ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2570/17 от 22.06.2017 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-2570/2017

26 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2017

Решение в полном объеме изготовлено 26.06.2017.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Семеновой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) об аннулировании лицензии от 12.04.2011 регистрационный номер 1103 серии ААА № 001133, выданной Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии представителей:

от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – ФИО1; по доверенности от 19.04.2017
№ 01-64/11-01;

от Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» - не явился, извещен надлежащим образом;

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе «Судебное делопроизводство» по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением об аннулировании лицензии
от 12.04.2011 регистрационный номер 1103 серии ААА № 001133, выданной Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса (далее – АНО ВПО ВИБ, Институт, заинтересованное лицо).

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование.

АНО ВПО ВИБ отзыв на заявление не представила, заявленные требования не оспорила.

В судебном заседании 22.06.2017 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 22.06.2017 – 16 час. 00 мин.

После перерыва стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся доказательствам.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» зарегистрирована в качестве юридического лица, о чём внесена соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (основной государственный регистрационный номер <***>).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 12.04.2011 выдало Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» лицензию регистрационный № 1103 серия ААА № 001133, на право ведения образовательной деятельности, с бессрочным сроком действия.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № ОГ-П8-9429 Рособрнадзором издан приказ от 18.02.2015
№ 188 «О проведении внеплановых проверок организаций высшего образования».

Согласно пункту 1 приказа от 18.02.2015 № 188 необходимо провести мероприятия по контролю в отношении образовательных организаций, выполнивших менее 4 показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, а также не предоставивших сведения для оценки эффективности деятельности, согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 № ДЛ-25/05пр.

Согласно пункту 180 приложения № 2 к протоколу заседания Межведомственной комиссии Институт был включен в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результатам мониторинга неэффективными, так как выполнил менее 4 показателей мониторинга эффективности.

В указанной связи, на основании приказа Рособрнадзора от 17.07.2015 № 1225 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» в период
с 22 по 24 июля 2017 года Рособрнадзором проведена внеплановая выездная проверка в отношении Института.

В соответствии с пунктом 5 приказа Рособрнадзора от 17.07.2015
№ 1225 задачами проверки являлись осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; осуществление федерального государственного надзора в сфере образования; осуществление федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

По результатам проверки образовательной деятельности Института выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также нарушения содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Итоги проверки зафиксированы в акте проверки от 24.07.2015
№ 386/ВП/Л/З/К.

По итогам проверки Институту Рособрнадзором выдано предписание
от 13.08.2015 № 03-55-283/33-Л/З об устранении в срок до 14.09.2015 выявленных нарушений лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в области образования.

Согласно письму ректора Института от 04.09.2015 № 3-01-01/087
(вх. № 03-55-487 от 08.09.2015) Институт представил в Рособрнадзор отчет в целях исполнения Предписания от 13.08.2015.

Вместе с тем, представленные Институтом документы не позволяли сделать вывод об устранении или не устранении нарушений, указанных в предписании.

В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения предписания от 13.08.2015 № 03-55-283/33-Л/З в полном объеме и в связи с истечением срока исполнения предписания Рособрнадзором на основании пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 1 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Рособрнадзором издан приказ от 06.11.2015 № 2047
«О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса».

На основании приказа Рособрнадзора от 06.11.2015 № 2047 в период с 10.11.2015 по 12.11.2015 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Института с целью проверки исполнения ранее выданного предписания.

В соответствии с пунктом 5 приказа Рособрнадзора от 06.11.2015
№ 2047 задачами данной проверки являлись проведение контроля по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности; проведение федерального государственного надзора в сфере образования.

По результатам проверки установлен факт неисполнения предписания
от 13.08.2015 № 03-55-283/33-Л/З.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица
от 12.11.2015 № 627/ВП/КП/Л/З, в котором отражены не устраненные Институтом нарушения лицензионных требований и требований законодательства в сфере образования.

Рособрнадзором сделан вывод о неисполнении Институтом предписания в полном объеме.

В связи с неисполнением предписания в отношении ректора Института возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 12.11.2015 № АП-19.5-627/ВП/КП.

Кроме того, Институту выдано повторное предписание об устранении выявленных нарушений от 12.11.2015 № 07-55-483/19-Л/ПП со сроком устранения нарушений до 27.11.2015.

Институтом не был направлен отчет об исполнении повторного предписания, что зафиксировано в акте от 25.01.2016 № 07-55-483/19.

Рособрназором сделан вывод о неисполнении Институтом повторного предписания.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Владимира от 10.12.2016 по делу об административном правонарушении № 5-1045/15 ректор Института признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с неисполнением повторного предписания от 12.11.2015
№ 07-55-483/19-Л/З/ПП, привлечением ректора Института к административной ответственности, 03.02.2017 Рособрнадзором издано распоряжение № 222-07 «О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса».

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии Института.

Арбитражный суд, проанализировав в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и в полном объёме представленные Управлением доказательства, приведёнными им доводы, пришёл к выводу об обоснованности заявленного требования.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным Постановлением Правительства РФ
от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 5.1 и пункту 5.9 Положения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

В соответствии с пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность является лицензируемым видом деятельности.

В силу части 12 статьи 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и части 6 статьи 93 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такие нарушения, предписание об их устранении с указанием сроков их устранения. Указанный срок их устранения не может превышать 6 месяцев.

Согласно части 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

Согласно части 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения иного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда.

Как видно из материалов дела, Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» имеет лицензию от 12.04.2011 регистрационный № 1103 на осуществление образовательной деятельности, с бессрочным сроком действия.

По результатам проверки установлен факт неисполнения предписания
от 13.08.2015 № 03-55-283/33-Л/З, а также выдано повторное предписание об устранении выявленных нарушений от 12.11.2015 № 07-55-483/19-Л/ПП, которое Институтом также не было исполнено.

Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих факт исполнения предписаний, оспаривания предписаний и их признания незаконными в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется и Автономной некоммерческой организацией высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» не представлено.

Неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

Институт, получив лицензию на осуществление образовательной деятельности, принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, в том числе требований, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Однако установленные судом в рамках настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении Общества к своей обязанности по соблюдению требований лицензируемого вида деятельности и являются достаточным основанием для аннулирования лицензии.

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.

Суд считает, что применение в данном случае к Институту такой меры, как аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности в настоящем случае является адекватной и соразмерной мерой для защиты интересов, как Российской Федерации, так и прав лиц, проходящих обучение в образовательном учреждении.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

Нарушения лицензионных требований и законодательства Российской Федерации в сфере образования были выявлены Рособрнадзором в
июле 2015 года и длительный период после их выявления не устраняются Институтом, в связи с чем аннулирование лицензии отвечает требованиям справедливости и соответствует характеру совершенного деяния.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определённого вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Таким образом, с учетом допущенных Автономной некоммерческой организацией высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» нарушений, суд приходит к выводу о наличии оснований для аннулирования выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Институту лицензии на право ведения образовательной деятельности от 12.04.2011 регистрационный номер № 1103, серия ААА № 001133.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Институт относятся расходы по государственной пошлине в сумме 6000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

аннулировать лицензию от 12.04.2011 регистрационный номер
№ 1103, серия ААА № 001133, на право ведения образовательной деятельности, выданную Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» (600001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» (600001, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Семенова М.В.