г. Владимир
31 июля 2013 года Дело № А11-10131/2012
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2013 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Шимановской С.Я., судей: Батраковой Е.Н., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковиной А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, Владимирская область, г. Ковров (ОГРН <***>),
о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова", в части пункта 1.15, а именно, в части дополнения приложения 10 части IV Правил землепользования и застройки города Ковров Владимирской области земельным участком, под наименованием – "Сквер по проспекту Ленина", под номером – "25", с месторасположением – "Расположен со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Коврова, Владимирская область, г. Ковров,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – лично (паспорт выдан 27.06.2002 к.п. 332-010 УВД г. Коврова и Ковровского района Владимирской области),
от заинтересованного лица – ФИО2 – по доверенности от 03.11.2010 № 01-19/859 (сроком действия на три года),
от третьего лица – не явился, извещен,
информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru;
установил.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова", в части пункта 1.15, а именно, в части дополнения приложения 10 части IV Правил землепользования и застройки города Ковров Владимирской области земельным участком, под наименованием – "Сквер по проспекту Ленина", под номером – "25", с месторасположением – "Расположен со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина".
Более подробно доводы заявителя изложены в его заявлении в суд без даты без номера.
Совет народных депутатов города Коврова с заявленными требованиями не согласился.
По мнению Совета народных депутатов города Коврова, при принятии решения от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова" им соблюдены установленные требования к порядку его подготовки и принятия.
Подробное обоснование своей позиции изложено Советом народных депутатов города Коврова в отзыве от 10.07.2013 № 01-19/375.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 11.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Коврова.
Администрация города Коврова считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указав, что внесение изменений в правила землепользования и застройки производилось в соответствии с нормами действующего градостроительного законодательства.
Подробное обоснование своей позиции изложено администрацией города Коврова в отзыве на заявление от 17.07.2013 № 04-41-3/848.
При рассмотрении в открытом судебном заседании материалов дела, арбитражным судом установлено нижеследующее.
15.10.2009 ФИО1 обратился в администрацию города Коврова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 0,13 га для размещения спортивно-оздоровительного центра по адресу: Владимирская область, г. Ковров, в районе домов № 57, 59 по проспекту Ленина.
12.01.2012 администрацией города Коврова принято постановление № 58 об утверждении схемы расположения земельного участка, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, расположенного в г. Коврове Владимирской области, в районе домов № 57, 59 по проспекту Ленина, площадью 1250 кв.м. Разрешенное использование вышеназванного земельного участка - для строительства спортивно-оздоровительного центра.
Главой муниципального образования город Ковров Владимирской области принято постановление от 24.02.2012 № 419, согласно которому ФИО1 отказано в предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью 1250 кв.м, расположенном по адресу: Владимирская область, город Ковров, в районе домов № 57 и 59 по проспекту Ленина.
31.08.2012 администрацией города Коврова принято постановление № 2025 о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова Владимирской области.
В соответствии с одним из изменений, отраженному в вышеуказанном постановлении, было предложено дополнить "список зон природных рекреаций" города Ковров Владимирской области (Приложение 10 части IV вышеназванных Правил) участком, "расположенным со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина", под наименованием – "Сквер по проспекту Ленина".
15.11.2012 администрацией города Коврова было подготовлено распоряжение № 267р "О направлении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова" в Совет народных депутатов города Коврова.
28.11.2012 Советом народных депутатов города Коврова было принято решение № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова", в соответствии с пунктом 1.15 настоящего решения Совет народных депутатов города Коврова дополнил Приложение 10 части IV Правил землепользования и застройки города Ковров Владимирской области, в том числе, следующим пунктом: 25 – сквер по проспекту Ленина расположен со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина.
Считая решение Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова", в части пункта 1.15, а именно, в части дополнения приложения 10 части IV Правил землепользования и застройки города Ковров Владимирской области земельным участком, под наименованием – "Сквер по проспекту Ленина", под номером – "25", с месторасположением – "Расположен со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина" не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, не нашел оснований для удовлетворения требования заявителя.
При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий: если нормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Суд оценил оспариваемый нормативный акт на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований регулируется главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (части 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. В сообщении указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (части 9 - 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, с приложением протоколов публичных слушаний и заключений о результатах публичных слушаний, должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Парки, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц) согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Суд установил, что 20.01.2012 администрация города Коврова опубликовала в газете "Ковровская неделя" № 3 информационное сообщение о намерении предоставить с предварительным согласованием места размещения объекта земельный участок в районе домов № 57 и № 59 по пр. Ленина, площадью 1250 кв.м для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Фактически испрашиваемый ФИО1 земельный участок в районе домов № 57 и № 59 по пр. Ленина занят зелеными насаждениями, ни за кем не закреплен, данной территорией может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.
