ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-10328/13 от 31.03.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                       Дело № А11-10328/2013

07 апреля 2014 года  

    Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2014.

Решение в полном объёме изготовлено 07.04.2014.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Батраковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овсянниковой А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Китеж» о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области  №8136-01 от 31.10.2013 об отказе в утверждении образования земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 и утвердить данный раздел,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.08.2013 № 26/08/13;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2014 №1.

Информация о движении дела (в том числе об объявленном перерыве) была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru (отчёты о публикации судебных актов).

Общество с ограниченной ответственностью «Китеж» (далее – Общество, ООО «Китеж», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области  №8136-01 от 31.10.2013 об отказе в утверждении образования земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 и утвердить данный раздел.

В обоснование заявленного требования Общество указало на то, что Управление необоснованно отказало в утверждении раздела земельного участка. При этом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области утвердило образование трёх земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, поставило их на временный кадастровый учет и выдало  кадастровые паспорта.  

Заявитель пояснил, что утверждение раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 необходимо для последующего выкупа в собственность одного из вновь образованных земельных участков  в границах которого расположены шесть объектов недвижимости Общества.

Заявитель считает, что внутриведомственные отношения Росимущества и Управления не могут препятствовать реализации прав Общества на приобретение данного земельного участка.

Более подробно доводы изложены в заявлении и в возражениях на отзыв.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее – Управление) с доводами заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве от 20.02.2014.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 13 ноября 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 площадью 88 727 кв.м (правообладатель Российская Федерация) на три земельных участка с кадастровыми номерами: 33:11:060501:282; 33:11:060501:283; 33:11:060501:284 с целью дальнейшего выкупа в собственность ООО «Китеж» земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284 площадью 23 960 кв.м, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В границах вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284 площадью      23 960 кв.м находятся принадлежащие ООО «Китеж» объекты недвижимого имущества.

В целях раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 и последующего выкупа в собственность вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284, Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением об уточнении местоположения границ и площади данного земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124. Общество за свой счёт, выполнило работы по оформлению межевого плана данного земельного участка.

Управление (как собственник данного земельного участка) согласовало уточнение местоположения вышеуказанного участка в связи с чем межевой план зарегистрирован в Управлении    Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.

На основании данного межевого плана, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области утвердило образование трёх земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, поставило их на временный кадастровый учет и выдало Обществу кадастровые паспорта. Разрешенное использование всех вновь образованных земельных участков: под производственной зоной, местоположение: Владимирская обл., Судогодский р-он, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи.

В феврале 2013 года Управление запросило от Общества дополнительные документы, помимо предусмотренных в перечне, утвержденном Приказом № 475 от 13.09.2011 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», а именно: обоснования размеров вновь созданных участков с перечнем всех объектов недвижимости, находящихся в рамках всех трёх вновь образованных участков.

Указанные документы, обосновывающие нормативные размеры каждого из вновь образованных участков и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по всем объектам недвижимого имущества, находящимся в границах данных земельных участков были предоставлены.

31 октября 2013 года Управление отказало в утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 на три вновь образованных участка, сославшись на несоответствие предоставленных документов действующему законодательству и отсутствие оснований для принятия решения об образовании данных трёх земельных участков в результате указанного раздела.

Посчитав отказУправления незаконным, нарушающим его права, законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В части 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В силу пункта 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, исходя из анализа данного Положения, а также Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 №374, соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае - Управление Росимущества по Владимирской области) наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа не должна влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений.

С учетом изложенного доводы Территориального управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения об образовании земельных участков в связи с необходимостью получения соответствующего поручения от Росимущества, признаются несостоятельными и отклоняются.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Кодекса).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11.3 Кодекса землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Кодекса закрепляет положения, подлежащие применению при обращении указанных лиц.

В пункте 7 статьи 36 Кодекса установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу пункта 6 статьи 11.2 Кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Из представленных в материалы дела документов следует, что для утверждения раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 в Управление был представлен межевой план от 03.10.2012, который подготовлен кадастровым инженером МУП «Центр геодезии» г.Владимира ФИО3 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем раздела указанного земельного участка, расположенного по адресу:Владимирская обл., Судогодский р-он, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи.

На основании данного межевого плана, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области утвердило образование трёх земельных участков с кадастровым номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, поставило их на временный кадастровый учет и выдало кадастровые паспорта. Разрешенное использование всех вновь образованных земельных участков: под производственной зоной, местоположение: Владимирская обл., Судогодский р-он, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи.

ООО «Китеж» обладает на праве собственности следующими объектами недвижимости: зданием трансформаторной подстанции площадью 71,8 кв.м (свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АК № 935065 от 30.07.2010); навесом для сельхозмашин площадью 3 262,8 кв.м (свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АЛ№ 235438 от 30.12.2011); семяочистителем и сортировочной площадью 588,6 кв.м (Свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АЛ № 514283 от 23.10.2012); склад-ангаром площадью 560,8 кв.м (свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АЛ № 514285 от 23.10.2012); склад-ангаром площадью 555,9 кв.м (свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АЛ № 514284 от 23.10.2012); пунктом технического обслуживания площадью 165,3 кв.м (свидетельство о гос. регистрации права серия 33 АЛ № 514282 от 23.10.2012).

Судом установлено, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества находятся в собственности ООО «Китеж» и находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284 площадью         23 960 кв.м, расположенного по адресу: Владимирская обл., Судогодский р-он, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи, на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам.

На момент подачи обращения с заявлением, перечень прилагаемых к нему документов полностью соответствовал Приказу от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» и п. 5 ст. 36 Кодекса, а также по требованию заинтересованного лица были предоставлены дополнительные документы: правоудостоверяющие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу; схема раздела земельного участка; обоснование площади и границ образуемых земельных участков, исходя из схемы раздела; схема, отображающая расположение объектов недвижимости в границах земельного участка по каждому из трёх вновь образованных земельных участков.

При этом Управление не представило доказательства наличия законно установленных ограничений для утверждения раздела спорного участка, а также доказательства того, что полученные от Общества документы составлены с нарушением норм земельного законодательства.

Таким образом, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в утверждении раздела земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признает незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Управления, изложенное в письме 31.10.2013 № 8136-01.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного по решению арбитражного суда на Управление возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения образования земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282,  33:11:060501:283,  33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124.

На основании статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем судебные расходы в размере 2000 руб. подлежат взысканию с Управления.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области  № 8136-01 от 31.10.2013 об отказе в утверждении образования земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282,  33:11:060501:283,  33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124.

2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области утвердить данный раздел.

3. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Китеж» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.   

Судья                                                                                     Е.Н. Батракова