ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-13432/2021 от 27.01.2022 АС Владимирской области

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир

03 февраля 2022 года Дело № А11-13432/2021

Резолютивная часть оглашена 27.01.2022.

Полный текст решения изготовлен 03.02.2022.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
Смагиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Начаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
№ А11-13432/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Велопарк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании решения об одностороннем отказе от 03.08.2021 № 3601/3690 от исполнения контракта от 14.04.2021 № 17Э недействительным,

при участии:

от истца – не явились, извещены;

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 02.04.2021 № 36-01/1531 сроком действия до 31.12.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Велопарк» (далее –
ООО «Велопарк», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее – УЖХК администрации города Владимира, Управление, ответчик) о признании решения об одностороннем отказе от 03.08.2021 № 3601/3690 от исполнения контракта от 14.04.2021 № 17Э недействительным.

Ответчик в отзыве на исковое заявление считал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что согласно приложению № 2 к контракту от 14.04.2021 № 17Э срок выполнения работ – до 01.08.2021. Как указывает ответчик, Общество 18.05.2021 направило в адрес Управления письмо, в котором выразило претензии к сметной документации контракта, а также указало, что ответчик не передал строительную площадку по акту приема-передачи. Письмом от 09.06.2021 № 36-01/2569 ответчик сообщил истцу о передачи строительной площадки последнему. Управление также разъяснило Обществу, что объемы работ по контракту четко определены и предусмотрены техническим заданием, ведомостью объемов работ. Проект контракта с приложениями являлся частью документации об аукционе в электронной форме. Общество имело возможность ознакомиться с ним и принять решение о необходимости участия в аукционе, а также воспользоваться при необходимости правом на разъяснение документации, которым истец не воспользовался. Ответчик считает письма истца от 18.05.2021, от 06.06.2021 злоупотреблением правом, направленном на уклонение от исполнения контрактных обязательств. Решение истца об одностороннем отказе от исполнения контракта является необоснованным. Ответчик указывает, что условия спорного контракта не содержат обязанности по подписанию акта приема-передачи строительной площадки.

В судебном заседании 26.01.2022 представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Арбитражный суд, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв в судебном заседании до 27.01.2022.

После перерыва, стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам. Дополнительных письменных позиций, заявлений, ходатайств, в том числе препятствующих рассмотрению спора по существу, от сторон в материалы дела не поступило.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, изучив и заслушав позиции лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 14.04.2021 между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключен контракт на выполнение работ для муниципальных нужд города Владимира № 17Э (далее – контракт), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству парка культуры и отдыха «Добросельский» в городе Владимире (устройство асфальтового памп-трека) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Из пункта 1.2 контракта следует, что заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ в рамках, оговоренных контрактом, принять их результат и оплатить надлежащим образом исполненные обязательства, предусмотренные п. 1.1. контракта на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Согласно пункту 1.3 контракта подрядчик выполняет работы своим иждивением (часть 1 ст. 704 ГК РФ).

В силу пункта 2.5 контракта 2.5. требования к работам: работы должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, если такие требования предъявляются действующим законодательством российской федерации и настоящим контрактом; работы должны быть выполнены в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом; предусмотренные настоящим контрактом работы осуществляются в соответствии с требованиями технического задания (приложение №3 к контракту) и условиями контракта.

Пунктом 3.1 контракта установлено, что цена настоящего контракта составляет 3 316 313,75 руб. (три миллиона триста шестнадцать тысяч триста тринадцать рублей 75 копеек), без НДС и является твердой на весь срок исполнения настоящего контракта в соответствии с протоколом согласования твердой контрактной цены, который является неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение № 1 к контракту). Цена контракта определяется с учетом прогнозного уровня инфляции на период выполнения работ по настоящему Контракту. Источник финансирования: Постановление администрации Владимирской области от 30.08.2017 №758 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Благоустройство территорий муниципальных образований Владимирской области»; Постановление администрации города Владимира от 01.12.2017 № 4063 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Владимира»; Соглашение между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области и Администрацией города Владимира от 16.01.2021 № 17701000-1-2021-002; Бюджет города Владимира, утвержденный решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2020 № 50 «О бюджете города на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов».

Расчет по контракту за выполненные работы осуществляется после выполнения всего объема работ, в пределах стоимости выполненных работ в течение 30 дней с момента подписания заказчиком актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2 «акт о приемке выполненных работ») и справок о стоимости выполненных работ и затрат(форма КС-3 «справка о стоимости выполненных работ и затрат»). Выплата аванса по контракту не предусмотрена (пункт 3.6 контракта).

В соответствии с пунктом 4.1 контракта срок выполнения работ по настоящему контракту определяется в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение № 2 к контракту).

В силу пункта 5.7 контракта заказчик проводит приемку выполненных работ в течение 10 календарных дней, со дня следующего за днем подачи отчетной документации, и подписывает акты выполненных работ, а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих результаты выполненных работ, или иных недостатков выдает замечания в виде официального письма или акта с перечнем выявленных недостатков подрядчику в порядке, установленном п. 5.9. контракта.

Подрядчик направляет уполномоченное лицо, представляющее его интересы, и получает на 11 (одиннадцатый) календарный день рассмотрения поданной отчетной документации, замечания по отчетной документации, либо иную другую информацию нарочно. Замечания, либо иную другую информацию, можно получить ранее по согласованию с заказчиком. В случае неявки уполномоченного лица, представляющего интересы подрядчика, срок приемки работ и рассмотрения отчетной документации продлевается до момента явки уполномоченного лица (пункт 5.9 контракта).