13.02.2012 в администрацию города Коврова поступило обращение жителей домов № 57, 59 по проспекту Ленина г. Коврова, в котором жители категорически возражали против строительства спортивно-оздоровительного комплекса в районе указанных домов.
14.02.2002 в администрацию города Коврова поступило обращение Объединения Ковровских литераторов и Дома детского творчества, детской видеостудии "Лидер", которые так же выступили против строительства спортивного комплекса.
Из указанных обращений усматривается, что жители считают необходимым сохранение на испрашиваемой ФИО1 территории существующего сквера.
Статьей 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В статье 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На территории муниципального образования г. Ковров приняты "Правила землепользования и застройки", утвержденные решением Совета народных депутатов г. Коврова от 01.12.2011 № 460.
Приложением 10 части IV "Правил землепользования и застройки г. Коврова" установлен список зон природных рекреаций, включающий в себя парки, скверы, бульвары, пляжи, аллеи и т.д.
С учетом мнения населения администрация города Коврова пришла к выводу о необходимости совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки на соответствующей территории путем закрепления за сквером, расположенным со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина, статуса зоны природных рекреаций, что соответствует фактическому назначению и использованию этой территории.
В связи с этим было принято решение о внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Коврова" в части включения в список зон природных рекреаций (приложение № 10 части 4 Правил землепользования и застройки) указанного сквера.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
07.09.2012 администрацией города Коврова опубликовано информационное сообщение в газете "Ковровская неделя" № 36 о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в "Правила землепользования и застройки г. Коврова" в части включения в приложение 10 части IV "Правил" сквера со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина.
29.10.2012 в администрации города Коврова состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования.
Согласно части 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Во исполнение данной нормы комиссией по землепользованию и застройке подписаны протоколы публичных слушаний от 29.10.2012 № 12/2012, а так же заключение по результатам публичных слушаний от 29.10.2012 № 12/2012, которым было рекомендовано главе города принять и направить для утверждения проект изменений в Правила землепользования и застройки г. Коврова.
В протокол о результатах публичных слушаний внесены замечания и возражения ФИО1 по вопросу включения сквера по проспекту Ленина в зону природных рекреаций.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Ковровская неделя" от 16.11.2012 № 46.
Пунктом 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, запрещающих органам местного самоуправления вносить изменения в правила землепользования и застройки в части закрепления за той или иной территорией статуса территории общего пользования при наличии заявлений о проведении выбора земельного участка на данных территориях.
Запрета на внесение изменений в правила землепользования и застройки в случае несогласия с проектом изменений населения городского округа или отдельно взятого гражданина действующее законодательство так же не содержит.
Таким образом, не усмотрев причин для отклонения проекта "Правил землепользования и застройки г. Коврова" глава администрации города Коврова принял решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления, что оформлено распоряжением администрации г. Коврова Владимирской области № 267р от 15.11.2012.
Как усматривается судом, оспариваемое решение Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова" принято полномочным представительным органом муниципального образования город Ковров - Советом народных депутатов города Коврова в пределах компетенции в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 27 Устава муниципального образования город Ковров.
Основанием подготовки проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова послужило обращение жителей домов № 57, 59 по проспекту Ленина в г. Коврове, а также Объединения Ковровских литераторов и Дома детского творчества, детской видеостудии Лидер", которые возражали против строительства спортивно-оздоровительного комплекса на земельном участке, расположенном со стороны внутридомовой части домов № 57 - 59 по проспекту Ленина.
По проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова в соответствии с требованиями статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации проводились публичные слушания. Протокол публичных слушаний от 29.10.2012 и заключение № 12/2012 о результатах публичных слушаний распоряжением администрации города Коврова от 15.11.2012 № 267р направлены в Совет народных депутатов города Коврова вместе с проектом решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова.
Решение Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова" опубликовано в газете "Ковровская неделя" от 30.11.2012 спец.выпуск № 37.
Таким образом, при принятии решения Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 г. № 295 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова" соблюдены установленные требования к порядку его подготовки и принятия.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального и процессуального права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что приведенные в заявлении доводы заявителя выражают несогласие с оспариваемым нормативным актом, что не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, арбитражный суд установил, что фактически оспариваемые документы не нарушают прав Предпринимателя на осуществление предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах требование Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 200 руб. относится на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1, Владимирская область, г. Ковров, в удовлетворении требования.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий С.Я. Шимановская
Судьи Е.Н. Батракова
Л.П. Новикова