Следовательно, Российская Федерация и Республика Бурятия выполнили принятые обязательства по софинансированию указанной Подпрограммы.

Поэтому ссылку истца на статью 86 Бюджетного кодекса РФ суд отклоняет, так как отсутствует основание считать, что истец, выплатив по решению суда общей юрисдикции взысканную сумму в пользу Коротеевых, исполнил расходные обязательства ответчиков и понес убытки.

Ссылку истца на статью 321 Гражданского кодекса Российской Федерации, как правовое обоснование иска, суд отклоняет, так как обязательства ответчиков и истца по софинансированию Подпрограммы не являются правоотношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ.

Решение суда общей юрисдикции не содержит выводов о нарушении ответчиками обязательства перед Коротеевыми и, как следствие, причинении им имущественного вреда, и возложении на истца обязанности возместить вред, причиненный ответчиками.

Поэтому отсутствует основание считать, что истец обратился с регрессным иском к ответчикам.

Поскольку в действиях ответчиком не усматривается нарушений требования закона спорные правоотношения невозможно квалифицировать как убытки (15 ГК РФ).

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов, связанных с реализацией подпрограммы в части предоставления субсидии.

руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья В.С.Филиппова