Права и обязанности сторон содержатся в разделе 6 контракта.

Из пункта 6.4.1 контракта следует, что подрядчик обязан предоставить заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после подписания настоящего контракта документы, уполномочивающие лиц представлять его интересы, непосредственно контролировать, исполнять обязательства подрядчика и актировать выполненные работы, с указанием контактных телефонов.

Пунктом 9.5 контракта установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 9.6 контракта если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.

Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Контракт считается заключенным с момента его подписания заказчиком и размещения в единой информационной системе (пункты 10.1, 10.2 контракта).

В приложении № 2 к контракту сторонами согласован срок выполнения работ, а именно: с момента заключения контракта до 01.08.2021.

Как поясняет истец, письмом от 18.05.2021 № 4 Общество уведомило Управление о выявленных в сметной документации замечаниях, смета не учитывает весь объем предстоящей работы и количество применяемых для выполнения работ и товаров.

Письмом от 06.06.2021 № 5 Общество указало Управлению, что смета содержит всего три позиции и не учитывает объемы предстоящей работы и количество применяемых для выполнения работ товаров. Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 декабря 2019 г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства смета контракта должна содержать определенные в соответствии с разделом VI Порядка наименования конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определенную с учетом подлежащих выполнению объемов работ. Содержащаяся в аукционной документации смета не отвечала указанным условиям методики. Истец пояснил, что указанное письмо является уведомлением об одностороннем отказе от исполнения спорного контракта.

В ответ на указанные письма ответчик уведомлением от 09.06.2021
№ 36-01/2569 пояснил, что объемы работ по контракту четко определены и предусмотрены техническим заданием, ведомостью объемов работ. Проект контракта с приложениями являлся частью документации об аукционе в электронной форме. Общество имело возможность ознакомиться с ним и принять решение о необходимости участия в аукционе, а также воспользоваться при необходимости правом на разъяснение документации, которым истец не воспользовался. Доводы о том, что смета по контракту не отвечает методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, являются необоснованными поскольку предметом работ по контракту является благоустройство парка культуры и отдыха «Добросельский» в городе Владимире (устройство асфальтового памп-трека), а не строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Указанным письмом заказчик предложил подрядчику незамедлительно направить уполномоченного представителя для решения вопросов, связанных с исполнением контракта. Также ответчик потребовал представить документы согласно пункту 6.4.1 контракта, обеспечить ежедневное нахождение работников истца на месте выполнения работы.

Письмом от 21.06.2021 № 6 истец повторно указал на выявленные в сметной документации недостатки, а также о несвоевременной передаче строительной площадки. Истец указал, что неисполнение ответчиком обязательств по спорному контракту препятствует Обществу приступить к выполнению работ.

В связи с тем, что подрядчик не приступил к выполнению работ, заказчик письмом от 03.08.2021 № 3601/3690 уведомил истца об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.04.2021 № 17Э.

Истец, посчитав односторонний отказ ответчика от исполнения спорного контракта незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что между сторонами заключен контракт от 14.04.2021 № 17Э, который, по своей правовой природе является договором подряда. Правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы; по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.

В силу пункту 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 9.5 контракта установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 9.6 контракта если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков

В силу пункта 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Ответчиком 04.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Указанное решение получено ответчиком 04.09.2021, в результате чего, вступило в законную силу 15.09.2021.

Судом установлено, что работы по контракту от 14.04.2021 № 17Э в срок до 01.08.2021 не завершены.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (пункт 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В обосновании заявленных требований подрядчик ссылается на необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию.

При этом, из материалов дела следует, что проектно-сметная документация по спорному контракту прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение № 33-1-1-3-009623-2020, согласно которому проектная документация по объекту «Благоустройство парка культуры и отдыха Добросельский в городе Владимире» соответствует техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование.

Оценив довод Общества об отсутствии его вины в нарушении сроков выполнения работ вследствие нарушения Управлением условий контракта и несоответствия проектной документации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих подрядчику исполнить обязательства на предусмотренных контрактом условиях, невозможности надлежащего выполнения спорного объема работам по обстоятельствам, полностью зависевшим от заказчика, то есть свидетельствующим о его вине.

При этом суд учел, что подрядчик, являясь профессиональным участником рынка строительных работ, ознакомившись с документацией аукциона, действуя без принуждения и в условиях конкурентной среды, принял на себя обязательство по выполнению согласованного объема работ в установленный срок, учитывая специфику работ на объекте – парк культуры и отдыха, предъявляемые к работам требования, объемы и виды работ, соотнес все подлежащие учету показатели и документы, определил сроки выполнения этапов работ, принял их в качестве обязательного условия контракта, что исключает возможность ссылаться на недоработанную проектную документацию, неразумность сроков выполнения этапов работ.

Поскольку Общество не приступило к выполнению работ по контракту, заявлений о продлении срока выполнения работ не заявляло, работы не приостанавливало, в установленный контрактом срок обязательства истцом не были исполнены, доказательств наличия объективных и мотивированных причин неисполнения контракта в материалы дела не представлено, в результате чего, заказчик правомерно реализовал право на отказ от контракта в порядке, установленном законодательством, и условиями контракта при наличии соответствующих оснований, которые не были опровергнуты истцом в ходе рассмотрения дела.

Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что истец не приступил к выполнению работ, в результате чего, окончание работы к сроку становится явно невозможным, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта судом признается обоснованным. С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами с учетом положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 17, 65, 71, 101, 110, 121, 123, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в срок, не превышающий месяца с момента его вынесения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Смагина